Формирование имиджа специалиста социально-культурной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 22:00, курсовая работа

Описание

Цель исследования: выявление сущности понятия имидж, изучение составных частей и механизма формирования имиджа, факторов, влияющих на формирование имиджа, выявление характерных черт имиджа специалиста социально-культурной сферы, разработка программы формирования имиджа специалиста данной сферы.

Работа состоит из  1 файл

Формирование имиджа специалиста социально-культурной сферы.doc

— 403.00 Кб (Скачать документ)

Упражнение №1. Проигрывание роли по крупным событиям жизни (5-10 минут)

Если вы хотите проявлять к людям дружелюбие, внимание, участие в их личных делах, т. е. действовать в рамках жизнедеятельности «дельфина», постарайтесь мысленно пройтись по всем этапам жизни человека данного типа.

Закройте глаза. Расслабьтесь. Представьте, как вы увидели белый свет, окружающую обстановку, как почувствовали тепло и ласку своей матери. Несколько позже вы ощутили глубокую материнскую любовь и сами прониклись к ней этим чувством. Ощутите заботу и ласку со стороны своих близких. Вас всегда окружали добрые люди дома, в детском саду, в школе. Ваш характер креп и закалялся в общении с такими людьми. Их доброту вы переняли себе. Именно доброта сформировала у вас дружелюбие, внимание, участливое отношение к другим.

(Далее «пройдитесь» по всем этапам в соответствии со своим возрастом.)

Откройте глаза. Оставайтесь некоторое время под впечатлением навеянной картины. Отдохните.

Упражнение №2. Проигрывание роли по дробным событиям (5-10 минут)

Теперь вам следует обратиться к отдельным этапам жизнедеятельности (их всего одиннадцать) и медленно прожить каждый этап в плане модели «дельфина». При этом очень важно формулировать соответствующие «сверхзадачи» и «сквозные действия». Процедуры тренировки аналогичны предыдущему упражнению (расслабление, создание видений, анализ).

Создание «жизни человеческого тела» роли нужно, по К.С.Станиславскому, для того, чтобы ощутить телесную жизнь образа (в нашем случае — имиджа). Это связано с тем, что линия жизни человеческого тела вызывает к жизни внутреннее действие человека — роли, т. е. его переживания. Именно это и нужно человеку, который пытается преобразовать свой образ. Здесь К.С.Станиславский использует метод физических действий. Суть этого метода заключается в том, что человек учится действовать в «предлагаемых обстоятельствах». При этом, говорил Константин Сергеевич, нужно начинать с магического «если бы». «Что я сделал бы, если бы произошло то-то?»

Упражнение №3. Предлагаемые обстоятельства и «если бы» (5-10 минут)

Закройте глаза. Расслабьтесь. Представьте ситуацию по формуле «если бы».

Предлагаемые обстоятельства: конфликтная ситуация. Часть работников отдела вступает в спор с руководителем по поводу якобы нечестного распределения премиальных. Одни получили большие суммы, другие — меньшие. Причем меньше получили те, кто на данный период больше всего нуждается в финансовой поддержке. Как поступить? Надо действовать.

Если бы на данном месте действовал руководитель типа «акула», он принял бы такую модель: «Принимаю решение единолично. До потребностей других мне нет дела. Как решу, так и будет». Если бы действовал руководитель типа «дельфин», он выбрал бы иную модель, а именно: «Принимаю решение привлечь подчиненных к принятию решения. Действую дружелюбно, внимательно и участливо отношусь ко всем предложениям работников».

Представьте, как легко подчиненные принимают ваши рекомендации. Вы вместе с ними разрешаете конфликтную ситуацию. Вам радостно.

Откройте глаза. Проведите анализ пережитого.

Необходимо иметь в виду, что отработанный эпизод поведения в предлагаемых обстоятельствах — это только эпизод, поведение в условиях, когда нужно совершать действия по моделям дружелюбия, внимания к людям, участливого к ним отношения. Для создания целой линии «жизни человеческого тела», писал К.С.Станиславский, необходим длинный, непрерывный ряд вымыслов и предлагаемых обстоятельств. Надо действовать, выполняя психофизические действия, связанные с отдельными, даже мелкими событиями.

Создание «жизни человеческого духа» роли по существу представляет собою процесс вживания субъекта деятельности в формируемый имидж. Суть дела здесь состоит в создании зрительных образов всех дробных и крупных событий в жизни субъекта с новым имиджем. Процесс тренировки состоит из двух видов упражнений: а) накапливание видений; б) применение видений в общении.

Упражнение №4. Проработка видения (5-10 минут)

Видение, которое субъект деятельности мысленно прочувствовал, остается у него навсегда. К.С.Станиславский говорил по этому поводу следующее.

— Представьте себе, что когда-то давно, в юности, вы видели город. Вы бродили по паркам и улицам, осматривали достопримечательности, спускались к реке, стояли у парапетов мостов. Потом вы уехали, и больше вам не удалось ни разу в жизни побывать в этих местах. Но когда при вас произносят название этого города, в вашей душе сейчас же вспыхивает эмоциональное и зрительное воспоминание, связанное для вас на всю жизнь с названием города, с данным сочетанием букв. Вы не охватываете всей картины, ее подробностей, но что-то, особенно вас поразившее, немедленно возникает перед вашими глазами. Может, это будет уголок двора со скамейкой под старыми липами, может быть, рыночная площадь... Вы сразу вспоминаете, каким вы сами были в ту пору, — словом, тысяча ощущений в одно мгновение ока всколыхнется в вас, потому что когда-то этим эмоциональным ощущениям предшествовала яркая развернутая конкретность, потому что вы в самом деле были в этом городе, видели все своими глазами.

Нечто подобное произойдет с тем, кто мысленно представит себе яркую картину, образ человека, действующего по моделям формируемого имиджа. Однако имейте в виду, что люди обрабатывают информацию в зависимости от особенностей своей перцептивной системы. Визуалисты используют зрительные образы, аудиалисты — звуковые, ощущающие типы — кинестетические (то, что ощущается органами осязания, обоняния, тактильности). Ситуация выше основана на зрительных образах. Давайте определим — кто вы?

Упражнение №5. Как вы обрабатываете информацию (5-10 минут)

Закройте глаза и обдумайте первую пришедшую вам в голову идею. Видите ли вы ее? Слышите ли ее? Ощущаете или чувствуете ее? Или же идея появляется сразу по трем каналам? Выполняйте упражнение 4—5 раз. Старайтесь определить, что вы воспринимаете сначала: образы, слова, ощущения? А может быть, и то, и другое, и третье? Откройте глаза и хорошенько поразмышляйте.

Теперь снова закройте глаза. Расслабьтесь. Возьмите лист бумаги и карандаш. Проделайте предыдущую операцию еще раз. Спросите себя: «Насколько велики мои зрительные способности по шкале от 0 до 100?» Заметьте первое же число, которое появится у вас в голове, и запишите его. Далее оцените слуховые способности, а затем чувственные.

Если эффект окажется слабым, повторите операцию (несколько раз). В конце упражнения вы сможете сказать, кто вы: визуалист, аудиалист или ощущающий тип. Если вы определили свой тип, то при создании «жизни человеческого духа» роли придется использовать слова, отражающие ту систему восприятия информации, которая присуща вам. При этом пользуетесь соответствующими вариантами слов:

Варианты визуального восприятия

Цветной

Черно-белый

Ясный

Расплывчатый

Близкий

Далекий

Яркий

Тусклый

Большой

Мелкий

Искрящийся

Однотонный

Объемный

Плоский

Симметричный

Асимметричный

Движущийся

Неподвижный

Варианты звукового восприятия

Назойливый

Спокойный

Тревожный

Безмятежный

Громкий

Тихий

Нервный

Ритмичный

Возбуждающий

Успокаивающий

Смеющийся

Плачущий

Дребезжащий

Приятный (звук)

Скрипящий

Шипящий

Режущий (звук)

Жужжащий

Варианты кинестетического восприятия

Горячий

Холодный

Удовольствие

Дискомфорт

Равновесие

Неустойчивость

Гладкий

Шершавый

Сытость

Голод

Сила

Слабость

Спокойствие

Волнение

Обладание

Потеря

Свежо

Душно


Как правило, варианты левой колонки увеличивают процесс восприятия, варианты правой — ослабляют.

Упражнение №6. Научитесь любить себя (5-10 минут)

Закройте глаза. Расслабьтесь. Подумайте об одной или двух своих позитивных чертах личности. Постарайтесь оказаться во власти этих чувств и от этого ощутить радостное переживание.

После того, как вы почувствуете это состояние, подумайте о тех чертах, которые будут соответствовать вашему формируемому имиджу, — дружелюбие, внимание, участие. Радостное чувство захватит эти качества в свою орбиту и пропитает ваше сознание и подсознание их добродетелями.

Вы познакомились с теорией и практикой перестройки своего имиджа и горите желанием приступить к тренировкам. Не спешите. Проштудируйте текст еще раз, испробуйте «вкус» предложенных упражнений и уже потом принимайте окончательное решение. Знайте, что шаблона здесь быть не может. Каждому свое.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Предпочитаемые и отвергаемые цвета женской одежды

 

 

Социальные роли

Предпочитаемые цвета

Отвергаемые цвета

муж.

жен.

средн.

муж.

жен.

средн.

Препода-

ватель

белый

черный

синий

черный

синий

зеленый

белый

синий

зеленый

красный

оранжевый

розовый

желтый

оранжевый

розовый

желтый

оранжевый

розовый

Руково-

дитель

черный

синий

зеленый

зеленый

красный

синий

зеленый

синий

коричневый

белый

розовый

голубой

белый

розовый

голубой

белый

желтый

розовый

Подчинен-

ная

белый

голубой

зеленый

белый

коричневый

синий

белый

синий

зеленый

черный

оранжевый

фиолетовый

красный

фиолетовый

оранжевый

розовый

фиолетовый

оранжевый

Коллега

коричневый

красный

зеленый

черный

синий

фиолетовый

черный

синий

зеленый

белый

розовый

фиолетовый

белый

желтый

розовый

белый

желтый

розовый

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

Ваш цветовой тип.

(Рекомендации  по использованию основного цвета)

 

Основной цвет

Рекомендуемые оттенки в соответствии с цветовым типом

«Весна»

«Осень»

«Зима»

«Лето»

 
Белый

Цвет яичной скорлупы

Кремово-белый

Белоснежный

Цвет натуральной шерсти

 

Бежевый

Желто-бежевый, золотисто-бежевый

Карамель, песочный

Желто-бежевый, серо-бежевый

Розовато-бежевый

 

 

Серый

Теплый светло-серый

Исключается

Светло-серый, серый, темно-серый, антрацит (маренго)

Светлый серо-голубой

 

Коричневый

Золотисто-коричневый, каштановый

Ореховый, кофейный, махагоновый, шоколадный

Черно-коричневый

Какао, серо-коричневый

Черный

Исключается

Исключается

Черный

Исключается

 

 

Синий, бирюзовый

Светло-синий, лазурный, светлый и яркий аквамарин, нежно-голубой

Глубокий сине-зеленый, цвет морской волны, бирюзовый

Темно-синий, ярко-синий, светло-синий, сине-бирюзовый

Приглушенный темно-синий, сизый, серо-голубой, небесно-голубой, незабудковый

 

 

 

Зеленый

Травянисто-зеленый, яркий желто-зеленый, листьев липы, гороховый, лимонно-зеленый

Бутылочный, болотный, агатово-зеленый, хаки, оливковый

Холодный пастельно-зеленый, турмалин, изумрудный

Пастельно-зеленый, голубовато-зеленый, цвет мяты и молодой листвы

 

 

Оранжевый

Абрикосовый, цвет лососины, персиковый, светло-апельсиновый

Кетовый, ярко-абрикосовый, терракотовый, апельсиновый

 

 

Исключается

 

 

Исключается

 

 

 

Розовый

Теплый пастельно-розовый, теплый ярко-розовый, кораллово-розовый

 

 

 

Исключается

Шокирующий ярко-розовый, светло— и темно-цикламеновый

Все пастельные и голубовато-серые тона, спокойно-розовый

 

 

Красный

Маковый, оранжево-красный

Оранжево-красный, киноварь, ржавчина, томатный

Ярко-красный, темно-красный

Вишнево-красный, малиновый

Бордо

Исключается

Исключается

Яркий винно-красный

Исключается

Золото

Ясные золотые тона

Все оттенки золота

Исключается

Исключается

 

 

Желтый

Желто-золотой, подсолнух

Кукурузно-желтый, цвет тыквы, горчичный

Лимонно-желтый, холодный светло-желтый

Пастельно-желтый, лимонно-желтый

 

 

Фиолетовый

Цвет синей фиалки, сине-лиловый, фиолетовый

 

 

Исключается

Лиловый, темно-фиолетовый

Сирень, орхидея, мальва, приглушенно-лиловый, сливово-синий

Информация о работе Формирование имиджа специалиста социально-культурной сферы