Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 15:21, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение таможенно-тарифного регулирования в России, способы таможенного контроля отечественных и зарубежных фирм и влияние на результаты деятельности этих фирм.
Задачи:
1. изучить таможенно-тарифное регулирование в РФ, виды, способы, направления;
2. рассмотреть внешнеэкономическую деятельность отечественных фирм;
3. рассмотреть деятельность иностранных фирм их проникновение на российский рынок;
4. изучить таможенно-тарифные инструменты и регулирование внешнеэкономической деятельности фирм;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1. Таможенно-тарифное регулирование как один из способов регулирования внешнеэкономической деятельности
1.1. Определение и сущность таможенно-тарифного регулирования в России……………………………………………………………………………...6
1.2. Способы и виды таможенно-тарифного регулирования……………..10
Глава 2. Внешнеэкономическая деятельность фирмы и влияние таможенно-тарифного контроля на ее деятельность.
2.1. Внешнеэкономическая деятельность фирмы………………………….22
2.2. Способы и направления таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности фирмы………………………………28
2.3. Таможенно-тарифное регулирование на современном этапе, способы изменения направлений в таможенно-тарифной политике страны…….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...35
Список литературы…………………

Работа состоит из  1 файл

курсовой.doc

— 201.50 Кб (Скачать документ)

В состав аппарата ГТК входят: Управление таможенного контроля (УПК),  Управление по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил, Таможенно–тарифное управление (ТТУ),  Управление федеральных таможенных доходов (УФТД), Управление таможенной статистики, Отдел валютного контроля (ОВК),  Правовое управление, Управление внешних связей, Отдел собственной безопасности.

В функции таможенных органов РФ входит:

1.Непосредственное осуществление таможенного дела;

2.Осуществление мер по реализации таможенной политики;

3.Реализация в пределах своей компетенции мер, направленных на обеспечение единства таможенной территории РФ, в части относящейся к таможенному делу;

4.Обеспечение защиты экономических интересов РФ;

5.Применение средств таможенного регулирования экономической деятельности;

6.Обеспечение соблюдения и единообразного применения таможенного законодательства и других правовых актов, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы;

7.Осуществление таможенного оформления и таможенного контроля; применение таможенно-тарифного механизма и налогового механизма в части налогов, относящихся к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ; взимание таможенных платежей и осуществления валютного контроля;

8.Осуществление борьбы с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела, с нарушениями таможенных правил.

9.Кадровое, финансовое, материально-техническое и социально-бытовое обеспечение своей деятельности. Таможня РФ в соответствии с возложенными на неё задачами выполняет многообразные функции (по вопросам реализации таможенной политики, таможенного контроля,  таможенных платежей и т.д.)

Система таможенного контроля и регулирования основа на законах, законодательных актах об томоженно-тарифном регулировании и регулировании внешнеэкономической деятельности РФ. Законодательная база определяет органов и участников тарифного регулирования, порядок установления тарифов и сами тарифы. Таможенно-тарифное регулирование способствует сокращению или увеличению товарных потоков в страну или из страны, тем самым, поддерживая национальную экономику.

 

1.2. Способы и виды таможенно-тарифного регулирования

Таможенно-тарифное регулирование осуществляется посредствам тарифов, устанавливаемые государством или органами таможенного контроля на определенный вид товара. Тарифы выступают инструментом регулирования и контроля товарных потоков.

Государственное регулирование может быть односторонним, двухсторонним и многосторонним. Одностороннее регулирование, когда инструменты государственного регулирования используются правительством страны в одностороннем порядке без согласования или консультаций с ее торговыми партнерами.  Двустороннее, когда меры торговой политики согласовываются между странами, являющимися торговыми партнерами. Многостороннее, когда торговая политика согласовывается и регулируется многосторонними соглашениями.

К инструментам внешнеторговой политики относится также система двусторонних и многосторонних договоров. Однако чаще всего в условиях развитых рыночных отношений применяются такие инструменты, с помощью которых государство, воздействуя на увеличение или уменьшение прибыли от внешней торговли, заставляет хозяйствующие субъекты принимать решения в этой области в соответствии с целями государственной политики.

В рамках торговой политики тесно переплетаются экономические, организационные, политические, административные, правовые и иные вопросы. Международная экономика изучает преимущественно экономические предпосылки и последствия осуществления мер торговой политики, оставляя правовые организационные вопросы на рассмотрение специализированных отраслей науки, таких как международное торговое право, международный маркетинг и пр.

Таким образом, под внешнеторговой политикой понимается целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими страна­ми. Главной целью такой политики является защита национальных интересов на мировом рынке. А также данная политика выполняет фискальную функцию, способствует созданию высококачественного производства, препятствует ввозу недоброкачественного товара, стимулирует экспортеров и препятствует вывозу стратегически важных товаров и сырья.

Наиболее применимыми инструментами регулирования внешнеторговой деятельности являются инструменты, направленные на механизм воздействия. Инструменты государственного регулирования международной торговли по своему характеру делятся на тарифные - те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные - все прочие методы. Основная задача государства в области международной торговли - помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на международном рынке, и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и поэтому относится, прежде всего, к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей форсирование экспорта.

Рассмотрим подробнее тарифные методы регулирования, которое предполагает стоимостное воздействие на экспортно-импортные потоки  в процессе пересечения ими государственных границ.

Прежде всего, тарифное регулирование определяет порядок и методологию таможенного обложения товаров, виды тарифов и пошлин, причины установления и взимания таможенных пошлин, режим предоставления таможенных льгот, а так же комплекс тех действий, которые касаются субъектов ВЭД при осуществлении экспортно-импортных операций. Иными словами тариф – это свод ставок таможенных пошлин, применяемый к товарам, перемещаемые через таможенную границу[4]. Под пошлиной понимают государственные денежные сборы, взимаемые с товаров и транспортных средств, пересекающие национальные границы.

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

• фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам;

• протекционистскую, относящуюся к импортным пошлинам;

• балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или, иным причинам ниже мировых.

Выделяют следующие виды пошлин:

1.                       по направлению товарного потока:

- импортные - пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;

- экспортные - пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;

- транзитные — пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны.

2. по способу взимания:

- адвалорные - начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20 процентов от таможенной стоимости), для товаров длительного пользования;

- специфические - начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара, дл товаров больших объемов;

комбинированные - сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 20 % от стоимости, но не более 10 ед. за 1г).

3. по характеру:

- сезонные - пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной;

- антидемпинговые - пошлины, которые применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;

- компенсационные - пошлины, накладываемые на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.

4. по применяемому режиму:

- генеральная: уровень пошлины максимальный, страны не являются сотрудниками;

- базовая, конвенциальная: уровень пошлины средне минимальный, режим наибольшего благоприятствования;

- льготная, вводимая для отдельных стран с целью поощрения импорта каких-либо товаров;

- преференциальные ввозные пошлины для некоторых товаров из определенных стран, входящие в интеграционные группировки (0-3%).

Тарифное регулирование - форма государственного регулирования ВЭД, применяемая в целях регулирования импорта и экспорта, с помощью, которой государство реализует свое исключительное право на установление таможенной пошлины на товары, перемещаемые через таможенную границу.

Также таможенные тарифы подразделяют на простые и сложные. Простой (одноколонный) таможенный тариф предусматривает для каж­дого товара одну ставку таможенных пошлин, которая применяется вне зави­симости от страны происхождения товара. Такой тариф не обеспечивает до­статочной маневренности в таможенной политике, и поэтому он не соответствует современным условиям конкуренции на мировом рынке. Он не предусматривает дискриминационных или льготных пошлин и сравни­тельно мало распространен.

Сложный (многоколонный) таможенный тариф по каждому товару уста­навливает две или большее число ставок таможенных пошлин. Сложный та­моженный тариф в значительно большей степени, чем простой, приспособ­лен к конкурентной борьбе на мировом рынке. Значение его в том, что он позволяет оказывать давление на одни страны, облагая их товары более вы­сокими пошлинами или предоставлять льготы другим, привязывая их таким образом, к своему рынку. Иначе говоря, он дает возможность государству проводить дифференцированную таможенную политику.

Современные таможенные тарифы включают в себя тысячи наименова­ний товаров. Общее число товарных позиций в таможенных тарифах разви­тых государств достигает двух-трех тысяч. Кроме того, каждая товарная по­зиция содержит или может содержать более мелкие подпозиции. Это является следствием тенденции к увеличению числа товаров, облагаемых та­моженными пошлинами.

В соответствии с ФЗ РФ «О таможенном тарифе» основными целями таможенного тарифа являются:

 рационализация товарной структуры ввоза товаров в РФ;

 поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, ва­лютных доходов и расходов на ее территории;

 создание условий для прогрессивных изменений в структуре производ­ства и потребления товаров в стране;

 защита экономики от неблагоприятного воздействия иностранной кон­куренции;

 обеспечение условий для эффективной интеграции России в мировую экономику.

Одной из целей таможенного регулирования и контроля над перемеще­нием товаров за границу является получение государством доходов от экс­порта и импорта, доля которых в государственном бюджете является значи­тельной. Получение соответствующих средств обеспечивается путем взимания таможенных пошлин, налогов, сборов и других платежей. Таким образом, таможенно-тарифное регулирование реализуется с помощью тамо­женных платежей, выполняя тем самым роль ценообразующего фактора и инструмента торговой политики, а также источника пополнения доходов фе­дерального бюджета.

Определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, основывается на принципах определения таможенной стоимости товаров, установленных нормами международного права и общепринятой международной практикой, и производится путем применения одного из следующих методов определения таможенной стоимости товаров:

1) метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами;

2) метода по стоимости сделки с идентичными товарами;

3) метода по стоимости сделки с однородными товарами;

4) метода вычитания;

5) метода сложения;

6) резервного метода[5].

Сегодня существует многостороннее регулирование внешнеторговой деятельности в рамках интеграционных объединений (ЕС), на основе международных товарных соглашений и картелей производителей и экспортеров (ОПЕК), специализированными международными организациями (ВТО, конференция ООН). Так же большое воздействие оказывает решения «Большой 7», МВФ, Всемирной торговой организации и других международных организаций.

Однако страны в праве самостоятельно регулировать внешнеторговую деятельность. В Российской Федерации современный порядок регулирования внешнеэкономической деятельности установлен Федеральным Законом РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности».

На современном этапе развития государство стремится регулировать внешнеторговую деятельность не административными запретами и ограничениями, а через создание благоприятных экономических условий для осуществления тех внешнеторговых операций, которые способствуют повышению эффективности российской экономики, реализации конкретных задач социально-экономического развития РФ. И, наоборот, для операций, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на экономику страны, создаются менее благоприятные экономические условия. В этих целях используются экономические инструменты внешнеторгового регулирования - понижение или повышение ставок импортного таможенного тарифа, изменения в порядке совершения валютных операций и т.п.

Информация о работе Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности фирмы