Управление транспортной системой России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2010 в 08:57, курсовая работа

Описание

Задачи, данной работой, связаны в основном, с осмыслением того, что уже сделано в плане освоения географического пространства России, и того, что еще предстоит сделать.
Целью курсовой работы является рассмотрение транспортной системы России, ее современное состояние, проблемы и пути совершенствования управления.
В этой работе внимание будет уделено каждому виду транспорта. Здесь будут описаны общие черты транспортной системы, её развитие и усовершенствование с течением времени, формирование составных частей.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….5

1.Общая характеристика транспортной системы России……………………………..6

1.1 Структура транспортной системы……………………………………….……...8

1.2 Стратегии развития транспортной системы РФ до 2020……………………..17

1.3 Необходимость совершенствования управления транспортной системой…………………………………………………………………….…….19

2.Современное состояние транспортной системы РФ………………………….…….21

2.1 Нормативно правовое регулирование транспортной деятельности………………………………………………………...…………….22

2.2 Роль и функции государства в управлении транспортной деятельности……..25

2.3 Проблемы управления транспортной системой………………………………...27

3. Основные направление совершенствования управления транспортной системой России……………………………………………………………………………...…33

Заключение……………………………………………………….……………………....36

Список используемой литературы……………………………………………………...38

Работа состоит из  1 файл

КР Азарова Т.С.doc

— 1.93 Мб (Скачать документ)

      Единое  централизованное управление железнодорожным  транспортом осуществляет МПС. Министерство состоит из департаментов. Для удобства каждый начальник имеет свой индекс, например, министр – Ц, зам. министра – З, начальник дороги – Н и т.д.

       Разработана программа транспорта России и различные подпрограммы (рис.2) 

                                                            Рис.2

                    Схема управление железнодорожным транспортом 

     Первая  железная дорога общего пользования в России протяженностью всего 26 км Санкт-Петербург — Царское Село — Павловск была введена в действие в 1837 г. и имела чисто демонстрационное значение.

     Полномасштабное начало формирования отечественной  железнодорожной сети относится к 1851 г., когда была сдана в эксплуатацию двухколейная железнодорожная магистраль Санкт-Петербург — Москва. Железнодорожное строительство в России приобрело особенно большие масштабы в конце прошлого и начале нынешнего столетия. К этому времени на всем своем протяжении функционировали Транссибирская магистраль (Москва — Владивосток) и железные дороги, соединяющие Москву с Кавказом и Средней Азией.

     К концу 80-х гг. железнодорожные магистрали Советского Союза были самыми грузонапряженными  во всем мире. На них приходилось около половины мирового грузооборота железнодорожного транспорта. На ее территории находится самая загруженная магистраль мира — Транссибирская магистраль.

     В перевозке грузов по железным дорогам  России всегда преобладали такие  массовые грузы, как лес и лесоматериалы, сельскохозяйственные грузы и в значительной степени зерно, уголь, а позже нефть и нефтепродукты, сырье, руды черных металлов, металлы и минерально-строительные материалы.

     В географии грузоперевозок преобладают  грузопотоки топлива и сырья из Сибири в западном направлении (в европейскую часть на Украину, в Белоруссию, Прибалтику, а также страны Восточной и Западной Европы). Велик также грузопоток сырья из Европейского Севера в среднюю и южную полосу России.

     В пассажирском сообщении особенно загружены Транссибирская магистраль в ее европейской части, дорога Москва — Санкт-Петербург, а также остальные радиальные магистрали, расходящиеся из Москвы. Пригородное пассажирское сообщение наиболее развито в окрестностях Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов России [4].

      Трубопроводный  транспорт — один из видов транспорта жидких, газообразных и сухих (в измельченном состоянии) грузов по трубам под действием разности давлений, создаваемой компрессорными станциями. Это относительно молодой вид транспорта, быстрое развитие которого в России началось лишь в конце 50-х гг. нынешнего столетия. Тем не менее, сейчас это наиболее динамично развивающийся вид транспорта, оттеснивший в середине 80-х гг. по общему объему грузооборота железнодорожный транспорт на второе место.

      Важнейшими  грузами на отечественном трубопроводном транспорте являются сырая нефть, природный  и попутный газ [2]. Продуктопроводы, предназначающиеся для транспортировки нефтепродуктов, жидких и газообразных химикатов, пока не получили в России большого распространения, хотя их развитие весьма перспективно.

      По  общей протяженности магистральных  нефте- и газопроводов — 206 тыс. км (143 тыс. км — газопроводы, 48 тыс. км — нефтепроводы и 15 тыс. км — нефтепродуктопроводы) на начало Е 1995 г. — Россия занимала второе место в мире после США. Причем в противоположность США в России преобладают трубопроводы большого диаметра и гораздо большей протяженности. А по мере увеличения диаметра трубопровода уменьшаются удельные затраты на транспортировку нефти и газа.

      В России преобладают нефте- и газопроводы  широтного направления. Многие из них начинаются в Западной Сибири, на Урале и в Поволжье и, пересекая всю европейскую часть страны, заканчиваются на территории сопредельных государств СНГ, а также странах Восточной и Западной Европы.

      По  нефтепроводам нефть из районов  добычи подается на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) России, стран СНГ, Восточной и Западной Европы, а также поступает в крупнейшие нефтеэкспортные порты — Новороссийск, Туапсе, Вентспилс, Херсон и др. [5].

Крупные нефтепроводы:

  • Нефтепровод «Дружба» — крупнейшая экспортная магистраль России (АльметьевскСамараУнечаМозырьБрест и далее в страны Восточной и Западной Европы);
  • АльметьевскНижний НовгородРязаньМосква;
  • Нижний НовгородЯрославльКириши;
  • СамараЛисичанскКременчугХерсон, СнегирёвкаОдесса;
  • СургутТюменьУфаАльметьевск;
  • НижневартовскСамара;
  • СургутПолоцк;
  • АлександровскоеАнжеро-Судженск;
  • КрасноярскАнгарск;
  • СургутОмскПавлодарЧимкентЧарджоу.

Крупнейшие газопроводы:

  • газопровод Саратов — Москва — первый газопровод в России (840 км);
  • СтавропольМосква;
  • Краснодарский крайРостов-на-ДонуСерпуховСанкт-Петербург;
  • Средняя АзияУрал
  • МедвежьеНадымТюменьУфаТоржок;
  • НадымПунгаПермь;
  • УренгойСургутТобольскТюменьЧелябинск.
  • крупнейшая в мире система газопроводов[3]УренгойПомарыУжгород — страны Восточной и Западной Европы (4451 км),
  • газопровод, проходящий от Оренбурга через Украину в страны Восточной и Западной Европы.

      Морской транспорт — один из старейших  видов транспорта, использующий для массовой перевозки грузов и пассажиров преимущества дешевого естественного водного пути (океаны, моря и морские каналы) [1].

      Сегодня морской транспорт России обслуживает  в основном внешнюю торговлю; для  каботажных перевозок он используется в гораздо меньших масштабах. Общая протяженность морских судоходных линий, эксплуатируемых Россией, оценивается в настоящее время более чем в 1 млн. км. Наиболее крупные порты на Черном море — Новороссийск и Туапсе (экспорт нефти, импорт зерна), на Азовском море — Таганрог, на Балтийском — Санкт-Петербург (самые разнообразные грузы), Калининград и Выборг, на Белом — Архангельск (экспорт леса и лесоматериалов), на Баренцевом — Мурманск (экспорт апатитов, цветных металлов и других грузов), на дальнем Востоке — Владивосток, Находка, Ванино, Корсаков (разнообразные грузы, в том числе экспорт леса, лесоматериалов и угля в Японию).

      В целом морской транспорт России находится в очень тяжелом  положении, и для его “реанимации” требуются крупные капиталовложения как в береговую инфраструктуру, таки в сам торговый флот. Для оздоровления морского транспорта намечается коренная реконструкция имеющихся морских портов, а также новое строительство: на Балтике — крупнейшего в России порта в Усть-Луго с грузооборотом в несколько десятков миллионов тонн в год; крупного нефтеналивного порта в Приморске; значительное расширение Выборгского порта; создание на Черноморском побережье России 2—3 новых крупных портов, в основном экспортного значения; на дальнем Востоке — расширение и коренная реконструкция морских портов Японского моря, и в первую очередь Владивостока и Находки [5].                            

      Речной  транспорт — вид транспорта, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров по внутренним естественным (реки, озера) и искусственным (каналы, водохранилища и шлюзованные участки рек) водным путям [2].

      Несмотря  на большую протяженность внутренних водных путей — 84 тыс. км, в том  числе 47 тыс. км с гарантированными глубинами — речной транспорт сегодня не играет существенной роли в грузоперевозках России, это объясняется следующими обстоятельствами:

  • большая часть крупных судоходных рек России расположена в суровых, малоосвоенных районах с редким населением;
  • ярко выражена сезонность перевозок;
  • направление течения большинства рек не совпадает с географией преобладающих в стране грузопотоков (основные реки России текут в меридиональном направлении, а преобладающие грузопотоки направлены с востока на запад);
  • в стране мало крупных, современных каналов и других гидротехнических сооружений, объединяющих различные речные бассейны в единую водную систему [5].

      Речной  транспорт России специализируется главным образом на перевозках минерально-строительных материалов лесных, нефтяных и сезонных грузов — зерна, овощей и бахчевых. Во многих районах Севера и Востока, где отсутствуют другие виды транспорта, реки, являются единственными надежными наземными путями сообщения, и от работы речного флота целиком зависит существование этих районов.

      Большинство программ и проектов дальнейшего  развития внутреннего водного транспорта России предусматривает реконструкцию существующих водных систем путем расчистки каналов и углубления фарватеров, восстановления и строительства новых каналов части страны с бассейнами крупнейших рек Сибири и дальнего Востока [5]. Необходимо также пополнение речного флота страны современными специализированными судами, в том числе и судами класса река — море. В таблице 1 приведены основные показатели, характеризующие место речного и морского видов транспорта в транспортной системе России (2004 г.), в % от всех видов. 

                                                                                                                                Таблица 1

Вид транспорта Грузооборот, % Объем перевозимых  грузов, % Среднее расстояние перевозки 1 т груза, км
Речной  2,5 1,6 561
Морской 8,4 0,7 4 439
Итого 43,3 12,9 5000

         

                         Основные показатели речного и морского транспорта  
 
 

      Определенные  перспективы в развитии российского  водного транспорта (в условиях быстрого роста железнодорожных тарифов) связываются с более широким использованием всеевропейского транспортного кольца Волга — Дунай — Рейн, протянувшегося по руслам рек и нескольким морям. Известные недостатки речного транспорта (тихоходность, боязнь мелководья, с одной стороны, и морских просторов с другой, неизбежность Многократных перевалок там, где кончаются водные магистрали) в значительной степени могут быть устранены новейшим поколением судов класса “река — море” (так называемые суда на каверне), способные развивать автомобильную Скорость, близкую к 100 Км/Ч, не боящиеся мелководий, не создающие разрушающих берега волн, “чистьте” в экологическом отношении и расходующие меньше топлива, чем их предшественники [4].

     Автомобильный транспорт — вид транспорта, осуществляющего  перевозки грузов и пассажиров на автомобилях (грузовых, легковых, автобусах, автотягачах и прицепных повозках).

     Занимая первое место в мире по площади своей территории, Россия по средней плотности автодорог уступает не только высокоразвитым, но и большинству развивающихся стран. Общая протяженность в России автодорог с твердым покрытием на конец 1996 г. составляла всего 745 тыс. км, причем в подавляющем своем большинстве даже эти дороги не соответствовали общепринятым мировым стандартам.

      В России этим видом выполняется более 86% объема перевозок грузов внутри страны и более 50% всех перевозок пассажиров. В грузообороте – порядка 9 %, хотя в других странах намного больше. В США автотранспорт выполняет 24% грузовых работ. По пассажирообороту автотранспорт на внешних перевозках уступает только железнодорожному. В большинстве развитых стран с учетом индивидуальных автомобилей доля составляет 89-92 %, в России – 46%. "Вечная проблема" России – плохие дороги и их малое количество, что сдерживает социально-экономический прогресс. В России дорог с твердым покрытием – 750 тыс. км, из них общего пользования – 520 тыс. км. В США – 6330 тыс. км, На Украине – 255 тыс. км, в Японии – 1100 тыс. км, в Англии – 387 тыс. км.

Информация о работе Управление транспортной системой России