Туристический кластер республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 21:26, дипломная работа

Описание

Цель и задачи дипломного исследования.
Основная цель дипломной работы – выявить и охарактеризовать главные особенности, тенденции и перспективы развития туристского рынка РК, обозначить шаги по созданию и развитию туристического кластера в республике.
Для достижения данной цели необходимо выделить задачи. Во-первых, дать подробные теоретические основы таких понятий, как туризм, гостеприимство, туристский продукт, продвижение туристского продукта, рынок, индустрия туризма и т.д. Во-вторых, дать характеристику основных эффектов и функций туризма как отрасли экономики, привести примеры положительного и негативного воздействия индустрии туризма на экономику и на население страны. В-третьих, рассмотреть основные характеристики отечественного туристического рынка. В-четвертых, подробно представить меры по осуществлению казахстанской кластерной инициативы в сфере туризма. В-пятых, обобщить и сделать вывод о перспективах и тенденциях развития туристической отрасли РК.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы туризма и гостеприимства 8
1.1 Сущность и экономическое содержание туризма 8
1.2 Влияние индустрии туризма на экономику страны 28
Глава 2. Анализ развития туристических кластеров в Республике Казахстан 47
2.1 Состояние кластера на туристическом рынке Республики Казахстан 47
2.2 Развитие туристического кластера на рынке Республики Казахстан 60
Глава 3. Перспективы развития казахстанского туристического рынка 78
Заключение 87
Список использованных источников 91

Работа состоит из  1 файл

Диплом_Туристический кластер РК.doc

— 3.76 Мб (Скачать документ)

Обеспечено ежегодное  проведение обучающих семинаров  для предпринимателей туристского  бизнеса по составлению бизнес-планов и созданию инвестиционных проектов с привлечением грантов, технической помощи и инвестиций. Для презентации туристских возможностей Казахстана за рубежом изданы каталог инвестиционных проектов, путеводители, буклеты и другая рекламно-информационная продукция на бумажных и электронных носителях.

Большое содействие в формировании позитивного туристского имиджа Казахстана и привлечении инвестиций в туристскую индустрию оказывает рабочая группа Совета иностранных инвесторов (СИИ) при Президенте Республики Казахстан, в рамках которой в 2005 году создана подгруппа по туризму из числа заинтересованных членов рабочей группы СИИ. Также было принято решение об открытии с 2006 года Интернет-страницы "Туризм в Казахстане" на веб-сайте СИИ.

Сегодня практически  все существующие виды туризма представлены в Казахстане. В рамках развития туристского кластера в республике были выделены приоритетные направления развития туризма, такие, как деловой, экологический, культурно-познавательный, а также экстремальный виды туризма.

Основными поставщиками туристских услуг являются туристские организации, которые представлены 846 туристскими организациями и 30 индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензии на право осуществления туристской деятельности. Наибольшее количество действующих туристских фирм и предприятий гостиничного хозяйства находится в г. Алматы (605), Восточно-Казахстанской (124), Карагандинской (122), Алматинской (71) областях и г. Астане (79). На рынке туристских услуг Казахстана работает около 3,2 тыс. человек, 1,5 тыс. профессиональных гидов и экскурсоводов. 98,3 процента всех организаций туристского рынка представлены малыми предприятиями (численность работающих в них до 50 человек). Средние предприятия с численностью персонала до 250 человек составляют 1,3 процента, а крупные - 0,4 процента. Как видно из анализа, большинство туристских организаций составляют малые и средние предприятия, которые во многих странах мира являются эффективным генератором экономического роста, основанного на инновациях. Казахстанские туристские организации сотрудничают с семьюдесятью странами мира.

 

Рис. 13. Темпы роста туристских услуг  в % к соответствующему периоду предыдущего  годы

 

Согласно данным Агентства  Республики Казахстан по статистике в 2004 году в отраслях туризма в  Казахстане трудились 379,3 тыс. человек, что на 17,8 процента больше, чем в 2003 году.

Наряду с вышеуказанными на национальном туристском рынке осуществляют деятельность 37 туристских организаций  с иностранным участием.

 

Рис. 14. Темпы роста туристско-экономических  услуг в % к соответствующему периоду предыдущего года

 

Только от деятельности туристских организаций доход Республики Казахстан за 2005 год составил 5902,6 млн. тенге.

В целом в 2005 году по республике доход предприятий туристской индустрии увеличился на 16,8 процента и составил 30553,4 млн. тенге. В республиканский бюджет было перечислено 6526,5 млн. тенге, что на 37,6 процента больше, чем в предыдущем году. Общий объем оказанных услуг увеличился по сравнению с 2004 годом на 43,3 процента и составил 24516,8 млн. тенге.

По данным платежного баланса Национального Банка  Республики Казахстан (статья "Поездки"), объем услуг, предоставленных страной  нерезидентам в 2005 году, составил 684,5 млн. долларов США, объем услуг, полученных Казахстаном от нерезидентов, составил 667,1 млн. долларов США. Вклад туризма в ВВП страны в 2005 году составил 1,3 процента.

 

Рис. 15. Развитие туризма по Карагандинской области

 

Рис. 16. Объем туристско-экскурсионных  услуг, тыс.тенге.

 

 

По данным Пограничной  службы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан и Агентства  Республики Казахстан по статистике, наблюдается устойчивая тенденция  увеличения объемов въездного туризма  с 4291 тыс. туристов в 2004 году до 4365 тыс. туристов в 2005 году. Растут показатели по внутреннему туризму: с 2793,8 тыс. туристов в 2004 году до 3280 тыс. туристов в 2005 году.

Рис. 17. Государственная  политика и ее реализация в сфере  физической культуры и здравоохранения (млн.тенге)

 

Наряду с этим анализ данных Агентства Республики Казахстан  по статистике с 2000 года по 2005 год указывает  на расширение географии въездного  туризма: 60 стран в 2000 году, 161 страна в 2005 году. Анализ въездного туризма  показал, что 58,4 процента туристов посетили нашу страну с деловыми и профессиональными целями. С целью отдыха нашу страну посетили 12017 туристов (30,1 %), по приглашениям знакомых и родственников 10,2 процента, по коммерческим целям - 1,2 процента.

Ежегодно растут объемы выездного туризма. Если в 2000 году было отправлено туристскими фирмами за рубеж 67360 туристов, то по итогам 2005 года количество выехавших граждан Республики Казахстан составило 210692 туриста. Из государств дальнего зарубежья наибольшей популярностью среди жителей Казахстана пользуются Турция - 63,1 тыс. человек (30 %), Китай - 48,6 тыс. человек (23,1 %), Объединенные Арабские Эмираты - 23,8 тыс. человек (11,3 %). В выездном туризме большей частью преобладает выезд с целью досуга, рекреации и отдыха (44,7 %). Остальные цели выезда являются коммерческими - шоп-туры (29 %), деловыми и профессиональными (18,7 %).

 

Рис. 18. Объем туристско-экскурсионных  услуг, млн.тенге.

 

Создаются условия для  функционирования в стране современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей казахстанских и иностранных граждан в разнообразных туристских услугах, разработаны и приняты стандарты для обеспечения качества национального туристского продукта. Определены условия для привлечения инвестиций в развитие материально-технической базы туризма в Республике Казахстан.

Развитие туризма напрямую связано с развитием транспортной инфраструктуры. В нашу страну туристы прибывают в основном воздушным транспортом. В целях внутреннего туризма используется чаще автодорожный транспорт. Ежегодно пополняется перечень дорог республиканского значения, среди которых дороги, ведущие к крупным туристским объектам.

Основными факторами увеличения объемов въездного и внутреннего туризма являются развитие разветвленной транспортной сети и расширение географии всех видов пассажирских перевозок. Учитывая это, национальным перевозчиком - акционерным обществом "Национальная компания "Қазақстан темір жолы" и акционерным обществом "Пассажирские перевозки" при поддержке уполномоченного органа в сфере туризма начиная с 2002 года реализуется первый этап проекта по организации специализированного поезда "Жемчужина Шелкового пути" по маршруту: Алматы - Тараз - Шымкент - Ташкент - Самарканд - Ургенч - Бишкек - Рыбачье - Алматы.

В перспективе планируется  осуществление второго этапа  до Тегерана и третьего этапа - до Пекина через Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая.

В период с 2003 по 2005 годы расширилась нормативная правовая база международного сотрудничества в сфере туризма Республики Казахстан с зарубежными странами. В настоящее время действуют 26 соглашений в области туризма. На согласование контрагентам отправлены проекты соглашений о сотрудничестве в области туризма с Японией, Грецией, Францией, Катаром, Саудовской Аравией, Словенией, Польшей, Монголией, Малайзией. Укрепилось сотрудничество со Всемирной туристской организацией, являющейся в настоящее время специализированным учреждением Организации Объединенных Наций, и с национальными туристскими администрациями стран-членов Всемирной туристской организации.

Следует отметить, что  платежный баланс страны улучшается за счет постоянно растущего притока  иностранной валюты от нерезидентов в экономику страны, решаются вопросы финансирования сферы туризма: начиная с 2001 года были выделены финансовые средства в объеме 26 млн. 111 тысяч тенге на организацию мероприятий по туристской деятельности, включая участие в международных выставках и проведение международных туристских ярмарок в республике. С 2003 года объем финансирования туристских мероприятий увеличился в связи с принятием Программы до 32 млн. тенге, в 2004 году до 34 млн. тенге и в 2005 году сумма выделенных финансовых средств составила 39,5 млн. тенге.

Повышение конкурентоспособности  туристского продукта и индустрии  туризма путем кластерного развития поможет ускорить процесс создания кластерных звеньев, улучшить их взаимодействие и осуществить приоритетный план действий, представленный в виде республиканского мастер-плана. В рамках создания и развития туристского кластера в Казахстане планируется осуществление активной и жесткой маркетинговой политики в целях продвижения казахстанских туристских продуктов на мировой рынок.

В результате изучения ситуации на различных европейских и азиатских рынках можно сделать следующие выводы:

  • Центральная Азия в целом и Казахстан в частности все еще остаются неизвестными в части новых международных туристских направлений;
  • слово "Казахстан" часто узнаваемо, но все еще не имеет специального туристского имиджа;
  • как на европейском, так и на азиатском туристском рынке проявляется относительно большой интерес посетить Казахстан, что свидетельствует о реальных перспективах увеличения потока иностранных туристов.

Основными туристскими продуктами Казахстана для международных рынков определены комбинированные туры, предполагающие путешествие по маршруту "От бескрайних степей до заснеженных горных вершин", и степное сафари с использованием джипов и проживанием в юртах либо трейлерах.

В рамках задач по формированию новых направлений обеспечения  роста экономики и осуществлению  широкомасштабной государственной  поддержки развития туризма важное значение придается реализации следующей  Государственной Программы развития туристического кластера на 2007-2011 годы.

Сумма финансирования из средств республиканского бюджета, необходимая для реализации Государственной  программы в 2007-2011 годах, составляет 59318221 тыс. тенге, в том числе:

в 2007 году - 2329668 тыс. тенге; в 2008 году - 20637405 тыс. тенге; в 2009 году - 30635357 тыс. тенге; в 2010 году - 2774656 тыс. тенге; в 2011 году - 2941135 тыс. тенге.

Рис. 19. Удельный вес услуг туриндустрии в общем объеме платных услуг  по итогам 9 месяцев 2007 года

 

 

Мероприятия по реализации Государственной программы будут  осуществляться за счет средств, предусмотренных  в республиканском бюджете, и  других источников, не запрещенных  законодательством Республики Казахстан.

При этом объемы бюджетных  средств, необходимых для реализации Государственной программы, будут уточняться при утверждении республиканского бюджета на соответствующий год.

За счет местных бюджетов могут финансироваться мероприятия  по развитию туризма, проводимые на региональном уровне.

Ожидаемые результаты от реализации и индикаторы Государственной программы.

В ходе реализации Государственной  программы предполагается обеспечить стабильный рост потока туристов:

На первом этапе (2007-2009 годы):

  • по внутреннему туризму с 3,4 млн. туристов в 2007 году до 4,0 млн. туристов в 2009 году;
    • по въездному туризму с 4,5 млн. туристов в 2007 году до 6,0 млн. туристов в 2009 году;

На втором этапе (2010-2011 годы):

    • по внутреннему туризму с 4,1 млн. туристов в 2010 году до 4,5 млн. туристов в 2011 году;
    • по въездному туризму с 7,0 млн. туристов в 2010 году до 9,5 млн. туристов в 2011 году.

 

Рис. 20. Прирост Казахстанских  фирм сферы услуг  в 2006-2007 гг.

 

При условии, что в среднем один иностранный турист за время своего пребывания приносит в бюджет около 63500 тенге, за период с 2007 по 2011 годы поступления в бюджет от въездного туризма составят 603250 млн. тенге.

 

Рис. 21. Количество занятых  в сфере сельского туризма в Казахстане

 

За счет въездного  туризма будет также обеспечена занятость населения в сфере  туризма с 447,6 тыс. человек в 2007 году до 550,0 тыс. человек в 2011 году.

Реализация представленного  в Государственной программе комплекса мер будет способствовать дальнейшему увеличению потока туристов как за счет граждан страны, так и лиц, прибывающих из-за рубежа. В конечном итоге это приведет к значительному повышению привлекательности национального турпродукта и будет способствовать вхождению Казахстана в систему мирового туристского рынка как важной сферы международного предпринимательства и делового сотрудничества в рамках международной торговли услугами. Будет создана развитая конкурентоспособная туристская индустрия, которая может стать одним из значимых доходных секторов среди несырьевых отраслей экономики государства. При этом в республике будут созданы реальные условия и возможности для того, чтобы Казахстан стал центром туризма центральноазиатского региона.

В направлении развития государственного регулирования туристического кластера необходимо реализовать следующие меры:

  • разработать проекты нормативных правовых актов по вопросам обеспечения государственного регулирования международной торговли туристскими услугами с учетом предстоящего вступления Республики Казахстан во Всемирную торговую организацию;
  • совершенствовать национальное законодательство по вопросам развития въездного и внутреннего туризма, миграции, упрощения визовых и регистрационных процедур, таможенного и пограничного контроля;
  • принять необходимые нормативные правовые акты по вопросам инвестирования и налогообложения для развития въездного и внутреннего туризма;
  • совершенствовать систему статистического учета и отчетности в сфере туризма, внедрить Вспомогательный счет туризма (ВСТ) в систему национальных счетов;
  • совершенствовать методику формирования платежного баланса туристской отрасли с учетом рекомендаций Всемирной туристской организации и решений Статистической комиссии Организации Объединенных Наций;
  • активизировать сотрудничество в области туризма с зарубежными странами на основе расширения международной договорной базы отрасли;
  • повысить качество туристских и гостиничных услуг в соответствии с требованиями, установленными системой технического регулирования;
  • обеспечить максимальный уровень координации деятельности в сфере туризма между заинтересованными центральными исполнительными и другими государственными органами, а также между государственным и частным секторами;
  • обеспечить соответствующий уровень туристского менеджмента;
  • обеспечить государственную поддержку развитию туристской инфраструктуры и координацию действий центральных и местных исполнительных органов в этом направлении;
  • содействовать развитию частных инициатив в туристской отрасли.
  • Для решения вопросов развития инфраструктуры туризма и улучшения инвестиционного климата необходимо осуществить следующие меры:
  • подведение линии электропередачи;
  • строительство систем водоснабжения и водоотведения;
  • прокладку либо подведение телефонной линии и обеспечение спутниковой связью;
  • строительство и реконструкцию транспортных путей.

Информация о работе Туристический кластер республики Казахстан