Туристический кластер республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 21:26, дипломная работа

Описание

Цель и задачи дипломного исследования.
Основная цель дипломной работы – выявить и охарактеризовать главные особенности, тенденции и перспективы развития туристского рынка РК, обозначить шаги по созданию и развитию туристического кластера в республике.
Для достижения данной цели необходимо выделить задачи. Во-первых, дать подробные теоретические основы таких понятий, как туризм, гостеприимство, туристский продукт, продвижение туристского продукта, рынок, индустрия туризма и т.д. Во-вторых, дать характеристику основных эффектов и функций туризма как отрасли экономики, привести примеры положительного и негативного воздействия индустрии туризма на экономику и на население страны. В-третьих, рассмотреть основные характеристики отечественного туристического рынка. В-четвертых, подробно представить меры по осуществлению казахстанской кластерной инициативы в сфере туризма. В-пятых, обобщить и сделать вывод о перспективах и тенденциях развития туристической отрасли РК.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы туризма и гостеприимства 8
1.1 Сущность и экономическое содержание туризма 8
1.2 Влияние индустрии туризма на экономику страны 28
Глава 2. Анализ развития туристических кластеров в Республике Казахстан 47
2.1 Состояние кластера на туристическом рынке Республики Казахстан 47
2.2 Развитие туристического кластера на рынке Республики Казахстан 60
Глава 3. Перспективы развития казахстанского туристического рынка 78
Заключение 87
Список использованных источников 91

Работа состоит из  1 файл

Диплом_Туристический кластер РК.doc

— 3.76 Мб (Скачать документ)

Порой туризм порождает  рост темпов инфляции в регионе, где он развивается. Туристы вкладывают свои деньги, заработанные в другом регионе или стране, в экономику данного туристского региона. Поскольку это повышает доходы региона (как отмечалось выше), то может явиться и причиной инфляционного давления. Повышаются цены на товары первой необходимости: продукты, одежду, жилье, транспорт. Как правило, в туристских регионах особенно стремительно растут цены на землю (рост цен может достигнуть 20000 %). Цена, которую иностранцы готовы заплатить за свое проживание во время отпуска в туристском регионе, может резко понизить спрос на жилье самих местных жителей. Местные жители (имеющие сравнительно небольшие доходы) попросту вытесняются с рынка жилья в районах с развитой туриндустрией.

Таким образом, хотя туризм и обладает значительным потенциалом как инструмент экономического развития, но он не является панацеей от всех экономических недугов. Правительство должно приложить все усилия к оптимизации (а не максимизации) прибыли от туризма, принимая во внимание те издержки, которые может повлечь за собой его развитие.

Итак, к преимуществам развития туризма для страны относятся:

  • увеличение денежного потока в регион, в том числе приток иностранной валюты;
  • рост валового национального продукта;
  • создание новых рабочих мест;
  • реформирование структуры отдыха, которая может быть использована как туристами, так и местным населением;
  • привлечения капитала, в том числе и иностранного;
  • увеличение налоговых сборов принимающего региона.

Недостатки развития отрасли проявляются в том, что туризм:

  • влияет на рост цен на местные товары и услуги, на земельные и другие природные ресурсы и недвижимость;
  • способствует оттоку денег за границу при туристском импорте;
  • вызывает экологические и социальные проблемы;
  • может наносить ущерб развитию других отраслей.

Используя экономический  метод анализа туризма, необходимо учитывать влияние туризма на общество и природу. До настоящего времени интерес представляли лишь экономические показатели отрасли: валютные поступления, вклад в экспорт товаров и услуг, количество ночевок, объемы въездного туризма и т.д. Единым было мнение о том, что туризм приносит неоспоримые преимущества, прежде всего, в экономике и выгоды – туристическим центрам и их населению: финансовые поступления в бюджеты местных и национальных органов власти, обеспечение занятости и доходов населения, стимулирование развития сельскохозяйственного производства и местной инфраструктуры, сглаживание различий между индустриальными и аграрными регионами.

Затем исследователи  заговорили о негативном воздействии туризма на экологию турцентров. Замедление количественного роста объемов турпроизводства и стабилизация его на высоком уровне, усиливающаяся экологизация общественного сознания в западноевропейских странах обусловили переход к новому методу исследований туризма. «Во всем мире началась дискуссия о пользе и вреде туризма для экономики, экологии и общества, в то время как ранее речь шла только об экономике», — пишет в книге «Туризм — за и против» известный швейцарский исследователь туризма Д. Криппиендорф26.

Важнейшим переломным моментом в развитии общественной психологии потребления стал переход от рынка производителей к рынку потребителей, который был обусловлен ростом благосостояния общества, насыщением рынка разнообразными товарами и услугами. Это, в свою очередь, удовлетворив первостепенные потребности членов общества, вызвало к жизни новые, более сложные и утонченные мотивации поведения потребителей, а также экологизацию их сознания.

Сопоставив концепции  «мягкого» (экологического) и «жесткого» (экономического) туризма, можно сделать вывод о том, что первые шаги в этом направлении в Казахстане уже делаются.

Вывод из таблицы 2 заключается  в том, что на место потребления материальных ценностей ради самого потребления приходит новая волна наслаждения жизнью при одновременной заботе о сохранении окружающей нас природной среды.

Наряду с актуальностью  экологического метода исследования туризма особую значимость в настоящее время приобретает социокультурный метод, который ставит целью исследование анализа последствий воздействия туризма на традиционный уклад жизни и менталитет населения туристических центров. Данный метод рассматривает следующие аспекты:

  • коммерциализация туруслуг;
  • разрушение местных обычаев и традиций в турцентрах под влиянием западного стандарта жизни и западной культуры, носителями которых являются туристы;
  • утечка доходов от туризма из турцентров в страны Запада (вследствие того, что владельцами земельных участков, гостиниц, развлекательных центров являются западные компании).

Все эти выводы необходимо учитывать и в процессе отечественной туристической деятельности. Анализ зарубежного опыта в этой сфере и его практическое применение помогут казахстанским туристическим предприятиям избежать множества ошибок на этом поприще.

Положительное влияние  туризма на экономику государства  происходит лишь в том случае, когда  туризм в стране развивается всесторонне, т. е. не превращает экономику страны в экономику услуг.

 

Таблица 2

Сопоставление концепций  «мягкого» и «жесткого» туризма.

«Жесткий» туризм

«Мягкий» туризм

Массовый туризм

Индивидуальные и семейные туры

Мало времени

Много времени

Быстрые средства передвижения

Медленные и среднескоростные средства передвижения

Заранее согласованная  программа

Спонтанные решения

Импорт стиля жизни

Стиль жизни по образу страны пребывания

Достопримечательности

Впечатления

Удобно и пассивно отдыхать

Активность и разнообразие

Отсутствие предварительной информационной подготовки к поездке

Предварительный сбор информации о стране – цели путешествий

Невладение иностранными языками

Изучение иностранного языка

Чувство превосходства  над местным населением

Радость познания иной культуры

Шоппинг

Покупка только сувениров и подарков

Открытки с видами

Фотографии

Любопытство

Тактичность

Громогласность

Спокойная тональность




 

Конкретную роль поддержки  и развития туризма на государственном и международном уровнях играет государство. Опыт разных стран показывает, что успех развития туризма напрямую зависит от того, как на государственном уровне воспринимается отрасль, насколько она пользуется государственной поддержкой. Разработанные в ряде стран государственные программы стимулирования въездного туризма предусматривают льготы в налогообложении, упрощение погранично-таможенного режима, создание благоприятных условий для инвестиций в туризм, увеличение бюджетных ассигнований на развитие инфраструктуры, рекламу на зарубежных рынках, подготовку кадров. Примером такой страны может служить Турция, дающая льготы местным и иностранным инвесторам, туроператорам. Благодаря финансовой поддержке государства и местных властей туристская отрасль Турции находится на подъеме.

Причины, определяющие уровень  государственного влияния на развитие туризма, можно сгруппировать по следующим основным направлениям: экономические, политические, экологические, культурные и социальные. Следует подчеркнуть, что именно экономические преимущества от развития туризма в стране чаще всего являются решающим доводом в пользу активного участия государственных органов по развитию в ней туризма. «Доля туризма в национальной экономике и международной торговле превратила его в важный показатель мирового развития. Его постоянная роль в национальной экономической деятельности и в международном обмене, а также его влияние на выравнивание баланса внешней торговли превращают его в одну из основных отраслей мировой экономической деятельности»27.

Учитывая это, многие страны считают целесообразным на государственном уровне поддерживать развитие туризма на своей территории. Опыт Великобритании показывает, что основными аргументами для участия правительства в развитии туризма являются:

  • поступления иностранной валюты и их роль в балансе платежей;
  • создание занятости и необходимость в предоставлении образования и подготовки;
  • рост индустрии, требующий аккуратной координации развития, приоритетных мероприятий связей с общественности и маркетинга;
  • максимизация чистой прибыли для всего общества;
  • справедливое увеличение цен и прибыли;
  • создание имиджа страны как туристской дестинации;
  • рыночное регулирование защиты покупателей и предотвращение недобросовестной конкуренции;
  • обеспечение государственными товарами и инфраструктуры как части туристского продукта;
  • защита туристских ресурсов и окружающей среды;
  • регулирование аспектов социального поведения, к примеру –  казино;
  • установление уровня туристской активности через статистические исследования.

Согласно Закону Республики Казахстан «О туристской деятельности в Республике Казахстан» от 13 июня 2001 года государственное регулирование туристской деятельности осуществляется по следующим принципам:

1 содействие туристской  деятельности и создание благоприятных  условий для ее развития;

2 определение и поддержка  приоритетных направлений туристской  деятельности;

3 формирование представления  о Республике Казахстан как  о стране, благоприятной для туризма;

4 обеспечение безопасности, защиты прав туристов и туристских  организаций Республики Казахстан и их объединений, а также защита их интересов и имущества.

Основными целями государственного регулирования туристской деятельности являются:

1 обеспечение прав  граждан на отдых, свободу передвижения  в области туристской деятельности;

2 охрана окружающей  среды; 

3 создание условий  для деятельности, направленной  на воспитание, образование и оздоровление туристов;

4 развитие туристской  индустрии, обеспечивающей потребности  граждан при совершении путешествий;

5 создание новых рабочих  мест, увеличение доходов государства и граждан Республики Казахстан за счет развития туристской индустрии;

6 развитие международных  туристских контактов. 

Приоритетными направлениями  государственного регулирования туристской деятельности являются:

1 становление туризма как высокорентабельной отрасли экономики Республики Казахстан;

2 учет государственных  интересов, защита природного  и культурного наследия Республики  Казахстан при использовании  туристских ресурсов;

3 введение льготных  условий для организации туристской и экскурсионной работы среди детей, подростков, молодежи, инвалидов и малообеспеченных слоев населения;

4 создание благоприятных  условий для инвестирования туристской  индустрии;

5 поддержка и развитие  туристских организаций, занимающихся  въездным и внутренним туризмом на территории Республики Казахстан;

6 создание эффективной  системы туристской деятельности  для обеспечения потребностей внутреннего и международного туризма.

Государственное регулирование  туристской деятельности осуществляется посредством:

1 определения политики  по развитию индустрии туризма,  инвестиций в туризм;

2 принятия нормативных  правовых актов, направленных  на совершенствование отношений в области туристской деятельности;

3 лицензирования туристской  деятельности, стандартизации и сертификации услуг туристской индустрии в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

4 выделения бюджетных  ассигнований на разработку и  реализацию государственных программ  развития туризма в соответствии  с бюджетным законодательством;

Информация о работе Туристический кластер республики Казахстан