Анализ развития и современного состояния туризма в Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 20:34, курсовая работа

Описание

Целью работы является исследование современного состояния туризма в Республике Казахстан, его влияния на экономику страны
Для достижения этой цели в работе были решены следующие задачи:
изучены основные теоретические аспекты туризма;
раскрыто значение туристской деятельности в экономике Республики Казахстан;
исследована структура туристической отрасли и проанализирован потенциал туристических ресурсов страны;
проведен анализ факторов оказывающих влияние на развитие;
выявлены основные направления и перспективы развития туризма в Республике Казахстан.

Содержание

Введение 3

1 Теоретические основы туризма 4
1.1 Социально-экономическая сущность туризма на современном этапе развития общества и его основные виды 4
1.2 Изучение маркетинга и менеджмента туристической деятельности 8

2 Анализ развития и современного состояния туризма в Казахстане 12
2.1 Современное состояние и анализ видовой структуры туризма в Республике Казахстан 12
2.2 Проблемы развития туристской индустри Казахстана 15
2.3 Основные направления развития туристской отрасли Казахстана 17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21

Список использованной литературы 23

Работа состоит из  1 файл

туризм реферат.docx

— 260.46 Кб (Скачать документ)

По интенсивности туристских путевок  различают постоянный и сезонный туризм. Круглогодичное и относительно равномерное посещение туристских регионов называется постоянным туризмом. Это характерно, прежде всего, для  наиболее известных центров цивилизации, культуры, оздоровления: известных  городов мира, курортов, мест, располагающих  уникальными минеральными водами и  грязями.

1.2 Изучение маркетинга и менеджмента  туристической деятельности

 

Рассматривая туристическую деятельность с позиций маркетинга и менеджмента  необходимо произвести разделение общего понятия «туристическая деятельность»  на турагентскую и туроператорскую.

Туроператорская деятельность - это  деятельность юридических лиц, имеющих  лицензию на данный вид деятельности, по формированию, продвижению и реализации своих туристских продуктов туристским агентам и туристам.

Турагентская деятельность - это  деятельность физических или юридических  лиц, имеющих лицензию на данный вид  деятельности, по продвижению и реализации туристского продукта, сформированного туроператором .

Отличие между ними состоит лишь в том, что туроператоры, кроме  деятельности по продвижению и реализации туристического продукта, еще и формируют  этот продукт.

Возможности использования термина  «туристская деятельность» четко  определены данным Законом следующей  дефиницией: туристская деятельность - это туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий.

Анализ приведенных выше официальных  определений позволяет сделать  вполне однозначные выводы:

  • туристская деятельность - это предпринимательская деятельность;
  • организация путешествий не является (по определению) продуктом деятельности турагентов и туроператоров, поскольку деятельность последних предполагает своим объектом туристский продукт; из этого следует, что организация путешествий это иная деятельность, т. е. не деятельность турагентов и туроператоров.

Система туризма - это система взаимодействия субъекта и объекта туристической  деятельности, находящаяся в специфическом  системном отношении с комплексом экономических, политических, социальных, технологических, экологических компонентов  и связанная с использованием человеком его свободного времени  для получения конкретного для  каждого из элементов результата.

Из приведенного выше определения, следует, что туризм как система  включает две подсистемы: субъект  туристической деятельности (туристы) и объект туристической деятельности (туристические ресурсы, туристическая  инфраструктура, туристические предприятия). Познание природы и функций разных элементов системы, а также существующих связей между ними позволяет во многом понять ее поведение, раскрыть механизм функционирования.

Например, в рамках нормативно-правового  аспекта субъективно-объективная сторона туристической деятельности определена следующим образом.

К субъектам туристской деятельности относятся:

  1. туристские операторы (туроператоры);
  2. туристские агенты (турагенты);
  3. гиды (гиды-переводчики), инструкторы туризма, экскурсоводы;
  4. туристы и их объединения;
  5. экскурсанты;
  6. иные объединения в области туристской деятельности;
  7. государственные органы, регулирующие общественные отношения в области туристской деятельности.

Объекты туристской деятельности - природные  объекты и природно-климатические  зоны, достопримечательности, исторические и социально-культурные объекты  показа и иные объекты, способные  удовлетворить потребности туриста во время путешествия .

Экономико-маркетинговый аспект исследования дает возможность рассматривать  туристическую систему как рыночную, в основе которой лежат спрос  и предложение на туристическом  рынке.

Туристический рынок – это сфера  реализации туристического продукта и  экономических отношений, возникающих  между покупателями и продавцами туристского продукта. Рынок - своеобразный инструмент согласования интересов  производства и потребления, который  для данного объекта (туроператоров, туристических агентств) представляет собой совокупность потребителей, заинтересованных в туристическом продукте этого  хозяйствующего субъекта и имеют  денежные средства купить его.

Туристский рынок – это экономическая  система взаимодействия четырех  основных элементов:

  1. туристского спроса;
  2. предложения туристского продукта;
  3. цены;
  4. конкуренции.

Сущность туристического рынка  выражаются в его функциях, которые  отражают форму проявления туристической  деятельности и ее назначение в обществе. Туристический рынок выполняет  функции, схематично изображенные на рисунке 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Функция реализации стоимости


Деньги

Туристический

продукт

<<=>>

2.Функция  организации

Деятельность  туристических агентств, тур.операторов

3.Функция экономического  обеспечения материальных стимулов  к труду

Получение денег ->повышение качества и увеличение количества труда

Функции туристического рынка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3. Функции  туристического рынка

 

В процессе выполнения туристским рынком первой функции деньги обмениваются на туристический продукт. Завершение этого обмена означает законченность  акта товарно-денежных отношений, реализацию стоимости, заключенной в туристическом  продукте. В результате обеспечивается нормальный ход общественного воспроизводства, появляются и накапливаются денежные средства для развития туристической  индустрии.

Функция организации - процесс доведения  туристического продукта до потребителя  проявляется через создание сети туристических агентств, туристических  операторов по его реализации.

Турист, реализуя денежные средства в  обмен на туристический продукт, удовлетворяет свои потребности  в материальных и духовных благах. Работники туристической фирмы  при продаже туристического продукта получают денежные средства за свой труд, тем самым у них создаются  материальные стимулы к повышению  качества и увеличению количества туристического продукта, росту производительности труда работников туристической  индустрии.

Современный туристский рынок достаточно развит. Как и  любой другой рынок, туристский рынок развился от рынка  продавца (когда производитель решает, какой продукт , в каком количестве производить и где продавать) до рынка покупателя (когда покупатель определяет: что, в каком объеме и  по какой цене выпускать производителю) .

Туристский рынок обладает рядом  специфических особенностей. Если в  цену товара на мировом рынке входят экспортные расходы, то в цену на туристские услуги – расходы туристов на транспорт. Именно в этом главное отличие туристского рынка от традиционного товарного и других рынков. Транспортные расходы туристов, наряду с платой за другие туристские услуги, определяют стоимость путешествия и входят в общую цену туристских услуг.

Маркетинг - это деятельность по продвижению  товаров и услуг от производителя  к потребителю. Существует множество  определений маркетинга как процесса направления потока товаров и  услуг от производителя к потребителю  или пользователю. Маркетинг - целевая, стратегическая и управляемая деятельность, проходящая через все этапы - от разработки товара, его продвижения на рынке  до продажи и послепродажного  обслуживания. Маркетинг в туризме - это деятельность по планированию и разработке туристских товаров  и услуг, продаже, продвижению товаров  и услуг, стимулированию на них спроса и ценообразованию.

Эта деятельность помогает продвигать товары или услуги от производителя  к потребителю с целью получения  максимальной прибыли при наиболее эффективном удовлетворении потребностей целевой группы туристов.

Специфический характер маркетинга в  туризме определяется особенностями  и отличительными характеристиками туристского продукта (в сравнении  с другими потребительскими товарами и услугами), а также особенностью потребителей и производителей туристских товаров и услуг.

Туристский продукт - это совокупность вещественных (физических товаров) и  невещественных (в форме услуг) потребительских  стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей туриста, возникших в  период его путешествия. Турпродукт состоит из трех частей: тура (туристская поездка по определенному маршруту); туристско-экскурсионных услуг (размещение, питание, транспортировка, экскурсионные  программы и другие услуги на маршруте, относящиеся к цели путешествия) и товаров - предметов потребления.

Формирование туристского продукта складывается из услуг множества  предприятий, которые непосредственно  связаны с обслуживанием людей  на отдыхе и в путешествии. К ним  относятся транспортные компании, предприятия  питания, гостиницы, экскурсионно-познавательные организации, азартные заведения, спортивные и курортные организации и  т. д.

В целом управление туристической  фирмой успешно при условии постоянного  соблюдения следующих пяти практических действий:

  1. Установление цели развития.
  2. Приспособление своей стратегии к изменениям в экономике и условиям бизнеса.
  3. Сохранение приоритетных направлений и развитие новых форм деятельности, опережающих конкуренцию.
  4. Оценка альтернативы новой деятельности, основанная более на фактах, нежели на личном мнении.
  5. Быстрый отказ от теряющего рынок продукта или бизнеса и направление усилий и капиталов в лучшее употребление.

 

 

2 Анализ развития и современного  состояния туризма в Казахстане

2.1 Современное состояние и анализ  видовой структуры туризма в  Республике Казахстан

 

В последнее время наблюдается  значительное увеличение интереса иностранных  туристов к туристским достопримечательностям Республики Казахстан. Обусловлено  это явление, прежде всего, географическим положением республики, большим потенциалом  в области организации туристически привлекательных маршрутов и  т.д. Туристическая привлекательность  Казахстана объясняется наличием уникальных природных зон и заповедников, историко-культурных достопримечательностей мирового уровня.

Грамотное использование этих ресурсов способствует развитию в республике практически всех видов туризма.

Статистические данные по состоянию  на 01.01.2006 убеждают в постоянной увеличении туристической активности (рисунок 4).

 

 

Рисунок 4 – Количество обслуженных туристов в Республике Казахстан за 2001-2006 годы

 

Из графика представленного на рисунке 4, видно, что среднегодовое увеличение туристической активности колеблется в пределах 28% в год. Так за период с 2001 года по 2006 год количество обслуженных туристов увеличилось с 154,5 тысяч человек почти в 2 раза и составило 310 тысяч человек.

Благоприятные тенденции в отечественной  экономике, а также государственная  поддержка отрасли, связанная с  реализацией программы кластерного  развития, позволяют предположить, что тенденция роста общего количества туристов сохранится.

В мировой практике туризм классифицируется в основном на: въездной, выездной и внутренний, причем въездной туризм считается основным генератором поступлений иностранной валюты, поэтому необходимо изучить видовую структуру туризма в Казахстане.

Структура туристкой отрасли Республики Казахстан аналогична мировой и  включает в себя 3 составляющих:

  1. выездной;
  2. внутренний;
  3. въездной

Для оценки уровня развития туристской отрасли проанализируем количественные показатели этих составляющих.

На первоначальном этапе (2003 год) развития туристкой отрасли, увеличение объема предоставляемых услуг было достигнуто, в основном, за счет выездного туризма (рисунок 5). Понятие «выездной туризм» включает в себя огромное количество подвидов тематических посещений других государств, будь то созерцание Эйфелевой башни или египетских пирамид, катание на лодках по Темзе или Меконгу, лечение в Карловых Варах или Ессентуках и т.п.

 

 

Рисунок 5 – Видовая структура туристской отрасли Республики Казахстан в 2003 году

 

В 2003 году объем выездного туризма  в Казахстане составил 94,6 тыс. человек, а в 2004 году – 121 тыс. человек. Основную массу продаж в сегменте выездного  туризма составляет так называемый туризм с целью досуга, рекреации  и отдыха (44,7%). Остальные цели выезда являются коммерческими – шоп-туры (29%), деловыми и профессиональными (18,7%).

Так с целью отдыха на приморских курортах дальнего зарубежья наибольший спрос наблюдается на туристские продукты таких стран, как:

  • Турция – 63,1 тыс. человек (30% от общего количества выезжающих);
  • Китай – 48,6 тыс. человек (23,1% от общего количества выезжающих);
  • Объединенные Арабские Эмираты – 23,8 тыс.человек (11,3% от общего количества выезжающих).

Информация о работе Анализ развития и современного состояния туризма в Казахстане