Экскурсионное дело

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 00:59, курсовая работа

Описание

Экскурсионное дело – важный раздел культурно-просветительной работы среди населения. Экскурсионному делу – свыше ста лет, но наиболее интенсивным было его развитие в 1970-е и 1980-е годы прошлого столетия. Об этом свидетельствуют: ежегодное участие в экскурсиях полумиллиарда человек; десятки тысяч экскурсионных тем; семидесятитысячная армия экскурсоводов; тысячи организаций, активно проводившие экскурсионную работу; развитие теории и методики экскурсионного дела.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 79.24 Кб (Скачать документ)

Широкое применение в экскурсионной  методике нашли такие общие методы познания, как анализ и синтез.

     Анализ - это такой метод познания, когда изучаемый предмет мысленно расчленяется на составные части, элементы, когда отдельно изучаются различные признаки предмета. Мысленное разделение предмета, выделение из единого целого той или иной части позволяет исследователю составить более полное и правильное представление о самом предмете. При этом могут быть рассмотрены свойства и качества, присущие только изучаемой части или составному элементу предмета. Рассмотрение частей и элементов предмета в отдельности позволяет обнаружить существующие между ними связи. Аналитический метод исследования служит основой показа на экскурсиях.

     Он позволяет экскурсантам получить научное понятие об экскурсионных объектах, явлениях, которые изучаются, например, на биологических и геологических экскурсиях.

     Не меньшее "значение для экскурсионной методики имеет такой метод познания, как синтез. Использование этого метода предполагает мысленное соединение отдельных частей или элементов предмета. Практически синтез представляет собой сведение в единое целое всех данных, полученных в результате анализа. В экскурсионной практике используются различные виды синтеза: а) объединение различных частей зрительно воспринимаемого объекта в единое целое; б) соединение разных качеств, сторон, признаков изучаемого предмета в нечто единое; в) соединение нескольких элементов данного объекта для выявления общих для них свойств.

Синтез позволяет экскурсантам изучать общее и частное, тождественное  и различное. Синтез, так же как  и анализ, используется на экскурсии  в методических приемах локализации  и контраста (сравнения).

     Анализ и синтез в экскурсии обычно бывают неразрывно связаны между собой. Они позволяют экскурсантам идти от конкретного к абстрактному, от сложного к простому, и, наоборот, в зависимости от того, какой метод познания был избран экскурсионной методикой. Схема взаимодействия синтеза и анализа в экскурсии, равно как и в других формах изучения предметов и явлений окружающего мира, несложна: анализ предшествует синтезу, а синтез завершает анализ.

     Экскурсионная методика широко использует аналогию, которая является одним из общих методов научного анализа. Пользуясь методом аналогии, экскурсовод сравнивает сходные признаки, наиболее существенные стороны двух или нескольких предметов (объектов) и на основе этого делает выводы о сходстве других предметов (объектов) между собой.

     Умелое использование метода аналогии позволяет, например, лучше понять явления природы в естественнонаучных экскурсиях. Уместны аналогии и в экскурсиях на производственные, архитектурные и другие темы.

Метод аналогии активизирует восприятие на экскурсии, стимулирует  мыслительную активность группы. При  показе, например, памятника архитектуры  экскурсантам предлагается вспомнить, где они до этого видели похожее  здание.

     При использовании метода аналогии в методике показа объектов очень важно предварительно выявить, бесспорно, сходные признаки, элементы в сравниваемых объектах. Метод аналогии связан с использованием самых различных ассоциаций.

     В экскурсионной методике используются различные методические приемы, которые построены на ассоциациях. Чем больше в памяти человека сохранилось схожих впечатлений, полученных в предыдущих экскурсиях, тем лучше и прочнее усваивает он новые объекты, картины, явления, их особенности и свойства.

     Именно на этом качестве человеческого сознания в значительной степени построено восприятие содержания экскурсий в циклах, построенных по тематическому принципу (исторические, архитектурные, природоведческие и др.).

     При подготовке новых экскурсионных тем методисты, отбирая наиболее эффективные методические приемы показа и рассказа, характеризуя сам объект и события, с ним связанные, исходят из того, какие ассоциации по противоположности, сходству, времени, месту действия или расположения будут использованы при проведении экскурсии.

    Экскурсионная методика опирается на положение, выдвинутое К.Д. Ушинским о максимальном использовании старых звеньев знаний, полученных человеком ранее, при усвоении новых звеньев, об их непрерывном передвижении в процессе обучения. Такое передвижение старых звеньев знаний помогает сознанию лучше воспринимать то, что в данный момент является предметом наблюдения и усвоения. Новые приобретения при этом оказывают влияние на укрепление знаний человека в целом.

     Ассоциации по порядку времени также часто используются в экскурсиях, особенно в исторических, искусствоведческих и литературных. Значительно легче запоминаются события, которые по времени следуют одно за другим или происходят одновременно. Лучше запоминаются художественные произведения, созданные в одно время. Экскурсовод в своем рассказе подчеркивает это обстоятельство.

     Ассоциации по единству места. Речь идет о предметах, расположенных рядом, на одном пространстве, находящихся в пределах взгляда человека. Ассоциации такого рода рассчитаны на большие возможности зрительной памяти. На ассоциациях по единству места в экскурсиях построена методика показа архитектурных ансамблей, мемориалов на одной площади, жилого комплекса в составе нескольких зданий, а также наблюдение со смотровой площадки панорамы города, местности, акватории морского порта. Этот же вид ассоциации используется при показе карты местности, той части города, где происходили исторические события, различных схем, таблиц, чертежей. В данном случае методическая разработка ставит перед экскурсоводом задачу добиться, чтобы мысль о единстве места стала для экскурсантов исходной при изучении зрительного ряда, который им демонстрируется.

Различные виды ассоциации занимают большое место в экскурсионной  методике. Они помогают выявить особенности  объектов, их отдельных сторон. Методические приемы с использованием ассоциаций активизируют экскурсантов, ускоряя  их мыслительную деятельность, повышая  ее эффективность.

     Экскурсионная методика опирается на методы обучения, заимствованные у педагогики: словесные, наглядные и практические.

Словесные методы. В рассказе экскурсовода используются словесные  методы: устное изложение материала, беседа, объяснение, пересказ содержания того или иного письменного источника, объяснительное чтение, цитирование. В  значительной части экскурсионного показа используются наглядные методы: демонстрация изучаемых предметов  в натуре или в изображении, наблюдение объектов. Практические методы используются в самостоятельной работе экскурсантов над усвоением материала. Это  осмотр объектов, наблюдения по заданиям экскурсовода, использование компаса  и других приборов. Значительно реже используется в экскурсионной практике метод упражнений. Его задачей  является выработка различных навыков  и умений у экскурсантов.

     Экскурсия относится к числу наиболее активных форм идейно-воспитательной и культурно-массовой работы. Степень ее действенности зависит не только от экскурсовода, но и от экскурсантов, их участия в процессе усвоения знаний. Именно поэтому экскурсионная методика опирается на методы исследования, и прежде всего метод наблюдения. Наблюдение является первоначальной стадией исследования, оно позволяет экскурсантам накопить большой фактический материал, способствует сознательному, целенаправленному восприятию предметов и явлений.

Экскурсии построены на непосредственных наблюдениях, когда объект изучения предстает перед группой в  своем натуральном виде по месту  своего естественного нахождения (кроме  музейных экскурсий). В отличие от опосредствованных наблюдений, проводимых с помощью приборов, с использованием их показаний непосредственные наблюдения в экскурсиях носят кратковременный  характер. Что же касается такой  формы наблюдений, как эксперимент, она даже в своих простейших формах в подавляющем большинстве экскурсий  не используется.

     Требования экскурсионной методики сводятся к тому, что все приемы и способы показа на экскурсии должны быть правильно отобраны, тщательно выверены на практике, критически и требовательно оценены. Все это следует проделать до утверждения методики проведения экскурсии для массовой аудитории.

     Экскурсионная методика в узком смысле этого термина для каждой конкретной экскурсии на определенную тему и для определенной группы экскурсантов представляет собой заранее подобранную совокупность методических приемов показа и рассказа.

     Анализ объекта экскурсии должен быть построен так, чтобы постепенно и в определенном порядке раскрывались его особенности. Порядок наблюдения, его последовательность могут носить индуктивный или дедуктивный характер. Эти методы познания имеют такое же большое значение для экскурсионной методики, как анализ и синтез. Однако есть существенное различие в их применении. Если анализ и синтез активно используются в той части экскурсии, которая получила условное название показ, то индукция и дедукция в основном находят применение в другой ее части - в рассказе.

Индукция - способ рассуждения, основанный на умозаключении от частных  единичных случаев, от разрозненных фактов к обобщениям, к общему выводу.

Дедукция - способ рассуждения, логическое умозаключение от общего к частному, от общих суждений, положений  к частным выводам, к отдельным  фактам.

Оба эти способа рассуждений  в экскурсии не существуют изолированно, они взаимосвязаны и дополняют  друг друга.

 

3.2 Техника проведения экскурсии

     Понятие "техника проведения экскурсии" объединяет вопросы, связанные с ее организацией. В методической разработке эти вопросы находят отражение в графе "Организационные указания".

     Эффективность экскурсии во многом зависит от уровня ее организации. Большое значение имеет ее начало. Важно сразу же заинтересовать экскурсантов, увлечь их. Ведь многие участники попадают на экскурсию сразу же после рабочего дня на производстве или в учебной аудитории, нередко бывают уставшими и слабо подготовленными к восприятию содержания. Текст экскурсии и методическая разработка учитывают эти обстоятельства, экскурсоводу рекомендуется избегать сложностей при изложении материала, излагать его просто и популярно. Важную роль играют приподнятость рассказа, умение экскурсовода предупреждать и избегать конфликтные ситуации в экскурсионной группе. Отношение экскурсовода к аудитории в течение всей экскурсии должно быть уважительным, доброжелательным.

     Экскурсовод должен проявить заботу о хорошей видимости объектов и слышимости пояснений для всех участников экскурсии. Этим определяется выбор экскурсоводом места для себя относительно группы. Каждый экскурсовод должен внимательно изучить содержание раздела методической разработки "Организационные указания" и четко представлять, как эти указания правильно использовать во время проведения экскурсии.

     После выхода из автобуса экскурсовод сразу же находит место для расположения группы. Методической разработкой обычно предусмотрено несколько вариантов (точек) расположения группы. Делается это на случай, если одно из этих мест уже занято другой группой или по какой-либо причине не может быть в данный момент использовано. Каждый экскурсовод в ходе подготовки экскурсии, бывая на маршруте, тщательно изучает эти места. Поэтому во время экскурсии он уверенно располагает свою группу на одном из рекомендованных мест. Место расположения группы у объекта может быть также изменено в зависимости от поставленной задачи. Если, например, поставлена задача увидеть объект вместе с фоном, для группы выбирается дальняя точка. Если стоит задача увидеть детали объекта, его отдельные части, то группа располагается вблизи объекта.

     Для проведения каждой экскурсии отводится строго определенное время. Методической разработкой предусмотрено примерное время на показ каждого объекта, на освещение конкретных подтем и основных вопросов, которые в них включены. Начинающий экскурсовод обычно проводит экскурсию, постоянно сверяясь с часами. Это дает возможность избежать перерасхода времени на освещение первых подтем. Такой перерасход приводит к тому, что остальные подтемы будут скомканы или совсем не будут раскрыты.

    Многое зависит от правильной организации подготовки экскурсовода к ведению новой экскурсии. Рекомендуется, например, "проводить" экскурсию, сидя за столом в методическом кабинете или дома. В такой репетиции без группы экскурсовод, выполняя требования методической разработки, делает вступление, затем в необходимой последовательности ведет "показ" объектов, включенных в маршрут. При этом из экскурсии убирается все лишнее, ведущее к перерасходу времени, отведенному на показ и рассказ. Эта работа ведется под наблюдением руководителя секции или методиста.

     Не следует сводить дело только к соблюдению указанного методикой времени. Иногда бывает, что из-за долгих сборов группы, опоздания автобуса или по другим причинам, не зависящим от экскурсовода, мероприятие начинается позже намеченного времени, скажем, четырехчасовая экскурсия по городу начинается с опозданием на двадцать минут. Перед экскурсоводом встает вопрос: что делать? Как уложиться, чтобы не пострадала тема? Продлить время невозможно: через четыре часа автобус должен обслуживать другую экскурсионную группу. Ни одну из подтем выбросить нельзя. Один выход - сокращать время, отведенное методической разработкой на раскрытие подтем. Делается это осторожно, экскурсовод исходит из того, что главное в содержании должно сохраниться, все основные вопросы должны быть освещены с достаточной полнотой. Сокращение может коснуться второстепенных деталей в показе и в рассказе. Экскурсовод с помощью методиста заранее готовится к таким ситуациям, тщательно "проигрывая" их.

Одно из требований к рассказу на экскурсии - адресный характер. О  чем бы ни рассказывал экскурсовод - о здании, крепостной башне, скульптурной группе, растениях, экскурсанту должно быть ясно, какому именно зданию и более  того - какому этажу, окну, балкону посвящен рассказ, о каком памятнике идет речь, какое растение характеризуется. Это достигается с помощью  конкретных указаний, где происходило  историческое событие, где проживал человек, о котором идет разговор. При наличии нескольких рядом  расположенных и порой одинаковых по своей архитектуре домов обязательно  называются цвет конкретного дома, его внешние отличительные признаки, видимые особенности конструкции. Экскурсовод, указав на нужное здание, проверяет, понимают ли участники экскурсии, на какой объект он обращает их внимание. Рассказчик продолжает рассказ лишь после того, как удостоверится, что все отчетливо представляют, о каком объекте идет речь, и главное - хорошо видят этот объект.

Информация о работе Экскурсионное дело