Экскурсионное дело

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 00:59, курсовая работа

Описание

Экскурсионное дело – важный раздел культурно-просветительной работы среди населения. Экскурсионному делу – свыше ста лет, но наиболее интенсивным было его развитие в 1970-е и 1980-е годы прошлого столетия. Об этом свидетельствуют: ежегодное участие в экскурсиях полумиллиарда человек; десятки тысяч экскурсионных тем; семидесятитысячная армия экскурсоводов; тысячи организаций, активно проводившие экскурсионную работу; развитие теории и методики экскурсионного дела.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 79.24 Кб (Скачать документ)

Всю экскурсию экскурсовод  ведет в большинстве случаев  стоя. Садится он на свое место только во время длительных переездов от объекта к объекту. Чаще всего  это происходит при ведении загородных экскурсий. Техника проведения экскурсий  имеет целый ряд четких требований.

     На остановке, например, экскурсовод первым выходит из автобуса, возглавляя группу, показывая ей путь к объекту показа. Это относится и к передвижению группы между объектами в пешеходной экскурсии. При возвращении группы в автобус экскурсовод входит последним, давая тем самым понять водителю, что посадка группы закончена и можно продолжать путь. В тех случаях, когда время стоянки почему-либо продлевается, например, для приобретения сувениров или посещения книжного магазина, все экскурсанты предупреждаются о точном времени отправления автобуса.

Между подтемами, помимо логических переходов, на ходу автобуса в ряде случаев даются экскурсионные справки. Размер каждой такой справки зависит от наличия материала и длительности переезда. При правильно подготовленной экскурсии содержание каждой справки связано с темой экскурсии.

     Ответы на вопросы. Экскурсанты в пути следования задают экскурсоводу вопросы о каких-либо объектах - зданиях, сооружениях, улицах, площадях, а иногда по поводу проблем, не связанных с темой экскурсии.

Ответы на такие вопросы, порой интересующие лишь одного-двух человек, отвлекают других участников от восприятия темы. У опытных экскурсоводов  такие вопросы в группе возникают  значительно реже. Экскурсия должна проводиться так, чтобы внимание ее участников было сконцентрировано на тех объектах, показ которых  предусмотрен методической разработкой. Отвечать немедленно на возникающие  в ходе экскурсии вопросы не следует, делается это только после ее окончания. О таком порядке экскурсовод  уславливается с группой при изложении вводной части: "Ответы на возникшие у вас в ходе экскурсии вопросы вы получите в конце нашей встречи".

     Ясность изложения, четкость формулировок, логичность и обоснованность выводов, отсутствие недомолвок по теме обычно не оставляют места для недоуменных вопросов у экскурсантов в ходе самой экскурсии. Немалую роль в отборе материала для показа и рассказа играет учет интересов различных групп экскурсантов.

Важную роль играет количественная сторона рассказа. Длительность экскурсии  в целом и длительность рассказа ее сопровождающего - величины, не совпадающие  по времени. Это объясняется особенностями  восприятия материала аудиторией в  ходе экскурсии как своеобразной формы познания. Экскурсовод не может, в отличие от лектора, говорить непрерывно. Между отдельными частями рассказа, между рассказом и экскурсионной  справкой в пути, между логическим переходом и рассказом об объекте  и событиях, с ним связанных, должны быть небольшие перерывы - молчаливые антракты. Методические работники называют эти паузы "воздух в экскурсии". Время таких перерывов используется людьми для обдумывания того, что  они только что услышали от экскурсовода, для закрепления фактического материала  в памяти и формулирования своих  выводов. Особенно важно, чтобы экскурсант имел такое свободное от показа и  рассказа, небольшое по объему время  у каждого памятника для самостоятельного осмотра объектов, для подготовки к пониманию и восприятию того, что будет показано и рассказано на следующей остановке. Эти немногие свободные минуты во время экскурсии  могут быть использованы просто для  отдыха. Соблюдение такого порядка  особенно важно для тех, кто еще  не привык к такой активной форме  приобретения знаний, как экскурсия.

    В ходе показа и рассказа экскурсовод по примеру лектора может пользоваться конспектом, карточками и другими формами "напоминания" о содержании экскурсии.

    Методистам и руководителям методических секций не следует добиваться, чтобы каждый экскурсовод с первой же экскурсии наизусть заучивал весь свой текст, цифровой материал, даты создания памятников и т.д. Даже при отличной памяти сразу невозможно запомнить все цитаты, особенно когда это большие отрывки из литературных произведений. Да и в дальнейшем экскурсовод может что-то забыть или упустить при показе и рассказе.

По каждой подтеме экскурсии составляется несколько карточек - по числу основных вопросов, включенных в подтему. На карточку заносятся краткие данные об объекте, содержание рассказа по данному вопросу. Для удобства использования и последующего запоминания цитаты выдержки из документов и отрывки из литературных источников выписываются на карточки без каких-либо сокращений и изменений. Для значительных по объему цитат при использовании методического приема литературного монтажа заводятся отдельные карточки. Здесь же делается ссылка на издание, документ, откуда взята цитата.

    Все карточки должны быть правильно заполнены и технически оформлены. Делаются они небольшими по размеру, примерно 11х15 см (четверть листа обычной писчей бумаги), на плотной, годной для длительного использования бумаге.

Текст, занесенный на карточку, должен быть понятным, ведь экскурсовод  не читает его, он лишь мельком взглядывает  на него и излагает материал, характеризует  зрительный объект, чаще всего глядя  на своих слушателей.

При проведении автобусной экскурсии, когда при переезде от объекта к объекту появляется небольшой перерыв, экскурсовод, перелистывая карточки, освежает в своей памяти материал, который в дальнейшем будет  использован в рассказе.

    Для удобства использования во время мероприятия все карточки имеют порядковые номера и перед выходом на экскурсию проверяются и складываются в нужной последовательности. Подготовка в каждой очередной экскурсии состоит в том, что карточки еще раз внимательно прочитываются. Такой процесс привыкания к индивидуальному тексту, запоминания материалов экскурсии через некоторое время делает возможным отказ от пользования карточками. Пользование же карточками с цитатами, особенно со многими (прием литературного монтажа), является правом каждого экскурсовода независимо от его опыта и подготовленности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Подводя итоги, проделанной нами работы можно сделать вывод, что подготовка новой экскурсионной темы представляет сложный процесс. Эта работа считается завершенной, когда подготовленными будут все необходимые документы:

1. Список литературы по теме

2. Карточки объектов включенных в маршрут

3. Контрольный текст экскурсии

4. Индивидуальные тексты экскурсоводов

5. Схема маршрута

6. "Портфель экскурсовода"

7. Методическая разработка на тему

8. Материалы экскурсии

9. Список экскурсоводов, которые проводят экскурсии по теме

     Экскурсии являются эффективной формой изучения родного края, поэтому отбор объектов и составление маршрута должны быть наиболее ответственным этапом работы при подготовке текста экскурсии.

В зависимости от роли, которую  объекты выполняют в экскурсии  для раскрытия темы, они подразделяются на основные и дополнительные.

Маршрут экскурсии зависит  от темы, ее структуры и дает предметную, зрительную основу для раскрытия  экскурсионной темы, определяет ее последовательность, количество памятников и памятных мест. Маршрут экскурсии  составляется таким образом, чтобы  при последовательном показе объектов можно было не только раскрыть все  намеченные подтемы, вопросы экскурсии, но и целенаправленно, стройно изложить ее содержание. Особое внимание нужно обратить на выбор объекта, на котором предполагается заканчивать экскурсию.

     При разработке маршрута необходимо учитывать расположение объектов показа, возможность их обозрения, условия подхода к памятникам или памятным местам.

Главное требование экскурсионной  методики - обязательное сочетание  показа с рассказом. Специфика, особенности  методики проведения экскурсии связаны  с ее темой и целью, зависят  от характера объектов. Необходимо продумывать методику показа памятных мест, которые не всегда привлекают внимание своим внешним видом. Задача заключается в том, чтобы, используя  смысловое значение памятника, вызвать  к нему интерес.

Методика подготовки и  проведения пешеходной экскурсии основывается на общих методических требованиях, вместе с тем она имеет некоторые  особенности в отборе материала, построении маршрута, методах показа экскурсионных объектов.

     Экскурсия должна состоять из трех частей: вступления, основной части, заключения.

     В пути следования группы экскурсанты задают экскурсоводу вопросы. Формы ответов на вопросы могут быть различными, экскурсовод во вступлении должен условиться с группой о том, что для вопросов по содержанию экскурсии и ответов на них будет отведено время после ее окончания.

    Для экскурсовода главное - слово. Он должен говорить лаконично, выразительно, обладать хорошей дикцией, умеренным жестом, уметь владеть своим голосом. И главная его задача состоит в том, чтобы помогать людям смотреть и видеть больше и глубже.

Обязательный этап создания новой экскурсии - заключение о тексте и методической разработке. Заключение представляет собой компетентное мнение о качестве подготовительной экскурсии, оно содержит оценку основных документов о возможности проведения экскурсии  на их основе.

    В данной работе были раскрыты все аспекты техники подготовки и поведения экскурсий, которые могут послужить теоретической основой для работы экскурсоводов и фирм, составляющих экскурсионные маршруты.

 


Информация о работе Экскурсионное дело