Специфика мотиваций абитуриента при выборе специальности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 18:00, курсовая работа

Описание

Основная цель исследования заключается в изучении основных мотивов получения высшего образования и определении факторов, влияющих на выбор высшего учебного заведения.
Для достижения основной цели были поставлены следующие задачи:
1. Разработать концепцию маркетингового исследования предпочтений выпускников школ г. Новосибирска относительно их намерений продолжить обучение в ВУЗах;
2. Исследовать вторичную информацию по теме «Рынок образовательных услуг»;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИЙ АБИТУРИЕНТА 9
1.1 Мотивация: понятие, особенности, классификация 9
1.2 Факторы, влияющие на выбор выпускником ВУЗа 16
1.3 Роль мотивации при поступлении в ВУЗ 21
ГЛАВА II.ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИЙ АБИТУРИЕНТОВ НОВОСИБИРСКИХ ВУЗОВ 27
2.1 Рынок образовательных услуг при подготовке специалиста 27
2.2 Потребители и продавцы, емкость и конъюнктура рынка образовательных услуг 35
2.3 специфика мотивирующих факторов для абитуриентов г. Новосибирска и Новосибирской области 40
ГЛАВА III. УСИЛЕНИЕ МОТИВАЦИЙ АБИТУРИЕНТА ПРИ ВЫБОРЕ ВУЗА 52
3.1 Рекомендации по улучшению работы всех ВУЗов 52
3.2 Рекомендации по улучшению работы НГУЭУ 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 69

Работа состоит из  1 файл

житникова 0050 курсовая.docx

— 207.00 Кб (Скачать документ)

Какой бы ВУЗ  вы не предпочли, отнеситесь к этому  выбору максимально серьезно и добросовестно. Ведь качественный диплом в будущем  может вам не раз пригодиться. В любом случае, советуем вам обратить внимание на наличие лицензии и аккредитации, а также не забудьте просмотреть  сроки действия указанных документов, узнайте о технической и информационной базе заведения, плюс, не лишним будет  выслушать отзывы о выбранном  ВУЗе.

На одном из интернет порталов в 2010 году было проведено электронное голосование, которое определило самые популярные ВУЗы г. Новосибирска. Данные результатов голосования представлены на рис.4.

 

Рисунок 4.

Самые популярные ВУЗы г. Новосибирска.

Расширился и  перечень предлагаемых сопутствующих  образованию товаров и услуг. Циклический характер развития рынка образовательных услуг обусловлен суммарным воздействием на него комплекса факторов общеэкономического характера, среди которых можно выделить:

-изменения в социально-экономическом укладе общества;

-колебания общехозяйственной и отраслевой конъюнктуры и связанные с ними структурные изменения в народном хозяйстве;

-состояние национальной системы образования;

-ситуация на рынке труда.

Все эти факторы  в большей или меньшей степени  взаимосвязаны. Цикличность их взаимодействия определяется как циклическим характером развития экономики, так и частными изменениями социально-политической обстановки в нашем обществе.

Вместе с тем  рынок образовательных услуг  приблизился к ситуации, когда:

-наращиваемый объем предложения уравновесил доминирующий ранее платежеспособный спрос и стал превосходить его;

-оформился дифференцированный спрос на образовательные услуги в сфере бизнеса;

-сложилась развитая инфраструктура рынка образовательных услуг;

-федеральные и региональные органы власти не в состоянии обеспечить для учреждений образования достаточную материальную поддержку, и им приходится проводить маркетинговые исследования.

В сложившихся  условиях рыночной экономики занять достойное место на рынке образовательных  услуг могут только те учреждения, которые активно используют инструменты маркетинга:

-постоянное исследование спроса и предложения;

-формирование сбалансированного портфеля услуг;

-предложение цен, адекватных платежеспособному спросу и качеству услуг;

-осуществление гибкой коммуникационной и сбытовой политики.

Маркетинг образовательных  услуг представляет собой систематическое, детализированное, научно обоснованное изучение и формирование спроса на специалистов, проявляемого на индивидуальном, групповом, региональном и других уровнях, и управление им.

Маркетинг образовательных  услуг должен учитывать взаимодействие, в котором активно проявляют  себя следующие субъекты:

-конкретные потребители образовательных услуг;

-образовательные учреждения, заинтересованные в сохранении, развитии и расширении объемов предоставляемых услуг, повышении их качества;

-педагоги, заинтересованные в полноценном и эффективном использовании своего творческого и интеллектуального потенциала;

-органы управления образованием, роль которых на рынке образовательных услуг заключается в организационном, финансовом, содержательном, методическом, кадровом обеспечении деятельности образовательных учреждений государственной принадлежности;

-хозяйственные субъекты и другие организации, выступающие в качестве работодателей и заинтересованные в специалистах определенного профиля.

В настоящее время  маркетинг является в основном прерогативой органов управления образованием. Так, негосударственные образовательные  структуры используют только определенные элементы маркетинга: постоянно ведут  поиск абитуриентов, учитывая колебания  спроса на те или иные образовательные  услуги. Особое место следует отвести  службам маркетинга органов управления образованием, перед которыми поставлены следующие цели:

-прогнозирование образовательных потребностей населения;

-содействие наиболее полному и эффективному использованию потенциала образовательных учреждений;

-управление процессом сочетания индивидуальных образовательных потребностей с потребностями региона;

-поддержание действующих стандартов, норм и требований в отношении уровня, качества и структуры предоставляемых образовательных услуг;

-обучение кадров принципам и методам маркетинга, повышение квалификации работников, выявление творческих личностей, способных к инновационной деятельности;

-организация рекламно-информационной деятельности;

-обоснование необходимости инвестиций в развитие образовательных учреждений различных форм собственности и их подразделений и т.д.

В соответствии с этими целями можно обозначить следующие задачи службы маркетинга:

-сбор и анализ информации о внешней среде и внутреннем состоянии системы образования в регионе;

-разработка стратегических и оперативных прогнозов развития сети образовательных учреждений, масштабов и структуры предоставляемых ими услуг;

-организация работы по формированию спроса и стимулирование сбыта образовательных услуг;

-организация работы по расширению и развитию структуры предоставляемых услуг в регионе.

Таким образом, для  организации службы маркетинга при  подготовке конкурентоспособного специалиста  необходимо установить границы прав и ответственности, вытекающие из закрепленных за ней функций. При этом важно, чтобы  работники службы были пропагандистами  основной принципиальной идеи маркетинга о приоритете потребителя образовательных  услуг, а вся деятельность системы  образования была направлена на оптимальное  удовлетворение его потребностей и  запросов.

Маркетинг в образовании  в настоящее время недостаточно развит ввиду следующих причин:

-отсутствие объективной информации об уровне и структуре потребностей в образовательных услугах;

-несформированность системы образовательных потребностей населения и рынка труда;

-отсутствие показателей обязательных требований общества к уровню и качеству образования;

-неразвитость финансирования кадрового и материально-технического обеспечения системы образования в регионе и на его территориях в соответствии с новыми условиями.

-реализация стратегических целей маркетинга создает условия для выполнения органами управления образованием их основных функций:

-защиты интересов субъектов образования, т.е. личности, общества и государства;

-реализации общих положений государственной политики в образовании;

-формирования региональных систем образования.

Таким образом, маркетинговой  деятельностью необходимо начать заниматься учебным заведениям совместно с  региональными органами управления образованием, службами занятости населения и работодателями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Потребители и продавцы, емкость и конъюнктура рынка образовательных услуг

 

Под конъюнктурой рынка понимается определенное соотношение  между спросом и предложением как по отдельным товарам и  их группам, так и по товарной и  денежной массе в целом. Для образовательных  услуг конъюнктура рынка во многом зависит от конъюнктуры рынка  труда, который в значительной степени, но не в полном объеме определяется социальными и экономическими факторами.

Спецификой рынка  образовательных услуг является необязательность совпадения понятий  «потребитель» и «покупатель».

Потребители образовательных  услуг – непосредственно сами обучающиеся, независимо от того, оплачивается ли их учеба.

Покупатели образовательных  услуг – это те, кто платит за образование. Ими могут быть и  сами учащиеся, и их родители, и фирмы, оплачивающие обучение сотрудника или  его ребенка, и государство, заказывающее подготовку специалистов.

Потребитель образовательных  услуг, участвуя в конкурсе бюджетных  мест или оплачивая образовательную  услугу, во многом прогнозирует себя как  продавца рабочей силы – с учетом длительности процесса оказания услуг  и неизбежно долгосрочного характера  прогноза.

Долгосрочный  прогноз конъюнктуры на рынке  труда осуществляет также фирма, оплачивающая обучение своего сотрудника, но цель этого прогноза иная – оценить  собственную перспективную потребность  в специалистах.

Продавцы образовательных  услуг – это прежде всего учебные  заведения различных уровней, различной  специализации и различных форм собственности.

 

Помимо учебных  заведений продавцами образовательных  услуг могут выступать:

-предприятия, организующие курсы повышения квалификации работников;

-посреднические фирмы (агентства по трудоустройству, биржи труда и т.д.);

-отдельные преподаватели, предлагающие репетиторские услуги.

Под емкостью рынка, как правило, понимают возможные  объемы продаж. Под емкостью рынка  образовательных услуг мы будем  подразумевать возможный набор  учащихся, агрегированный по различным  признакам. 

На сегодняшний  день в Новосибирске насчитывается 245 средних общеобразовательных  школ, 20 гимназий, 20 лицеев и 10 школ-интернатов. Все они являются потребителями образовательных услуг. Большинство общеобразовательных школ имеют классическую программу обучения утвержденную Министерством образования, но также есть и профильные школы с углубленным изучением предметов, в которых особое внимание в обучении уделяется некоторым наукам, например математике, химии или иностранным языкам.  
 Стоит отметить, что в Новосибирске располагается международная школа QSI Novosibirsk, открытая в 2008 году, и имеющая программу, направленную на обучение детей с 3-х лет  с углубленным изучением английского языка и общению с носителями языка в процессе обучения.                

Среди общеобразовательных  школ есть специализированные школы  с углубленным изучением отдельных  предметов, как, например:

-школы 156, 150, 168 и 203 с углубленным изучением  предметов художественно-эстетического  цикла;

-школа №12 с  углубленным изучением предметов  естественно -научного и математического  цикла;

-общеобразовательная  школа №70 с углубленным изучением  французского языка;

-школа №96 с  углубленным изучением английского  языка.

В 2011 году из новосибирских  школ выходит около 5,8 тысяч выпускников. За четыре года количество потенциальных  абитуриентов сократилось в 2 раза (в 2007 году их было 11,2 тысяч). Из-за демографической  ямы 90-х вузы останутся на голодном пайке до 2017 года, в котором абитуриентов будет рекордно мало. Возможность  рассылать результаты ЕГЭ по разным вузам России увеличила возможности  провинциальных абитуриентов сразу  уехать учиться в другие города.

По данным информационной системы «ЕГЭметр», в которой зарегистрировано более 130 тысяч абитуриентов, поступающих  в 2010 году в ВУЗы Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Казани и Екатеринбурга, составлен рейтинг популярных специальностей. Ниже специальности расположены в порядке убывания их предпочтительности среди выпускников школ:

1.Юриспруденция

2.Экономика и управление

3.Менеджмент

4.Экономика

5.Финансы и кредит

6.Реклама

7.Международные отношения

8.Государственное и муниципальное управление

9.Менеджмент организации

10.Управление персоналом

11.Журналистика

12.Связи с общественностью

13.Иностранный язык

14.Экономика и управление на предприятии (по отраслям)

15.Маркетинг

16.Туризм

17.Таможенное дело

18.Психология

19.Дизайн

20.Бухгалтерский учет, анализ и аудит

По сравнению  с 2009 годом лидирующие позиции уступили такие специальности как государственное  и муниципальное управление, менеджмент организации, управление персоналом. Однако несмотря на экономический кризис, среди абитуриентов по-прежнему популярны  реклама, международные отношения, журналистика и иностранные языки.

На начало приемной кампании 2010 года заметно  выросло число абитуриентов, отдающих предпочтение дизайну, психологии и  маркетингу. Значительно улучшили свои позиции такие специальности  как туризм, таможенное дело и информатика. В Топ-20 самых привлекательных  специальностей, по мнению абитуриентов Санкт-Петербурга, вошло лечебное дело.

Информация о работе Специфика мотиваций абитуриента при выборе специальности