Управление транспортной системой России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2010 в 08:57, курсовая работа

Описание

Задачи, данной работой, связаны в основном, с осмыслением того, что уже сделано в плане освоения географического пространства России, и того, что еще предстоит сделать.
Целью курсовой работы является рассмотрение транспортной системы России, ее современное состояние, проблемы и пути совершенствования управления.
В этой работе внимание будет уделено каждому виду транспорта. Здесь будут описаны общие черты транспортной системы, её развитие и усовершенствование с течением времени, формирование составных частей.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….5

1.Общая характеристика транспортной системы России……………………………..6

1.1 Структура транспортной системы……………………………………….……...8

1.2 Стратегии развития транспортной системы РФ до 2020……………………..17

1.3 Необходимость совершенствования управления транспортной системой…………………………………………………………………….…….19

2.Современное состояние транспортной системы РФ………………………….…….21

2.1 Нормативно правовое регулирование транспортной деятельности………………………………………………………...…………….22

2.2 Роль и функции государства в управлении транспортной деятельности……..25

2.3 Проблемы управления транспортной системой………………………………...27

3. Основные направление совершенствования управления транспортной системой России……………………………………………………………………………...…33

Заключение……………………………………………………….……………………....36

Список используемой литературы……………………………………………………...38

Работа состоит из  1 файл

КР Азарова Т.С.doc

— 1.93 Мб (Скачать документ)

     6) Ценовое регулирование. Ценовое регулирование (в первую очередь, в сфере так называемых "естественных монополий"), осуществляемое по принципу финансирования "защищенных" затрат ("издержки плюс..."), в одних случаях ведет к неоправданному увеличению цен и сдерживает развитие транспортной системы, а в других - оборачивается разбазариванием экономических ресурсов.

     7) Неэффективное земле- и природопользование, высокие экологические издержки. Отсутствие или существенное ограничение частной собственности на участки пространства для движения и размещения отходов (земельные участки, водоемы, участки воздушного и подземного пространства) и отсутствие соответствующих рыночных цен приводит к невозможности эффективно выделять природные ресурсы для проведения путей, движения транспортных средств и размещения отходов (выбросов). Результатом является неэффективное природопользование и высокий уровень загрязнения окружающей среды в результате деятельности транспортной системы.

     8) Обремененность обязательствами социального характера. Считается, что все российские физические и юридические лица, а не только формальные собственники, имеют определенные права по отношению к транспортной системе и ее составляющим. В первую очередь это права бесплатного и льготного проезда, а также права бесплатного или почти бесплатного пользования различными объектами - дорогами, мостами, гидротехническими сооружениями и т.д.

     9) Сильная зависимость транспортной системы от государственного бюджетного финансирования. В транспортной сфере действуют хорошо известные механизмы перекачивания средств налогоплательщиков в руки привилегированных коалиций бизнесменов, чиновников и политиков. Критерием благополучия предприятий и их руководителей становится не столько эффективная хозяйственная деятельность, сколько возможность получения дополнительных ресурсов из бюджетов всех уровней за счет лоббирования, связей и коррупции.

     10) Отсутствие гражданско-правового оформления обязательств. Обязательства, упомянутые в предыдущих пунктах, оформлены в не рамках гражданско-правовых отношений, а в виде административного регулирования (ценовое регулирование, антимонопольное регулирование, и т.д.). В результате все вновь создаваемые транспортные мощности автоматически подпадают под бремя обязательств, первоначально относившихся к "старым" объектам, доставшимся в наследство от советского периода. Тем самым подавляются стимулы для инвестирования в новые объекты транспортной системы.

     11) Снижение уровня безопасности на транспорте. Действующая в настоящее время государственная система обеспечения безопасности на транспорте, преимущественно путем лицензирования и сертификации, не создает достаточных стимулов к повышению безопасности ни у лицензирующих и контролирующих органов, ни у хозяйствующих субъектов, и часто приводит к коррупции.

     12) Перегруженность органов государственного и муниципального управления и регулирования транспортна несвойственными им функциями. В настоящее время органы государственного и муниципального управления и регулирования транспорта, кроме регулятивных функций, выполняют также функции надзорные, хозяйственно-распорядительные и функцию управления государственным имуществом. Это приводит к снижению эффективности работы государственного и муниципального аппарата управления, излишним бюджетным расходам и коррупции.

     13) Отсутствие единства в государственном регулирования транспорта. Система государственного регулирования транспортной системы на федеральном уровне раздроблена между несколькими министерствами и ведомствами (МПС, Министерство транспорта, Министерство энергетики и т.д.). В каждой подотрасли транспорта действуют свои особые законы и нормативные правовые акты, зачастую никак не согласующиеся между собой. Отсутствует единая система понятий и терминов для обеспечения государственного регулирования транспортной отрасли в целом. Все концепции и программы реформ либо носят узкоотраслевой характер (предназначены для отдельных видов транспорта), либо являются механическим соединением таковых. Отсутствие единства государственного регулирования транспорта является одним из главных препятствий на пути создания единой транспортной системы страны.

     Дальнейшее  сохранение высокого уровня огосударствления транспортной отрасли и неадекватность государственного вмешательства создают существенную угрозу для транспортной системы России, а именно - угрозу деградации транспортной системы в условиях отсутствия достаточных стимулов для частного инвестирования и адекватных критериев экономической эффективности деятельности в отрасли. Эта угроза, при отсутствии противодействия ей, может привести к затяжному транспортному кризису и будет иметь тяжелые экономические, социальные и геополитические последствия для страны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Основные  направления совершенствования транспортной системой управления

     Стратегической целью функционирования и развития транспортной системы является обеспечение посредством транспорта экономического роста и повышения качества жизни нынешних и будущих поколений россиян.

     Задачи развития транспорта непосредственно связаны с долгосрочными социально-экономическими и геополитическими приоритетами государства.

     Развитие  единого экономического пространства, ускорение товародвижения, снижение удельных транспортных издержек в экономике возможны на основе создания в стране опорной транспортной инфраструктуры без разрывов и “узких мест”, ликвидации административных барьеров в системе товародвижения, ликвидации диспропорций в развитии транспортной системы между отдельными регионами [21].

     Обеспечение транспортной доступности на уровне, гарантирующем социальную стабильность, развитие межрегиональных связей и  национального рынка труда возможно на основе повышения надежности и  доступности услуг магистрального пассажирского транспорта.

     Нарастающая автомобилизация страны требует  системных мер, направленных на ограничение  ее негативных последствий для общества, при максимально возможной реализации ее преимуществ и выгод.

     Интеграция  России в мировую экономику и диверсификация внешней торговли требуют адекватной перестройки транспортной инфраструктуры, реализации потенциала России как транзитной державы, повышения конкурентоспособности отечественных перевозчиков и развития экспорта транспортных услуг.

     Изменение геополитической ситуации и позиционирования России в мировом сообществе выдвигают  новые требования к транспорту как  к элементу системы национальной безопасности.

     В системе обеспечения безопасности транспортного процесса особую значимость приобретает комплекс мер по повышению антитеррористической безопасности на транспорте.

     Реализация  указанных приоритетов предполагает следующие основные направления:

     Совершенствование государственного регулирования транспортной деятельности на основе разделения государственных  задач регулирования отрасли  и выполнения хозяйственных функций  частными предпринимателями. Государство, ограничивая свои функции как хозяйствующего субъекта, повышает эффективность регулирования, сохраняя ответственность за безопасность транспортного процесса, состояние транспортной инфраструктуры, предоставление транспортных услуг в секторах, где рынок еще недостаточно развит;

     Развитие  рынка транспортных услуг на основе повышения уровня конкуренции независимых  негосударственных транспортных организаций;

     Развитие  транспортной инфраструктуры на основе долгосрочного плана, увязанного перспективными сценариями развития производительных сил с применением транспортно-экономического баланса.

     Формирование  опорной транспортной сети на основе реализации ряда приоритетных инфраструктурных проектов с учетом особенностей различных  регионов России;

     Усиление  позиций России на мировом рынке  транспортных услуг на основе дальнейшего  использования транзитного потенциала страны и повышения конкурентоспособности  отечественных перевозчиков;

     Совершенствование транспортных технологий и транспортной техники на основе повышения экономичности, безопасности, эргономичности и экологичности транспортных средств, а также реализации принципов транспортной логистики;

     Реализация  принципа устойчивого развития транспорта, согласно которому решение задач удовлетворения транспортных потребностей не должно вступать в противоречие с приоритетами охраны окружающей среды и здоровья граждан, нарушать интересы будущих поколений. Особую значимость имеет решение проблемы повышения безопасности дорожного движения;

     Проведение  структурных преобразований на отдельных  видах транспорта с целью повышения  экономической эффективности транспортной деятельности, совершенствования имущественных  отношений в транспортной системе, создания условий для привлечения  частного капитала для развития транспортной инфраструктуры [23]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                       Заключение

     Вследствие  исследования данной работы, я сделала  следующие выводы.

     Перспективы дальнейшего развития трубопроводного  транспорта страны весьма благоприятны. В основном предполагается строительство крупных газопроводов дублеров уже имеющихся широтных магистральных трубопроводов — для передачи нефти и газа Сибирского Севера в европейскую часть России, остальные страны СНГ, в Восточную и Западную Европу.

     В целом морской транспорт России находится в очень тяжелом  положении, и для его “реанимации” требуются крупные капиталовложения как в береговую инфраструктуру, таки в сам торговый флот. Для оздоровления морского транспорта намечается коренная реконструкция имеющихся морских портов.

      Развития внутреннего водного транспорта России предусматривает реконструкцию существующих водных систем путем расчистки каналов и углубления фарватеров. А на более отдаленную перспективу формирование единой водно-транспортной системы России путем восстановления и строительства новых каналов, объединяющих единую речную систему европейской части страны с бассейнами крупнейших рек Сибири и дальнего Востока. Необходимо также пополнение речного флота страны современными специализированными судами, в том числе и судами класса река — море.

     Сегодня автотранспорт в России занимает первое место по объёмам перевозимых  грузов и одно из последних мест по объему грузооборота в силу чрезвычайно коротких средних расстояний перевозки (немногим более 20 км). Основные перевозки грузов и пассажиров автотранспортом осуществляются в городах и их ближайшем окружении. Велик объем работы автотранспорта в карьерах, где большегрузные самосвалы используются для перевозки минерально-строительных материалов и пустой вскрышной породы. Чрезвычайно малы объемы международных, особенно дальнепробежных, перевозок грузов по дорогам страны.  
 

      Воздушный транспорт — самый скоростной и в то же время самый дорогой вид транспорта, что предопределило его весьма ограниченное применение для грузоперевозок. В основном этим видом транспорта перевозятся дорогие, скоропортящиеся грузы. И прогнозы, которые делались в 60-х гг. о том, что перевозки грузов воздушным транспортом приобретут преимущественное значение, пока не оправдываются. Гораздо большую роль играет авиасообщение в дальних пассажирских перевозках .

     Известно, что низкая транспортная освоенность  влечет экономические потери. Существующее положение в России обязывает  наше и будущие поколения продумать идеологию строительства страны. Должна быть заложена система безопасности жизнедеятельности, для чего нужно дублировать не только реки железными дорогами, но и наоборот, железные дороги - автотрассами.

     Строить трассы нужно по всему пространству страны, но основной упор должен делаться на те районы, где они отсутствуют; там, где пути уже существуют - необходимо достраивать вторые пути, а на наиболее грузонапряженных участках - третьи, а также необходимо проводить электрификацию грузонапряженных участков и линий со сложным рельефом.

     Ввиду вышеперечисленного существенно возрастает роль экономической географии в формировании сознания и обоснования необходимости перемен, поскольку именно экономическая география может объективно увязать в единую систему транспорт, экономические интересы, материально-техническую и ресурсную базы нашей страны. 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Управление транспортной системой России