Таможенная политика КР в рамках международного сотрудничества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 22:07, дипломная работа

Описание

Выпускной работе особое внимание уделяется методам развития внешнеэкономической деятельности через механизм таможенных тарифов, роли и влиянию факторов социально-экономической интеграции на становление и развитие рыночных отношений в Кыргызской Республике. Анализируется механизм регулирования внешнеэкономической деятельности, его правовая база, экономическая природа таможенного тарифа и его функциональное назначение в системе мер государственного регулирования ВЭД.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ---------------------------------------------------------------------------- 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТАМОЖЕННО- ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Методы государственного регулирования внешнеэкономической
Деятельности ------------------------------------------------------------------ 4
Таможенный тариф – основной инструмент регулирования внешнеэкономической деятельности-----------------------------------
Необходимость интеграции Кыргызстана во Всемирную торговую организацию-----------------------------------------------------------------

ГЛАВА 2. ПОЛОЖЕНИЯ ВТО, КАСАЮЩИЕСЯ ТАМОЖЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ
2.1. Основные статьи соглашения, касающиеся таможенно-тарифного
регулирования внешней торговли---------------------------------------
2.2. Положения ГАТТ в отношении внутренних налогов, сборов и
правил, относящихся к внутренней торговле--------------------------
2.3. Последствия вступления Кыргызстана в ВТО------------------------

ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННО - ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РЕСПУБЛИКИ
Позиция Кыргызской Республики в отношении нового раунда переговоров в рамках ВТО------------------------------------------------
Совершенствование торгово-таможенного регулирования Кыргызской Республики -------------------------------------------------
Перспективные направления развития таможенно-тарифной
политики республики ----------------------------------------------------

ЗАКЛЮЧЕНИЕ-------------------------------------------------------------------

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ-------------------------

Работа состоит из  1 файл

11112Дипл[1].12pol.doc

— 1.47 Мб (Скачать документ)

Прежде всего, вступлением в ВТО Кыргызстан обеспечил себе имидж  страны с  предсказуемым, стабильным и либеральным торговым режимом, привлекательным  как для импортеров, так и инвесторов.

Произошли кардинальные изменения, во внешнеторговом режиме и  в географическом распределении  торговли (рис. 1)11, значительно                                                                                         Рис. 1

 

расширилась географическое распределение торговли республики с 98 стран мира в 1998 г. до 120 в 2008 г.

Ещё одним преимуществом  вступления в ВТО считается облегчение процедур привлечения иностранных кредитов и инвестиционного сотрудничества с международными финансовыми институтами. Эти организации считают, что членство в ВТО дает дополнительные гарантии возвратности кредитов. Такова официальная политика США, к мнению которых особенно прислушиваются из-за большого удельного веса в финансировании практически всех организаций. Наша Республика не является исключением в этом вопросе. Пропагандистская машина нашего государства представляет США, чуть ли не гуманитарной организацией. Разумеется, и США против этого ничего не имеют.

Чтобы понять, почему и  зачем развитые страны делают что-либо, надо оценить выгоду, которую они  при этом имеют. Экономические выгоды в данном случае мизерны: слишком узок наш рынок, население неплатежеспособно, не говоря уже о предприятиях, за редким исключением, потребление в основном дешевой продукции низкого качества. Зато, если обратить внимание на политические, а затем уже на экономические выгоды, то все становится на свои места.

Ожидалось, что вступление Кыргызстана в ВТО приведет не только к положительным последствиям, но и к отрицательным. В силу того, что это членство затрагивает интересы двух крупнейших супердержав на центрально-азатском пространстве эти недостатки усиливались политическими интригами между США и Россией. К числу таких недостатков можно относили:

во-первых, наиболее ощутимый отрицательный эффект от членства в ВТО будет заключаться в снижении поступлений в госбюджет после приведения наших законов в соответствие с требованиями ВТО;

во-вторых, снижение позиций отечественных товаров на внутреннем рынке вследствие ограничения возможностей государства в сфере защиты внутреннего рынка. Так, уже в пищевой промышленностью КР было потеряно 70% внутреннего рынка;

в-третьих, ухудшение  политических и торговых связей с  нашими главными партнерами - Россией, Казахстаном, Узбекистаном;

в-четвертых, поскольку торговые преференции, согласно Генеральной системе преференций, распространяются только на конечные товары и в меньшей мере на сырье, то выгоды Кыргызстана как экспортера сырьевых ресурсов будут незначительны;     

в-пятых, равные условия реализации импортных и  отечественных товаров на внутреннем рынке могут отрицательно отразиться на национальной промышленности, находящейся на стадии реконструкции и становления, так как эти равные условия увеличат поток импортных товаров из дальнего зарубежья, по сравнению с которыми наши товары неконкурентоспособны.

Ожидалось, что основным положительным моментом будет снижение таможенных тарифов, а устранение нетарифных ограничений на товары Кыргызстана странами-членами ВТО, в ближайшей перспективе не дадут ощутимых результатов. По мнению экспертов ЮНКТАД, выгоды от членства в ВТО, связанные с улучшением доступа на другие рынки, могут быть ощутимы лишь в долгосрочном плане и только в том случае, если страна имеет относительно развитые и конкурентоспособные возможности, хорошо подготовленный и скоординированный правительственный механизм, готовый защищать права страны в лабиринтах системы ВТО. Но, принимая во внимание, что более 90% мировой торговли осуществляется в рамках ВТО, можно предположить, что вес позитивных последствий намного превысит негативные моменты, перечисленные в начале данного параграфа. Несмотря на все сложности и противоречия членство Кыргызстана в ВТО, улучшило условия его торговли, увеличил и сделал более разнообразным экспорт,  расширила их географию.

Подводя итоги развития мирового рынка и  методов его регулирования необходимо отметить, что одним из самых важных направлений развития товарообмена и расширения его масштабов стало тарифное регулирование внешней торговли. Данный инструмент на сегодняшний день является самым доступным и самым эффективным методом развития торговых отношений, не нарушая законов рынка и в соответствии с глобальными интеграционными процессами мирового хозяйства. Современная мировая экономическая система характеризуется быстрыми темпами интеграции и глобализации экономических отношений, которые стирают практически все национальные барьеры, а национальные интересы превращают в интересы транснациональных компаний. Такие изменения привели к быстрым темпам меняющейся стратегии развития всех государств, участвующих в системе мирохозяйственных связей, особенно это заметно в области торговой политики:

развитые капиталистические  страны стремясь к расширению 
своих экономических возможностей, формируют политику максимального снижения торговых барьеров (особенно в виде тарифных ставок) 
на пути движения своих товаров;

развивающиеся страны официально объявили о проведении односторонних мер по либерализации международной торговли, что позволяет им обрести столь необходимую свободу действий и возможность проникновения на внешние рынки.

Эти тенденции получили свое отражение  через создание ряда международных  организаций, регулирующих внешнеэкономическую деятельность: МВФ, МБРР, ВТО/ГАТТ, ВТО/ЮНКТАД, Всемирный банк и более пятидесяти региональных сообществ среди которых наибольший вес несомненно имеет Европейский союз. Основной тенденцией развития стран, участвующих в международной торговле является стремление к повышению международной конкурентоспособности своих стран, а не к ограждению национальной экономики протекционистскими барьерами. Для большинства стран независимо от их уровня развития, интеграция экономики проявляется, прежде всего, в международной торговле, которая имеет очень высокие темпы развития. В данной ситуации роль таможенно-тарифного регулирования в международной торговле все более усиливается. При этом достаточно четко вырисовывается тенденция смены фискальной функции таможенных тарифов регулятивной функцией. Это означает максимально возможное снижение ставок таможенных тарифов для облегчения доступа на внешние рынки. Вместе с тем, официальная политика ВТО/ГАТТ провозглашает использование механизма таможенного тарифа для выравнивания конкурентных возможностей стран с различным уровнем развития. Что является единственно возможным способом регулирования товарных потоков в условиях абсолютно открытой экономической системы. Экономические доводы системы открытой торговли основаны на согласованных в многостороннем порядке правилах, достаточно простых и опирающихся на здравый смысл. Такая либеральная торговая политика допускает неограниченный поток товаров, услуг и производственных затрат, многократно увеличивает экономическую выгоду, которая находит свое выражение в изготовлении лучших продуктов высокого качества и по оптимальным ценам.            Таким образом, современная концепция мировой экономической системы считает главным регулятором внешней торговли таможенные тарифы стран и уровень таможенных пошлин, которые выполняют функцию клапана, увеличивающего или уменьшающего ввоз товаров из-за границы. Пошлины, налоги и сборы рассматриваются как правомерный способ регулирования товарооборота, в то время как количественные ограничения - неправомерные регуляторы внешней торговли.        Кыргызская Республика, провозгласив принципы открытой экономики, оказалась перед выбором экономической стратегии, которая позволила бы ей решать проблемы вхождения в мировую систему наиболее эффективно. И не без того трудная проблема осложняется кризисным положением переходного периода экономики может быть решена лишь только при условии полного освоения исторического опыта развития национальной экономики. С этой точки зрения Кыргызстан избрал наиболее эффективный путь совершенствования своей экономической системы на основе знаний, рекомендаций и помощи мировой системы посредством вхождения в многочисленные международные организации и союзы. Наиболее ценным достижением Кыргызстана с точки зрения торговых отношений является вступление во Всемирную торговую организацию. Это позволило правительству Кыргызской Республики сформировать такую экономическую обстановку, которая поощряет иностранные инвестиции, развитие предпринимательства, создание новых рабочих мест, но, самое главное, создает возможность выбора низкие цены на товары их высокое качество и доступ на внешние рынки товаров и услуг.   Перечисленные возможности развития экономической системы республики были обусловлены формированием правовой базы в области таможенно-тарифного регулирования ВЭД и условий предпринимательства в соответствии с мировыми стандартами. Ускоренное совершенствование правовой базы таможенно-тарифного регулирования позволило в кратчайшие сроки сформировать механизм тарифного регулирования внешнеторговых отношений и систему таможенных органов.         К сожалению, уровень интеграции во всех экономических группировках, в которые входит Кыргызская Республика на территории СНГ, фактически не вышел за пределы зоны свободной торговли - первой стадии интеграции. Процесс интеграции затрудняется рядом объективных и субъективных причин, среди которых и проблемы переходного периода становления рыночной экономики, и отработанность механизмов исполнения законодательных актов и достигнутых соглашений, и декларативный характер большинства этих соглашений. В коечном счете, основная цель Кыргызской Республики - это создание возможностей для обеспечения цивилизованного и высокого материального уровня жизни населения, достижение гарантированной государственной состоятельности. Что может быть достигнуто посредством ускоренного реформирования экономики и внедрения в мировую экономическую систему. В этом смысле достижения Кыргызстана в области развития и применения законодательной базы таможенно-тарифного регулирования в соответствии с мировыми стандартами может стать плацдармом для дальнейшего развития других сфер экономической и политической систем государства. Действующая таможенно-тарифная политика КР обуславливает широкие возможности Кыргызстана в интеграционных процессах мировой экономики, обеспечивает сохранение экономической безопасности за счет формирования гибкого и эластичного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Членство КР в ВТО  ускорило становление либеральных  режимов торговли на уровне мировых стандартов. В то время как режимы торговли в других странах с переходной экономикой (например, Узбекистан, Казахстан, Китай и т.д.) отличаются между собой. Для внешнеторговых режимов большинства развивающихся стран характерны высокие тарифы, которые к тому же находятся под давлением нетарифных барьеров. Для Кыргызской Республики вступление в ВТО дало возможность укрепить эти режимы, приняв обязательные для выполнения с правовой точки зрения обязательства, связанные с уровнем тарифов и другими факторами.

 

 

ГЛАВА 2. ПОЛОЖЕНИЯ ВТО, КАСАЮЩИЕСЯ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

2.1. Основные  статьи соглашения, касающиеся таможенно-тарифного  регулирования

В сфере торгового  обмена международные режимы вырабатываются прежде всего в рамках Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) — международной организации, действующей на базе многостороннего договора, фиксирующего принципы и правила мировой торговли. ГАТТ регулирует в настоящее время более 90% мирового объема торговли. Работа, проводимая под эгидой ГАТТ, призвана противостоять периодически усиливающемуся протекционизму как на национальном, так и на региональном уровне, способствовать либерализации межстранового торгового обмена, в том числе и через регламентацию действий правительств по регулированию внешнеэкономической сферы.

В положениях ГАТТ прежде всего говорится о намерении стран, подписавших его, добиваться путем переговоров снижения таможенных пошлин и других ограничений в международной торговле.

Все множество инструментов, которое есть в распоряжении государства  для регулирования внешнеэкономической деятельности, можно условно разделить на три большие группы:

  • таможенные тарифы;
  • нетарифные ограничения;
  • формы стимулирования экспорта.

Уже из названия явствует, что все они имеют изначально протекционистскую направленность. Государство увеличивает или уменьшает эту направленность в зависимости от внешних и внутренних обстоятельств, господствующих в тот или иной период представлений о национальных интересах, и действующих международных правил. Это касается и такой важнейшей составной части государственного регулирования внешнеэкономической сферы, как тарифное регулирование.

При создании ГАТТ предполагалось, что основным, а  в перспективе единственным инструментом регулирования экспорта и импорта стран-участниц будут таможенно-тарифные средства. Статья XI ГАТТ прямо оговаривает, что не одна из стран-участниц «не должна устанавливать на ввоз любого товара с территории другой страны-участницы или на вывоз или продажу экспорта любого товара, предназначенного для территории другой страны-участницы, никаких запрещений или ограничений, будь то в форме квот, импортных или экспортных лицензий или других мер, кроме таможенных пошлин, налогов или других сборов».12

Статья 1 Соглашения устанавливает, что в отношении таможенных пошлин и формальностей страны-участницы будут применять режим наибольшего благоприятствования таможенные пошлины и любые сборы, взимаемые в связи с внешнеторговыми  операциями;

 все правила  и формальности связанные с  внешнеторговыми     операциями;

на внутренние налоги и сборы; на внутренние правила и законы, регулирующие покупку и продажу товаров на внутренних территориях стран-участниц;

 на весь  круг операций, вязанных с внешней  торговлей товарами.

Статья II в общей форме говорит о том, что страны-участницы должны согласовывать списки тарифных уступок. Тарифные ставки, приводимые в уступках, носят консолидированный характер. Другими словами, ставки пошлин на товары, содержащиеся в списках, закрепляются, составляют часть Генерального Соглашения и не могут быть повышены в одностороннем порядке.  Кроме того «(b) Товары, указанные в части I Списка, относящегося к какой-либо договаривающейся стороне, и происходящие из территорий других договаривающихся сторон, при импорте на территорию страны, к которой относится данный Список, и при условии соблюдения сроков, условий или оговорок, указанных в этом Списке, освобождаются от обычных таможенных пошлин, превышающих пошлины, которые установлены и предусмотрены в этом Списке. Такие товары также освобождаются от всех других пошлин или сборов всякого рода, установленных на ввоз или в связи с ввозом, превышающих те пошлины или сборы, которые были установлены на дату заключения настоящего Соглашения, …»13.

Правила проведения переговоров о снижении таможенных тарифов, а также процедура подготовки и изменения списков тарифных уступок определяются статьями XXVII и XXVIII. Когда какое-либо государство присоединяется к ГАТТ, на него распространяются все существующие тарифные льготы. Поэтому вступающее государство должно провести с другими странами переговоры, выдвинув встречные предложения о снижении ставок собственного таможенного тарифа. Затем эти таможенные уступки консолидируются и список тарифных уступок становится частью Генерального Соглашения.

Статья V провозглашает свободу транзита через территорию каждой из участвующих стран и освобождает транзитные товары от таможенных пошлин и транзитных сборов.

Статья XVIII признает, что развивающимся странам может потребоваться гибкость в установлении тарифов и что они могут применять некоторые количественные ограничения для сохранения иностранной валюты и для удовлетворения потребностей развития.

Рассматриваются такие вопросы, как принятие и вступление в силу (ХХVI), изъятие тарифных уступок у бывших членов (ХХVII), правила ведения переговоров по тарифам и изменение тарифных списков (ХХVIII),

Информация о работе Таможенная политика КР в рамках международного сотрудничества