Стратегическое планирование развития предприятий в сфере СКСТ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 20:56, курсовая работа

Описание

Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий. Эти стратегии предназначены помочь организациям достичь своих целей. Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим обеспечивать основу для управления предприятием. Его задача состоит в том, чтобы в достаточной мере обеспечить нововведения и изменения в организации предприятия.
Стратегическое планирование, рассматриваемое как процесс практической деятельности соответствующих субъектов управления, имеет свое содержание, охватывающее его сущность, проявление сущности и процедуры разработки стратегических прогнозов, проектов стратегических программ и планов.

Работа состоит из  1 файл

Стратегическое планирование развития предприятий в сфере СКиСТ.doc

— 235.50 Кб (Скачать документ)

Министерство  спорта, туризма и  молодежной

политики  Российской Федерации

ФГОУ  ВПО СИБИРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ФИЗИЧЕСКОЙ  КУЛЬТУРЫ  И  СПОРТА

ФАКУЛЬТЕТ ТУРИЗМА, РЕКРЕАЦИИ И РЕАБИЛИТАЦИИ

КАФЕДРА  теории и методики туризма

и социально-культурного сервиса 
 
 
 
 

Яричук  Дмитрий Валерьевич 

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ  В СФЕРЕ СКСиТ

(НА ПРИМЕРЕ  КРЦ «НОВЫЙ ВЕК») 

курсовая работа по специальности

100103 «Социально-культурный  сервис и туризм» 
 
 

                  Научный руководитель

                  к.п.н., доцент

                  Сусикова Т.С. 
                   
                   

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Омск - 2011

     СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 3

 

     ВВЕДЕНИЕ

 

     Стратегическое  планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий. Эти стратегии предназначены помочь организациям достичь своих целей. Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим обеспечивать основу для управления предприятием. Его задача состоит в том, чтобы в достаточной мере обеспечить нововведения и изменения в организации предприятия.

     Стратегическое  планирование, рассматриваемое как  процесс практической деятельности соответствующих субъектов управления, имеет свое содержание, охватывающее его сущность, проявление сущности и процедуры разработки стратегических прогнозов, проектов стратегических программ и планов.

     Актуальность  проблемы в сфере СКСиТ обостряется в большей мере в связи с развитием рыночной системы в России, в которой большую значимость приобретает стратегическое планирование деятельности предприятий. Поэтому политика предприятия по разработке стратегии деятельности и, как следствие, её реализация, является приоритетной для фирмы, поскольку играет важную роль для достижения миссии и целей организации.

     Цель  курсовой работы состоит в изучении сильных и слабых сторон, угроз и возможностей КРЦ «Новый век» для проведения стратегического планирования.

     В соответствии с этой целью в работе были поставлены и реализованы следующие  задачи:

  1. Изучить теоретические основы стратегического планирования.
  2. Провести SWOT-анализ предприятия.
  3. Определить пути стратегического планирования КРЦ «Новый век».

     Объектом  исследования курсовой работы выступает культурно-развлекательный центр «Новый век».

     Предметом исследования является планирование стратегического  развития КРЦ «Новый век».

     В качестве научного инструментария в  работе использованы методы и приемы системного и логического анализа, анализа научно-методической литературы, PEST-анализ, SWOT-анализ.

 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО  ПЛАНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
    1. Сущность  стратегического планирования
 

     Каждая  фирма, работающая в условиях рыночной экономики, стремиться обеспечить себе долговременный сбыт продукции как залог постоянной прибыли. Для этого она разрабатывает долгосрочную программу действий, адекватную:

     а) конъюнктуре рынка;

     б) конкуренции;

     в) собственным ресурсным возможностям.

     Такая программа отражает стратегию фирмы. Стратегия — это обобщающая модель длительных действий, необходимых фирме для достижения поставленных целей при имеющихся возможностях. Применительно к экономической организации стратегия — это совокупность ее главных целей и основных способов их достижения. Разрабатывая стратегию действий, фирма определяет общие направления деятельности.

     Термин "стратегия" в переводе с греческого означает "stratos" — войско и "ago" — веду. Применение в управлении военной терминологии, лишний раз подтверждает боевой характер предпринимательства [3; с. 18].

     Стратегия — понятие многогранное. В качестве его важнейших характеристик можно привести следующие определения, которые вполне отвечают сущности понятия:

  • средство достижения конечного результата;
  • объединение всех частей организации в единое целое;
  • охват всех основных аспектов деятельности фирмы;
  • обеспечение совместимости всех планов фирмы;
  • план действий;
  • прикрытие, т.е. рассматривается как действия, нацеленные на победу в конкурентной борьбе;
  • порядок действий, т. е. план, может быть нереализуем, но порядок действий должен быть обеспечен в любом случае;
  • позиция в окружающей среде, что означает связь со своим окружением;
  • перспектива, т. е. видение того состояния, к которому надо стремиться;
  • результат анализа сильных и слабых сторон организации работы в фирме и определение возможностей и препятствий ее развития;
  • заранее подготовленная реакция фирмы на изменения внешней среды.

     Разрабатывая  стратегию развития фирмы, необходимо добиваться, чтобы она отвечала ряду требований:

  • содержала ясные цели, достижение которых является решающим для общего исхода дела;
  • было обозначено скоординированное руководство;
  • поддерживала прогрессивную инициативу;
  • главные усилия должны быть сконцентрированы в нужное время и в нужном месте;
  • обеспечивала гарантированные ресурсы;
  • предусматривала гибкость поведения в тактических действиях для использования минимума ресурсов при достижении максимума результата.

     Стратегия не может быть простым определением желаемых целей и удобных способов их претворения. Принять желаемое за действительное — еще не значит разработать стратегию. Стратегия должна исходить не из мечтаний, а из реальных возможностей фирмы. Поэтому стратегия — это, прежде всего реакция фирмы на объективные внешние и внутренние обстоятельства ее деятельности. Процесс обоснования стратегии развития обусловлен результатами изучения внешней и внутренней среды хозяйствования, прежде всего выявления потребностей рынка и определения возможностей фирмы в их удовлетворении [9; c. 75].

     Стратегия развития фирмы предусматривает  разработку комплекса подходов, которые  обеспечили бы ей жизнеспособность на рынке в будущем. Только после принятия стратегии развития и ее документального подтверждения в виде стратегического плана фирма перейдет к обоснованию своих планов в области маркетинга и производства, построит свою организационную структуру управления, определит размер необходимых инвестиций, установит заработки персоналу и т.д.

     Стратегия фирмы может развиваться, и после ее утверждения. Не всегда сразу удается в ней продумать все до мелочей, и затем долгое время жить без изменений. Процесс разработки стратегии чувствителен к изменениям среды. А так как на рынке проявляется непредсказуемый характер конкуренции, бывают взлеты и падения цен, появляются новые подходы в государственном регулировании и другие события, то они могут потребовать изменения стратегии субъекта предпринимательства. Всегда находится нечто новое, на что фирме надо реагировать, и в результате этого у нее могут открыться новые стратегические ниши. Поэтому задача совершенствования стратегии бесконечна. Стратегия развития фирмы должна сочетать в себе запланированную и продуманную линию ее поведения, а также возможность реагирования на ключевые новшества.

     Но  любое предприятие независимо от среды обитания имеет свою стратегию  действий, потому что бизнес не может  постоянно менять свой курс, не может  быть стопроцентно гибким и реагировать на каждое изменение в среде хозяйствования изменениями своей организации. Месторасположение предприятия, его помещения, оборудование, технология, персонал и другое имеют определенные пространственные и временные рамки. Однажды принятые решения и выполненные для их реализации действия влияют на инертность хозяйствования. Если бы предприятие существовало в статическом окружении, без изменений, то тогда не было бы необходимости в стратегическом планировании. Однако среда хозяйствования динамично меняется экономически, технологически, политически и т.д. Поэтому стратегическое планирование предприятия является и реакцией, и средством адаптации к таким изменениям для создания его будущего в контексте этих изменений.

     Современное понимание стратегии исходит из необходимости сохранения максимальной эластичности фирмы. Стратегия касается лишь формирования общей идеи будущего, не затрагивая его деталей и компонентов. Она не увязывается жестко со структурой и состоянием имеющихся ресурсов, так как неизбежны изменения. Организационным воплощением стратегии является стратегическое планирование. Стратегическое планирование — это документальное подтверждение выбранной стратегии развития фирмы [15; c. 24].

     Стратегическое  планирование представляет собой, во-первых, процесс моделирования будущего, применительно к которому должны быть определены цели и сформулирована концепция долговременного развития. Во-вторых, это управленческий процесс создания и поддержания стратегического соответствия между целями фирмы, ее потенциальными возможностями и шансами на перспективу. Наконец, в-третьих, стратегическое планирование — это адаптивный процесс, в результате которого происходят: регулярные (ежегодные) корректировки решений, оформленных в виде планов; пересмотр системы мер по выполнению этих планов на основе непрерывного контроля и оценки происходящих изменений в деятельности фирмы.

     Стратегическое  планирование характеризуется следующими особенностями. Оно:

  • включает   многообразие видов плановой деятельности фирмы: в стратегическом плане подразумеваются планы разной периодичности — долгосрочный, среднесрочный, краткосрочный, текущий, а также разных функций — маркетинговый, производства, персонала и др.;
  • является многоэтапным, последовательным и параллельным процессом, охватывающим множество решений, прежде всего таких, как:

      а) организационное долгосрочное предвидение,

      б) адаптация к внешней среде посредством внутренней координации,

      в) распределение и перераспределение ресурсов;

  • является функцией направлений, а не времени;
  • отражает инновационный характер плана;
  • содержит совокупность глобальных идей развития фирмы;
  • предусматривает перспективное направление развития;
  • диагностирует  "узкие места"  бизнеса;
  • определяет основные виды деятельности и  политики фирмы;
  • для каждого подразделения фирмы устанавливает цели, согласованные с общей стратегией развития фирмы;
  • служит основой для любого другого вида планирования, так как является основополагающим   плановым документом в фирме;
  • предусматривает единую систему маркетинговой, производственной, финансовой  и иной деятельности;
  • координирует усилия, предпринимаемые фирмой, и предполагает внутрифирменное согласование действий создает основу для распределения ограниченных экономических ресурсов фирмы;
  • предусматривает альтернативные действия   на долгосрочный период;
  • содержит системный подход к оценке сильных и слабых сторон деятельности фирмы;
  • предусматривает разработку процедур и операций, необходимых для достижения будущего;
  • устанавливает контрольные параметры этапов деятельности для последующего мониторинга.

     В таком масштабном и системном документе, каким является стратегический план невозможно в деталях и конкретно описать все будущие действия, необходимые для каждого исполнителя. Поэтому в нем всегда остается место для элемента неопределенности, обусловливающего вероятность различной интерпретации будущих событий. Для нивелирования недостатков такого подхода в методологии стратегического планирования необходимо наличие обратной связи, которая должна позволить в будущем контролировать и, в случае необходимости, адаптировать изменения в цепи отношений "идея — действия" [12; c. 24].

     Не  существует единой унифицированной  формы составления стратегического плана. Она целиком зависит от мнения руководства и специалистов конкретной фирмы, от того, насколько хорошо они понимают стоящие перед ними задачи бизнеса, от их представлений о необходимом поведении организации во внешней среде, от знания ими методологии разработки этого документа.

Информация о работе Стратегическое планирование развития предприятий в сфере СКСТ