Туристический кластер республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 21:26, дипломная работа

Описание

Цель и задачи дипломного исследования.
Основная цель дипломной работы – выявить и охарактеризовать главные особенности, тенденции и перспективы развития туристского рынка РК, обозначить шаги по созданию и развитию туристического кластера в республике.
Для достижения данной цели необходимо выделить задачи. Во-первых, дать подробные теоретические основы таких понятий, как туризм, гостеприимство, туристский продукт, продвижение туристского продукта, рынок, индустрия туризма и т.д. Во-вторых, дать характеристику основных эффектов и функций туризма как отрасли экономики, привести примеры положительного и негативного воздействия индустрии туризма на экономику и на население страны. В-третьих, рассмотреть основные характеристики отечественного туристического рынка. В-четвертых, подробно представить меры по осуществлению казахстанской кластерной инициативы в сфере туризма. В-пятых, обобщить и сделать вывод о перспективах и тенденциях развития туристической отрасли РК.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы туризма и гостеприимства 8
1.1 Сущность и экономическое содержание туризма 8
1.2 Влияние индустрии туризма на экономику страны 28
Глава 2. Анализ развития туристических кластеров в Республике Казахстан 47
2.1 Состояние кластера на туристическом рынке Республики Казахстан 47
2.2 Развитие туристического кластера на рынке Республики Казахстан 60
Глава 3. Перспективы развития казахстанского туристического рынка 78
Заключение 87
Список использованных источников 91

Работа состоит из  1 файл

Диплом_Туристический кластер РК.doc

— 3.76 Мб (Скачать документ)

5 содействия кадровому  обеспечению туристской деятельности;

6 содействия участию  отечественных туристов, туроператоров  и турагентов и их объединений в международных туристских программах;

7 содействия в продвижении  туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;

8 обеспечения рационального  и эффективного использования,  учета и защиты туристских  ресурсов страны.

Подводя итоги, в наши дни нельзя не заметить того огромного  влияния, которое оказывает индустрия туризма на экономику страны. Эффективность туризма складывается из следующих функций:

    1. Туризм – источник средств и валютных поступлений для обеспечения занятости населения страны.
    2. Туризм расширяет вклады в платежный баланс страны.
    3. Туризм способствует диверсификации экономики, развивая отрасли, обслуживающие сферу туризма: торговлю, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления, строительство и т.д.
    4. Туризм развивает социальную и производственную инфраструктуру в туристских центрах.
    5. Туризм активизирует деятельность центров народных промыслов и развитие культуры.
    6. Туризм обеспечивает рост уровня жизни населения туристского региона.

Министр туризма и  спорта Темирхан Досмухамбетов: «Мировая практика доказала, что государства, которые вкладывают средства в развитие туристического бизнеса, получают огромные дивиденды. Считаю, что и в нашей стране туризма благодаря государственной поддержке принесет значительную и самое главное – стабильную прибыль. В основу новой Государственной программы развития туристской отрасли на 2007-2011 годы заложены рекомендации экспертов международной консалтинговой компании IPK, проводивших исследования туристического потенциала нашей страны. Несомненно, в ближайшие пять - шесть лет будет обеспечено создание конкурентоспособной туриндустрии»28.

Путь к современной эффективной индустрии туризма лежит через создание и развитие туристического кластера. Объединив все объекты туристской индустрии в единую систему на основе кластера, можно создать туристский продукт, который может стать серьезным катализатором экономического развития страны29.

При наличии продуманной  и последовательной государственной политики, стимулирующей развитие туризма в Казахстане, сосредоточенной в основном на развитии въездного и внутреннего туризма, в XXI веке государство будет переживать настоящий туристский бум, который приведет к повышению качества жизни всех казахстанцев.

 

 

Глава 2. Анализ развития туристических кластеров в Республике Казахстан

2.1 Состояние кластера  на туристическом рынке Республики  Казахстан

 

В последнее время наблюдается значительное увеличение интереса иностранных туристов к туристским достопримечательностям Республики Казахстан. Обусловлено это явление, прежде всего, географическим положением республики, большим потенциалом в области организации туристически привлекательных маршрутов и т.д. Туристическая привлекательность Казахстана объясняется наличием уникальных природных зон и заповедников, историко-культурных достопримечательностей мирового уровня.

Грамотное использование  этих ресурсов способствует развитию в республике практически всех видов туризма.

Статистические данные по состоянию на 01.01.2006 убеждают в  постоянной увеличении туристической  активности (рисунок 6).

Статистические данные демонстрируют увеличение туристской активности в Республике Казахстан в последние годы в среднем на 28% в год (рис. 6)30.

 

Рис. 6. Количество обслуженных  туристов в Республике Казахстан

Из графика представленного  на рисунке 6, видно, что среднегодовое  увеличение туристической активности колеблется в пределах 28% в год. Так за период с 2001 года по 2006 год количество обслуженных туристов увеличилось с 154,5 тысяч человек почти в 2 раза и составило 310 тысяч человек.

Благоприятные тенденции  в отечественной экономике, а  также государственная поддержка отрасли, связанная с реализацией программы кластерного развития, позволяют предположить, что тенденция роста общего количества туристов сохранится.

В соответствии с данными, представленными на рисунке 7 можно  сделать выводы относительно поступательной и устойчивой тенденции увеличения объема  выполненных работ и оказанных туристских слуг в Республике Казахстан за период с 2002 по 2006 годы.31

 

Рис. 7. Объем выполненных  работ и услуг в туристической  индустрии Республики Казахстан, тыс. тенге

 

 

Данные представленные на рисунке 7 свидетельствуют о положительной  динамике объемов выполненных работ  и услуг туристкой отрасли  Республики Казахстан. Так по состоянию  на 2002 год объем выполненных работ  составлял 946239 тысяч тенге, в 2003 году тот же показатель изменился в сторону увеличения и составил 1112520, в 2004 году наблюдался рост в пределах 1976543 тысяч тенге, в 2005 году – 3208760, а в 2006 году – 3861401 тыс. тенге.

Таким образом, за период с 2002 по 2006 год среднегодовая динамика изменения объема выполненных работ и услуг в туристкой отрасли Казахстана составляет 25%.

Экономическое влияние  туризма на экономику страны проявляется  через показатели денежных потоков, направленных из страны и в страну, которые генерируются туристским экспортом и импортом. Большая часть доходов от экспорта туристских услуг поступает от прибывающих иностранных туристов, а также от продажи билетов на отечественный транспорт и другие услуги в стране пребывания. Туристский импорт страны составляют деньги, потраченные ее гражданами во время зарубежных поездок, оплата ими транспортных расходов и других услуг в странах пребывания, а также оплата дивидендов иностранным инвесторам индустрии туризма. Разница между доходом страны от экспорта туристских услуг и стоимостью импорта туристских услуг представляет туристский платежный баланс, который может быть отрицательным (дефицит) и положительным.

В мировой практике туризм классифицируется в основном на: въездной, выездной и внутренний, причем въездной туризм считается основным генератором поступлений иностранной валюты, поэтому необходимо рассмотреть структуру туризма в Казахстане.

Структура туристкой  отрасли Республики Казахстан включает в себя 3 составляющих:

    • выездной;
    • внутренний;
    • въездной

Судить об уровне развития туристской отрасли можно по количественным показателям этих составляющих.

На первоначальном этапе (2003 год) развития туристкой отрасли, увеличение объема предоставляемых  услуг было достигнуто, в основном, за счет выездного туризма (рисунок 8)32. Понятие «выездной туризм» включает в себя огромное количество подвидов тематических посещений других государств, будь то созерцание Эйфелевой башни или египетских пирамид, катание на лодках по Темзе или Меконгу, лечение в Карловых Варах или Ессентуках и т.п.

 

Рис. 8. Видовая структура  туристской отрасли Республики Казахстан  в 2003 году

 

В 2003 году объем выездного туризма  в Казахстане составил 94,6 тыс. человек, а в 2004 году – 121 тыс. человек. Основную массу продаж в сегменте выездного туризма составляет так называемый туризм с целью досуга, рекреации и отдыха (44,7%). Остальные цели выезда являются коммерческими – шоп-туры (29%), деловыми и профессиональными (18,7%).

Так с целью отдыха на приморских курортах дальнего зарубежья наибольший спрос наблюдается на туристские продукты так стран, как:

Турция – 63,1 тыс. человек (30% от общего количества выезжающих);

Китай – 48,6 тыс. человек (23,1% от общего количества выезжающих);

Объединенные Арабские Эмираты – 23,8 тыс.человек (11,3% от общего количества выезжающих).

Коммерческие шоп-туры в основном организуются в Китай, Объединенные Арабские Эмираты и Грецию, что объясняется низким уровнем цен на товары, пользующиеся спросом в Казахстане.

Положительную динамику выездного туризма можно объяснить  выросшим уровнем обеспеченности населения  Казахстана.

Следующим фактором, указывающим, на уровень развития туристской отрасли республики является въездной

Так в Республике Казахстан  на современном этапе, наблюдается  положительная динамика увеличения объемов въездного туризма, что  говорит о позитивных тенденциях развития туристской отрасли в Республике Казахстан (рисунок 9)33.

 

Рис. 9. Количество туристов-нерезидентов, въехавших в Республику Казахстан  в 2003 году

 

Согласно статистических данных представленных на рисунке 9, в 2003 году туристические фирмы Казахстана обслужили 44,9 тыс. человек, въехавших в Казахстан, что в 1,5 раза больше, чем в предыдущем году. При этом из стран вне СНГ в Республику Казахстан прибыло 42,2 тыс. человек, что на 13,7тыс. человек больше чем в 2002 году (28,5 тыс.).

В соответствии с официальными статистическими данными, более 50% въездного  турпотока в 2003 году, составили туристы  из Германии. Среди стран СНГ наибольшую долю составляют туристы из России – 67,5%.

В 2004 году, по данным Агентства  Республики Казахстан по статистике туристическими организациями было обслужено 171427 туристов и экскурсантов (причем, въездного туризма – 74728 и внутреннего – 66928 человека). По данным пограничной службы Комитета Национальной Безопасности Республики Казахстан за этот период, количество нерезидентов въехавших в республику составило 3679859 человек, что, по сравнению с предыдущим годом, на 26,8% больше. Количество выехавших резидентов составило 2292946 человек, по отношению с аналогичным периодом 2001 год, данный поток туристов уменьшился на 780 человек34.

 

Рис. 10. Сегментирование  видов туризма в Казахстане в 2004-2005 годах

2004       2005

 

Как видно из данных рисунка 10, за 2004 год въездной туризм увеличился до 4,3 млн.человек (39%), выездной составил 3,9 млн.человек (35,5%), внутренний туризм возрос до 2,8 млн. человек (25,5%). Всего было обслужено 11 млн.человек.

Въездной туризм по итогам 2005 года увеличился на 2% и составил 4 млн. 365 тыс. человек, или 41% от общего потока посетителей. Количество участников внутреннего туризма также увеличилось на 5,3%. Количество выехавших туристов уменьшилось на 7,3% и составило 3004,0 тысяч человек (28,2%).

По сравнению с 2004 годом  в 2005 году в Казахстане наблюдалась  позитивная тенденция развития внутреннего и въездного туризма, хотя в целом туристический поток уменьшился с 11 млн.человек до 10,6 млн.человек.

Основная масса казахстанских  выезжающих покидают страну ради отдыха. Причем большинство едут провести отпуск и набраться сил в странах дальнего зарубежья, и только небольшая часть отправляется в страны СНГ. Зато иностранные граждане посещают Казахстан, как показывают статистические данные, в основном в рабочих поездках, то есть у нас активно развивается деловой туризм.

В 2005 году на различные конференции и другие международные события в страну прибыло более 23,3 тысячи человек. Однако с целью отдыха республику посетило около 30% иностранцев. Особый интерес сейчас пробуждается к экологическому туризму. 

Въездной турпоток, практически на 90% представлен деловым туризмом. Таким образом, летом, в сезон отпусков, вероятно, произойдет снижение числа въезжающих в страну.

Популярный сейчас в  мире экологический и экстремальный  туризм (высокогорные туры, пользующиеся спросом у иностранных туристов, предлагает, например, компания «Хан-Тенгри») занимает лишь небольшой процент в структуре въездного туризма. Поэтому, несмотря на некоторое оживление на этом направлении, на объемах рынка такие туры существенно не скажутся.

Внутренний туристский рынок в большинстве развитых в туристском плане странах приносит от 30 до 50% общего дохода от туризма. В этом отношении Казахстан имеет хорошие перспективы. Из-за отсутствия должного внимания развитию этого вида туризма, бюджет государства недополучает огромную сумму, продолжает разрушаться инфраструктура, наносится серьезный ущерб экологическому состоянию природных, культурных и исторических памятников.

Несмотря на то, что  у казахстанских туристов в отличие  от иностранных уровень претензий  ниже, недостаточно развитая индустрия отдыха отрицательно сказывается и на развитии внутреннего туризма.

Большинство граждан, совершающих  поездки внутри страны, проделывают  их либо с деловой целью, либо для  посещения родственников и знакомых. При возможности выбора места отдыха большинство казахстанцев предпочтут провести свой отпуск за пределами Казахстана. Сегодня внутренний туризм в основном является стихийным, неорганизованным. Исключение составляет деятельность немногих курортов, санаториев и туристских баз.

Удельный вес въездного  туризма в период с 2005 по 2006 год  увеличился на 1,03%, внутреннего туризма  также увеличился на 3,59%, а выездного  увеличился на 1,56%35.

Информация о работе Туристический кластер республики Казахстан