Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 12:22, автореферат
Таможенно-тарифная политика, наряду с другими видами регулирования внешнеэкономической деятельности и импорта в частности, призвана способствовать стабилизации экономики и развитию ее потенциала.Целью диссертационного исследования являются: разработка методологических подходов к определению сущности импортной таможенной пошлины - одного из основных инструментов воздействия государства на внешнеторговые товаропотоки, выработка рекомендаций по совершенствованию методов построения экономически-обоснованного таможенного тарифа.
Настоящая диссертационная работа посвящена исследованию таможенно-тарифной политики государственного регулирования импорта и ее основному инструменту - ввозной таможенной пошлине.
Актуальность темы исследования. Попытка скачкообразно изменить форму хозяйствования с плановой, практиковавшейся более 70-ти лет, на рыночную путем либерализации цен и внешнеэкономической деятельности (ВЭД) не только не привела к ожидаемым результатам, заключавшимся в повышении эффективности и статуса российской экономики на мировом рынке, но и породила множество новых негативных явлений. Излишняя открытость внутреннего рынка для иностранных товаров с одной стороны, и, для неконтролируемого вывоза отечественного сырья и капиталов с другой, в первые годы реформ- привела к тому, что к настоящему времени в отношении экспорта Россия может надолго получить статус сырьевого придатка мировой экономики, а в отношении импорта продолжать катастрофически зависеть от поставок товаров, и, прежде всего продовольствия. Оба эти факта усиливают уже не только экономическую, но и политическую зависимость страны от влияния внешних факторов и подрывают национальную безопасность.
Таможенно-тарифная политика, наряду с другими видами регулирования внешнеэкономической деятельности и импорта в частности, призвана способствовать стабилизации экономики и развитию ее потенциала. Анализ мероприятий, проводимых в области регулирования ВЭД в последнее десятилетие, показал, что в нашей стране отсутствует четко выработанная концепция развития внешнеторговой сферы, ориентированная на долгосрочную перспективу, о чем свидетельствует достаточно резкий перекос в сторону протекционизма. Таможенный тариф, как главный инструмент таможенно-тарифной политики, претерпевал постоянные изменения, в результате чего таможенная пошлина почти полностью потеряла свою экономическую сущность, превратившись лишь в инструмент добывания средств для государственного бюджета.
О природе таможенной пошлины 
и ее роли в регулировании импортно-
Приоритетность экономических, 
в том числе таможенно-
Обозначенные проблемы требуют разработки научно-обоснованных, концептуальных подходов к вопросам таможенно-тарифного регулирования импорта и представляют особую важность и актуальность в связи с необходимостью соблюдения экономических интересов России.
Цели и задачи исследования: Целью диссертационного исследования являются: разработка методологических подходов к определению сущности импортной таможенной пошлины - одного из основных инструментов воздействия государства на внешнеторговые товаропотоки, выработка рекомендаций по совершенствованию методов построения экономически-обоснованного таможенного тарифа. Реализация поставленных целей обусловила решение следующих задач:
- Рассмотрение основных 
теорий внешней торговли и 
взглядов ученых-экономистов 
- Оценка влияния 
- Исследование содержания, 
методов и инструментов 
- Определение экономической 
сущности таможенной пошлины, 
ее взаимосвязи с ценами и 
налогами, а также выделение ее 
роли в таможенной политике 
и системе таможенных платежей 
в соответствии с 
- Проведение исследования 
механизма воздействия 
Объект и предмет исследования: Предметом исследования является действующая таможенная политика, а также основной ее инструмент - таможенная пошлина во взаимосвязи с другими методами регулирования импорта. Объектами исследования выступают направления и принципы государственного регулирования импорта, нормативно-правовое и методическое обеспечение тарифного регулирования ВЭД.
Методы и методология исследования. Методологической основой данной диссертационной работы являются теория цены, теории внешней торговли и теория протекционизма. Основными методами данного исследования являются сопоставление и анализ трудов ученых-экономистов по соответствующей тематике; принципы логического, системного и сравнительного анализа; экономико-математическое моделирование, синтез полученных результатов и разработка рекомендаций. В работе использованы некоторые статистические методы и понятия (средние величины, темпы роста, темпы прироста, индексы и др.).
Теоретическая и информационная 
база исследования. Теоретической основой 
диссертации послужили: труды ведущих 
экономистов в области внешней 
торговли и протекционизма; Таможенный 
кодекс РФ; законодательные акты и 
нормативные документы по вопросам 
государственного регулирования ВЭД; 
положения международных 
Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:
- Доказана необходимость 
сохранения высокого уровня 
- Предложена классификация 
методов государственного 
- Методологически обосновано новое определение таможенной пошлины, как разницы между мировыми и внутренними ценами;
- Разработаны методологические 
принципы формирования ставок 
ввозных таможенных пошлин в 
условиях российской экономики 
и на их основе предложен 
алгоритм модели определения 
оптимального уровня 
- Выявлено противоречие 
между понятием таможенной 
- Разработана модель «структуры 
импортных возможностей», 
- Обоснована необходимость 
дифференциации ставок 
Практическая значимость 
исследования определяется комплексным 
системным подходом к анализу 
сущности и роли таможенной пошлины 
в объеме всех методов государственного 
регулирования импорта, что позволило 
выработать конкретные предложения 
по определению уровней 
Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, приложений, списка использованной литературы и заключения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
За последние десятилетия рейтинг России на международной арене значительно упал, что во многом связано с «шокотерапией», которой у нас в стране сопровождались реформы в экономической сфере. Однако, внешнеэкономический комплекс России в первые пять лет реформ спасал народное хозяйство страны от окончательного развала, хотя доля России в мировой торговле снижалась и продолжает снижаться. Одновременно усиливаются негативные тенденции во внешней торговле, как в ее структуре, так и в величине экспортной и импортной квот: за рубеж уходят невосполнимые ресурсы, а качество импортной продукции, поступающей на внутренний рынок, снижается. К настоящему времени объем импорта достиг угрожающих размеров, что ставит под удар экономическую безопасность России. В связи с этим, вопросы реформирования внешнеторговой сферы стоят особенно актуально, с учетом также того, что процессы глобализации мировой экономики, набирающие силу последние годы, способны надолго закрепить за Россией статут сырьевого экспортера, если последняя не предпримет решительных попыток изменить сложившуюся ситуацию.
Сложность и многоплановость 
поставленной задачи потребовала от 
автора обратиться к анализу теоретических 
изысканий в области внешней 
торговли, а также к опыту проведения 
соответствующих реформ в других 
странах. Исторически анализ проблем 
внешней торговли сталкивает два 
противоположных мнения, одно из которых 
обосновывает принцип свободы торговли, 
другое - протекционизма. Чаще всего 
аргументом в пользу введения импортных 
тарифов в России является тезис 
о защите отечественной промышленности 
от иностранной конкуренции, что 
является достаточно обтекаемой формулировкой. 
По мнению автора, основной причиной, которой 
можно оправдать существующий высокий 
уровень пошлин - это защита не столько 
отечественной промышленности, сколько 
национальной безопасности, в том 
числе и экономической 
Провозглашенный курс на либерализацию 
внешней торговли и усиление открытости 
экономики России, чего от нее требуют 
международные организации, сталкивался 
с начала его реализации с рядом 
препятствий, которые и привели 
к усилению протекционизма в последние 
годы. К числу таких неблагоприятных 
условий можно отнести, во-первых, 
неблагоприятные 
Проведение стратегической 
внешнеторговой политики, которая заключается 
во введении протекционизма в отношении 
ряда ключевых отраслей, на наш взгляд, 
было бы наилучшим способом реформирования 
внешнеторгового сектора. Но на практике 
это может быть связано с определенными 
трудностями, так как, во-первых, государство 
должно правильно выделить отрасли 
целенаправленного воздействия, а, 
во-вторых, поддержка отечественных 
производителей при использовании 
таможенных пошлин или субсидирования 
может привести к тому, что к 
такой же политике прибегнут и 
торговые партнеры страны. Безусловно, 
наиболее сильную поддержку реформам 
внешней торговли обеспечила бы политика 
макроэкономической стабилизации и 
создание прочной институционально-
В процессе реализации рекомендаций 
и требований международных организаций 
и союзов по реформированию внешнеторговой 
политики, которые во многом связаны 
со снижением таможенных пошлин, должны 
быть найдены способы защиты национальных 
интересов России и национальных 
производителей, обеспечена надлежащая 
конкурентоспособность их продукции. 
В связи с чем, наиболее важными 
направлениями деятельности государства 
в области импорта, целью которых 
является усиление позиций России на 
мировом рынке, должны быть: установление 
межведомственного