Специфика мотиваций абитуриента при выборе специальности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 18:00, курсовая работа

Описание

Основная цель исследования заключается в изучении основных мотивов получения высшего образования и определении факторов, влияющих на выбор высшего учебного заведения.
Для достижения основной цели были поставлены следующие задачи:
1. Разработать концепцию маркетингового исследования предпочтений выпускников школ г. Новосибирска относительно их намерений продолжить обучение в ВУЗах;
2. Исследовать вторичную информацию по теме «Рынок образовательных услуг»;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИЙ АБИТУРИЕНТА 9
1.1 Мотивация: понятие, особенности, классификация 9
1.2 Факторы, влияющие на выбор выпускником ВУЗа 16
1.3 Роль мотивации при поступлении в ВУЗ 21
ГЛАВА II.ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИЙ АБИТУРИЕНТОВ НОВОСИБИРСКИХ ВУЗОВ 27
2.1 Рынок образовательных услуг при подготовке специалиста 27
2.2 Потребители и продавцы, емкость и конъюнктура рынка образовательных услуг 35
2.3 специфика мотивирующих факторов для абитуриентов г. Новосибирска и Новосибирской области 40
ГЛАВА III. УСИЛЕНИЕ МОТИВАЦИЙ АБИТУРИЕНТА ПРИ ВЫБОРЕ ВУЗА 52
3.1 Рекомендации по улучшению работы всех ВУЗов 52
3.2 Рекомендации по улучшению работы НГУЭУ 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 69

Работа состоит из  1 файл

житникова 0050 курсовая.docx

— 207.00 Кб (Скачать документ)

С другой стороны, некоторые молодые люди выбирают высшее образование скорее по инерции, нежели рационально («все стремятся  получить высшее образование – ну, есть такое клеймо»; «для родителей, ну так, для галочки»).

Независимое рейтинговое агентство «РЕЙТОР» в 2009 году провело социологическое исследование среди студентов первого курса ведущих московских вузов, оно показало, что при выборе вуза абитуриенты, в основном, ориентируются на небольшую группу приоритетных критериев:

•  «востребованность выпускника на рынке труда»,

•  «престижность вуза»,

•  «наличие в вузе интересующей специальности»,

•  «уровень преподавания в вузе в целом»

Судя по всему, образование, полученное в государственных  вузах, по-прежнему считается более  качественным. Результаты опросов свидетельствуют, что именно качество образования  играет определяющую роль при выборе вуза. Наличие в вузе нужной специальности  и перспективы будущего трудоустройства  в мотивации абитуриентов уходят на второе и третье места.

 

 

 

 

 

 

1.3 Роль мотивации  при поступлении в ВУЗ

Мотивация при  выборе профессии - это стимулы, ради которых человек готов приложить  свои усилия, то есть на что ориентировался молодой человек при выборе той  или иной профессии: общественно  социальная значимость данной профессии, престиж, заработок. 

И в российском обществе в целом, и в сознании молодого поколения, и на уровне отдельного молодого человека, осуществляющего  выбор жизненного пути, сложилось  устойчивое стремление к получению  высшего образования. Проблема выбора профессии стара как мир, а  удачно выбранная профессия сокращает  частоту физических и психических  проблем, связанных со здоровьем  и усиливает удовлетворённость  человека жизнью. Работа играет важную роль в жизни каждого человека и оказывает большое влияние  на его состояние и самочувствие. Следовательно, адекватность выбора и  уровень освоения профессии влияют на все стороны и общее качество жизни. Поэтому одним из центральных  и в этом смысле судьбоносных в  жизни каждого человека, в его  профессиональной карьере, является вопрос о поиске, выборе и овладении профессией

   В связи  с этим актуальным становится  вопрос  о мотивации выбора  профессии.

Проблему мотивации  выбора профессии рассматривали  в своих трудах ученые и психологи : Л.С. Выготский. Б.А. Райзберг В.Ф. Сафин, Г.П. Ников; Т.В. Кудрявцев, В.Ю. Шегурова; П.А. Шавир; И.С. Дон; В.В. Чебышева; А.А. Филиппов, Л.Л. Кондратьева; В.М. Кухарчук, А.Б. Ценципер; Е.А. Климов; Е.М. Борисова, К.М. Гуревич; А.К. Осницкий и др.

Мотивация занимает ведущее место в структуре  поведения личности и является одним  из основных понятий, которые используются для объяснения движущих сил, деятельности в целом. Мотив, мотивация – побуждение к активности и деятельности субъекта, связанное со стремлением удовлетворить  определенные потребности. В психологии мотивация обозначает совокупность внешних и внутренних условий, побуждающих  субъекта к активности. В социологии мотивация рассматривается как осознаваемая потребность субъекта в достижении определенных благ.

Мотивация при  выборе профессии - это стимулы, ради которых человек готов приложить  свои усилия, то есть на что ориентировался молодой человек при выборе той  или иной профессии: общественно  социальная значимость данной профессии, престиж, заработок.

Анализ исследований, посвященных проблеме мотивации  выбора профессии, обнаруживает большое  разнообразие мотивов, влияющих на эффективность  процесса профессионального самоопределения. Наряду с экономическими мотивами (достойная  заработная плата, наличие льгот) большое  значение имеют психологические  мотивы: самоуважение, признание со стороны окружающих членов коллектива, моральное удовлетворение работой. Эти виды мотивов базируются на изучении потребностей человека, что приводит к появлению двух глобальных теорий мотивации: содержательной и процессуальной.

Согласно первому  подходу потребности человека и  являются основным мотивом поведения, а, следовательно, и деятельности личности. К сторонникам такого подхода  можно отнести американских психологов Абрахама Маслоу , Фредерика Герцберга и Дэвида Мак Клеланда.

Основа второго  подхода - процессуальные теории. К  ним относятся теория ожиданий, или  модель мотивации по В. Вруму, теория справедливости и модель Портера  Лаулера.

Сейчас исследователям уже не приходится сомневаться в  том, что успеваемость учащихся зависит  в основном от развития учебной мотивации, а не только от природных способностей. Между этими двумя факторами существует сложная система взаимосвязей. При определенных условиях (в частности, при высоком интересе личности к конкретной деятельности) может включаться так называемый компенсаторный механизм. Недостаток способностей при этом восполняется развитием мотивационной сферы (интерес к предмету, осознанность выбора профессии и др.), и школьник/студент добивается больших успехов.     

Однако дело не только в том, что способности  и мотивация находятся в диалектическом единстве и каждый из них определенным образом влияет на уровень успеваемости. Исследования, проведенные в вузах, показали, что сильные и слабые студенты отличаются вовсе не по интеллектуальным показателям, а по тому, в какой степени у них развита профессиональная мотивация. Конечно, из этого вовсе не следует, что способности не являются значимым фактором учебной деятельности. Подобные факты можно объяснить тем, что существующая система конкурсного отбора в вузы так или иначе проводит селекцию абитуриентов на уровне общих интеллектуальных способностей. Те, кто выдерживает отбор и попадает в число первокурсников, в целом обладают примерно одинаковыми способностями. В этом случае на первое место выступает фактор профессиональной мотивации; одну из ведущих ролей в формировании «отличников» и «троечников» начинает играть система внутренних побуждений личности к учебно-познавательной деятельности в вузе. В самой сфере профессиональной мотивации важнейшую роль играет положительное отношение к профессии, поскольку этот мотив связан с конечными целями обучения.

Если студент  разбирается в том, что за профессию  он выбрал и считает ее достойной и значимой для общества, это, безусловно, влияет на то, как складывается его обучение. Исследования, проведенные в системе начального профессионального образования и в высшей школе, полностью подтверждают это положение.

С помощью экспериментов  на материале различных российских вузов было установлено, что больше всего довольны избранной профессией студенты 1 курса. Но в течение всех лет учебы этот показатель неуклонно снижается вплоть до 5 курса. Несмотря на то, что незадолго до окончания вуза удовлетворенность профессией оказывается наименьшей, само отношение к профессии остается положительным. Логично было бы предположить, что снижение удовлетворенности вызвано невысоким уровнем преподавания в конкретном вузе. Тем не менее не следует переоценивать максимальную удовлетворенность профессией на первом году обучения. Студенты-первокурсники опираются, как правило, на свои идеальные представления о будущей профессии, которые при столкновении с реалиями подвергаются болезненным изменениям. Однако важно другое. Ответы на вопрос «Почему профессия нравится?» свидетельствуют, что ведущей причиной здесь выступает представление о творческом содержании будущей профессиональной деятельности. Например, студенты упоминают «возможность самосовершенствования», «возможность заниматься творчеством» и т. п. Что же касается реального учебного процесса, в частности, изучения специальных дисциплин, то здесь, как показывают исследования, лишь незначительное число студентов-первокурсников (менее 30%) ориентируются на творческие методы обучения.

С одной стороны, перед нами — высокая удовлетворенность  профессией и намерение по окончании вуза заниматься творческой деятельностью, с другой — желание приобрести основы профессионального мастерства преимущественно в процессе репродуктивной учебной деятельности. В психологическом плане эти позиции несовместимы, так как творческие стимулы могут формироваться только в соответствующей творческой среде, в том числе и учебной. Очевидно, формирование реальных представлений о будущей профессии и о способах овладения ею должно осуществляться начиная с 1-го курса. Комплексные исследования, посвященные проблеме отчисления из высшей профессиональной школы, показали, что наибольший отсев в вузах дают три предмета: математика, физика и иностранный язык. Выяснилось также, что причина не только в объективной трудности усвоения указанных дисциплин. Огромное значение имеет и то, что студент часто плохо представляет себе место этих дисциплин в своей будущей профессиональной деятельности. Ему кажется, что успеваемость по этим предметам не имеет никакого отношения к его узкоспециальной квалификации. (Заметим, что в настоящее время отношение к иностранному языку изменилось.) Следовательно, необходимым компонентом в процессе формирования у студентов реального образа будущей профессиональной деятельности является и аргументированное разъяснение значения тех или иных общих дисциплин для конкретной практической деятельности выпускников.

Таким образом, формирование положительного отношения к профессии  является важным фактором повышения учебной успеваемости студентов. Но само по себе положительное отношение не может иметь существенного значения, если оно не подкрепляется компетентным представлением о профессии (в том числе и пониманием роли отдельных дисциплин) и плохо связано со способами овладения ею.

Выбирая вуз и  специальность, абитуриенты и их родители во многом руководствуются  определенным общественным мнением  относительно популярности и престижности тех или иных специальностей. Также  немалую роль играет и то, какими дисциплинами абитуриент интересовался  в школе. На вопрос одного из исследований: «Кем хотят работать старшеклассники?»  были получены ответы:

•  Менеджером - 23%

•  Специалистом по финансам - 15%

•  Специалистом по рекламе, маркетингу, PR - 15%

•  Лингвистом, переводчиком - 9%

•  Психологом - 8%

•  IT-специалистом - 8%

•  Дизайнером - 4%

•  Инженером, архитектором - 4%

•  Врачом - 4%

•  Журналистом - 3%

•  HR-менеджером - 3%

•  Социологом - 2%

•  Юристом - 2%

Общероссийский  классификатор специальностей по образованию (ОКСО) насчитывает более 600 наименований. Специалисты агентства «РейтОР» решили определить, какие же специальности (направления подготовки) сейчас наиболее популярны среди абитуриентов и  их родителей. С этой целью проведен опрос посетителей 24-й Международной Московской выставки «Образование и карьера – XXI век» и изучены перечни образовательных программ, предлагаемых в российских вузах. Как показали опросы абитуриентов, выпускники школ практически 10-лет не меняют свои пристрастия при выборе будущей специальности (рис. 3).

 

Рисунок 3.

Популярные специальности (в процентах от общего числа опрошенных)

 

Глава II. Особенности мотиваций абитуриентов Новосибирских ВУЗов

 

2.1Рынок образовательных услуг при подготовке специалиста

Сегодня Новосибирск – это всемирно известный культурно-просветительский центр. Именно, так называемый Академгородок, принес небывалую славу городу. В Академгородке расположены самые крупные научно-исследовательские институты – Институт ядерной физики СО РАН, Институт неорганической химии им. А.В. Николаева, Институт физики полупроводников, Институт гидродинамики им. М.А. Лаврентьева, Исследовательский институт патологии кровообращения Мешалкина. На сегодняшний день новосибирскому студенту есть, где развернуться – тут 32 высших учебных заведения, а точнее 11 университетов, 8 академий, 13 институтов. Кроме этих ВУЗов, в Новосибирске имеются 14 филиалов других ВУЗов ведущих городов России.

Тут достойно представлены не только государственные высшие учебные  заведения, но и негосударственные. И если раньше бытовало мнение, что  в негосударственный ВУЗ идти рискованно: стоимость обучение высокая, а диплом некачественный, к тому же работодатели не очень «любят»  выпускников коммерческих высших учебных  заведений, то сегодня более 1,5 млн. человек учатся в таких учреждениях. И, скорее всего, это направление  будет развиваться и дальше.

НГТУ

Ведущим ВУЗом  города является Новосибирский государственный технический университет (НГТУ). Основан университет в 1950 году, и сегодня тут обучается более 22 тыс. студентов. Кроме того, в пределах НГТУ функционирует единственный в регионе, и одновременно уникальный, Институт социальной реабилитации для лиц с ограниченными физическими возможностями. Получив диплом в этом университете, вы, как специалист, вполне сможете занять выгодную должность, и как следствие, продвинуться по карьерной лестнице, и обеспечить себе безбедное существование. К тому же, и у работодателей очень котируется диплом НГТУ, поскольку всегда лучше иметь работника с хорошим уровнем подготовки.

НГУ

Еще одним крупным  ВУЗом Новосибирска считаетсяНовосибирский государственный университет (НГУ). Именно этот университет окончили самые известные писатели, артисты и певцы города. Кроме того, он согласно рейтингу вошел в пятерку лучших ВУЗов России. С 2009 года НГУ получил статус национального исследовательского университета. Выпускниками Новосибирского государственного университета стали известные бизнесмены города: директор «Топ-книги» Георгий Лямин, директор завода «Экран» Антон Бальцевич, директор «МДМ Банка» Игорь Ким, Николай Скороходов – один из владельцев компаний «Лэнд», «Холидей» и бывшего Инвестиционного городского банка и многие другие.

НГУЭУ

На третьем  месте в рейтинге ведущих университетов  Новосибирска достаточно прочно обосновался Новосибирский государственный университет экономики и управления (НГУЭУ). Этот ВУЗ был основан одним из первых. НГУЭУ прославился тем, что именно отсюда вышло самое большое количество успешных политиков и бизнесменов. НГУЭУ подготавливает менеджеров высшего управленческого звена в 5 институтах. Кроме этого, университет набирает специалистов в аспирантуру и докторантуру по таким специальностям: статистика, бухучет, финансы, экономика, управление народным хозяйством, банковское дело и кредит.

Кроме перечисленных  ВУЗов в десятку лучших вошли Новосибирский государственный аграрный университет, Сибирский госуниверситет путей сообщения,Новосибирская государственная академия водного транспорта, Новосибирский государственный медуниверситет, Сибирский университет потребительской кооперации, Новосибирский классический институт, а также Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет. Эти университеты пользуются отличной репутацией, и из их стен вышло и ежегодно выходит большое количество одаренных личностей.

Информация о работе Специфика мотиваций абитуриента при выборе специальности