Специфика мотиваций абитуриента при выборе специальности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 18:00, курсовая работа

Описание

Основная цель исследования заключается в изучении основных мотивов получения высшего образования и определении факторов, влияющих на выбор высшего учебного заведения.
Для достижения основной цели были поставлены следующие задачи:
1. Разработать концепцию маркетингового исследования предпочтений выпускников школ г. Новосибирска относительно их намерений продолжить обучение в ВУЗах;
2. Исследовать вторичную информацию по теме «Рынок образовательных услуг»;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИЙ АБИТУРИЕНТА 9
1.1 Мотивация: понятие, особенности, классификация 9
1.2 Факторы, влияющие на выбор выпускником ВУЗа 16
1.3 Роль мотивации при поступлении в ВУЗ 21
ГЛАВА II.ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИЙ АБИТУРИЕНТОВ НОВОСИБИРСКИХ ВУЗОВ 27
2.1 Рынок образовательных услуг при подготовке специалиста 27
2.2 Потребители и продавцы, емкость и конъюнктура рынка образовательных услуг 35
2.3 специфика мотивирующих факторов для абитуриентов г. Новосибирска и Новосибирской области 40
ГЛАВА III. УСИЛЕНИЕ МОТИВАЦИЙ АБИТУРИЕНТА ПРИ ВЫБОРЕ ВУЗА 52
3.1 Рекомендации по улучшению работы всех ВУЗов 52
3.2 Рекомендации по улучшению работы НГУЭУ 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 69

Работа состоит из  1 файл

житникова 0050 курсовая.docx

— 207.00 Кб (Скачать документ)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                        3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИЙ АБИТУРИЕНТА                                                                 9

1.1 Мотивация: понятие, особенности, классификация                                   9      

1.2 Факторы, влияющие на выбор выпускником ВУЗа                                    16

1.3 Роль мотивации при  поступлении в ВУЗ                                                     21

 

ГЛАВА II.Особенности мотиваций абитуриентов Новосибирских ВУЗов                                               27

2.1 Рынок образовательных услуг при подготовке специалиста                     27

2.2 Потребители и продавцы, емкость и конъюнктура рынка образовательных услуг                                                                                         35

2.3 специфика мотивирующих факторов для абитуриентов г. Новосибирска и Новосибирской области                                                                                       40

ГЛАВА III. Усиление мотиваций абитуриента при выборе ВУЗа                                                          52

3.1 Рекомендации по улучшению работы всех ВУЗов            52

3.2 Рекомендации по улучшению работы  НГУЭУ                59

Заключение                                                                  62

Список использованных источников                67

ПРИЛОЖЕНИЯ                                                                                          69

 

 

 

 

Введение

Период обучения в вузе и получение высшего  образования является не только определенной вехой в жизни каждого человека, но и одним из важных этапов социализации личности, способствующих формированию ее мировоззрения. Мотивация получения  высшего образования занимает ведущее  место в структуре личности; посредством  именно этого понятия объясняются  движущие силы поведения человека.

Изучение мотивации  профессионального выбора и системы  ценностных ориентаций студенческой молодежи служит инструментом для выявления  изменений, происходящих в отношении  перспектив получения высшего образования. Общее направление реформ экономической  и социальной жизни в нашей  стране существенно изменило ситуацию в области высшего образования, в системе жизненных ценностей, иерархии мотивов выбора профессии  молодыми людьми. Вопросам изучения мотивации  выбора профессии и учебной деятельности студентов вуза уделяется особое внимание.

После перехода к рыночной экономике в России начал формироваться и рынок  образовательных услуг. Вместе с  развитием в стране обучающих  структур и технологий происходит и  эволюция маркетинга как вида человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд, потребностей и запросов людей  в данной сфере. Несмотря на то, что  некоторые авторы полагают, что этот рынок существовал и в советскую  эпоху, и даже выделяют в нем некоторые  элементы маркетинга, все-таки говорить о системе подготовки и распределения  специалистов в условиях командно-административной системы СССР как о рынке, конечно, нельзя. Особое значение имеет сектор услуг по предоставлению возможности  получения высшего образования. Хотя на рынке образовательных услуг  можно получить среднее профессиональное образование, пройти переподготовку или  дополнительные курсы, все таки, большинство  авторов, рассматривая сферу образовательных  услуг, обращают свое внимание, в первую очередь, на высшие учебные заведения. Данная работа также посвящена изучению этого сегмента рынка.

Авторы многих статей и даже монографий вполне справедливо  обращают внимание на то, что маркетинг  имеет первостепенное значение для  развития сферы образовательных  услуг, но нередко не приводят аналитических  и цифровых выкладок, демонстрирующих  состояние рынка, ограничиваясь  лишь общими фразами и призывами. Рекомендации же которые они дают, как правило, применимы к любому виду услуг и часто в них  не учитываются специфические особенности  поведения основной целевой группы - молодежи.

Высшее образование  в России, как и другие сферы  производственной и непроизводственной деятельности, все острее ощущает  давление рынка. Будучи связанными новыми обязанностями и свободами, процессы управления в вузах становятся все  более адекватными тем, которые  используются в сфере предпринимательства, и высшие учебные заведения столкнулись  с рядом проблем, связанных с  процессами эффективного управления. Это обусловлено, прежде всего, нехваткой  финансирования в целом и бюджетного финансирования в частности.

Вынужденные искать дополнительные источники поступления  средств, вузы открывают новые специальности  и специализации, на которые количественный прием, как, впрочем, и методика обучения, не всегда были продуманными. В результате значительное число студентов-выпускников, в том числе престижных сегодня  экономических и юридических  специальностей, остаются невостребованными, а государственные вложения в  образование не всегда используются рационально. Положение усугубляется ликвидацией системы обязательного  распределения молодых специалистов.

Оценивая сегодня  ситуацию на рынке образовательных  услуг, мы должны признать, что вузы неверно определили конечного потребителя  своего продукта. До недавнего времени  им было незнакомо такое понятие, как рынок образовательных услуг. В городе существовало несколько  государственных вузов, которые были известны всем и отличались своей особой направленностью в подготовке специалистов определенных специальностей. С вхождением России в рыночную экономику стали появляться негосударственные высшие учебные заведения, а старейшие вузы страны стали максимально диверсифицировать набор возможных специальностей. Их целью стал процесс удовлетворения спроса самых разных сегментов рынка для обеспечения "рывка" в конкурентной борьбе и получения альтернативных источников финансирования. Развитию этого процесса способствует наблюдаемый сегодня бурный рост популярности высшего образования в целом и определенных специальностей в частности. Вполне очевидно, что для любого субъекта рыночных отношений характерно осуществление его деятельности на конкретном рынке, а вузы работают одновременно на двух рынках: рынке образовательных услуг и рынке труда.

Таким образом, к  потребителям образовательных услуг  вуза можно отнести с одной  стороны студентов/слушателей, а  с другой компании и организации. Именно их потребности стремится  удовлетворить вуз. Еще одним  важным заказчиком (покупателем и  потребителем) образовательных программ является общество, чаще всего представленное государством, устанавливающее свои требования и стандарты, ориентированные  не только на подготовку профессиональной рабочей силы нужной квалификации, но и на удовлетворение потребности  личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, выделяющее определенные бюджетные средства на обучение так называемых бюджетных  студентов. Покупателями образовательных  программ могут быть родители, участвующие  в принятии решения о выбору вуза и оплачивающие обучение своих детей. Кроме них целевыми аудиториями  вуза являются абитуриенты и средние  школы, преподаватели и поставщики (издательства, производители учебной  мебели, канцелярских товаров и пр.) и, наконец, СМИ. Все эти целевые  аудитории имеют собственные  потребности и ожидания относительно образовательных программ вуза.

Актуальность  темы объясняется тем, что вопрос мотивации, по существу, является вопросом о качестве учебной деятельности, успешности социально-психологической  адаптации студента к условиям обучения в вузе, эффективности профессиональной подготовки будущего специалиста.

Выбор выпускниками школ высшего учебного заведения  является задачей со многими неизвестными, от успешного решения которой  зависит его будущее. Каждый школьник понимает, что образование является в настоящее время неотъемлемой составляющей всей его жизни. Потому в настоящее время спрос на образовательные услуги достаточно велик. Однако меняются времена, меняется экономическая обстановка в стране, меняется спрос со стороны работодателей, меняются в след за этим и запросы абитуриентов. То, что было для них важно сегодня, завтра может оказаться уже совершенно незначащим фактом. Следовательно, ВУЗы, чтобы выиграть в конкурентной борьбе друг с другом за будущего студента, должны четко отслеживать все тенденции, связанные с мотивацией абитуриентов, предлагать новые формы и методики обучения, чтобы своевременно адаптироваться к происходящим в этой сфере изменениям. Таким образом, определение мотивации выпускников школ позволит выявить те факторы и критерии, которые оказывают решающее влияние на их выбор ВУЗа.

Основная цель исследования заключается в изучении основных мотивов получения высшего  образования и определении факторов, влияющих на выбор высшего учебного заведения.

Предмет исследования – мотивация выпускников школ при выборе ВУЗа.

Объектом исследования является рынок образовательных  услуг г. Новосибирска

Для достижения основной цели были поставлены следующие  задачи:

1.  Разработать концепцию маркетингового исследования предпочтений выпускников школ г. Новосибирска относительно их намерений продолжить обучение в ВУЗах;

2.  Исследовать вторичную информацию по теме «Рынок образовательных услуг»;

3.  Разработать анкету для опроса студентов 1 и 2 курсов  ВУЗов . г. Новосибирска о мотивации выбора ВУЗа;

4.  Составить базу данных для обработки результатов анкетирования;

5.  Проанализировать данные анкетирования;

6.  Сделать выводы и сравнить поставленные в ходе разработки концепции исследования гипотезы с полученными результатами исследования.

Данная работа состоит из введения, трех глав (теоретической, исследовательской и рекомендательной), заключения и списка литературы.

В первой главе  был проведен сбор информации, раскрытие  основных определений и классификаций  мотивации, проводилось выявление  факторов, влияющих на выбор абитуриентом ВУЗа, была выявлена роль мотивации  при поступлении в ВУЗ.

Во второй главе  производится сбор, анализ и сравнение  данных, полученных с различных социологических  и интеренет-опросов на предмет  выявления намерений респондентов в отношении получения высшего  образования. Так же были выявлены мотивирующие факторы для абитуриентов Новосибирска и Новосибирской области.

Таким образом, можно  сделать вывод, что различные  аспекты данной темы продолжают разрабатываться  в научно-исследовательской литературе по настоящее время и данной работой  автор вносит свой посильный вклад  в изучение  сферы образовательных  услуг на примере г. Новосибирска.

 

Курсовая работа представляет интерес как для  выпускников школ и их родителей, так и, прежде всего, непосредственно  для высших учебных заведений.

Все результаты исследования обрабатывались и описывались  в следующих компьютерных программах: Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Access.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретические аспекты мотиваций абитуриента

 

1.1 Мотивация:  понятие, особенности, классификация

Мотивация - это  совокупность движущих сил, которые  побуждают человека к деятельности, имеющей определенную целевую направленность.

Процесс мотивации (мотивирования) строится вокруг потребностей человека, которые и являются основным объектом воздействия с целью  побуждения человека к действию. В  самом общем виде потребность - это  ощущение недостатка в чем-либо, которое  имеет индивидуализированный характер при всей общности проявления. Врожденные потребности, общие для всех людей (первичные потребности) получили название - нужда. Например, нужда в еде, сне, сексе и т. п. Приобретенные (вторичные) потребности связаны с существованием человека в группе, носят более  персонифицированный характер и  формируются под воздействием среды. Например, потребность в уважении, в достижении результата, любви и  т. п.

Пока потребность  существует, человек испытывает дискомфорт, и именно поэтому будет стремиться найти средства удовлетворения потребности (снять стресс). Устраненная (удовлетворенная) потребность исчезает, но далеко не навсегда. Большинство потребностей возобновляются, при этом меняя форму  проявления, переходя на другой уровень  иерархии потребностей. Потребности  являются основным источником активности человека, как в практической, так  и познавательной деятельности.

Осознанная и  сформулированная человеком потребность  далеко не всегда приводит к действию (мотиву) по ее устранению. Для этого  необходимы определенные условия:

наличие достаточно сильного желания изменить ситуацию, удовлетворить потребность (хочу...) на уровне ощущений, что так дальше жить нельзя. Это условие является ключевым и определяет направление усилий для

ресурсного обеспечения (материальных, финансовых, временных) для осуществления действий и

развития способностей, знаний, навыков для удовлетворения потребностей (могу...).

Исходя из вышесказанного следует вывод. Мотивация - это создание условий, оказывающих воздействие  на поведение человека.

Мотивационный процесс  включает:

-оценку неудовлетворенных потребностей;

-формулирование целей, направленных на удовлетворение потребностей;

-определение действий, необходимых для удовлетворения потребностей.

Рассмотрим элементы процесса мотивации более подробно.

Стимулы выполняют  роль раздражителей, воздействующих на работника извне с целью побуждения его к деятельности. Воздействие  стимулов переводит существующие потребности  в мотивы при условии соответствия их друг другу.

Информация о работе Специфика мотиваций абитуриента при выборе специальности