Анализ развития и современного состояния туризма в Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 20:34, курсовая работа

Описание

Целью работы является исследование современного состояния туризма в Республике Казахстан, его влияния на экономику страны
Для достижения этой цели в работе были решены следующие задачи:
изучены основные теоретические аспекты туризма;
раскрыто значение туристской деятельности в экономике Республики Казахстан;
исследована структура туристической отрасли и проанализирован потенциал туристических ресурсов страны;
проведен анализ факторов оказывающих влияние на развитие;
выявлены основные направления и перспективы развития туризма в Республике Казахстан.

Содержание

Введение 3

1 Теоретические основы туризма 4
1.1 Социально-экономическая сущность туризма на современном этапе развития общества и его основные виды 4
1.2 Изучение маркетинга и менеджмента туристической деятельности 8

2 Анализ развития и современного состояния туризма в Казахстане 12
2.1 Современное состояние и анализ видовой структуры туризма в Республике Казахстан 12
2.2 Проблемы развития туристской индустри Казахстана 15
2.3 Основные направления развития туристской отрасли Казахстана 17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21

Список использованной литературы 23

Работа состоит из  1 файл

туризм реферат.docx

— 260.46 Кб (Скачать документ)

Коммерческие шоп-туры в основном организуются в Китай, Объединенные Арабские Эмираты и Грецию, что  объясняется низким уровнем цен  на товары, пользующиеся спросом в  Казахстане.

Положительную динамику выездного  туризма можно объяснить выросшим уровнем обеспеченности населения  Казахстана.

Следующим видом, указывающим, на уровень  развития туристской отрасли республики является въездной туризм.

В 2004 году, по данным Агентства Республики Казахстан по статистике туристическими организациями было обслужено 171427 туристов и экскурсантов (причем, въездного  туризма – 74728 и внутреннего – 66928 человека). По данным пограничной  службы Комитета Национальной Безопасности Республики Казахстан за этот период, количество нерезидентов въехавших  в республику составило 3679859 человек, что, по сравнению с предыдущим годом, на 26,8% больше. Количество выехавших  резидентов составило 2292946 человек, по отношению с аналогичным периодом 2001 год, данный поток туристов уменьшился на 780 человек.

 

2004       2005

 

Рисунок 6 – Структура основных видов туризма в Казахстане в 2004-2005 годах

 

Как видно из данных рисунка 10, за 2004 год въездной туризм увеличился до 4,3 млн.человек (39%), выездной составил 3,9 млн.человек (35,5%), внутренний туризм возрос до 2,8 млн. человек (25,5%). Всего было обслужено 11 млн.человек.

Въездной туризм по итогам 2005 года увеличился на 2% и составил 4 млн. 365 тыс. человек, или 41% от общего потока посетителей. Количество участников внутреннего  туризма также увеличилось на 5,3%. Количество выехавших туристов уменьшилось на 7,3% и составило 3004,0 тысяч человек (28,2%).

По сравнению с 2004 годом в 2005 году в Казахстане наблюдалась позитивная тенденция развития внутреннего  и въездного туризма, хотя в целом  туристический поток уменьшился с 11 млн.человек до 10,6 млн.человек.

Наиболее перспективными регионами  культурно-познавательного туризма  являются город Алматы и Алматинская  область, развитие туризма по Шелковому  пути (международный туристский поезд "Жемчужина Шелкового пути" по маршруту Алматы - Туркестан - Ташкент - Самарканд - Бухара - Ургенч - Мары - Ашгабат – Алматы). Огромные возможности для развития внутреннего культурно-познавательного туризма в республике открывает участие Казахстана в туристском трансконтинентальном маршруте «Шелковый Путь», осуществляемый под эгидой UNWTO в сотрудничестве с UNESCO.

Одним из перспективных направлений  развития туристской отрасли в Казахстане становится экологический туризм. Количество туристов, проявляющих интерес к  заповедным зонам Казахстана, растет, получают развитие новые формы организованного  туризма: велосипедный, конный, водный.

Необходимость развития экологического туризма в Республике Казахстан  обусловлена не только экономическими факторами - созданием новых рабочих  мест, развитием местных сообществ  в отдаленных регионах, но и социальным заказом – потребностями населения  в более целостном, системном  подходе к проблемам охраны здоровья и использования свободного времени. По данным экспертов Всемирной туристской организации, экологический туризм за последние десять лет становится наиболее популярным и является одним  из инструментов устойчивого развития любого государства.

 

2.2 Проблемы развития туристской  индустрии Казахстана

 

Основными поставщиками туристских услуг  являются туристские организации, которые  представлены туристскими организациями  и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензии на право осуществления  туристской деятельности.

В 2006 году в Казахстане работали уже  около 1000 туристских организаций, имеющих  зарубежных партнеров в более  чем 80 странах мира.

По состоянию на 01.01.2006 года на рынке  туристских услуг Казахстана работает около 3,2 тыс. человек, 1,5 тыс. профессиональных гидов и экскурсоводов. 98,3% всех организаций  туристского рынка представлены малыми предприятиями (численность  работающих в них до 50 человек). Средние предприятия с численностью персонала до 250 человек составляют 1,3%, а крупные – 0,4%. Большинство туристских организаций составляют малые и средние предприятия, которые во многих странах мира являются эффективным генератором экономического роста, основанного на инновациях. Наряду с вышеуказанными на национальном туристском рынке осуществляют деятельность 37 туристских организаций с иностранным участием.

Основу туристических компаний составляют малые предприятия с  численностью до 50 человек (93%), 6% – средние  организации (от 51 до 250 человек). Крупных  туристических организаций только восемь. Среди них можно назвать  такие, как Kazakhstan Travel International, Central Asian Corporation, «Отрар Авиа», ТОО «Турагентство  Шелковый путь» и др.

Туристические фирмы, функционирующие  на территории Казахстана, характеризуются тем, что предоставляют довольно широкий спектр услуг. Основными туристическими услугами, которые предоставляют данные компании, являются:

  • резервирование и продажа авиабилетов;
  • резервирование гостиниц и транспорта;
  • размещение и встреча туристов;
  • оказание услуг по оформлению загранпаспортов, виз, страховых полисов;
  • услуги гида-переводчика;
  • организация туров и поездок
  • предоставление транспортного и экскурсионного обслуживания с помощью своих ресурсов, а также с помощью зарубежных партнеров.
  • оказание прочих услуг.

Из перечисленного выше понятно, что  турфирма формирует туристический  пакет из услуг предприятий различных  отраслей. Предприятия участвующие  в формировании турпакета, образуют инфраструктуру туризма.

Отличительной чертой казахстанского туристского продукта является сезонность его характера, что требует принятия определенных мер и развития альтернативных видов туризма в несезон. Инфраструктура, соответствующая вышеуказанным  сегментам, имеет определенные требования. Это должны быть простые, относительно недорогие некрупные (в пределах 25-100 мест) объекты размещения (стационарные и временные), расположенные на туристских маршрутах в экологически чистых местах, рассчитанные на пребывание клиентов на одном месте в течение 2-3 дней.

Среди проблемных вопросов в туристкой отрасли нужно отметить такие как:

  • преобладание малых туристических фирм, не имеющих кадровых и материально-технических ресурсов, не способствует развитию инвестиционных вложений в отрасль туризма;
  • неразвитость транспортной инфраструктуры. Малое количество как регулярных, так и чартерных зарубежных авиарейсов. Развитие туризма ограничивается высокими транспортными издержками. Отсутствуют специализированные автотранспортные предприятия для туристской деятельности. Также не создана система электронного бронирования и планирования поездок;
  • несоответствие статистического учета международным стандартам и отсутствие комплексного объективного учета экономического эффекта от туристской деятельности;
  • несоответствие мировым стандартам системы современного образования и подготовки квалифицированных кадров для туристской индустрии;
  • а также слабый уровень финансирования развития туризма в регионах.

Большинство экспертов уверено, что  Казахстан далеко не полностью использует свои возможности по развитию туризма, а между тем обширный международный  опыт показывает, что индустрия туризма  является одной из самых перспективных  отраслей экономики страны.

Рост туризма должен произойти  преимущественно за счет появления  новых посещаемых территорий, поскольку  традиционные районы мирового туристического рынка уже достигли предела рекреационной  емкости. В связи с этим Казахстан  имеет уникальную возможность занять свою нишу на мировом туристском рынке.

Туризм в целом оказывает  три положительных эффекта на экономику государства: обеспечивает приток иностранной валюты, оказывает  положительное влияние на такие  экономические показатели, как платежный  баланс и совокупный экспорт, и помогает увеличить занятость населения.

2.3 Основные направления развития туристской отрасли Казахстана

 

С целью реформирования и развития туристской отрасли Казахстана правительством разработана и утверждена Программа  развития туризма на 2007-2011 годы. Основной целью данной программы стало  создание конкурентоспособной туристской индустрии для обеспечения занятости  населения, стабильного роста доходов  государства и населения за счет увеличения объемов въездного и  внутреннего туризма.

Поставленная цель определили и  первоочередные задачи, требующие решения  в ближайшее время. К этим задачам  относится развитие инфраструктуры казахстанского туризма, создание эффективного механизма государственного регулирования  и поддержки туризма, формирование привлекательного туристского имиджа страны, повышение туристского потенциала республики, формирование зон с рекреационной  хозяйственной специализацией.

В первую очередь необходимо обратить внимание на развитие системы государственного регулирования и поддержки туристской деятельности. В Программе указаны  следующие меры, подлежащие реализации:

    • разработка проектов нормативных правовых актов по вопросам обеспечения государственного регулирования международной торговли туристскими услугами с учетом предстоящего вступления Республики Казахстан во Всемирную торговую организацию;
    • совершенствование национального законодательства по вопросам развития въездного и внутреннего туризма, миграции, упрощения визовых и регистрационных процедур, таможенного и пограничного контроля;
    • принятие необходимых нормативно-правовые актов по вопросам инвестирования и налогообложения для развития въездного и внутреннего туризма;
    • совершенствование системы статистического учета и отчетности в сфере туризма, внедрение Вспомогательного счета туризма (ВСТ) в систему национальных счетов;
    • совершенствование методики формирования платежного баланса туристской отрасли с учетом рекомендаций Всемирной туристской организации и решений Статистической комиссии Организации Объединенных Наций;
    • активизация сотрудничества в области туризма с зарубежными странами на основе расширения международной договорной базы отрасли;
    • повышение качества туристских и гостиничных услуг в соответствии с требованиями, установленными системой технического регулирования;
    • обеспечение максимального уровня координации деятельности в сфере туризма между заинтересованными центральными исполнительными и другими государственными органами, а также между государственным и частным секторами;
    • обеспечение соответствующего уровня туристского менеджмента;
    • обеспечение государственной поддержки развитию туристской инфраструктуры и координацию действий центральных и местных исполнительных органов в этом направлении;
    • содействие развитию частных инициатив в туристской отрасли.

Для решения вопросов развития инфраструктуры туризма и улучшения инвестиционного  климата в Программе запланировано  принятие следующих мер:

    • подведение линий электропередачи;
    • строительство систем водоснабжения и водоотведения;
    • прокладка либо подведение телефонной линии и обеспечение спутниковой связью;
    • строительство и реконструкцию транспортных путей.

В первую очередь развитие коммуникационных систем планируется обеспечить в  районах развития пляжного туризма  и индустрии развлечений на Капчагайском водохранилище, у озера Алаколь  в Алматинской области, на побережье  Каспийского моря в Мангистауской  области (район Кендерли), в центре казахстанского участка Шелкового  пути - в г. Туркестане Южно-Казахстанской области. 

В целях продвижения страны на мировой  туристский рынок планируется дальнейшее осуществление мероприятий по формированию привлекательного туристского имиджа республики.

В рамках реализации стратегии вхождения  Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира и продвижения Казахстана как  страны туризма будут приняты  меры по:

    • формированию новых направлений обеспечения роста экономических показателей туризма и осуществлению его широкомасштабной государственной поддержки;
    • разработке и реализации «прорывных» туристских проектов международного значения;
    • развитию транспортной инфраструктуры и рынка туристских услуг;
    • вхождению страны в глобальную экономику сферы туризма через участие в  международных экономических организациях и союзах;
    • активному использованию фактора евразийского исторического развития страны и многонационального, многоконфессионального и мультикультурного характера казахстанского общества, его ценностей, традиций, кухни, искусства с привлечением Ассамблеи народов Казахстана, культурных и научных сил республики;
    • разработке действенных механизмов популяризации Казахстана и знакомства представителей зарубежной общественности с его административными и культурно-историческими центрами с привлечением таких международных организаций, как Всемирная туристская организация, ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры), ПРООН (Программа развития Организации Объединенных Наций), Всемирный Банк, Азиатский Банк Развития, Исламский Банк Развития, и отечественных институтов развития;
    • разработке планов развития специализированных видов туризма в Республике Казахстан; 
    • проработке вопроса создания на региональном уровне тематических парков, таких, как этномемориальный комплекс «Атамекен»;
    • эффективному рекламно-информационному обеспечению казахстанских турпродуктов на внутреннем и внешнем рынках туристских услуг.

Информация о работе Анализ развития и современного состояния туризма в Казахстане