Экскурсионное дело

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 00:59, курсовая работа

Описание

Экскурсионное дело – важный раздел культурно-просветительной работы среди населения. Экскурсионному делу – свыше ста лет, но наиболее интенсивным было его развитие в 1970-е и 1980-е годы прошлого столетия. Об этом свидетельствуют: ежегодное участие в экскурсиях полумиллиарда человек; десятки тысяч экскурсионных тем; семидесятитысячная армия экскурсоводов; тысячи организаций, активно проводившие экскурсионную работу; развитие теории и методики экскурсионного дела.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 79.24 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ

     Экскурсионное дело – важный раздел культурно-просветительной работы среди населения. Экскурсионному делу – свыше ста лет, но наиболее интенсивным было его развитие в 1970-е и 1980-е годы прошлого столетия. Об этом свидетельствуют: ежегодное участие в экскурсиях полумиллиарда человек; десятки тысяч экскурсионных тем; семидесятитысячная армия экскурсоводов; тысячи организаций, активно проводившие экскурсионную работу; развитие теории и методики экскурсионного дела.

     В эти годы  был осуществлен переход лидерства  от учреждений Министерства культуры  к профсоюзам – Центральному  совету по туризму и экскурсиям (ЦСТЭ) ВЦСПС и его организациям  на местах. Большую роль сыграло  создание почти тысячи бюро  путешествий и экскурсий, экскурсионных  бюро в городах, рабочих и  курортных поселках страны.

     Развитие экскурсионного  дела потребовало разработки  методологических и теоретических  основ. Ведущую роль в этом  сыграли Главное экскурсионное  управление ЦСТЭ и Институт  повышения квалификации работников  туристско-экскурсионных организаций  (ныне Российская международная  академия туризма).

После двадцати лет работы, в которой приняла участие  экскурсионная кафедра названного института, были определены функции, признаки и аспекты экскурсий, сущность и  особенности двух важнейших элементов  – показа и рассказа – экскурсионного метода; выработаны классификация экскурсий  и дифференцированный подход к экскурсионному обслуживанию населения; разработаны  основы методологии и методики, элементы экскурсионной педагогики и психологии, а также определены составные  части экскурсионного дела и особенности  профессионального мастерства экскурсовода.

    Возникновение  экскурсионной теории – результат  активной познавательной деятельности  на местах, обобщения практики  десятков тысяч экскурсоводов и методистов. Теория предстала перед нами как комплекс взглядов, представлений и идей, лежащих в основе современного экскурсионного дела.

     К концу  1970-х годов XX в. определились  три основные части экскурсионного  дела: теория, методика, практика. Представляя  собой совокупность обобщенных  положений, экскурсионная теория  создает предпосылки для появления  новой науки – экскурсоведение, которое встало в один ряд с такими науками, как краеведение, музееведение, клубоведение и книговедение.

    Основа экскурсоведения – экскурсионная теория, которая определяет сущность экскурсии, формулирует закономерности и особенности экскурсии (важной формы обучения и воспитания человека).

Экскурсионная методика, являясь  частью экскурсоведения, предстает перед нами как совокупность четких правил и требований, предъявляемых к экскурсии, как сумма методических приемов подготовки и проведения экскурсий. Одна из главных задач экскурсионной методики: помочь экскурсантам увидеть, услышать и ощутить зрительные и словесные материалы.

     Предмет экскурсионной  методики – целенаправленное  изучение, систематизация, формулирование  и применение на практике методов  и средств обучения и воспитания, а также методических приемов,  с помощью которых экскурсионные  работники осуществляют свою  деятельность.

     Не менее  важным для развития экскурсионного  дела было отражение проблем  экскурсионной методики в специальных  изданиях. Эта методика, в основном ее раздел «Проведение экскурсий», в прошлые годы была принята на вооружение всеми организациями, которые в течение длительного периода вели экскурсионную работу (БММТ «Спутник», «Интурист», Центральная детская туристско-экскурсионная станция, Туристско-экскурсионное управление Министерства обороны, государственные музеи, ВДНХ (в настоящее время Всероссийский выставочный центр). К сожалению, в последнее время положение изменилось, но по-прежнему в России существуют сотни туристско-экскурсионных организаций и проводятся тысячи экскурсий.

     Современный  туристский рынок требует нового  подхода к организации экскурсионной  деятельности как к одному  из основных туристских продуктов.  Туроператоры, создающие экскурсионный  продукт, должны иметь свою  оригинальную марку, учитывать  потребительский спрос и дифференциацию  обслуживания. Рождение новых маршрутов  ведет к появлению новых экскурсионных  объектов, разнообразию продукта. Для  этого необходимо тщательно проработать  методику подготовки и проведения  экскурсии.

Цель курсовой: изучение методики подготовки и проведения экскурсии.

Задачи:

1. изучение материала по данной теме (литература, источники Internet, СМИ);

2. рассмотрение основных понятий;

3. изучение задач, функций и предмета экскурсионной методики.

 

 

 

 

 

 

 

I.СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ЭКСКУРСИЯ», ЕЁ ФУНКЦИИ И ПРИЗНАКИ.

    1. Сущность понятия «экскурсия»

     Слово "экскурсия" происходит от латинского "экскурсио". В русский язык это слово проникло в XIX в. и первоначально означало "выбегание, военный набег", затем - "вылазка, поездка". Позднее произошло видоизменение этого слова по типу имен на "ия" (экскурс + ия).

Само понятие "сущность" представляет собой совокупность сторон и связей, которым присущи свойства, взятые и рассмотренные в их естественной взаимозависимости. Сущность - это внутреннее содержание предмета, выражающееся в  единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия.

При рассмотрении понятия "сущность экскурсии" необходимо иметь в  виду обусловленность экскурсионного процесса объективными требованиями. Каждая экскурсия представляет особый процесс деятельности, суть которого обусловлена конкретными закономерностями (тематичность, целеустремленность, наглядность, эмоциональность, активность и др.). Экскурсионный процесс и задачи, стоящие перед экскурсией, могут быть выражены в следующем виде:

(. Приложение №1)

     В ходе экскурсионного процесса экскурсовод помогает экскурсантам увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема (первая задача), услышать об этих объектах необходимую информацию (вторая задача), ощутить величие подвига, значение исторического события (третья задача), овладеть практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов (четвертая задача). В решении последней задачи большое место занимает формирование умения видеть.

      Материал  экскурсии, профессиональное мастерство  экскурсовода в его изложении  дают возможность экскурсантам  анализировать, делать необходимые выводы Эти умения в ходе показа и рассказа экскурсантам прививает экскурсовод При этом в качестве активных помощников экскурсовода выступают авторы экскурсии Об этом говорил известный теоретик, критик и педагог А В. Бакушинский: "Методическая разработка материала, обусловленная целью, всеми задачами и планом экскурсии, должна быть направлена к пробуждению самостоятельности восприятия и оценок".

     Одна из задач экскурсии - выработать у экскурсантов отношение к теме экскурсии, деятельности исторических лиц, событиям, фактам, в целом к материалу экскурсии и дать ей свою оценку.

     Дать оценку - значит составить представление о ком-либо, чем-либо, определить значение, характер, роль кого-нибудь или чего-нибудь, признать чьи-то достоинства, положительные качества.

Оценка экскурсии - это  выводы экскурсанта, к которым его  подводит экскурсовод.

     Отношение к экскурсии нужно понимать как: определенный взгляд экскурсанта на исторический период, которому посвящена экскурсия; восприятие каких-либо действий; понимание конкретной ситуации, в которой находился писатель, скульптор (художник), создавая свое произведение.

     В этом процессе большую роль играют материал экскурсии, подача его экскурсоводом, "угол зрения" на событие и оценка его экскурсоводом, а также убежденность экскурсовода в своей правоте.         Главное в этом процессе - проблема понимания. Большинство экскурсантов воспринимают точку зрения экскурсовода, которая становится основой понимания материала и выработки отношения к предмету показа и рассказа.

     Экскурсия - методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними.

     Некоторые экскурсионисты, рассматривая сущность экскурсии, относят к ней такие понятия, как композиция, сюжет и фабула.

Композиция - построение, соединение, составление отдельных частей в целое. Этот термин связан с понятиями "структура" и "конструкция".

Сюжет - событие или несколько событий, связанных друг с другом.

Фабула - цепь событий, о которых повествует произведение. В изложении фабулы различают композицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку.

Кульминация - точка, момент наивысшего напряжения в развитии фабульного действия.

      Экскурсия,  являясь произведением конкретных  авторов, строится с учетом  требований, предъявляемых к литературному произведению и имеет свой сюжет, которому подчинен весь экскурсионный материал. Обзорная экскурсия по своим задачам и форме проведения более сложна, чем путевая экскурсионная информация или беседа инструктора в туристском походе.

( Цели, задачи и формы  проведения экскурсий – Приложение  №2)

     Итак, экскурсия  представляет собой наглядный  процесс познания человеком окружающего  мира, построенный на заранее  подобранных объектах, находящихся  в естественных условиях или  расположенных в помещениях предприятий,  лабораторий, научно-исследовательских  институтов и т. д.

      Показ объектов  происходит под руководством  квалифицированного специалиста  - экскурсовода. Процесс восприятия  объектов экскурсантами подчинен  задаче раскрытия определенной  темы. Экскурсовод передает аудитории  видение объекта, оценку памятного  места, понимание исторического  события, связанного с этим  объектом. Ему небезразлично, что  увидит экскурсант, как он поймет  и воспримет увиденное и услышанное. Он своими объяснениями подводит  экскурсантов к необходимым выводам  и оценкам, добиваясь тем самым  нужной эффективности мероприятия.

      В краткой  форме сущность экскурсии можно  определить так: экскурсия - сумма  знаний, в специфической форме  сообщаемых группе людей, и  определенная система действий  по их передаче.

 

    1. Функции и признаки экскурсии

Функция (как понятие) в переводе с латинского означает исполнение, осуществление, выполнение, круг деятельности, назначение, обязанность, роль. Функция - это внешнее проявление какого-либо объекта, форма работы учреждения, предприятия. Функционировать - это означает действовать, работать. Функции экскурсии рассматриваются как ее главные свойства. ( Приложение № 3).

Функция научной  пропаганды. Экскурсия способствует распространению политических, философских, научных, художественных и других взглядов, идей и теорий. Выполняя функцию пропаганды, каждая экскурсия должна иметь четкую направленность. В основу экскурсии положены принципы пропаганды, научность, идейность, связь с жизнью, доходчивость и убедительность. Эти принципы выражают существо пропаганды, позволяют выделить в ней главное. Их следует рассматривать в совокупности, т. е. во взаимной связи друг с другом.

Принцип научности. Важным качеством экскурсии как формы воспитания и обучения является ее научный характер. Задача экскурсии - способствовать распространению научных знаний. Содержание экскурсии должно излагаться в соответствии с данными определенного раздела современной науки, оказывать содействие формированию мировоззрения. Факты, события, теоретические положения даются в научной трактовке, получают освещение с учетом достижений тех отраслей современной науки, к которым они имеют отношение. Факты и события должны получить объективную научную оценку.

Принцип идейности. Идея - это четкий план действий для достижения поставленной цели.

      Идейность  необходимо рассматривать как  сознательную приверженность к  определенной системе идей. Принципы  идейности означают объективный  подход к содержанию фактического  материала при подготовке экскурсии  и убежденность экскурсовода, излагающего  этот материал экскурсантам. Важно,  чтобы каждая экскурсия была  подготовлена с учетом этого  требования, чтобы в соответствии  с ним были составлены документы  для экскурсии - тексты и методическая  разработка.

     Не менее  важно, чтобы экскурсовод строил  свой рассказ на научной теории, последовательно проявляя свою  личную идейную убежденность. В  рассказе экскурсовода, в анализе  объектов находит свое выражение  не только эрудиция экскурсовода, но и тенденциозность как объективное  проявление его активной жизненной  позиции. Идейный экскурсовод  - это специалист, который в своей  деятельности и во всех своих  поступках руководствуется четкими  принципами.

Информация о работе Экскурсионное дело