Анализ бизнес-плана турагентства и рекомендации по его улучшению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2011 в 15:28, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является составление бизнес-плана для предприятия. В задачи работы входят изучение теоретических основ построения бизнес-плана на предприятии и разработки бизнеса-плана для турфирмы.

Работа состоит из  1 файл

Деятельность туристских агентств.doc

— 213.00 Кб (Скачать документ)

Глава 2. Состояние отрасли и перспективы её развития

2.1. Основные проблемы  развития туризма  в России

         

     Россия, обладая колоссальным туристским потенциалом, занимает весьма скромное место на мировом рынке туристских услуг. На ее долю приходится 1,5 % мирового туристского потока. Существующая материальная база туризма более чем на 80 % нуждается в реконструкции. Не созданы условия, стимулирующие приток в отрасль частных инвестиций, в том числе из-за рубежа. Отсутствует система научного и рекламно-информационного обеспечения продвижения национального турпродукта на внутреннем и внешнем рынках, в то время как одним из наиболее эффективных средств интеграции российского туризма в условиях рыночных отношений может стать сама информатизация.

     Такое положение во многом объясняется  изменением геополитической ситуации, распадом хозяйственных связей, падением производства, инфляцией и как  итог – снижением уровня жизни  и резким усилением дифференциации доходов населения, что вызвало сокращение внутреннего туризма. Не способствуют росту туризма существование «горячих» точек и криминогенная ситуация в ряде регионов страны.

     Недостаточно  эффективная система государственного регулирования туризма открывает  возможности для недобросовестной конкуренции, нарушения прав потребителей туристских услуг; слабо стимулирует развитие иностранного и внутреннего туризма; создает возможности для криминализации туристского бизнеса, экспансии иностранных фирм на отечественном туристическом рынке.

     Инвестиции в отечественный туризм носят только тактический характер и затруднены в силу не гарантированности возврата средств и получения прибыли, отсутствия планового характера деятельности и возможности осуществлять долгосрочную инвестиционную стратегию.

     Ситуация с социальным туризмом в РФ оставляет желать лучшего. Причина далеко не в том, что ухудшилось в целом социально-экономическое положение, а главным образом, - в просчетах соответствующего ведомства федеральной исполнительной власти и в пробелах законодательства. Можно утверждать, что наиболее опасным для российского туризма может стать отставание в обеспечении информацией процессов стратегического планирования и информационно-психологической ориентации общественного мнения. Отечественные разработчики туристских информационных систем и комплексов полностью ориентируются на зарубежные системы отбора и интеграции туристской информации. Практически полностью отсутствует развитие отечественных систем получения информации о текущем состоянии российского туристического продукта и сферы обслуживания.

     Количество  иностранцев, желающих посмотреть русские  красоты, увеличивается, однако, их спрос  в полной мере удовлетворить пока невозможно. Россия для многих из них  по-прежнему остается закрытой страной. Однако эксперты Всемирной туристской организации (ВТО) не исключают, что при правильной организации работы индустрии туризма уже к 2020 г. Россия может подняться на 5 место, пропустив вперед лишь Францию, Испанию, Великобританию и Италию. Недавно Россия стала членом Исполнительного совета ВТО. А это, по мнению экспертов, означает, что туризм у нас на подъеме. 
 
 
 
 
 

2.2. Современное состояние  внутреннего туризма

 

     Культура  производства. Внутренний туризм в  России по отношению к мировому туризму  находится в кризисном состоянии. В начале 1990-х годов произошел резкий спад спроса на туры по России. Это привело к простаиванию большинства туристских объектов. В условиях снижения уровня жизни, постоянного роста цен на путевки и сокращения дотации на них произошло деление российских граждан на 2 группы:

     • большинство российских граждан  оказалось не в состоянии оплачивать туристские расходы, довольствуясь  поездками на дачные участки;

     • другая часть населения (со средним  достатком), сохранившая свою платежеспособность, переориентировалась на отдых за границей, который обходится дешевле, чем путешествие по нашей стране.

     Для оживления внутреннего туризма  и повышения его вклада в национальную экономику потребуется приложить  немало усилий, и прежде всего по преодолению фактора, который самым негативным образом сказывается на конкурентных позициях внутреннего и въездного туризма - это низкая «культура производства» различных услуг, составляющих турпродукт, и как следствие ее – низкий уровень качества туристского продукта, несоответствующий европейскому уровню.

     В развитых европейских странах повышение  качества расценивается как решающее условие дальнейшего повышения  экономического роста, эффективности  производственных процессов и производительности труда, обеспечения конкурентоспособности  на мировых и внутренних рынках, в связи с чем происходит переоценка роли и места фактора качества производимого продукта в стратегии турфирм и в развитии экономики страны в целом. Проблема обеспечения качества в развитых странах рассматривается как проблема общенационального характера. Там ведется большая аналитическая, исследовательская, образовательная, воспитательная работа силами общественности и государственными организациями.

     Подобное  внимание к вопросам качества не случайно, оно закономерно для современного этапа постиндустриального развития, в условиях научно-технического прогресса и острейшей конкурентной борьбы.

     Отечественная индустрия туризма не в полной мере восприняла значение проблемы качества, которая должна пронизывать деятельность всех туристских предприятий и каждого члена их коллектива – от первого руководителя организации и до самого последнего неквалифицированного сотрудника, так как именно все они решают эту проблему.

     Инвестирование. Последние годы только и говорили, что вот-вот в туризм пойдут зарубежные инвестиции и начнется его бурное развитие. Эти оптимистические проекты основывались на том, что во всем мире туризм – одна из самых динамично развивающихся и инвестиционно-привлекательных отраслей.

     В регионах, где идею развития туризма  восприняли с энтузиазмом, принялись за разработку инвестиционных проектов. Сейчас их всеми возможными способами и на всех уровнях представляют потенциальным инвесторам. Но до реализации проектов дело доходит очень редко. Очевидно, что на крупные инвестиции туризму рассчитывать не стоит. Зарубежные инвесторы вообще избегают вкладывать средства в российскую экономику, поскольку инвестиционная привлекательность России невысока.

     Крупным российским инвесторам туризм также  пока неинтересен. Они предпочитают вкладывать средства в проекты, приносящие прибыль (например, в крупных городах это возведение элитного жилья; пока рынок его не будет насыщен, о появлении гостиниц туристского класса можно забыть).

     Еще одна причина, которая сдерживает инвестиции в туристскую инфраструктуру, - это отсутствие достоверной информации о состоянии отрасли (об объеме рынка и динамике его развития). Есть и другая проблема, которая отбивает желание вкладывать средства в развитие туриндустрии, - это отношения с районными властями.

     На  сегодняшний день в туризм делают вложения главным образом государство и мелкие, средние местные предприниматели. Государство это делает потому, что этого требует статус туризма как приоритетной отрасли экономики; мелкие и средние предприниматели фактически вкладывают средства в инфраструктуру туризма, в свой бизнес. А официальные инвестиционные проекты остаются нереализованными.

     Причина очевидна – отсутствует инвестиционная стратегия. Основные виды туризма, на которые  должна сделать ставку Россия, - познавательный и экологический. Это значит, что в крупных турцентрах должны строиться гостиницы 3*, а в регионах, куда туристы едут ради общения с природой, - сети малых гостиниц.

     Проблема  оздоровления населения. Раньше туризм имел две мощные подотрасли - санаторно-курортное лечение и экскурсионную деятельность. Безусловно, они были взаимосвязаны и представляли собой полный комплекс туристского обслуживания. Но в начале 1990-х годов прежняя система внутреннего туризма стала недееспособной. Экономика туризма претерпела новые качественные изменения. В условиях рынка внутренний туризм формируется фактически заново. Этот процесс сопровождается известными явлениями – переделом собственности, сокращением государственного сектора, давлением на социальную сферу. Проявляются и другие закономерные тенденции внутреннего характера.

     В 2001 г. потенциал базы размещения российских курортов был практически исчерпан - загрузка в высокий сезон курортных  гостиниц, разного рода здравниц и  баз отдыха достигла пика, вследствие чего в лечебно-оздоровительный туризм вернулась проблема дефицита. Сейчас потребность населения страны в санаторно-курортном обслуживании, как показывают научные исследования, в 2-3 раза выше установленных в недалеком прошлом нормативов.

     Другая  проблема - неотлаженность рыночного механизма реализации лечебных и оздоровительных туров, нестыковка двух взаимосвязанных частей турбизнеса – производителей и продавцов туруслуг. Оптимальная модель экономической деятельности санаторно-курортного предприятия сегодня выглядит таким образом: санаторий должен иметь гостиничную лицензию, договора с турфирмами, обеспечивающими экскурсионное обслуживание, плюс договора с туроператорами и турагентами. Конечно, это не исключает контакта с прямыми клиентами, но крупный бизнес работает по оптовой схеме.

     Имеется и проблемный момент социального  плана: нарушен баланс между коммерческим и социальным туризмом в сфере  отдыха и оздоровления. В настоящее  время санаторно-курортные путевки  реализуются на коммерческой основе, оплачиваются из бюджета (здравницы президентской администрации, силовых ведомств) и фондами социального страхования (ФСС). В следующем году впервые в бюджете ФСС не будет строчки «санаторно-курортное лечение». Оставлены лишь небольшие средства по этой статье расходов, которые определены для лечения пострадавших на производстве. Как следствие, в первую очередь пострадают:

     --граждане  из категории недостаточно защищенных  в социальном плане;

     --здравницы  из-за уменьшения загрузки и  притока денежных поступлений,  необходимых для реконструкции  и инноваций;

     --градообразующие  курортные центры, получившие в  последние несколько лет возможность  интенсивного развития.

     Лечение и оздоровление граждан с ограниченными  возможностями, ветеранов войны  и труда через средства социальной поддержки уже практически отсутствуют. Коммерческий туризм, естественно, не может компенсировать то, что недополучит санаторно-курортный комплекс.

     При анализе российского туризма  в целом становится очевидным, что  не изменяющаяся организация не сможет соответствовать изменениям внешней среды. Точнее – на рынке может преуспевать только фирма, изменяющаяся динамично; для того чтобы приглашать в Россию крупных инвесторов, нужно как минимум показать им возможности отрасли. Без точной статистики, знания структуры рынка и плана его развития сделать это невозможно; экскурсионные поездки, познавательный туризм в настоящее время отошли на второй план. Гораздо большая активность наблюдается в сфере лечебного туризма, а познавательный туризм стал дополнением к различным видам отдыха, оздоровлению и лечению.

     Не  исключено, что в дальнейшем российский внутренний туристский рынок получит  необходимый импульс и займет равноценные позиции на мировом  рынке туруслуг. Сегодня об этом можно говорить только в перспективе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3 Описание целей и основные задачи, решаемые в бизнес-плане

3.1. цели и основные задачи.

 

     Анализ  потенциального рынка показывает неудовлетворенность  спроса на обслуживание индивидуальных туристов и небольших групп, особенно на обслуживание, направленное на выполнение конкретных пожеланий клиентов.

     Индивидуальный  туризм не требует существенных первоначальных капиталовложений, и владельцы предприятия  используют в качестве первоначального  капитала свои личные средства.

     Создать туристическое агентство, основными целями которого будут являться:

     1. Высокий объём продаж.

     2. Увеличение доли фирмы на сложившихся  рынках по конкретному продукту.

     3. Освоение новых рынков.

Информация о работе Анализ бизнес-плана турагентства и рекомендации по его улучшению