Формирование имиджа специалиста социально-культурной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 22:00, курсовая работа

Описание

Цель исследования: выявление сущности понятия имидж, изучение составных частей и механизма формирования имиджа, факторов, влияющих на формирование имиджа, выявление характерных черт имиджа специалиста социально-культурной сферы, разработка программы формирования имиджа специалиста данной сферы.

Работа состоит из  1 файл

Формирование имиджа специалиста социально-культурной сферы.doc

— 403.00 Кб (Скачать документ)

Уточнить мнение указанного большинства требуют ситуации использования понятия «имидж». И в обыденной речи, и в публицистике, и в научной литературе данное понятие употребляется почти исключительно в контексте формирования, планируемого воздействия и целенаправленного создания. Так, Е.Б. Перелыгина указывает, что «… имидж есть создаваемый образ, т.е. образ, возникающий в результате определенной деятельности, работы ». Еще четче это формулируют Е.Н. Богданов и В.Г. Зазыкин: «…имидж – это не что иное, как специально сконструированный психический образ, создаваемый со вполне определенными целями… ». Такой целью часто называется психологическое воздействие на людей, их поведение. Именно в этой целенаправленности, «сконструированности» и состоит основная специфика имиджа как образа. Вероятно большинство экспертов в исследовании О.А.   Малакановой, понимая под имиджем образ, имплицитно переносят на имидж и такую важную сторону образа, как существование его вне зависимости от того, осознает ли сам объект восприятия существование этого образа. Т.е., образ объекта возникает всегда, когда появляется субъект, воспринимающий данный объект. Имидж же, как феномен возникает тогда, когда некто не просто осознает, что объект кем-либо воспринимается, но и ставит перед собой задачу корректировать это восприятие. В такой пристрастности социального объекта по отношению к воспринимающему субъекту, проявляется одна из специфических черт, качественно отличающих социальную перцепцию от восприятия неодушевленных предметов .

Следовательно, можно предположить, что понятие «имидж» носит функциональный характер. Это позволяет выделить наиболее важные особенности имиджа как разновидности психического образа. Понятие «имидж» имеет смысл употреблять тогда, когда, во-первых, появляется представление о том, что объект воспринимается аудиторией и происходит осознание самого факта восприятия; во-вторых, проявляется целенаправленность в формировании образа объекта. Иными словами, образ объекта может существовать «естественно», а понятие имидж возникает тогда, когда возникает задача коррекции этого образа в групповом или индивидуальном сознании. Сама же сознательная деятельность по коррекции имиджа не всегда становится предметом рефлексии – интуитивно ориентируясь на групповые ценности и идеалы, субъект не обязательно включает ее в предмет своего сознания.

Имидж можно трактовать как одну из форм социальной регуляции и саморегуляции человеческого поведения: индивидуального и группового. Поведение человека регулируется не только социальным, но и биологическими и психологическими механизмами; все они взаимодействуют между собой и проникают друг в друга. Так как к механизмам социальной регуляции относятся социальные нормы, ценности, институты, организации, то и имидж можно отнести к одному из таких механизмов.

Правильно подобранный имидж представляет собой наиболее эффективный способ работы с массовым сознанием. Имидж отражает те ключевые позиции, на которые безошибочно реагирует массовое сознание. Это попытка перевода массового сознания на автоматические реакции.

«Имидж - наиболее экономный способ порождения и распознания сложной социальной действительности. Имидж - это результат обработки информации, поэтому помощь на этом пути вольно или невольно поддерживается каждым человеком. Наш имидж как картинка нас в других глазах в ряде случаев становится важнее нас самих. Имидж кристаллизует и упорядочивает все информационные потоки. Имидж как идеализированная картинка подлежит управлению скорее и эффективнее, чем сам объект.

Структура имиджа состоит из трёх компонентов:

Первый компонент - это основа, база, некоторый «исходный материал» (объект), предварительно специально обработанный с целью минимизации его негативных и максимизации позитивных черт в соответствии с основными параметрами оптимальной модели имиджа, разработанной имиджмейкером.

Второй компонент - это сама избранная модель имиджа, наложенная на предварительно подготовленный «исходный материал».

Третий компонент - результат активной психической работы аудитории или отдельного субъекта восприятия по реконструкции целостного итогового имиджа в своем сознании на основе навязываемой извне модели, но с учетом собственных внутренних представлений.

Функции имиджа

Имидж призван сэкономить наше время. Он задает апробированные пути идентификации объекта. Объект в результате становится узнаваемым и неопасным. Мы начинаем легко прогнозировать его действия. Назовем эту функцию имиджа идентификацией.

Есть еще одна функция имиджа, которую мы обязаны учитывать. Назовем ее идеализацией. В этом случае имидж пытается выдать желаемое за действительное.

И в том, и в другом случае имидж имеет функцию противопоставления, поскольку он строится системно, исходя из уже имеющихся иных имиджей. Злодея видно только на фоне доброго человека. Только так будут видны его качества, только на контрасте. Например, напиток «Байкал» был разработан, чтобы противостоять «Пепси» в преддверии Московской олимпиады.

Не следует трактовать функцию идеализации как направленную на обман населения. Ведь когда объект перестраивается под чьи-то желания, подобная адаптация может носить только положительный характер.

Имидж настолько многогранен, насколько многогранна его целевая аудитория. Как видно, имидж - это достаточно свободное образование, которое в тоже время покоится на жестких требованиях, выдвигаемых аудиторией. О нем можно сказать словами Э. Бернейса, что это сочетание науки и искусства. Наука дает жесткие требования, а искусство предоставляет креативные возможности, которые и должны сделать имидж неповторимым.

Важно также отметить и то, что имидж - это не то, чем человек является на самом деле, не совокупность его личностных характеристик, а образ, который создается в отношении этого человека у окружающих его людей. Зачастую имидж человека очень сильно отличается от самой личности.

Имидж — это не только смена одежды (как правило, такое мнение бытует в массовом сознании). Преследуя цель определенным образом выглядеть в глазах окружающих и воздействовать на них, мы корректируем наши жесты, позы, манеру говорить, подбираем аксессуары, которыми пользуемся (от зажигалки до автомашины), продумываем интерьер, в котором нас видят. Конечно, учитываем особенности тех, на кого он рассчитан: возраст, пол, социальный статус, интересы и потребности людей (а это может быть молодежь или пенсионеры, рабочий коллектив или VIP, религиозная организация или секс-меньшинства). Нужно знать и «законы жанра», то есть специфику той сферы, в которой будет «работать» наш образ: деловая жизнь, артистическая богема, студенческая аудитория и т.д. Но внутри каждой из этих сфер свои особенности; например, деловая сфера может быть представлена производителями финансовых и туристических услуг, косметики и тяжелого машиностроения, фермерами и рекламными агентами. Также определяется метод воздействия – эпатирующий или доверительный, загадочно – отстраненный или доступный.

Имидж – это целостный образ, слагаемый из многих факторов. Над его созданием работают психологи, специалисты PR, рекламисты, протоколисты, социологи, хореографы, стилисты, визажисты, продюсеры. Когда говорят об имидже человека, то имеют в виду имидж среды (как выглядит его офис, кабинет, автомобиль), овеществленный имидж (предметы, которые он создал), вербальный имидж (от лат. verbalis — «словесный»; это его манера говорить и писать), кинетический имидж (его жесты, мимика и телодвижения), габитарный имидж (от лат. habitus — «внешний»; включает костюм, прическу, украшения, и др.), ментальный (ваши мировоззренческие и морально-этические позиции).

Имидж – важная составная часть работы манекенщиц, фотомоделей, ведущих шоу–программ, творчества эстрадных артистов. Он, безусловно, отражает реальное поведение, но во многом и не совпадает с образом жизни человека. Сфера деятельности специалиста сферы сервиса – это всякий раз конкретная ситуация с необходимостью выбора манеры поведения, адекватно отражающей его позицию и удовлетворяющей участников общения, когда приходится реализовывать свои потенциальные возможности и добиваться успеха. Поэтому не только артисты эстрады, но и люди, работающие в сфере «человек-человек» нуждаются в имиджмейкерах. Они должны профессионально формировать в нужном направлении свой образ, по которому можно составить впечатление об уровне его компетентности и предприимчивости. Кстати, «имиджем» называют не только создаваемый образ, но и впечатление, которое мы производим.

Имидж — это не обман. У всех есть положительные и отрицательные черты (нравственные и внешние), и каждый из нас хочет показать себя с лучшей стороны, продемонстрировать свои преимущества, продуктивно общаться. А сознательное отношение к своим поступкам, к своей внешности, к окружающему миру, умелая расстановка акцентов на позитивном и коррекция негативного — это и есть создание имиджа. Разница лишь в том, что мы сами делаем это дилетантски (хотя порой достаточно умело), а имиджмейкеры — профессионально.

 

I.2. Особенности имиджа специалиста социально-культурного сервиса

 

Еще Марк Твен справедливо писал про массовые коммуникации своего времени: «В современном обществе печать - это колоссальная сила. Она может и создать, и испортить репутацию любому человеку. Ничто не мешает ей назвать лучшего из граждан мошенником и вором и погубить его навеки». Так создаются имиджи.

В последние десятилетия вопрос формирования имиджа приобрел очень большое значение. Влияние человека на большую часть окружения осуществляется именно посредством имиджа, поэтому правильный выбор имиджа является залогом успеха многих компаний. Особенно важна проблема создания имиджа для политиков, представителей шоу-бизнеса, людей творческих профессий. Но эти люди занимаются созданием имиджа традиционно. В последнее время общество осознало, что формирование имиджа важно и для представителей других профессий и социальных групп. Возросло значение имиджа в бизнесе, в сфере обслуживания. В мире существует множество агентств, специализирующихся на создании имиджа. В России этот бизнес только начинает формироваться.

Специалисты социокультурной сферы входят в число наиболее нужных профессий, с которыми практически каждый день приходится сталкиваться людям. И создание позитивного профессионального имиджа для сотрудников данной сферы в этом случае просто необходимо.

Каждый сотрудник рассматривается как лицо организации, по которому судят о состоянии всей организации.

Технология формирования имиджа, если рассматривать ее во всей полноте, представляет собой сложный и длительный процесс, требующий немалых усилий.

Первой из основных характеристик специалиста сферы обслуживания, на которой должно акцентироваться внимание, является профессионализм. Профессионализм можно разложить на пять составляющих: компетентность, уверенность, доверие, постоянство и контроль.

Под контролем понимается контроль над своими эмоциями. Тут же умение контролировать других.

По поводу постоянства нужно отметить то, что имидж должен реализовываться постоянно, чтобы быть эффективным. Ваш имидж ежедневно влияет, не только на вас, но и на всех, кого вы встречаете.

Уверенность выражается даже во внешности: человек стоит прямо, дышит легко, не боится смотреть в глаза. Человек чувствует себя хорошо подготовленным и хорошо информированным.

Что касается компетентности, то специалисты социально-культурного сервиса должны четко знать, в чем именно они превосходят своих конкурентов. Сбить этот уровень компетентности обычно пытаются стандартной фразой: «Это смог бы сделать каждый!» Поэтому следует быть готовым к таким атакам.

Профессиональная компетентность объекта:

- мобильность (быстрота и качество ...);

- аккуратность в выполнении должностных обязательств;

- точность выполения обязятельств, обещаний;

- информированность (готовность дать ответ на возникший вопрос);

- высококвалифицированный уровень профессиональной подготовки;

Культура специалиста индустрии гостеприимства (кинетический имидж):

Установленный порядок поведения в сфере обслуживания должен опираться на деловой этикет.

Этикет, если понимать его как установленный порядок поведения, помогает избегать промахов или сгладить их доступными, общепринятыми способами. Поэтому основную функцию или смысл этикета объекта, можно определить как формирование таких правил поведения в обществе, которые способствуют взаимопониманию людей в процессе общения. Второй по значению функцией этикета является функция удобства, то есть целесообразность и практичность. Начиная с мелочей и до самых общих правил, этикет представляет собой приближённую к повседневной жизни систему.

Одно из первейших правил, определяющих сам этикет - поступать так стоит не потому, что так принято, а потому, что или целесообразно, или удобно, или просто уважительно по отношению к другим и самому себе. Этикет является одним из главных “орудий” формирования имиджа. В современном мире лицу фирмы отводится немалая роль. Те фирмы, в которых не соблюдается этикет, теряют очень многое. Там, где присутствует этикет, выше производительность, лучше результаты. Поэтому всегда нужно помнить, что хорошие манеры прибыльны. Гораздо приятнее работать с той фирмой, где соблюдается этикет. Практически во всём мире он стал нормой деятельности. Это потому, что этикет в силу своей жизненности создаёт приятный психологический климат, способствующий деловым контактам.

Нужно запомнить, что этикет помогает нам только тогда, когда нет внутреннего напряжения, рождающегося из попытки сделать по правилам этикета то, что раньше мы никогда не делали.

- коммуникабельность (приветливость, открытость, доступность в общении, улыбчивость);

Информация о работе Формирование имиджа специалиста социально-культурной сферы