Туристический кластер республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 21:26, дипломная работа

Описание

Цель и задачи дипломного исследования.
Основная цель дипломной работы – выявить и охарактеризовать главные особенности, тенденции и перспективы развития туристского рынка РК, обозначить шаги по созданию и развитию туристического кластера в республике.
Для достижения данной цели необходимо выделить задачи. Во-первых, дать подробные теоретические основы таких понятий, как туризм, гостеприимство, туристский продукт, продвижение туристского продукта, рынок, индустрия туризма и т.д. Во-вторых, дать характеристику основных эффектов и функций туризма как отрасли экономики, привести примеры положительного и негативного воздействия индустрии туризма на экономику и на население страны. В-третьих, рассмотреть основные характеристики отечественного туристического рынка. В-четвертых, подробно представить меры по осуществлению казахстанской кластерной инициативы в сфере туризма. В-пятых, обобщить и сделать вывод о перспективах и тенденциях развития туристической отрасли РК.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы туризма и гостеприимства 8
1.1 Сущность и экономическое содержание туризма 8
1.2 Влияние индустрии туризма на экономику страны 28
Глава 2. Анализ развития туристических кластеров в Республике Казахстан 47
2.1 Состояние кластера на туристическом рынке Республики Казахстан 47
2.2 Развитие туристического кластера на рынке Республики Казахстан 60
Глава 3. Перспективы развития казахстанского туристического рынка 78
Заключение 87
Список использованных источников 91

Работа состоит из  1 файл

Диплом_Туристический кластер РК.doc

— 3.76 Мб (Скачать документ)

Только при  наличии всех перечисленных характеристик туристский рынок может успешно развиваться.

Состояние конъюнктурного рынка, его характеристику определяют регионы, туристские предприятия и организации, их объемы обслуживания, географические маршруты, взаимоотношения продавцов (исполнителей услуг) и покупателей (потребителей туристских услуг), соотношение предложений с мировыми стандартами. Конъюнктура рынка включает:

  • товарные запасы (туристский потенциал) регионов и туристских предприятий и организаций, т.е. их возможности по расширению географии маршрутов, номенклатуры услуг, вариантов обслуживания;
  • уровень научно-исследовательской, рекламной, информационной деятельности;
  • состояние спроса и предложения, изменение цен, наличие (отсутствие) рыночного равновесия;
  • сегментацию рынка и степень охвата сегментов.

Конъюнктура рынка определяется взаимодействием четырех основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции.

Туристский  спрос - это количество туристского продукта, которое потребители (туристы) готовы и в состоянии купить по некоторой цене в течение определенного времени, т.е. спрос измеряется объемом продаж за определенный период. Снижение цены ведет к возрастанию величины спроса, повышение цены - к снижению спроса. Дешевые туры раскупаются быстрее дорогих. Такая обратная связь между ценой и величиной спроса называется законом спроса12.

Предложение - количество туристского продукта, которое производители (исполнители) готовы произвести и предложить к продаже на рынке. Обеспечивая себе высокий доход, производители стремятся производить товары и услуги с более высокой ценой. Увеличивается номенклатура услуг, наполняются программы обслуживания, растет продолжительность туров, расширяется география маршрутов, улучшается их оснащенность туристскими товарами. Высокие цены стимулируют предложение, при высоких ценах на продажу выставляется больше туристских продуктов. Такая прямая зависимость называется законом предложения13.

Цена - сумма денег, уплачиваемая и получаемая за единицу продукции. Цена является денежным выражением стоимости. Стоимость не является природным свойством туристского продукта. Это общественно полезный труд, затраченный на производство и реализацию туристского продукта. Стоимость выражает общественные отношения между производителями (исполнителями услуг) и потребителями (туристами). Для туриста цена - расход, для исполнителя услуги - доход14.

Рыночная конкуренция - это соперничество между участниками рыночной экономики в достижении своих целей: продать туристский продукт с максимальной прибылью или купить его с минимальными затратами в ущерб другим участникам, тоже стремящимся к подобным целям15.

Конкуренция среди продавцов  заставляет их понижать цену на свой туристский продукт, тем самым стимулирует  покупательский спрос. Конкуренция  среди покупателей повышает цену на туристский продукт, стимулируя его производство. Конкуренция на туристском рынке выступает в качестве силы, движущей цены к уровню равновесия. Наличие конкуренции на туристском рынке вынуждает предприятия повышать свою конкурентоспособность.

Конкурентоспособность туристского предприятия (организации) - это его способность противостоять конкуренции со стороны других туристских предприятий. Конкурентоспособность определяет устойчивое положение туристского предприятия и его туристского продукта на туристском рынке и является важным условием стабильного развития самого предприятия (организации)16.

Следует отметить, что  система «туризм» возникла и существует в рамках трех взаимосвязанных суперсистем: общество, экономика, природная среда. В свете маркетинга и связей с общественностью система «туризм» имеет две внутренние субсистемы:

  • субъект туризма, т. е. собственно потребитель туруслуг, человек, со всем многообразием его туристических потребностей и мотивов поведения;
  • объект туризма, состоящий из трех элементов: турцентры, турпредприятия и турорганизации, регулирующих развитие туризма.

Представим в виде схемы  (рис.4) структуру системы  « туризм». Из приведенной схемы  следует, что туризм необходимо рассматривать  в качестве самостоятельной социально-экономической субсистемы, которая одновременно интегрирована в суперсистемы «общество» и «экономика».

 

Рис. 4. Структура системы  «туризм». Регулирование туризма.

 


Необходимо признать значимость общественного аспекта, изучать взаимосвязи и взаимовлияние общественно-социальных групп, участвующих в туристических процессах, а именно:

  • туристы — потребности человека, факторы, определяющие особенности этих потребностей, мотивация турпотребностей; стереотипы турповедения; влияние туризма на развитие структуры потребностей и т. п.;
  • принимающая сторона (население турцентров) — потребности; результаты от приема и обслуживания туристов (ожидаемые и реальные); влияние туризма на стандарт жизни, социально-культурные изменения и т. д.;
  • процесс установления контакта между туристом и принимающей стороной — предрассудки, язык, менталитет, культура, предварительная информация друг о друге, традиции, шансы на успех для обеих сторон.

Естественно, жизнедеятельность  системы «туризм» невозможна без взаимодействия с окружающей природной средой. Следовательно, к экономическому и общественному аспектам добавляется экологический аспект исследования туризма как системы.

Экологический аспект туризма обусловлен осознанием человеком того факта, что непропорциональное развитие туризма может подрывать саму основу его существования: туризм потребляет природные ресурсы; в центрах массового туризма этот процесс приобретает хищнический характер; крушение природной среды влечет за собой спад турпроизводства.

Взаимосвязь туризма  с окружающей природной средой сводится к следующим отношениям:

  • туризм — загрязняет окружающую среду (в этой связи необходимо: оптимальное использование природных ресурсов в туристических целях; предотвращение технизации и разрушения ландшафта, загрязнения воды и воздуха и т. п.);
  • туризм — сохраняет окружающую среду (в этой связи 
    необходимо: сохранение и защита природы и памятников культуры, создание природных заповедников; воспитание экологической терпимости у туристов и производителей туруслуг и т. д.);
  • туризм — способствует развитию здоровой, гармонично развитой личности (в этой связи: раскрывает и удовлетворяет массу потребностей человека; развивает интерес к культурному и духовному наследию человечества и т. д.);
  • природная среда — необходимое условие существования туризма (в этой связи необходимо: следить за качеством среды обитания человека, повышать качество составляющих компонентов турпроизводства и т. п.).

Согласно общепринятому  мнению многих авторов, на развитие туризма  большое влияние оказывают многочисленные факторы, которые можно объединить в две группы:

  • факторы, действующие вне зависимости от деятельности организации индустрии туризма (политические, экономические, социально- демографические, культурные, научно- технические);
  • факторы, способствующие развитию туризма и активно используемые туристическими организациями в своей деятельности.

На рис.5 представлены основные факторы, оказывающие влияние  на развитие туризма.

Г.М. Дуйсен в своей  книге «Основы формирования и  развития индустрии туризма в Казахстане» приводит следующую более простую схему деления факторов, влияющих на развитие туризма:

Экономические                социальные                    географические        демографические               политические             этнические              правовые.


Такая постановка, по мнению Г.М. Дуйсен, весьма приемлема и предложена в Казахстане, так как названные факторы присущи нашей стране и определяют ее нишу в мировом туристическом сообществе17.

Таким образом, туризм необходимо рассматривать как межотраслевой комплекс экономики, взаимодействующий со многими сферами экономики. Туризм — один из динамично развивающихся видов отечественного бизнеса. Туристический бизнес привлекателен для предпринимателей по разным причинам:

  • Небольшие стартовые инвестиции;
  • Растущий спрос на туристические услуги;
  • Высокий уровень рентабельности;
  • Успешное взаимодействие на туристическом рынке крупных, средних и малых (с небольшим количеством персонала) фирм.
  • Выгоды за счет валютных операций в сфере международного туризма.
  • Минимальный срок окупаемости затрат18.

 

Рисунок 5. Факторы, оказывающие влияние на развитие туризма.

В последнее время туризм занимает все более устойчивое положение  в экономике многих стран. Развитие туризма как вида деятельности принесет Казахстану большой ряд экономических  выгод. Субъектам туристского рынка (туроператоры и турагенты) особое внимание необходимо уделять сезонности, маркетингу, связям с общественностью, рекламе и ценообразованию, а при формировании туристского продукта необходимо учитывать не только привлекательность имеющихся туристско-рекреационных ресурсов, но и национальные особенности страны19.

Туризм вошел в XXI век  как самый стабильный развивающийся  сектор экономики, став одной из крупнейших и динамичных отраслей международной торговли услугами. Высокие темпы его развития, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные секторы экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии.

1.2 Влияние индустрии  туризма на экономику страны

 

Туристический бизнес для  мирового сообщества уже давно является одной из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей. Около 6 % мирового экспорта, 7 % мировых инвестиций, 11 % мирового совокупного продукта, 5% всех налоговых поступлений, 7% от мирового экспорта приходится на долю туризма. В абсолютном выражении это уступает только доходам от экспорта нефти, нефтепродуктов и автомобилей. По расчетам специалистов, в среднем для получения доходов, эквивалентных тем, которые дает один иностранный турист, надо вывозить на мировой рынок примерно 9т каменного угля, или 15т нефти, или 2т высокосортной пшеницы. При этом продажа сырья истощает энергоносители страны, а туризм работает на возобновление ресурсов.  Для 38 % стран мира туризм является основным источником дохода, а для 83 % - одним из пяти основных источников дохода20.

Помимо явной прибыльности, туризм на Западе является мощным фактором усиления престижа страны, роста ее значения в глазах мирового сообщества и рядовых граждан. Туристическая отрасль оказывает существенное влияние на международные связи, стабилизируя отношения между странами и регионами.

Рост туристической активности (по данным ВТО), измеряемый в численности прибытия туристов в другие страны и доходов от их обслуживания (в процентах), представлен в таблице 1. При этом косвенное влияние туризма на экономику почти равно ее прямому результату. С учетом данных предпосылок, удельный вес туризма по прогнозам ВТО достигает 11 – 12%.

 

Таблица 1

Рост туристской активности

Период

Рост числа прибытий туристов, %

Рост доходов от обслуживания туристов, %

1990 – 1995 гг.

2,5

3,0

1995 – 2000 гг.

4,0

5,0

2000 – 2010 гг.

3,0

4,0


 

По оценкам Всемирной  туристической организации (ВТО) и  Всемирного совета туризма и путешествий, туризм прямо или косвенно влияет на развитие 32 отраслей экономики. На каждое рабочее место, создаваемое в индустрии туризма, приходится от 5 до 9 рабочих мест, появляющихся в других отраслях21.

Поэтому хорошо развитая туристская служба страны позволяет решить такую важную задачу, как занятость местного населения, позволяет снять остроту такой проблемы, как безработица. Согласно программе обеспечения занятости населения в Республике Казахстан на 2005-2007 годы, в стране должно быть создано 705 тысяч рабочих мест, из них 540 тысяч, или 73 %, - в сфере туризма22.

Имея сравнительно быструю  окупаемость и высокую прибыль, туризм решает еще одну проблему социального плана – способствует повышению жизненного уровня местного населения, что выражается сразу в нескольких аспектах:

  • это приток денежных поступлений в туристический регион во время сезона;
  • увеличение прибыли туристических организаций;
  • повышение оплаты труда служащих;
  • увеличение занятости местных жителей.

Это далеко не полный перечень положительного влияния отрасли  туризма на уровень жизни населения.

Темпы современной жизни, обусловленные стремительным развитием науки и техники, массовым использованием информационных технологий, урбанизацией и глобализацией, вызывают нервное напряжение человека, психологические расстройства, производственный травматизм, стрессы, массовые заболевания, многочисленные конфликты на производстве и в семье и в итоге ведут к потере трудоспособности, росту безработицы. Концентрация предприятий в городах, изоляция от природы, поездки в общественном транспорте, единообразие потребления вызывают у человека желание сменить обстановку, получить новые впечатления, восстановить затраченные силы и здоровье. В решении перечисленных проблем значительная роль отводится туризму.

Информация о работе Туристический кластер республики Казахстан