Специфика мотиваций абитуриента при выборе специальности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 18:00, курсовая работа

Описание

Основная цель исследования заключается в изучении основных мотивов получения высшего образования и определении факторов, влияющих на выбор высшего учебного заведения.
Для достижения основной цели были поставлены следующие задачи:
1. Разработать концепцию маркетингового исследования предпочтений выпускников школ г. Новосибирска относительно их намерений продолжить обучение в ВУЗах;
2. Исследовать вторичную информацию по теме «Рынок образовательных услуг»;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИЙ АБИТУРИЕНТА 9
1.1 Мотивация: понятие, особенности, классификация 9
1.2 Факторы, влияющие на выбор выпускником ВУЗа 16
1.3 Роль мотивации при поступлении в ВУЗ 21
ГЛАВА II.ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИЙ АБИТУРИЕНТОВ НОВОСИБИРСКИХ ВУЗОВ 27
2.1 Рынок образовательных услуг при подготовке специалиста 27
2.2 Потребители и продавцы, емкость и конъюнктура рынка образовательных услуг 35
2.3 специфика мотивирующих факторов для абитуриентов г. Новосибирска и Новосибирской области 40
ГЛАВА III. УСИЛЕНИЕ МОТИВАЦИЙ АБИТУРИЕНТА ПРИ ВЫБОРЕ ВУЗА 52
3.1 Рекомендации по улучшению работы всех ВУЗов 52
3.2 Рекомендации по улучшению работы НГУЭУ 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 69

Работа состоит из  1 файл

житникова 0050 курсовая.docx

— 207.00 Кб (Скачать документ)

- наличие курилки  прямо на втором этаже 3го  корпуса (по постоянно задымленным  коридорам не могут ходить  не только некурящие студенты, но и преподаватели)

Так же многие студенты уделяют свое внимание университетским  столовым. В нашем университете учится около 17000 студентов. Всего наш ВУЗ  располагает тремя столовыми, причем самая большая находится во втором корпусе. Но даже в этой столовой просматриваются  огромные очереди студентов на коротких переменах. Так же всегда ощущается  нехватка обеденных столов и стульев. В остальных двух корпусах столовые по площади совсем небольшие. Нужно  понимать, что кухня, столовая-это  неотъемлемая часть нашей жизни, такая же как спальня и туалет. Поэтому разработке более удобных и просторных столовых с приятным выбором в меню нужно уделить особое внимание.

Пожелания студентов  выражаются в просьбах создания внеучебных хобби-кружков, секций, проведения конкурсов, внутривузовских олимпиад, концертов, каких-либо шоу-программ. На данный момент в университете работает не так уж много подобных организаций. Студент  – личность молодая, как правило  активная, желающая выразиться не только в учебе, но и где-то помимо нее. Поэтому  внеучебной деятельности НГУЭУ так  же нужно уделить огромное внимание.

Мы считаем, если учесть вышеизложенные пожелания и рекомендации, то можно добиться больших результатов в привлечении абитуриентов, а так же в улучшении университетской жизни как студентов, так и преподавателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, если абитуриент выбрал малоперспективную специальность, то в каком бы вузе он ее ни осваивал, результат будет отрицательным. Ведь выбор института – это, прежде всего, выбор специальности. Нет вузов, которые одинаково хорошо готовят специалистов на всех факультетах: как правило, достаточно профессионально дается подготовка только по некоторым специальностям, а остальные направления или находятся в стадии становления, или мало соответствуют профессиональному профилю вуза.Выбор института-это некий маневр,если ты правильно вывернешь,тебя не занесет Поэтому престижность самого вуза еще не означает, что вам будет обеспечена качественная подготовка по выбранной специальности, чаще всего по перспективным специальностям молодые малоизвестные вузы готовят специалистов лучше, чем некоторые зарекомендовавшие себя старые «монстры». Эти «монстры» неповоротливы, не успевают перестраивать свои учебные технологии, их престижность относится только к традиционным для этих вузов специальностям, а не к тем, которые они предлагают сегодня. Поэтому технические вузы все-таки остаются престижными лишь для подготовки инженеров, а не менеджеров, экономистов и тем более юристов и маркетологов. Еше менее приспособлены для подготовки профессионалов по указанным специальностям педагогические, лингвистические, социальные, политологические и другие общегуманитарные вузы.

Мотивация старшеклассников и абитуриентов при выборе учебного заведения представляет особый интерес  в связи с нарастающей кризисной  демографической ситуацией. Несмотря на огромную популярность высшего образования, через 1-2 года учебные заведения  столкнутся с проблемой нехватки абитуриентов. И в этом случае точно  выверенная упреждающая маркетинговая  стратегия образовательных учреждений в отношении абитуриентов поможет  выжить тем вузам, которые наиболее полно смогут удовлетворить потребности  и интересы поступающих. Но для этого  необходимо изучение мотивов, лежащих  в основе выбора абитуриентами того или иного вуза, изучение причин этого выбора, изучение сопутствующих побудительных факторов.

В ходе написания  данной курсовой работы было проведено  исследование рынка образовательных  услуг с целью определения  мотивации абитуриентов при выборе высшего учебного заведения. В первой главе был проведен сбор информации, раскрытие основных определений  и классификаций мотивации, проводилось  выявление факторов, влияющих на выбор  абитуриентом ВУЗа, была выявлена роль мотивации при поступлении в  ВУЗ.

После чего все  полученные данные приводились к  более сжатому виду и анализировалась  во второй главе. В результате по итогам данного исследования были сделаны  следующие выводы:

· Главной причиной получения высшего образования  респонденты считают его необходимость  в жизни;

·  Важнейшими критериями при выборе ВУЗа были названы: интересная специальность, возможность бесплатного обучения, наличие государственной аккредитации у Вуза;

·  Интернет, справочники для поступающих в ВУЗы, Дни открытых дверей – наиболее популярные источники информации для абитуриентов, на качество и полноту информации в которых учебным заведениям стоит обратить более пристальное внимание с целью обеспечения максимальной осведомленности абитуриентов;

·  В связи с уменьшением количества бюджетных мест и некоторым увеличением доходов семей 57,3% респондентов при неудачном поступлении на бюджетное отделение, будут обучаться платно;

·  При выборе ВУЗа абитуриенты в большинстве своем опираются на собственное решение и мнение родителей;

·  Большинство респондентов хотели бы обучаться в таких областях знаний, как менеджмент, экономика, информатика, юриспруденция, несмотря на то, что в настоящее время наблюдается избыток в данных специалистах.

·Считается, что мотивация получения абитуриентами высшего образования является преимущественно внешней — это ориентация на престижность высшего образования и получение квалифицированной специальности, пользующейся спросом на рынке труда. Так же возможность устроить личную жизнь

Результаты, полученные в ходе проведения данного исследования, можно использовать для более  детального исследования, направленного  на изучение мотивации абитуриентов как в рамках Новосибирска и новосибирской  области, так и в общем, в сибирском  регионе.

Возможно, стоит  обратить более пристальное внимание на судьбу уже выпущенных студентов. Здесь возможна организация своего кадрового агентства или сотрудничество с одним из уже существующих. Нельзя сказать, что в России есть ностальгия по советским временам, когда молодые  специалисты в полупринудительном порядке распределялись по всей стране, но уверенность в том, что тебя не бросят после завершения учебы, помогут  найти достойную работу, несомненно, прибавит Новосибирску популярности, а, следовательно, и студентов.

Активная работа высшего учебного заведения на рынке  труда необходима еще и потому, что дает исходные данные для анализа: какие специальности требуются  сейчас, какие будут требоваться  в ближайшем будущем, и набор  на какие специальности необходимо сокращать, поскольку предложение  уже превышает спрос. Кроме того, возможен выпуск единичных специалистов, в тех случаях, когда рынок  нуждается в них в незначительных количествах.

В условиях нестабильности социально-экономической ситуации в обществе, отсутствия прогноза развития экономики затруднено формирование профильной структуры подготовки специалистов. Нарушение традиционных учебных  связей с работодателями, слабое влияние  профессиональных сообществ на развитие образовательной системы, неразвитость рынка труда осложняют приведение содержания образования в соответствие с потребностями экономики и социальной сферы, организацию практической подготовки студентов, трудоустройство выпускников. Недостаточность бюджетного финансирования учебных заведений влияет на их нормальное функционирование, вызывает отток наиболее перспективных и творческих педагогов. Новые условия предоставления образовательных услуг в России, такие, как переход от государственной монополии к многоукладной системе образования, платное образование, вызвали необходимость перестройки работы образовательных учреждений. Конкурентная борьба за потребителя ужесточила требования к качеству и условиям предоставления услуг по обучению. Изменившиеся условия хозяйственного управления, возникновение большого числа юридически самостоятельных предприятий, в первую очередь малых и средних, в самых разных отраслях народного хозяйства вызвали потребность как в подготовке большого отряда новых кадров, так и в массовой переподготовке действующих специалистов и управленцев. Создание обширной сети самых разнообразных негосударственных образовательных учреждений, проникновение на российский рынок иностранных учебных учреждений, имеющих большой опыт рыночной работы в области профессионального образования, возможность получения образования российскими гражданами за рубежом привели к тому, что потребители образовательных услуг могут самостоятельно производить выбор учебных программ, различных по содержанию, формам и методам обучения, а также по условиям их приобретения.

При изучении теоретических  аспектов образовательных услуг  можно сделать один вывод, что  в своей работе необходимо применять  маркетинг всем учебным учреждениям  для их нормального функционирования. И осуществляется ли маркетинговая  деятельность вуза одним из проректоров  или его заместителями или  специально созданным отделом маркетинга (как это происходит, например, в  большинстве американских вузов) зависит  от размера вуза и его бюджета. Однако сама необходимость планомерной и систематической маркетинговой деятельности уже не вызывает сомнений.

Эта деятельность должна начинаться с формирования стратегических намерений, т.е. осознания всеми преподавателями  и сотрудниками вуза, а не только его высшим руководством, необходимости  маркетинга и своей роли в этом процессе. За формированием стратегических намерений следует маркетинговый  анализ среды вуза (его конкурентов, клиентов, продуктов и услуг), анализ наиболее приемлемых для данного  вуза форм и методов маркетинговой  деятельности и, наконец, оценка эффективности  процесса.

Таким образом, данная работа наглядно иллюстрирует текущее  состояние информационного обеспечения  абитуриентов, критерии выбора учебного заведения, определяет степень влияния  различных факторов на выпускников  школ и многие другие показатели, рассмотренные  в данном исследовании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Белоусов В.И., А.В.Востроилов, В.Е.Шевченко. Инновационный университет: опыт развития // Университетское управление. - 2006. № 5(45).
  2. Джапарова Р.. Маркетинг услуг профессионального образования // Маркетинг. – 2006. - № 4(83). 55 – 65 с.
  3. Иванова В.. Пятилетка на пятерку // Газета «Поиск». – 2009. -№ 16.
  4. Игрунова О.М. «Методика и практика проведения маркетинговых исследований различных рынков товаров и услуг». Ч. 1. М.: МГИДА, 2007. - 110 с.
  5. Кельчевская Н.Р.  , И.В. Котляревская. Маркетинг – рыночная инновация в управлении государственным вузом // Университетское управление. – 2007. - № 3(14). 47 – 49 с.
  6. Лисов В.. Довузовское профессиональное образование в России: нынешнее состояние и вопросы модернизации // Российский Экономический Журнал. – 2008. - № 7 – 8. 35 – 55с.
  7. Прохорова А.. Маркетинг – решение многих проблем // Учитель. – 2008. - №1. 21 – 23 с.
  8. Розанова Н., Е. Савицкая. Вузы в XXI веке: вызов со стороны исследовательской работы // Вопросы Экономики. – 2006. - №7. 118 – 129 с.
  9. Сергеева М.Г.. Методические аспекты исследования рынка образовательных услуг при подготовке конкурентоспособного специалиста // Маркетинг в России и за рубежом. – 2007. - № 6(62). 92 – 95 с.

10. http://sociocom.ru/2008/06/10/vyisshee-obrazovanie-vazhnost-i-vozmozhnosti/

11. http://journal.vscc.ac.ru/php/jou/36/art36_12.php

12. http://www.erudir.ru/ru/statinfo/listinfo/16209/

13.Ugsha.edu.mhost.ru/DOC/centr_kachestva/analiz_abiturient

14. http://www.7ya.ru/pub/article.aspx?id=5639

15. http://www.faito.ru/archnews/1200175649,1208640553

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

  1. АНКЕТА МОТИВОВ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ.

Почему вы выбрали  специальность СКСиТ?

 

Инструкция:

Из перечисленных  мотивов необходимо выбрать те, которые  больше других отвечают вашей личной точке зрения. В «Листе ответов» напротив номера вопроса поставьте  «+», если данный мотив значим, и «- », если не имеет значения при выборе будущей профессии.

 

Вопросы.

 

1.Интерес к содержанию профессии, желание узнать, в чем заключается обязанности специалиста в избираемой профессии.

2.Стремление к самосовершенствованию, развитию навыков и умений в избираемой сфере трудовой деятельности.

3.Убеждение, что данная профессия имеет высокий престиж в обществе.

4.Влияние семейных традиций.

5.Желание приобрести материальную независимость от родителей.

6.Хорошая успеваемость в школе по предметам, соответствующим избираемой сфере профессиональной деятельности.

7.Желание руководить другими людьми.

8.Привлекает индивидуальная работа.

9.Мечта заниматься творческой работой, желание открывать новое и неизведанное.

10.Уверенность, что избранная профессия соответствует вашим способностям.

11.Возможность удовлетворить свои материальные потребности.

12.Стремление сделать свою жизнь насыщенной, интересной, увлекательной.

13.Возможность проявить самостоятельность в работе.

14.Привлекает предпринимательская деятельность.

15.Необходимость материально помогать семье.

16.Желание приобрести экономические знания.

17.Стремление получить диплом о высшем образовании независимо от специальности.

18.Привлекает профессия, которая не требует длительного обучения.

19.Желание работать в престижном месте.

20.Стремление найти удачный способ зарабатывать себе на хлеб.

21.Привлекают модные профессии (менеджер, коммерсант, брокер).

22.Желание приносить пользу людям.

23.Интерес к материальной стороне профессиональной деятельности.

24.Привлекают внешние свойства профессии (быть в центре внимания, иметь возможность путешествовать, носить специальную форму одежды).

 

 

Лист ответов.

 

А

Б

В

Ответы

Ответы

Ответы

3

 

5

 

1

 

4

 

8

 

2

 

7

 

11

 

6

 

17

 

14

 

9

 

18

 

15

 

10

 

19

 

16

 

12

 

21

 

20

 

13

 

24

 

23

 

22

 

Информация о работе Специфика мотиваций абитуриента при выборе специальности