Туристический кластер республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 21:26, дипломная работа

Описание

Цель и задачи дипломного исследования.
Основная цель дипломной работы – выявить и охарактеризовать главные особенности, тенденции и перспективы развития туристского рынка РК, обозначить шаги по созданию и развитию туристического кластера в республике.
Для достижения данной цели необходимо выделить задачи. Во-первых, дать подробные теоретические основы таких понятий, как туризм, гостеприимство, туристский продукт, продвижение туристского продукта, рынок, индустрия туризма и т.д. Во-вторых, дать характеристику основных эффектов и функций туризма как отрасли экономики, привести примеры положительного и негативного воздействия индустрии туризма на экономику и на население страны. В-третьих, рассмотреть основные характеристики отечественного туристического рынка. В-четвертых, подробно представить меры по осуществлению казахстанской кластерной инициативы в сфере туризма. В-пятых, обобщить и сделать вывод о перспективах и тенденциях развития туристической отрасли РК.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы туризма и гостеприимства 8
1.1 Сущность и экономическое содержание туризма 8
1.2 Влияние индустрии туризма на экономику страны 28
Глава 2. Анализ развития туристических кластеров в Республике Казахстан 47
2.1 Состояние кластера на туристическом рынке Республики Казахстан 47
2.2 Развитие туристического кластера на рынке Республики Казахстан 60
Глава 3. Перспективы развития казахстанского туристического рынка 78
Заключение 87
Список использованных источников 91

Работа состоит из  1 файл

Диплом_Туристический кластер РК.doc

— 3.76 Мб (Скачать документ)

Социальное значение туризма заключается в его воспроизводящей функции: восстановлении трудоспособности, обеспечении занятости населения, рациональном использовании свободного времени, росте доходов трудящихся, снижении психофизиологических нагрузок, обновлении жизни человека, насыщении ее новыми впечатлениями, яркими эмоциональными красками. Восстановление физических и психических сил может осуществляться как в пассивной форме, так и в активной, в коротких и длительных поездках. Туризм - необычайно эластичная отрасль, способная удовлетворить практически любые потребности человека.

Но развитие туризма  в стране зависит от определенных факторов и требует социальных предпосылок. Конституция РК провозгласила Республику Казахстан социальным государством. В настоящее время в стране проводится курс на последовательную социальную модернизацию. «Стабильное развитие экономики позволяет нам усилить социальную направленность реформ. Это важнейший итог нашей экономической политики. Сегодня у государства появилась возможность выделить такие большие средства на улучшение социального обеспечения  казахстанцев. И мы эту возможность реализуем»23.

Совершенствование системы оплаты труда. Среднемесячная номинальная заработная плата одного работника в январе 2007 года составила 45716 тенге и выросла по сравнению с соответствующим месяцем предыдущего года на 26,5%, в реальном выражении – на 16,6%. Повышение заработной платы отмечается во всех видах экономической деятельности. Среднегодовой душевой доход населения в январе 2007 года равен 20531 тенге, что составило 127,8 % к показателю января 2006 года, в реальном выражении – 117,8 %24.

Приведенные данные указывают  на стабилизацию и улучшение жизни населения, что приводит к росту покупательной способности населения, увеличению спроса на товары и услуги, включая услуги туризма.

Сокращение безработицы. Проведение эффективной социально-экономической политики, реализация социальных программ помощи, приток инвестиций в производство, создание новых рабочих мест, вовлечение граждан в активную общественную жизнь являются приоритетными задачами в социальной политике государства. Решение значительной доли проблем может взять на себя туризм, являющийся необычайно трудозатратной отраслью. Обслуживание десяти туристов требует в среднем организации трех рабочих мест. Например, турецкий городок Мармарис (всего 30 тыс. жителей) принимает ежегодно до 600 тыс. туристов, обеспечивая доходами от туризма не только свое социально-экономическое развитие, но и предоставляя в огромном количестве рабочие места жителям соседних городов. Туризм в состоянии предложить самые разнообразные проекты и программы, предоставляющие рабочие места и поддерживающие социальную сферу.

Улучшение демографической  ситуации. В Казахстане проживает 15,4 млн. человек, общий прирост населения  всего за два первых месяца 2007 года составил 28,3 тыс. человек25. Несколько миллионов казахов проживают за рубежом. Такая ситуация создает определенные предпосылки для развития въездного, выездного (ностальгического) туризма. Постоянные контакты, посещение родных мест, возвращение к своим истокам, приятные воспоминания помогают переносить житейские невзгоды. Эту социальную значимость туризма трудно переоценить.

Помимо функций социального  характера, туризм имеет большое  значение в решении экономических  проблем общества. Туризм влияет на экономику в следующих аспектах:

  1. является источником дохода для местного населения туристских центров;
  2. стимулирует развитие отраслей, связанных с выпуском предметов народного потребления, так как приток туристов повышает спрос на многие виды товаров;
  3. способствует развитию познавательного и развлекательного бизнеса, со стороны местных властей большое внимание уделяется «ресурсам гостеприимства», сохранению культурного наследия (памятников, музеев, архитектурных ансамблей), созданию разнообразных аттракционов для развлечений;
  4. приносит прибыль и способствует развитию транспортных предприятий и организаций;
  5. стимулирует развитие служб связи, так как, поддерживая контакты с местом проживания, туристы используют почту, телеграф, телефон, Интернет - центры;
  6. обуславливает повышение спроса на изделия местной промышленности, сувениры,  довольно часто реализация такой продукции служит хорошей рекламой для туристского центра;
  7. способствует притоку в страну больших денежных сумм в иностранной валюте.

Инвестиции правительства  в инфраструктуру и материально-техническую базу туризма стимулируют инвестирование многочисленных предприятий малого бизнеса. Исходные инвестиции в туризм привлекают еще большие инвестиции в будущем во вспомогательные и поддерживающие отрасли хозяйства. Сюда входят крупные инвестиции в основные отели, рестораны, торговые центры, порты, аэропорты и т. д. Совершенствованная благодаря туризму инфраструктура региона используется также и местными жителями.

Так как индустрия  туризма охватывает многочисленные предприятия малого бизнеса, которые  поддерживают индустрию, выручка от туризма быстро распределяется среди самых широких слоев населения принимающего региона, таким образом, все общество получает экономическую выгоду.

Значение туризма в  общегосударственном масштабе заключается  в возможности вносить поступления  от прибыли в государственный  бюджет через налоги, а также пополнять внебюджетные фонды. Так как путешественники в основном приезжают из других регионов, то их расходы для правительства принимающей страны представляют собой расширенную налоговую базу. Аэропортовые сборы, въездная и таможенная пошлины, визовые сборы - это лишь несколько примеров обычно используемых методов налогообложения туристов. Кроме этих особых случаев, обычные налоги, собираемые как с туристов, так и с местных жителей, повышаются вследствие туристских расходов. Таким образом, туризм повышает доходы региона, занятость, инвестиции и т. п.

Для получения максимальной выгоды от туризма каждое государство  разрабатывает туристскую политику, которая является одним из видов социально-экономической политики государства.

Туристская политика государства –  это совокупность форм, методов и направлений воздействия государства на функционирование сферы туризма для достижения конкретных целей сохранения и развития социально-экономического комплекса.

Итак, любое государство, развивающее туризм, стремится достичь от него максимальной экономической эффективности. Экономическая эффективность туризма означает получение выигрыша (экономического эффекта) от организации туризма в масштабах государства, туристского обслуживания населения региона, производственно-обслуживающей деятельности туристской фирмы.

Туризм как торговлю услугами на мировом рынке можно  назвать невидимым экспортом, вносящим соответствующий вклад в платежный баланс страны. Положительным явлением считается тот факт, когда сумма ввоза туристами валюты превышает сумму вывоза валюты. Ситуация баланса платежей оказывает прямое влияние на ВНП Казахстана, величина которого определяется по формуле:

               (1),

где С - расходы потребителей;

       I - инвестиции;

       G - расходы правительства;

       х  - экспорт; 

       m - импорт.

Естественно, что если импорт превышает экспорт, то ВНП  будет иметь меньшее значение. Поэтому для казахстанской экономики выгоднее привлекать больше туристов в нашу страну и поощрять их тратить здесь больше денег, чем отправлять казахстанских граждан путешествовать за границу.

Прямое влияние  туризма на экономику страны или региона - это результат доходов туриста на покупку услуг и товаров туризма. Прямое влияние понимается как результат вклада денег туристами в туристские предприятия, материальное обеспечение работников туризма и создание новых рабочих мест.

Существует также косвенное влияние туристских расходов на развитие региона, или «эффект мультипликатора», который вступает в силу по мере циркуляции туристских расходов в регионе. Действие мультипликатора дохода от туризма можно продемонстрировать на следующем условном примере. Группа иностранных туристов, путешествуя по Боровому, тратит на покупку товаров и услуг определенную сумму. Доход турпредприятий - это их выручка от продажи туристам услуг и товаров. Доход региона - это налоги, полученные с этой выручки и оставляемые в распоряжении региона.

Сочетание прямого и  косвенного влияния схемы расходов туристов определяет влияние на местную экономику в целом. Чем больше доля дохода, потраченная в пределах региона, тем больше эффект мультипликатора. Способность удерживать турдоход в пределах региона зависит от экономической замкнутости района и самостоятельности местной экономики. Если местная экономика способна производить товары и услуги, которые пользуются спросом у туристов, то эффект мультипликатора будет очень значителен. Чем больше товаров импортируется из других регионов, тем меньше эффект мультипликатора.

Из вышесказанного можно  сделать вывод: эффект мультипликатора - это количество раз, которое деньги, вложенные туристами в местную экономику, были фактически потрачены в принимающем регионе. Этот коэффициент можно назвать также коэффициентом доходов, так как потраченные туристами деньги прямо или косвенно становятся доходами местного населения. Помимо эффекта мультипликатора есть сопутствующие экономические явления.

Коэффициент занятости. Количество имеющихся и вновь создаваемых рабочих мест –  один из важнейших показателей вклада отрасли в экономику. Увеличивающиеся затраты туристов вызывают необходимость в дополнительной рабочей силе, что выражается коэффициентом занятости. Он различен по регионам и зависит от их экономической базы. В целом коэффициент занятости страны изменяется прямо пропорционально численности населения или общему количеству трудоустроенного населения. По мере роста населения в стране возрастает и значение коэффициента занятости.

Коэффициент дохода. По мере расширения туристского региона совершенствуется его инфраструктура, идет строительство новых зданий и сооружений. Следовательно, можно рассчитать коэффициент дохода, который стимулирует экономику региона в процессе его развития. Значительность этого стимулирования зависит от некоторых факторов. Если использовать в качестве примера отель, то его администрации необходимо выбрать один из двух способов распределения прибыли: потратить прибыль на товары и услуги или отложить часть прибыли. Экономисты называют эти способы маржинальной склонностью к потреблению (МСП) или маржинальной склонностью к сбережению (МСС) – оттоком денег из местной экономики.

Чтобы понять суть коэффициента дохода (КД), надо приблизительно рассчитать, какая доля денег туристов, получаемая туристским регионом, тратится и какая доля откладывается (утечка). Коэффициент дохода можно рассчитать по формуле:

Рассмотрим это на примере. Предположим, что общие  затраты туристов в регионе составили $1000, а маржинальная склонность к потреблению равна 1/2. Произведем вычисления:

Таким образом, первоначальная сумма в $1000 туристских расходов оборачивается $2000 дохода принимающего туристского  региона. [13]

Наряду с позитивными  последствиями развития туризма  не следует забывать о негативном воздействии отрасли, о так называемой монокультуре туризма. В конкурентной борьбе за землю, ресурсы, капитал туризм теснит сельское хозяйство и другие традиционные источники дохода местных жителей. Более высокая заработная плата в туриндустрии привлекает работников, что пагубно влияет на сельское хозяйство из-за оттока рабочей силы. В результате снижаются объемы сельскохозяйственной продукции, в то время как объемы потребления растут благодаря многочисленным туристским прибытиям. Одновременно нарушается или полностью разрушается традиционный уклад жизни и природный ландшафт в центрах массового туризма. Монокультура туризма сама подрывает основы своего существования. Разнообразие – это основа экономической стабильности. Когда одна отрасль переживает резкий экономический спад, другая процветает, и таким образом снижается возможность кризиса или сглаживаются его последствия, если кризис все же наступает. Следовательно, вместо того, чтобы способствовать диверсификации экономики, туризм порой замещает сектор сельского хозяйства.

По многим причинам нежелательно, чтобы туризм стал замещающей отраслью. Во-первых, по сути своей туризм – явление сезонное. Иногда сезонные колебания в спросе могут быть снижены, но никогда нельзя избежать их полностью. Поэтому если туризм –  основная отрасль в регионе, то «низкий» сезон приносит серьезные проблемы занятости. Во-вторых, спрос на туризм и путешествия в значительной степени зависит от доходов и вкусов туристов. И оба эти фактора находятся вне контроля принимающего региона. Другими словами, полная зависимость региона от одного-единственного сектора индустрии крайне нежелательна.

Более того, туризм порождает  определенные социальные издержки и дополнительные расходы на поддержание окружающей среды, которые «ложатся на плечи» принимающего региона и его жителей. Слишком бурное развитие туризма и полная зависимость от него ставит следующую дилемму: если прекратить дальнейшее развитие, это грозит экономическим спадом; если же не ограничивать туризм в дальнейшем развитии, то природные и культурные ресурсы страны из-за чрезмерного использования оскудеют, придут в негодность и обесценятся. В подобном случае решение, как правило, принять довольно сложно.

Информация о работе Туристический кластер республики Казахстан