Таможенная политика КР в рамках международного сотрудничества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 22:07, дипломная работа

Описание

Выпускной работе особое внимание уделяется методам развития внешнеэкономической деятельности через механизм таможенных тарифов, роли и влиянию факторов социально-экономической интеграции на становление и развитие рыночных отношений в Кыргызской Республике. Анализируется механизм регулирования внешнеэкономической деятельности, его правовая база, экономическая природа таможенного тарифа и его функциональное назначение в системе мер государственного регулирования ВЭД.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ---------------------------------------------------------------------------- 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТАМОЖЕННО- ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Методы государственного регулирования внешнеэкономической
Деятельности ------------------------------------------------------------------ 4
Таможенный тариф – основной инструмент регулирования внешнеэкономической деятельности-----------------------------------
Необходимость интеграции Кыргызстана во Всемирную торговую организацию-----------------------------------------------------------------

ГЛАВА 2. ПОЛОЖЕНИЯ ВТО, КАСАЮЩИЕСЯ ТАМОЖЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ
2.1. Основные статьи соглашения, касающиеся таможенно-тарифного
регулирования внешней торговли---------------------------------------
2.2. Положения ГАТТ в отношении внутренних налогов, сборов и
правил, относящихся к внутренней торговле--------------------------
2.3. Последствия вступления Кыргызстана в ВТО------------------------

ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННО - ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РЕСПУБЛИКИ
Позиция Кыргызской Республики в отношении нового раунда переговоров в рамках ВТО------------------------------------------------
Совершенствование торгово-таможенного регулирования Кыргызской Республики -------------------------------------------------
Перспективные направления развития таможенно-тарифной
политики республики ----------------------------------------------------

ЗАКЛЮЧЕНИЕ-------------------------------------------------------------------

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ-------------------------

Работа состоит из  1 файл

11112Дипл[1].12pol.doc

— 1.47 Мб (Скачать документ)

А также Кыргызской Республики получила первоначальные права  переговоров по 93 товарным наименованием, что означает, если Китай будет менять свои обязательства по тарифам, то Кыргызстан будет одним из основных переговорщиков по таким изменениям.

Рис. 4

 Источник: Данные Министерства экономического развития и торговли КР

Если бы Кыргызстан вступил в ВТО позднее своих региональных партнеров (Китая, России, Казахстана, Узбекистана), то в результате двусторонних переговоров пришлось бы пойти на невыгодные для страны уступки.

Со вступлением в  ВТО США отменили по отношению  к Кыргызстану поправку Джексона-Веника к разделу 4 закона о торговле и развитии США, где для наших товаров применялись таможенные пошлины, в 10 и более раз превышающие обычный тариф.

И главное мы получили более протекционистскую таможенную систему. До вступления в ВТО, таможенные тарифы Кыргызской Республики составляли 10%, причем существовал значительный перечень товаров, подлежащих освобождению от таможенных пошлин. После вступления в ВТО таможенный тариф Кыргызской Республики стал более протекционистским, где тарифы на продукцию, завозимую на территорию Республики, и аналоги которой не производятся в стране были приняты на уровне 10%, в то время как на продукцию, аналоги которой производятся  отечественными производителями  были приняты выше 10%. Например, на мясо (свинина, птица) до вступления в ВТО была таможенная пошлина 10 %, после вступления – 15 %; овощи (картофель, капуста, лук, бобовые, кукуруза и др.) и фрукты  (абрикосы, вишня, слива, персики), ягоды и бахчевые до вступления в ВТО была таможенная пошлина 10 %, после вступления стала 20 %, на сахар до вступления – 10 %, после 30 %, джемы и соки до вступления -10%, после 20%, текстиль – 10 и после вступления 17,5 % со снижением в 2003 г до 12 %.

Следует отметить, что применяемый таможенный тариф  на ввозимые товары гораздо ниже, чем принятые республикой обязательства. Например, согласно обязательствам перед ВТО, средняя ставка на сельхозяйственные товары составляет 12,2 %, и применяется 8,1 %. На промышленные товары 6,5 %, а применяется 4,1%. Это связано с тем, что производство отечественной продукции у нас напрямую зависит от импорта необходимого сырья и материалов, которые не производятся в республике, а именно – нефтепродуктов, электрических машин и оборудования, пластмасс и изделий из них, каучука, резины и изделий из нее, черных металлов, средств наземного транспорта, красителей пигментов, красок, удобрения и т. д. Удельный вес этих материалов и сырья в общем объеме импорта высок и занимает около 68-70%. Поэтому в целях развития отечественного производства, ежегодно при формировании Таможенного тарифа Министерством экономического развития и торговли республики  предусматривается беспошлинный ввоз промышленного оборудования и комплектующих материалов, сырья необходимых для производства в республике.

Вступление Кыргызстана в  ВТО и соответствующее изменение таможенно-тарифной политики не повлекло к снижению объема поступлений в бюджет  государства от таможенных пошлин. Так за последние  9 лет (т.е. с момента введения пошлин согласно обязательствам перед ВТО) сборы от таможенных пошлин увеличились боле, чем в 3 раза (рис.5).20

 

 

Рис. 5        

Источник: Данные Министерства экономического развития и торговли

 

Если возникнет  необходимость об увеличении ставок таможенных пошлин на импортные товары для защиты отечественного производства, то Кыргызстан имеет право провести переговоры с заинтересованными странами-членами ВТО и изменить свои обязательства по таможенным тарифам.

  Кроме того, гармонизация внутреннего торгового и налогового законодательства с правилами ВТО способствовала развитию торговли и привлечению инвестиций в экономику республики. С 1998 по 2007 годы объем прямых иностранных инвестиций вырос более чем в три раза (с 136,3 до 436,8 млн. долл.).

Важно отметить, что гармонизация законодательства с международными правилами ВТО, была необходима для установления режимов, способствующих развитию торговли и привлечению инвестиций в экономику республики.  Известно, что торговое законодательство напрямую касается и инвестиционного режима в стране.

По сравнению с 1998 годом объем прямых иностранных инвестиций вырос в 2007 году в 3,2 раза (рис. 6). Основными странами, инвестирующими в Кыргызскую Республику, из стран СНГ являются: Казахстан и Россия, из стран ВТО: Германия, Великобритания,  Турция, США. 21  

 Рис.6                                                                              Источник: Национальный статистический комитет, «Кыргызстан в цифрах» , 1997-2008 гг.

Еще одним важным положительным  моментом в рамках присоединения  к ВТО является выполнение требований Соглашения по техническим барьерам в торговле, что привело к отмене многих административных и технических барьеров, мешающих развитию производства, торговли и привлечению инвестиций.

Еще одним весьма важным положительным моментом в рамках присоединения к ВТО является выполнение Соглашения по техническим барьерам в торговле, с вытекающими отсюда положительными результатами для Кыргызской Республики, по реформированию системы технического регулирования, которая, в целом, должна привести к:

а) повышению возможности промышленности и бизнеса создавать конкурентоспособную на мировом рынке продукцию путем устранения тотального надзора и контроля за производством продукции и значительного сокращения требований к оценке соответствия продукции со стороны государства;

б) снижению препятствий  для проникновения отечественной  продукции на мировой рынок через  применение международных стандартов на продукцию и установление международно признанной системы аккредитации;

в) улучшению инвестиционного  климата путем создания прозрачной и основанной на международных требованиях системы установления государством требований к продукции.

   К проблемам мешающим шире использовать преимущества от вступления в ВТО являются:

а) Небольшой внутренний рынок и низкий уровень доходов населения. Вследствие ограниченного масштаба рынка сбыта ограничивается количество производимой продукции длительной переработки, сдерживается развитие и совершенствование технологии производства, уменьшаются рентабельность производства и конкурентоспособность товаров. б) Устаревшие стандарты и метрология. Этот фактор еще более ограничивает рынки сбыта, уменьшает экспортный потенциал КР. Товары, сертифицированные в местных лабораториях, не имеющих международной аккредитации, не признаются большинством рынков за пределами СНГ.

в) Высокая себестоимость  и затраты. Высокая цена на импортное  сырье, ГСМ, изношенное оборудование и  устаревшая технология, высокие транспортные расходы обуславливают значительное удорожание товаров и ограничивают рынок сбыта продукции.

г) Низкая производительность труда. В Кыргызстане объем выработки  в расчете на одного работника  самый низкий в СНГ. Номинальная  зарплата самая низкая среди стран  СНГ. Работники в России и Казахстане получают в три с лишним раза больше, чем в Кыргызстане; в Армении, Грузии - на 15% больше, в Китае и Индии - в 2,3 раза больше. Если средняя индийская фирма с вложенного доллара получает прибыль в размере 3,5 долл., то кыргызские фирмы способны извлечь всего 1,5 долл., что является наименьшим показателем среди всех стран СНГ.

д) Слабый инновационный  потенциал. Этот фактор сдерживает рост производительности, экспорта, конкурентоспособности. Частный сектор не инвестирует средства в инновационную научно-исследовательскую  деятельность из-за отсутствия ресурсов. У нас в госсекторе новыми разработками занято 213 человек на миллион граждан, а, к примеру, в Грузии этот показатель составляет 1870 человек, в Белоруссии - 2317 человек.

е) Высокий уровень  коррупции.

Следовательно, пока мы не создадим благоприятные  условия нашим производителям, не построим стабильную, предсказуемую правовую и налоговую базу, привлекательную инвестиционную среду, конкурентоспособную экономику, не устраним коррупцию в иерархии власти не сможем вышеизложенные проблемы.

 

ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ     ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РЕСПУБЛИКИ

3.1. Позиция Кыргызской  Республики в отношении нового раунда

переговоров в  рамках ВТО

 

Кыргызская  Республика участвует в министерских конференциях ВТО с 1999 г., работу которой сорвали антиглобалисты (г. Сиэтел).  Результаты последних министерских конференций, особенно канкунской  (2003 г.) показали, что развивающие страны начинают активно участвовать в выработке международных правил торговли, это говорит о том, что ВТО становится органом, где все равны.          

Из работы прошедших  конференций эксперты принимающие  участие,  сделали следующие выводы:

  • многосторонние переговоры – достаточно сложный и длительный процесс в силу разностороннего круга интересов участвующих сторон;
  • наблюдается противостояние развивающихся и развитых стран, где развивающиеся страны настаивают на открытие рынков развитых стран, развитые – за принятие радикальных обязательств по снижению тарифов и субсидий со стороны развивающихся стран;
  • все страны выступают за необходимость совершенствования торгового режима в рамках ВТО и открытия возможностей для достижения устойчивого экономического роста и прогресса в развитии мировой торговли;
  • Кыргызская Республика, как и другие, недавно вступившие в ВТО государства имеет обязательства, отличающиеся высокой степенью либерализации от обязательств стран, являющихся членами с момента образования ВТО.

Кыргызская  Республика, признает, что в настоящее  время многосторонняя торговая система, воплощенная Всемирной торговой организацией, способствует торговой либерализации, приносит пользу всем странам в сфере экономического роста, развития и занятости. Поэтому наша республика активно участвует в новом Дохе раунде (с 2001 г.) переговоров в рамках ВТО.

Как известно раунд Доха называется Дохаский программой развития (ДПР), так как осознавалось важность проблем развития, включая принятие различных положений и условий о специальном и дифференциальном режиме, необходимость технического содействия, а также сложную взаимосвязь между торговлей и развитием.

Проблемы развития одинаково касаются стран с переходной экономикой в Восточной Европе, Кавказа  и Центральной Азии. Как показала практика неконтролируемая либерализация  усилила бедность, а это может  замедлить развитие. Поэтому важно, чтобы либерализация проходила в устойчивой форме. Общепринято, что наилучших результатов по эффективному расширению международной торговли можно добиться через участие в многосторонней системе торговли. И несмотря на то, что проходящие переговоры Доха раунда продвигаются медленно они имеют большое значение для устойчивого человеческого развития.

Кыргызская  Республика поддерживая Повестку развития, принятую в Дохе; в основном участвует  по вопросам в сфере услуг, доступу  на рынок для промышленных товаров, сельскому хозяйству. Она уверена, что необходимо улучшение  правил по чрезвычайным мерам, принимая  во внимание специальные нужды развивающихся стран.22 Также является приоритетом улучшение применения специального и дифференцированного режима для развивающихся стран. Кыргызская Республика просит признать ее как развивающуюся страну и нового члена ВТО, которая при вступлении приняла обширные обязательства по доступу на свой рынок и надеется получить равноценный доступ на рынки других членов ВТО, ссылаясь на Декларацию, принятую в Дохе в 2001 г. (параграф 9)23 . Она потребовала специальной гибкости по доступ на рынок для промышленных и сельскохозяйственных товаров, как для недавно вступивших стран с низким доходом.24  Она поддержала Ассоциацию стран по Международному Развитию, будучи быть освобожденной  от обязательств по дальнейшей либерализации в сельском хозяйстве и новый механизм по защитным мерам для сельскохозяйственных продуктов, который должен применяться в чрезвычайных ситуациях при возросшем импорте и  резком падении цен.25  Будучи членом группы развивающихся стран, не имеющих выхода к морю, Кыргызская Республика также поддержала Рабочую программу ВТО для малых экономик и «корзину развития» по предоставлению  беспошлинного и без квотного доступа для экспорта, необходимого для эффективного облегчения торговли, включая   экспедирование грузовe и транзитные процедуры на таможенных постах.26  По услугам, либерализация касается 4-го способа поставки, а также туристических услуг и морского транспорта. Кыргызская Республика признает приоритетом предоставление развивающимся странам адекватной технической помощи и построение потенциала.27  Как страна, не имеющая выхода к морю, Кыргызская Республика активно участвует в переговорах по транзиту и облегчению торговли.

На Министерской Конференции в Гонконге в декабре 2005 г. Кыргызская Республика потребовала  равносильного режима, как предоставляется  для наименее развитых стран в  отношении принятия новых обязательств, и как страна, не имеющая выхода к морю с низким уровнем дохода, который сравним с наименее развитыми странами, также желает получить преимущества от специфических положений, включенных в переговоры по доступу на рынок.28  Она подчеркнула, что либерализация в сельском хозяйстве является ключевым вопросом переговоров, которые должны быть справедливыми и прогрессивными и отражать интересы стран с малой переходной экономикой, которые уже имеют либеральные торговые обязательства. Она также призвала к значительным продвижениям в доступе для промышленных товаров.  Кыргызская Республика поддержала усиление Соглашения ТРИПС через предсказуемые и понятные правила по защите географических указателей не алкоголе содержащих продуктов, а также меры по облегчению торговли.

Информация о работе Таможенная политика КР в рамках международного сотрудничества