Экскурсионное дело

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 00:59, курсовая работа

Описание

Экскурсионное дело – важный раздел культурно-просветительной работы среди населения. Экскурсионному делу – свыше ста лет, но наиболее интенсивным было его развитие в 1970-е и 1980-е годы прошлого столетия. Об этом свидетельствуют: ежегодное участие в экскурсиях полумиллиарда человек; десятки тысяч экскурсионных тем; семидесятитысячная армия экскурсоводов; тысячи организаций, активно проводившие экскурсионную работу; развитие теории и методики экскурсионного дела.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 79.24 Кб (Скачать документ)

Связь теории с  жизнью. Материал экскурсий должен быть увязан с жизнью, действительностью, практикой хозяйственного и культурного строительства, с теми переменами, которые происходят в России. Изложение фактического материала должно сопровождаться обобщениями и выводами с учетом законов, которые лежат в основе исторических и других процессов.

 Определенные трудности  появляются при попытке увязать  излагаемый материал с современностью. Нужно иметь в виду, что прошлое  и настоящее в экскурсии, независимо  от освещаемой темы, так или  иначе увязываются между собой.

     Материал, характеризующий современность в экскурсиях, находит отражение в трех аспектах:

  • первый аспект - вся тема экскурсии целиком посвящена событиям современности ("Калуга строится", "Генеральный план реконструкции города в действии");
  • второй аспект - современности посвящена часть экскурсии, одна или несколько подтем. Эта форма характерна для обзорной экскурсии по городу, району ("Мурманск - столица Заполярья"), ("Край наш Раменский"). В экскурсии показывается прошлое (история), настоящее (современность) и будущее города, района (перспектива). Показу современности отведена часть экскурсии.
  • третий аспект - экскурсия полностью посвящена показу исторических событий, памятников истории. Связь с сегодняшним днем находит выражение в том, что события прошлого (порой многовековой давности) оцениваются с позиции современности, на основе достижений науки. Комментарии и выводы учитывают доминирующие точки зрения сегодняшнего дня. Например, в экскурсии "Декабристы в Иркутске" дается следующая оценка: "Русские дворяне-революционеры подняли в декабре 1825 г. восстание против самодержавия и крепостничества... Движение декабристов было первым вооруженным выступлением революционеров в России...".

     Функция информации. Экскурсия в соответствии со своей темой содержит информацию по конкретному разделу знаний: о достижениях исторической науки, медицины, биологии; об открытиях археологов; изобретениях, достижениях в хозяйственном и культурном строительстве. От таких важных средств информации, как газета, радио, телевидение, лекция, экскурсию отличает более высокая наглядность. Значительная часть информации на экскурсии подтверждается показом объектов. Наличие информации в экскурсиях не означает, что экскурсовод должен, отступая от темы, делать сообщения о последних событиях международной жизни. Основой для проведения экскурсии является утвержденный текст. Не следует дополнять содержание тематической экскурсии материалами из утренних радиопередач или свежих номеров газет, если речь не идет о сообщениях чрезвычайной важности.

     Функция организации культурного досуга. Под досугом подразумевается та часть нерабочего времени, которая остается в распоряжении человека после рабочего дня. Это свободное время в пределах суток, недели, года человек затрачивает по своему усмотрению на активную творческую или общественную деятельность, учебу без отрыва от производства, любительские занятия, общение с друзьями.

     Экскурсия в функции расширения культурно-технического кругозора. Каждая экскурсия способствует расширению кругозора человека. Ее участники получают знания по истории, в области искусства, архитектуры, литературы, экономики. Нередко экскурсия конкретизирует знания экскурсантов, помогает им увидеть то, что они знали по письменным источникам, из школьных программ, из лекций.

     Экскурсия - это синтез нескольких форм культурно-воспитательной работы. В нее в качестве тематически встроенных и методически оправданных частей могут быть включены:

 

  •  фрагменты из художественных фильмов, научно-популярный или хроникально-документальный фильм целиком;
  • выступления участников или очевидцев событий, ветеранов войны (1941-1945 гг.) в экскурсиях на военно-патриотические темы;
  • встреча с руководителями промышленных или сельскохозяйственных предприятий, инженерно-техническими работниками, передовыми рабочими в экскурсиях на производственные темы;
  • прослушивание музыкальных произведений, посвященных жизни и творчеству композиторов, артистов, музыкантов;
  • прослушивание выступлений государственных и общественных деятелей в звукозаписи, в экскурсиях на исторические и историко-революционные темы.

Функция формирования интересов человека. Задача экскурсии - сообщить знания аудитории и вызвать интерес у людей к конкретной отрасли знаний. Побывав на литературной экскурсии, ее участники проявляют в дальнейшем интерес к конкретному писателю. Участники таких экскурсий в дальнейшем читают литературу по изобразительному искусству, литературному творчеству, посещают музеи, другие экскурсии. Экскурсия для многих становится началом работы по самообразованию.

     Каждая конкретная экскурсия может выполнять одновременно несколько функций. Это зависит от того, с какой группой экскурсантов она проводится. Для детей и молодежи экскурсия - это функция расширения культурно-технического кругозора; для подростков, выбирающих профессию, - функция формирования интересов; для иностранных туристов - функция информации и т. д.

Признаки экскурсии. Признаком называют то, что делает сходным между собой или отличает друг от друга предметы и явления. Имеются в виду существенные признаки, т. е. те, без которых предмет, явления, форма культурно-просветительной работы не могут существовать. "Существенные признаки предмета - это группа признаков предмета, каждый из которых, отдельно взятый, необходим, а все вместе достаточны, чтобы с их помощью можно было отличить данный предмет от всех остальных".

      Экскурсия,  как и другие формы культурно-просветительной  работы (лекция, тематический вечер,  устный журнал, читательская конференция), имеет свои особенности в организации  и методике проведения. Ее признаки  говорят о сходстве с другими  формами или же подчеркивают  ее коренное отличие от них.

 Общими признаками для всех экскурсий являются:

  • Протяженность по времени проведения от одного академического часа (45 мин) до одних суток.
  • Наличие экскурсантов (группы или индивидуалов).
  • Наличие экскурсовода, проводящего экскурсию.
  • Наглядность, зрительное восприятие, показ экскурсионных объектов на месте их расположения.
  • Передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту.
  • Целенаправленность показа объектов, наличие определенной темы.
  • Активная деятельность участников (наблюдение, изучение, исследование объектов).

 Отсутствие хотя бы  одного из названных выше семи  признаков лишает права называть  проводимое мероприятие экскурсией. Помимо этих общих признаков  у каждого вида экскурсий есть  свои специфические признаки:

  • у автобусных - обязательный выход из автобуса для осмотра памятников;
  • у музейных - знакомство с материалами, расположенными на стендах;
  • у производственных - демонстрация действующих объектов (станков, агрегатов, механизмов).

 

 Значение признаков  экскурсии состоит в том, что  их правильное понимание не  позволяет ошибочно толковать  сущность экскурсии.

 

    1. Классификация экскурсий

    Классификация представляет собой распределение предметов, явлений, понятий по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков.

 Экскурсионное обслуживание  является как самостоятельной  деятельностью (например, в домах  отдыха, клубах, школах), так и частью  комплекса туристских услуг (в  туристских фирмах). В настоящее  время экскурсии классифицируются:

по содержанию;

    • по составу и количеству участников;
    • по месту проведения;
    • по способу передвижения;
    • по продолжительности;
    • по форме проведения.

Каждая группа имеет присущие ей компоненты, специфику и особенности.

По содержанию экскурсии  подразделяются на обзорные (многоплановые) и тематические.

Обзорные экскурсии, как  правило, многотемные. Не случайно их называют многоплановыми. В них используется исторический и современный материал. Строится такая экскурсия на показе самых различных объектов (памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменитых событий, элементов благоустройства  города, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т. д.).

 В обзорных экскурсиях  события излагаются крупным планом. Это дает общее представление  о городе, крае, области, республике, государстве в целом. Хронологические  рамки такой экскурсии - время  существования города с первого  упоминания о нем до сегодняшнего  дня и перспективы развития.

    Обзорные экскурсии имеют свои особенности. В отличие от тематических, в них формулировка темы представляет определенную сложность. Независимо от места, т&€ их готовят и проводят, они практически схожи между собой прежде всего по своей структуре. В каждой из них освещается несколько подтем (история города, краткая характеристика промышленности, науки, культуры, народного образования и др.). В то же время у обзорных экскурсий имеются свои отличительные черты. Они диктуются теми особенностями в историческом развитии, которые присущи определенному городу, области, краю. Например, военно-историческую подтему включают в обзорные экскурсии те города, на территории областей которых происходили военные сражения. Литературные подтемы включаются в обзорные экскурсии городов, связанных с жизнью и деятельностью писателей, поэтов и т. д.

    Тематическая экскурсия посвящена раскрытию одной темы, если это историческая экскурсия, то в ее основу может быть положено одно или несколько событий, объединенных одной темой, а иногда более продолжительный период времени. Если это экскурсия на архитектурную тему, то предметом изучения могут стать наиболее интересные произведения зодчества, расположенные на улицах и площадях города, а в большом городе - архитектурные ансамбли минувших веков.

     Тематические экскурсии подразделяются на исторические, производственные, природоведческие (экологические), искусствоведческие, литературные, архитектурно-градостроительные.

 По своему содержанию  исторические экскурсии подразделяются  на следующие подгруппы:

  • историко-краеведческие (например, "История возникновения г. Перми", "Из истории Садового кольца" и др.);
  • археологические (например, в г. Херсонесе с показом вещественных исторических источников-раскопок);
  • этнографические, рассказывающие о нравах и обычаях разных наций и народностей;
  • военно-исторические, которые проводятся по местам боевой славы (например, "Бородино" и др.);
  • историко-биографические (по местам жизни и деятельности известных людей);экскурсии в исторические музеи. Производственные экскурсии делятся на подгруппы:
  • производственно-исторические;
  • производственно-экономические (например, банковская, биржевая деятельность, рынок недвижимости и др.);
  • производственно-технические;
  • профессионально-ориентационные для учащихся. Искусствоведческие экскурсии имеют подгруппы:
  • историко-театральные (например, "Из истории русского театра", "Цыганский театр в Москве" и др.);
  • историко-музыкальные (например, "Москва музыкальная" и др.);
  • по народным художественным промыслам (например, Гжель, Палех, Федоскино и др.);
  • по местам жизни и деятельности деятелей культуры (например, "П. И. Чайковский в Клину", "Ф. Шаляпин в Москве", "Абрамцево" и др.);
  • в картинные галереи и выставочные залы, музеи, в мастерские художников и скульпторов.

     Литературные экскурсии обычно группируются следующим образом:

  • литературно-биографические. Проводятся по местам, которые хранят память о жизни и творчестве писателя, поэта, драматурга и т. д. (например, "А. С. Пушкин в Москве и Подмосковье", "Куприн в Санкт-Петербурге" и т. д.);
  • историко-литературные, раскрывающие определенные периоды развития русской национальной литературы (например, "Литературная Москва 20-х годов XX века", "Литературный Орел" и т. д.);
  • литературно-художественные - это поэтико-текстовые экскурсии (например, "Белые ночи в Санкт-Петербурге") или экскурсии по местам, которые нашли отражение в произведениях того или иного писателя (например, "По следам героев М. Шолохова", "Москва в произведении Л. Н. Толстого "Война и мир"" и др.).

Информация о работе Экскурсионное дело