Экскурсионное дело

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 00:59, курсовая работа

Описание

Экскурсионное дело – важный раздел культурно-просветительной работы среди населения. Экскурсионному делу – свыше ста лет, но наиболее интенсивным было его развитие в 1970-е и 1980-е годы прошлого столетия. Об этом свидетельствуют: ежегодное участие в экскурсиях полумиллиарда человек; десятки тысяч экскурсионных тем; семидесятитысячная армия экскурсоводов; тысячи организаций, активно проводившие экскурсионную работу; развитие теории и методики экскурсионного дела.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 79.24 Кб (Скачать документ)

 

2.3 Выявление и конкретное изучение экскурсионных объектов.

        Собранный материал экскурсовод должен анализировать не только с точки зрения познавательной ценности, но и возможности применения на экскурсии, то есть наглядности, связи с конкретными экскурсионными объектами. Они составляют зрительную основу экскурсии.

     Экскурсионными объектами могут быть экспозиции музеев и выставок, исторические и художественные памятники и памятные места, природные достопримечательности, а также произведения архитектуры и градостроительства (жилые и общественные здания, промышленные и транспортные сооружения, городская площадь, улица, памятник или монумент и т. д.).

Экскурсионные объекты классифицируются:

1. По содержанию на:

а) одноплановые (растение, животное, произведение живописи и т. д.);

б) многоплановые (произведения архитектуры, являющиеся одновременно историческим памятником, и т. д.).

2. По функциональному  значению на: основные, дополнительные, демонстрируемые и комментируемые и т. д.

3. По степени сохранности 

Наряду с сохранившимися в первоначальном виде зданиями и  сооружениями объектами экскурсии  могут служить перестроенные  и реконструированные произведения архитектуры, а также места, на которых  располагались исчезнувшие памятники, точнее современная им градостроительная  среда.

     Отбор экскурсионных объектов производится на основе определения значения данного объекта для раскрытия экскурсионной темы. При этом учитывается сила зрительного воздействия на экскурсантов, взаиморасположение и удаленность объектов, наличие удобных подъездов. Желательно, чтобы объекты одной экскурсии не дублировались в другой. Однако для многоплановых объектов, значение которых для города особенно велико, можно сделать исключение (включение одного и того же объекта в обзорную и тематическую экскурсии). Число объектов в экскурсии зависит от ее цели и темы.

     Многоплановая (обзорная) экскурсия строится на большом числе экскурсионных объектов. При этом, естественно, о большинстве объектов даются лишь справки. В тематических экскурсиях их число значительно меньше и составляет 8-10. Практика показывает, что увеличение числа объектов экскурсии приводит к поверхностному освещению темы и утомляет экскурсантов.

 

2.4 Составление маршрута и текста экскурсии

     Важным этапом разработки экскурсии является составление маршрута. Он завершает работу по выявлению объектов.

     Маршрут строится по следующим принципам: хронологический, тематический и комплексный (хронолого-тематический).

Маршрут экскурсии составляется в соответствии с ее общей композицией, которая обеспечивает целостность  и логическую последовательность изложения  материала. При группировке объектов, связанных с определенными подтемами экскурсии, учитывается также их удаленность, удобство подъезда и т. д.

     Экскурсионный маршрут по городу должен быть компактным. При этом максимальный переезд от объекта к объекту по городу обычно не превышает 15-20 минут. При этом желательно чередование длинных и коротких интервалов.

     Важным требованием к маршруту экскурсии является отсутствие повторных проездов по одной и той же магистрали или площади. Подобный проезд допускается лишь в виде исключения.

     При составлении маршрута учитывается также эстетическая ценность застройки и ландшафта, расположенных по пути движения.

Объезд или обход маршрута проводится в целях ознакомления с трассой движения, изучения и  уточнения экскурсионных объектов, определения места остановок, подъездов  к ним, выбора точек экскурсионного показа, хронометрирования времени переезда (перехода) от одного экскурсионного объекта к другому, для расчета времени проведения экскурсии.

     Объезд производится с участием всех членов творческой группы, методиста, а также консультанта-краеведа.

Объезд маршрута дает возможность  завершить работу над текстом  экскурсии, который должен максимально  отражать реальную экскурсию.

     Работа над текстом позволяет экскурсоводу тщательно обдумать материал для рассказа, отобрать самое главное, наметить логический ход изложения материала, более точно обобщить его, сформулировать выводы и логические переходы от одной подтемы или объекта к другим.

     Естественно, что текст, созданный творческой группой, будет отличаться от содержания экскурсии любого экскурсовода. Поэтому необходимо, чтобы каждый экскурсовод, готовящийся к данной теме, писал свой индивидуальный текст, закрепляя в нем свое раскрытие темы, творческие находки.

Обычный объем текста для  автобусной экскурсии, рассчитанной на 3 часа, - 40-50 страниц и 25-30 страниц - для  пешеходной .

     Текст предваряет титульный лист с указанием названия экскурсионного учреждения, наименования темы, фамилий авторов и даты утверждения.

      Текст должен включать введение и заключение, содержать характеристику объектов и конкретный материал, раскрываемый экскурсоводом.

     Один из авторов является ответственным за текст. В его обязанности входит систематическое внесение дополнений и изменений в текст.

Одновременно с составлением текста экскурсии авторы подготавливают краткую аннотацию.

Текст, как и методическая разработка, должен отражать содержание экскурсии. Ее восприятие как единого  целого достигается логикой построения. В основе экскурсии должен лежать логический план, который соответствует  общей композиции экскурсии.

Каждая экскурсия состоит  из трех главных частей: вступления, основной части и заключения.

     Вступление и заключение отличаются от основной части тем, что они, как правило, не связаны с экскурсионным объектом. Это сближает вступление с началом лекции, задача которого - установить контакт с аудиторией, привлечь ее внимание к теме.

      Однако вступление в экскурсии имеет свою специфику. В начале экскурсовод сообщает свою фамилию, имя, отчество, называет организацию, в которой он работает, а также фамилию, имя, отчество шофера (если экскурсия автобусная), капитана (в теплоходной экскурсии). Затем он сообщает тему экскурсии, маршрут, время и место ее окончания.

     Во вступлении экскурсовод раскрывает содержание темы экскурсии и освещает главные проблемы, которые конкретизируются в ходе экскурсии на показе объектов.

     Вступление должно быть ярким и лаконичным по форме и актуальным по содержанию.

Экскурсовод должен стремиться к тому, чтобы сразу привлечь внимание экскурсантов. Следует помнить, что  начало экскурсии - ответственный момент, когда у экскурсантов складывается первое впечатление об экскурсоводе.

     Основная часть - собственно экскурсия - строится на сочетании показа с рассказом. Ее содержание состоит из отдельных подтем, которые раскрываются на объектах и объединены главной темой. Эта тема обуславливает направленность экскурсии, соотношение частей, объем и "поворот" конкретного материала, связанного с объектами, и сам принцип изложения.

     Только руководствуясь этой темой, проверяя ею все элементы, можно добиться строгой логической композиции экскурсии, в чем особенно ярко проявляется мастерство проведения экскурсии.

В ходе ее применяются разнообразные  методические приемы. Освещение каждой экскурсионной подтемы в экскурсии целесообразно завершать обобщением материала - выводом.

     В заключении экскурсовод подводит итоги экскурсии, делает общие выводы по теме и отвечает на вопросы экскурсантов. Заключение закрепляет смысл и значение увиденного и услышанного экскурсантами на экскурсии, еще раз поясняет тему. В заключении экскурсовод может рекомендовать экскурсантам принять участие в других экскурсиях, которые проводит бюро.

 

2.5 Составление  портфеля экскурсовода

     В процессе работы над текстом отбираются и под руководством методиста - заведующего методическим кабинетом бюро - изготовляются наглядные пособия для экскурсии. При этом члены творческой группы исходят из того, чтобы максимально пополнить зрительный ряд экскурсии эмоциональным ярким материалом, который может помочь экскурсоводу оживить рассказ.

      Естественно, что характер наглядных пособий зависит от темы и конкретного содержания экскурсии. Изучение материалов по теме, в том числе и иллюстративных, позволяет это сделать наиболее профессионально. Экскурсоводы подбирают материалы в виде фотографий, схем, карт, репродукций с произведений изобразительного искусства и т. д., по литературным источникам, в экспозициях и фондах музеев, на выставках, в, архивах и т. д.

      Обычно члены творческой группы составляют список иллюстраций, которые необходимы по теме, с указанием источников и передают этот список в методический кабинет, который осуществляет заказ на изготовление фотографий. В "портфель экскурсовода" могут входить также разнообразные коллекции, например, почв, минералов, насекомых, образцы промышленной продукции, которую изготовляют местные предприятия, и т. д.

      По мере сбора сведений об объектах рекомендуется заносить их в специальные карточки, которые явятся хорошим справочным материалом для экскурсоводов.

Карточку следует заполнять  по следующему образцу:

  • Карточка экскурсионного объекта
  • Наименование экскурсионного объекта.
  • Местонахождение, адрес.
  • Время возникновения, открытия, сооружения.
  • Автор (для памятников архитектуры, скульптуры).
  • Внешние признаки: стиль, характеристика.
  • Назначение и использование.
  • Краткая история объекта. Его современная характеристика.
  • Прогнозируемые изменения.
  • Литература, использованная при составлении карточки.
  • Фамилия, имя, отчество составителя, его должность .Желательно приложить к карточке фотографию экскурсионного объекта и схему его расположения.

    Экскурсоводы могут иметь личные карточки объектов, куда заносятся основные сведения об объектах, выписываются цитаты, цифровые данные и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИИ

3.1 КЛАССИФИКАЦИЯ  МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ

     Методика проведения экскурсий охватывает целый ряд вопросов. Это, прежде всего умение показать объекты и рассказать о самих объектах и связанных с ними событиях. Методика предполагает умение правильно расположить экскурсионный материал, полно использовать зрительные и словесные доказательства на пути достижения поставленной экскурсией цели и, в конечном счете, наиболее убедительно раскрыть тему экскурсии.

Назначение методики состоит  в том, чтобы помочь экскурсантам легче и прочнее усвоить содержание экскурсии. Задача методических приемов - обеспечить наибольшую действенность  в использовании экскурсионного метода сообщения знаний аудитории.

     Экскурсовод, который выходит на маршрут, должен знать маршрут в целом, каждый объект в отдельности, четко знать содержание текста экскурсии, хорошо представлять, что нужно сказать по данной теме и когда именно это надо сделать, какова роль в этом экскурсионного объекта - памятника истории и культуры, как его наилучшим образом продемонстрировать экскурсантам.

     Каждый экскурсовод должен владеть методикой проведения экскурсий, иметь ясное представление о вопросах, изложенных в методической разработке - кратком перечне его действий: что показать и как показать, что сказать, когда сказать и как сказать. Задача экскурсовода не только просто показать и рассказать, передать свои знания группе, но и организовать активную познавательную деятельность экскурсантов, их самостоятельную работу на всем протяжении экскурсии.

     Экскурсионная методика подразделяется на две части: общую и частные методики.

     Общая методика является основой проведения любой экскурсии независимо от ее темы и состава группы экскурсантов, представляет собой систему методических приемов показа и рассказа.

     Каждая из частных методик объединяет только те методические приемы, которые используются в экскурсиях определенного вида. Имеется в виду методика проведения производственных экскурсий или, например, экскурсий пешеходных. Имеет свои особенности и методика проведения экскурсий для школьников, слушателей школ коммунистического труда и других групп экскурсантов.

     Частные методики проведения экскурсий, опираясь на основные требования экскурсионной методики, развивают и конкретизируют наиболее эффективные способы (приемы) проведения экскурсий данного вида. При этом происходит конкретизация методических приемов применительно к особенностям проведения определенных экскурсий.

Информация о работе Экскурсионное дело