Экскурсионное дело

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 00:59, курсовая работа

Описание

Экскурсионное дело – важный раздел культурно-просветительной работы среди населения. Экскурсионному делу – свыше ста лет, но наиболее интенсивным было его развитие в 1970-е и 1980-е годы прошлого столетия. Об этом свидетельствуют: ежегодное участие в экскурсиях полумиллиарда человек; десятки тысяч экскурсионных тем; семидесятитысячная армия экскурсоводов; тысячи организаций, активно проводившие экскурсионную работу; развитие теории и методики экскурсионного дела.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 79.24 Кб (Скачать документ)

 Классификация  экскурсий на архитектурно-градостроительные  темы:

  • экскурсии с показом архитектурных построек данного города;
  • экскурсии, связанные с показом памятников архитектуры определенного исторического периода;
  • экскурсии, дающие представление о творчестве одного архитектора;
  • экскурсии, знакомящие с планировкой и застройкой городов по генеральным планам;
  • экскурсии с демонстрацией образцов современной архитектуры;
  • экскурсии по новостройкам.

     Следует отметить, что тематические экскурсии того или иного вида редко существуют изолированно друг от друга. Например, исторический материал используется в экскурсиях на архитектурно-градостроительные темы; элементы природоведческих экскурсий находят свое место в экскурсиях почти каждой группы тематических экскурсий. Все зависит от конкретных условий проведения экскурсии, от ресурсов познавательного плана того или иного города или региона.

     По составу и количеству участников экскурсии подразделяются на индивидуальные, для местного населения, приезжих туристов, взрослых и школьников и т. д.

      Особенности восприятия экскурсионного материала каждой из указанных групп требуют внесения изменений в содержание мероприятий, методику и технику их проведения, а также в их продолжительность.

     По месту проведения экскурсии бывают: городские, загородные, производственные, музейные, комплексные (сочетающие элементы нескольких).

     По способу передвижения - пешеходные и с использованием различных видов транспорта.

     Транспортные экскурсии (в подавляющем большинстве автобусные) состоят из двух частей: анализа экскурсионных объектов (например, памятников истории и культуры) на остановках и рассказа в пути между объектами, связанного с характеристикой памятников и памятных мест, мимо которых следует группа.

По форме проведения экскурсии  могут быть различными:

  • экскурсия-массовка. Ее участники передвигаются по маршруту одновременно на 10-20 автобусах, в каждом из которых работает экскурсовод. Такие экскурсии могут включать в себя массовые театрализованные представления, фольклорные праздники и т. д.;
  • экскурсия-прогулка, совмещающая в себе элементы познания с элементами отдыха, проводится в лесу, в парке, по морю, реке и пр.;
  • экскурсия-лекция (рассказ преобладает над показом);
  • экскурсия-концерт посвящается музыкальной теме с прослушиванием музыкальных произведений в салоне автобуса;
  • экскурсия-спектакль - это форма проведения литературно-художественной экскурсии, подготовленной на основе конкретных произведений художественной литературы и др.

Экскурсия может рассматриваться  как форма учебной работы для  различных групп экскурсантов. Это  может быть:

  • экскурсия-консультация, которая дает наглядные ответы на вопросы экскурсантов, служит одним из видов повышения квалификации;
  • экскурсия-демонстрация - это наиболее наглядная форма ознакомления группы с природными явлениями, производственными процессами и т. д.;
  • экскурсия-урок представляет собой форму сообщения знаний в соответствии с учебной программой того или иного учебного заведения;
  • учебная экскурсия (для специальной аудитории) является формой обучения и повышения квалификации экскурсионных работников;
  • пробная экскурсия представляет собой завершающий этап индивидуальной работы по подготовке и проведению экскурсий, форму проверки знаний у студентов или работающих экскурсоводов при подготовке ими новой экскурсионной темы;
  • показательная экскурсия - это форма учебной экскурсии, ставящая целью показать образец того или иного методологического приема на конкретном объекте, раскрыть определенную подтему и т. д.;
  • рекламная экскурсия.

 

 

 

    1. Тематика и содержание экскурсий

    Одинаковых экскурсий не существует, они различаются, прежде всего по теме. Слово "тема" в переводе с греческого означает "то, что положено в основу". Тема представляет собой понятие, относящееся к содержанию чего-либо. Это понятие содержит указания:

  • какому именно кругу явлений посвящается данное произведение;
  • к чему стремится автор (привлечь внимание читателей, слушателей, зрителей);
  • что именно и с каких позиций хочет автор осмыслить в своем произведении.

     Цель связана  с понятиями цель и идея  и предусматривает изложение  не только определенного материала,  но и четких идейных позиций.  Идея - замысел экскурсии, ее главная  мысль. Тема и идея составляют  идейно-тематическую основу произведения (экскурсии). Каждая экскурсия должна  иметь свою четко определенную  тему. Тема в экскурсии - предмет  показа и рассказа. Формирование  темы представляет собой краткое  и концентрированное изложение  основного содержания экскурсии.

     Подготовка  новой темы содержания экскурсии  - это многомесячный напряженный  труд коллектива работников. Особенностью  каждой экскурсионной темы является  то, что она тесно связана с  объектами показа и с тем  экскурсионным материалом, который  насыщает ее содержание. Этот  материал должен быть подан  в таком объеме, который может  быть усвоен экскурсантами при  показе объектов.

     Тема играет  решающую роль в объединении  внешне разрозненных частей экскурсии  в единое целое. Она регулирует  рассказ, не давая возможности  экскурсоводу рассказать об объекте  все, что он о нем знает,  особенно в тех случаях, когда  объект бывает многоплановым  и содержит обширную информацию. Именно темой экскурсии определяется - как показать объект, какую часть  информации дать экскурсантам  в данном случае.

     Некоторые  объекты показываются в нескольких  экскурсиях. Например, Кремль и Красная  площадь показываются в обзорных  экскурсиях. И в каждой из них  об одном и том же объекте  дается разный объем информации, в рассказах он освещается  в различных ракурсах.

      Большое  значение имеет выдержанность  тематики экскурсии. Весь рассказ  и показ должен "работать" на  ее основную тему. По пути следования  группы в экскурсию могут "вторгаться" объекты, расположенные на данном  маршруте, но не относящиеся к  выбранной теме. Сведения о таких  объектах могут быть очень  интересными, но второстепенными  к конкретно рассматриваемой  теме. Поэтому экскурсовод может  сообщить о них экскурсантам  только в качестве ответов  на вопросы.

      Каждая  тема представляет собой совокупность  целого ряда подтем. У каждой подтемы должна быть полнота и логическая завершенность. Правильно разработанная подтема должна восприниматься экскурсантами не сама по себе, а вместе с другими подтемами, в композиции.

     Композицией  экскурсии называют расположение, последовательность и соотношение  подтем, основных вопросов, вступления и заключительной части экскурсии.

     Ведущая подтема - композиционный центр экскурсии, вокруг которого строится весь рассказ экскурсии. Она способствует более глубокому раскрытию содержания экскурсии, делает ее убедительной и запоминающейся.

      Многотемье обзорной экскурсии не дает возможности достаточно глубоко раскрыть содержание каждой подтемы, дать более глубокое толкование событий. В такой экскурсии обычно бывает больше фактов без их толкования. Однако обзорная экскурсия имеет большое значение для развития экскурсионной тематики, так как почти каждая ее подтема может в дальнейшем стать темой для разработки самостоятельной экскурсии.

     Название экскурсии  - это языковое выражение, в  прямой и косвенной форме обозначающее  содержание. Название экскурсии  должно выражать смысл. Оно  должно быть точным, не допускающим  двоякого толкования.

      У одной и той же темы может быть несколько названий в зависимости от состава участников и поставленной задачи (например, обзорная экскурсия "Москва - столица России" может иметь и другое название: "Москва вечерняя" и др.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ НОВОЙ ЭКСКУРСИИ.

1.1 Подготовка новой темы экскурсии.

     Разработка новых экскурсионных тем является одним из важных показателей деятельности экскурсионных бюро. Она свидетельствует о глубине и эффективности развития краеведения в городе или области, уровне работы бюро с местным населением, учете интересов и запросов экскурсантов. С глубокого и всестороннего изучения этих интересов и следует начинать работу по разработке новых тем. Это позволит избежать случайностей в разработке тематики бюро, позволит сразу же ориентировать экскурсионную тему на определенную аудиторию.

От того, насколько глубоко  изучен материал и методически правильно  подготовлена экскурсия, зависит ее успехи востребованность.

     Подготовка любой экскурсии базируется на предварительном изучении экскурсионных возможностей города, района, края, области.

Для разработки новой экскурсионной  темы рекомендуется создать творческую группу экскурсоводов в составе 3-6 человек. Наиболее опытный и знающий  среди них назначается руководителем. Как показывает практика, большое  значение имеют правильные взаимоотношения  методистов и экскурсоводов в  процессе подготовки экскурсии. Эти  отношения, определяющие "психологический  климат" в бюро, должны носить творческий характер.

     Наиболее целесообразно распределять обязанности по составлению текста и методической разработки в соответствии с определенными подтемами. Каждый экскурсовод - член группы - подготавливает свой материал, который объединяется и редактируется руководителем. Естественно, что при выборе подтем принимаются во внимание интересы и профессиональная подготовка экскурсоводов.

 

 

Последовательность подготовки новой темы:

  • определение целей и темы экскурсии;
  • изучение и накопление материалов по теме;
  • организация консультаций;
  • выявление и конкретное изучение экскурсионных объектов;
  • составление маршрута экскурсии;
  • объезд или обход маршрута;
  • составление текста экскурсии;
  • составление "портфеля экскурсовода";
  • составление карточек экскурсионных объектов;
  • составление методической разработки

 

2.2 Изучение и накопление материала

    Работу с литературой полезно начинать с составления библиографии, что позволит наиболее полно ознакомиться с литературными источниками в соответствии с конкретной целью и темой экскурсии.

Следует знать справочную и краеведческую литературу, которая  лежит обычно в основе экскурсии. Ее особенность - конкретность информации о крае, области, городе, селе и ее связь с экскурсионными объектами, с одной стороны, и связь событий, происходящих в данной местности, с  общеисторическим процессом - с другой.

    Чрезвычайно много полезных сведений по истории края, области или города можно почерпнуть в периодической прессе и интернете.

В ходе подготовки новой  темы экскурсоводам нередко приходится работать в архивах с целью  уточнения фактов, поиска новых данных, определения памятных мест и т. д.

     Работе в архиве должно предшествовать изучение литературы по теме и опубликованных источников. Известный ученый Н. М. Дружинин писал, что он всегда находил необходимым сначала вчитаться и вдуматься в опубликованные источники, а уже потом отправляться в архивы и поднимать неизданные фонды.

     Научно-справочные пособия к документальным материалам отдельных архивов (путеводители по архивам, списки фондов и картотечные указатели фондов) позволяют определить необходимые для работы фонды.

     Работа в архиве по отысканию и исследованию источника составляет сложную творческую задачу, трудоемка и требует настойчивости и активности. Вместе с тем она вносит в подготовку экскурсии элемент научного поиска, сближая ее с работой исследователя, ученого. Рассказ о том, как были получены новые данные в экскурсии, в отдельных случаях может чрезвычайно обогатить содержание экскурсии, усилить ее эмоциональное звучание.

     В ходе подготовки экскурсии полезно практиковать консультации специалистов. Контакты со специалистами следует поддерживать в процессе всей подготовки экскурсии, некоторые из них могут выступить в качестве рецензентов экскурсии, ее методической документации.

Специалисты могут оказать  экскурсоводам квалифицированную  помощь в разработке темы экскурсии  и ознакомить их с материалами  научных дискуссий. Каждая область науки и искусства имеет свою терминологию, без знания которой невозможна подготовка экскурсии на научных основах. Поэтому с самого начала следует овладеть основными терминами. В этом специалисты также могут оказать помощь. Полезно составить словарик с определениями наиболее употребительных терминов

Информация о работе Экскурсионное дело