Стратегическое планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 20:16, курсовая работа

Описание

Бизнес-план является не только внутренним документом фирмы, но и может быть использован для привлечения инвесторов. Перед тем как рискнуть некоторым капиталом, инвесторы должны быть уверены в тщательности проработки проекта и осведомлены о его эффективности. Предполагается, что бизнес-план хорошо подготовлен и изложен для восприятия потенциальных инвесторов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1. Понятия и этапы стратегического планирования…………………......6
2. Планирование и анализ стратегической позиции……………………12
3. Зарубежный опыт стратегического планирования………………..…18
4. Организационно-экономическая характеристика предприятия……….23
5. Анализ финансово-экономической деятельности предприятии…….29
6. Мероприятия по развитию стратегического планирования и их эффективность…………………………………………………………….…..…35
Заключение…………………………………………………..……………38
Список использованных источников…………...……………………….40

Работа состоит из  1 файл

Стратегическое планирование на предприятии.doc

— 182.50 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  НАЦИОНАЛЬНЫЙ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(НИУ  «БелГУ») 
 
 
 

ФАКУЛЬТЕТ БИЗНЕСА И СЕРВИСА 
 

КАФЕДРА ТУРИЗМА И СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 

по дисциплине: «Планирование на предприятиях туризма» 
 

на  тему: «Стратегическое планирование на предприятии» 
 
 
 

Выполнил

студент группы 170706                                                                    Дурсун Фырат 
 

Руководитель

к.э.н., доц.                                                                                Г. Н. Лихошерстова 
 
 
 
 
 
 

     Белгород, 2011

 

      Содержание

     Введение……………………………………………………………………3

     1. Понятия и этапы стратегического  планирования…………………......6

     2. Планирование и анализ стратегической  позиции……………………12

     3. Зарубежный опыт стратегического  планирования………………..…18

     4. Организационно-экономическая характеристика предприятия……….23

     5. Анализ финансово-экономической  деятельности предприятии…….29

     6. Мероприятия по развитию стратегического планирования и их эффективность…………………………………………………………….…..…35

     Заключение…………………………………………………..……………38

     Список  использованных источников…………...……………………….40 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Каждый  предприниматель, начиная свою деятельность, должен ясно представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь четко рассчитать эффективность использования ресурсов в процессе работы фирмы. Еще в большей мере это относится к менеджерам среднего и высшего звена крупных фирм, всерьез занимающихся стратегическим управлением.

     В рыночной экономике предприниматели  не смогут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.

     При всем многообразии форм предпринимательства  существуют ключевые положения, применимые практически во всех областях коммерческой деятельности и для разных фирм, но необходимые для того, чтобы своевременно подготовиться и обойти потенциальные трудности и опасности, тем самым уменьшить риск в достижении поставленных целей.

     Важной задачей является проблема привлечения инвестиций, в том числе и зарубежных, в действующие и развивающиеся предприятия. Для этого необходимо аргументировать и обосновать оформление проектов (предложений), требующих инвестиций. Для этих и некоторых других целей применяется бизнес-план.

     В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Бизнес-план описывает процесс функционирования фирмы, показывает, каким образом  ее руководители собираются достичь свои цели и задачи, в первую очередь повышения прибыльности работы.

     Хорошо  разработанный бизнес-план помогает фирме расти, завоевывать новые  позиции на рынке, где она функционирует, составлять перспективные планы  своего развития.

     Бизнес-план является постоянным документом; он систематически обновляется, в него вносятся изменения, связанные как с переменами, происходящими внутри фирмы, так и на рынке, где действует фирма.

     В связи с тем, что бизнес-план представляет собой результат исследований и  организационной работы, имеющей целью изучение конкретного направления деятельности фирмы (товара или услуг) на определенном рынке и в сложившихся организационно-экономических условиях, он опирается на:

  • конкретный проект производства определенного товара (услуг) — создание нового типа изделий или оказание новых услуг (особенности удовлетворения потребностей и т.д.)
  • всесторонний анализ производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности организации, целью которой является выделение ее сильных и слабых сторон, специфики и отличий от других аналогичных фирм;
  • изучение конкретных финансовых, технико-экономических и организационных механизмов, используемых в экономике для реализации конкретных задач.

     Бизнес-план является одним из составных документов, определяющих стратегию развития фирмы. Составление грамотного  бизнес-плана невозможно без учета общей стратегии предприятия и его товарной стратегии в частности. Бизнес-план охватывает одну из частей инвестиционной программы, срок реализации которой обычно ограничен одним или несколькими годами (часто корреспондирующими со сроками средне- и долгосрочных кредитов), позволяющей дать достаточно четкую экономическую оценку намеченным мероприятиям.

     Бизнес-план позволяет решать целый ряд задач, но основными из них являются следующие:

  • обоснование экономической целесообразности направлений развития фирмы;
  • расчет ожидаемых финансовых результатов деятельности, в первую очередь объемов продаж, прибыли, доходов на капитал;
  • определение намечаемого источника финансирования реализации выбранной стратегии, т.е. способы концентрирования финансовых ресурсов;
  • подбор работников, которые способны реализовать данный план.

     Каждая  задача может быть решена только во взаимосвязи с другими. Основной центр бизнес-плана — концентрирование финансовых ресурсов. Именно бизнес-план является важным средством для увеличения капитала компании. Процесс составления бизнес-плана позволяет тщательно проанализировать начатое дело во всех деталях. Бизнес-план служит основой бизнес-предложения при переговорах с будущими партнерами; он играет важную роль при приглашении на работу основного персонала фирмы.

     Таким образом, бизнес-план является не только внутренним документом фирмы, но и может  быть использован для привлечения  инвесторов. Перед тем как рискнуть некоторым капиталом, инвесторы должны быть уверены в тщательности проработки проекта и осведомлены о его эффективности. Предполагается, что бизнес-план хорошо подготовлен и изложен для восприятия потенциальных инвесторов.

 

  1. Понятия и  этапы стратегического планирования

     Стратегическое  планирование является одной из функций  управления, представляющей собой процесс  выбора целей организации и путей  их достижения.

     Стратегическое  планирование представляет собой основу для всех управленческих решений. Функции  организации, мотивации и контроля направлены на выработку стратегических планов. Не используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели и направления корпоративного предприятия. Процесс стратегического планирования создает основу для управления членами организации. 
Стратегическое планирование предоставляет акционерам и менеджменту компаний возможность определиться с направлением и темпом развития бизнеса, выяснить глобальные тенденции рынка, понять, какие организационные и структурные изменения должны произойти в компании, чтобы она стала конкурентоспособной, в чем ее преимущество, какие инструменты необходимы ей для успешного развития.

     До  последнего времени стратегическое планирование использовалось, в основном крупными международными концернами. Однако ситуация изменилась, и опросы показывают, что все больше и больше компаний, представляющих средний бизнес, стали заниматься вопросами стратегического планирования.

     Процесс стратегического планирования в компании состоит из определенных этапов:

  1. Определение миссии и целей организации.
  2. Анализ внешней и внутренней среды, включающий в себя сбор информации, анализ сильных и слабых сторон фирмы, а также ее потенциальных возможностей на основании имеющейся  информации.
  3. Выбор стратегии.
  4. Реализация стратегии.
  5. Оценка и контроль выполнения стратегии.

     Целевая функция начинается с установления миссии предприятия, выражающей смысл  его существования.

     Миссия – это концептуальное намерение двигаться в определенном направлении. Обычно в ней определяется статус предприятия, описываются основные принципы и направления его работы, действительные намерения руководства, а также дается определение самых важных хозяйственных характеристик предприятия. Миссия выражает устремленность в будущее, показывает то, на что будут направляться усилия организации, какие ценности будут при этом приоритетными. Поэтому миссия не должна зависеть от текущего состояния предприятия, на ней не должны отражаться финансовые проблемы и т.д. В миссии не принято указывать получение прибыли в качестве основной цели создания организации, хотя получение прибыли является важнейшим фактором функционирования предприятия.

     Цель – это конкретизация миссии организации в форме, доступной для управления процессом их реализации. Можно выделить следующие основные характеристики цели:

  • четкая ориентация на определенный интервал времени;
  • конкретность и измеримость;
  • непротиворечивость и согласованность с другими миссиями и ресурсами;
  • адресность и контролируемость.

     Исходя  из миссии и целей существования  организации строятся стратегии  развития и определяется политика организации.

     Стратегический анализ или как его еще называют «портфельный анализ» (в случае анализа диверсифицированной компании) является основным элементом стратегического планирования. В литературе отмечается, что портфельный анализ выступает в качестве инструмента стратегического управления, с помощью которого руководство предприятия выявляет и оценивает свою деятельность с целью вложения средств в наиболее прибыльные и перспективные ее направления.  
Основным методом портфельного анализа является построение двухмерных матриц. С помощью таких матриц происходит сравнение производств, подразделений, процессов, продуктов по соответствующим критериям.

     Существует  три подхода к формированию матриц:

  1. Табличный подход, при котором значения варьирующихся параметров возрастают по мере удаления от графы наименования этих параметров. При этом анализ портфеля ведется от левого верхнего угла к правому нижнему.
  2. Координатный подход, при котором значения варьируемых параметров возрастают по мере отдаления от точки пересечения координат. Анализ портфеля здесь ведется от левого нижнего угла к правому верхнему.
  3. Логический поход, при котором анализ портфеля ведется от правого нижнего угла к левому верхнему. Такой поход получил наибольшее распространение в зарубежной практике.

     Анализ  окружающей среды необходим при  осуществлении стратегического  анализа, т.к. его результатом является получение информации, на основе которой делаются оценки относительно текущего положения предприятия на рынке.

     Анализ  окружающей среды предполагает изучение трех ее составляющих:

  • внешней среды;
  • непосредственного окружения;
  • внутренней среды организации.

Информация о работе Стратегическое планирование на предприятии