Таможенная политика КР в рамках международного сотрудничества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 22:07, дипломная работа

Описание

Выпускной работе особое внимание уделяется методам развития внешнеэкономической деятельности через механизм таможенных тарифов, роли и влиянию факторов социально-экономической интеграции на становление и развитие рыночных отношений в Кыргызской Республике. Анализируется механизм регулирования внешнеэкономической деятельности, его правовая база, экономическая природа таможенного тарифа и его функциональное назначение в системе мер государственного регулирования ВЭД.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ---------------------------------------------------------------------------- 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТАМОЖЕННО- ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Методы государственного регулирования внешнеэкономической
Деятельности ------------------------------------------------------------------ 4
Таможенный тариф – основной инструмент регулирования внешнеэкономической деятельности-----------------------------------
Необходимость интеграции Кыргызстана во Всемирную торговую организацию-----------------------------------------------------------------

ГЛАВА 2. ПОЛОЖЕНИЯ ВТО, КАСАЮЩИЕСЯ ТАМОЖЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ
2.1. Основные статьи соглашения, касающиеся таможенно-тарифного
регулирования внешней торговли---------------------------------------
2.2. Положения ГАТТ в отношении внутренних налогов, сборов и
правил, относящихся к внутренней торговле--------------------------
2.3. Последствия вступления Кыргызстана в ВТО------------------------

ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННО - ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РЕСПУБЛИКИ
Позиция Кыргызской Республики в отношении нового раунда переговоров в рамках ВТО------------------------------------------------
Совершенствование торгово-таможенного регулирования Кыргызской Республики -------------------------------------------------
Перспективные направления развития таможенно-тарифной
политики республики ----------------------------------------------------

ЗАКЛЮЧЕНИЕ-------------------------------------------------------------------

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ-------------------------

Работа состоит из  1 файл

11112Дипл[1].12pol.doc

— 1.47 Мб (Скачать документ)

За время  существования ГАТТ-1947 года статьи, касающиеся таможенно-тарифных вопросов, обросли многочисленными поправками и дополнениями. Наиболее важные дополнения были вызваны включением новых статей XXXVI и XXXVII (принятых в ходе Уругвайского раунда переговоров), в которых признается право Развивающихся стран повышать таможенные пошлины для защиты своей экономики, а также фиксируется обязательство развитых государств снижать пошлины на товары развивающихся государств.

Нормы ГАТТ в отношении более широкого круга вопросов таможенно-тарифного регулирования рассматриваются в таможенных формальностях, сборах, требованиях к внешнеторговой документации. Статья VIII, параграф 1 (с) ГАТТ провозглашает, что страны-участницы ГАТТ должны свести к минимуму экспортные и импортные формальности. В 1952 г. Договаривающиеся Стороны приняли кодекс стандартных требований к импортной документации. Кроме того, в рамках ГАТТ широко применяется Конвенция об упрощении и унификации таможенных процедур (Конвенция Киото)", приложения к которой подробно регламентирует все стороны таможенных формальностей и содержит модели формулировок, которые могут быть использованы при подготовке нормативных актов. Статья VIII, параграф 3 ГАТТ запрещает налагать значительные штрафы за несущественные нарушения таможенных формальностей и, в частности, за ошибки, допущенные при подготовке и заполнении таможенных документов, особенно в случаях, явно не содержащих злого умысла.

Статья VIII ГАТТ содержит четкое положение о том, что все сборы, связанные с таможенной очисткой (кроме таможенных пошлин и внутренних налогов) и другими связанными с экспортом и импортом товаров процедурами, должны определяться, исходя из стоимости тех операций, за совершение которых они взимаются, и не должны быть скрытым инструментом протекционизма или дополнительным источником доходов государства (т.е. не должны быть налогом или замаскированной таможенной пошлиной).

Положения этой статьи, как это отмечает параграф 4, относятся ко всем формальностям, связанным с экспортом и импортом, включая: количественные ограничения, лицензирование, валютный контроль, статистический учет, документацию и удостоверение документов.

Продолжая линию  статьи VIII, статья X ГАТТ «Публикация и применение правил торговли» требует, чтобы все законы, правила, судебные решения и административные распоряжения относительно классификации и оценки товаров для таможенных целей, все распоряжения, касающиеся ставок пошлин и сборов, ограничений и запрещений экспорта и импорта и другие, публиковались.

Кроме того, каждая страна-участница ГАТТ должна учредить независимые судебные, арбитражные или административные трибуналы для быстрого рассмотрения и исправления административных мероприятий, касающихся таможенных вопросов.

В соглашениях  ВТО нигде однозначно не сказано, что в государствах-членах должна быть устоявшаяся рыночная экономика. Единственным положением, явно касающимся этого вопроса, является статья XXVII ГАТТ, в которой рекомендуется предупреждать предприятия, задействованные в государственной торговле. Однако эта статья никогда не предназначалась для решения вопросов, возникавших в то время, когда основная доля внешней торговли была под контролем государства. Старая система ГАТТ действительно включала в себя несколько стран в соответствии со специальными протоколами, например, Румынию и Чехословакию, в которых в то время была плановая экономика. В то же время Куба была членом ГАТТ и стала одним из государств-учредителей ВТО. Так что вступление Кыргызстана в ВТО вовсе не означает, что экономику страны сразу же перестанут считать нерыночной. Кроме того, поскольку в антидемпинговых положениях ГАТТ существующее в стране законодательство и практика признаются решающими, теоретически возможно возникновение необычной ситуации, в которой страны, вступающие в ВТО, все ещё будут считаться странами с нерыночной экономикой в целях определения антидемпинговой политики. На практике же вступление страны в ВТО возможно лишь в том случае, если претендент на членство сможет доказать, что его торговля основывается на рыночных принципах. Что и было сделано Кыргызской Республикой, хотя она все еще не является государством с устоявшейся рыночной экономикой. Таким образом, вступление КР в ВТО стало мощным рычагом, ускорившим рыночные преобразования в стране, и это тоже является конкурентным преимуществом по сравнению с другими странами СНГ. Следовательно, Кыргызстан, став членом ВТО, получает равные, а главное гарантированные, условия на ведущих мировых рынках, застраховав себя от применения антидемпинговых мер.

 

2.2. Положения ГАТТ в отношении  внутренних налогов, сборов и  правил, относящихся к внутренней торговле

 

Статья III, параграф 1 ГАТТ устанавливает, что внутренние налоги правилам торговли, транспортировки и др., а также внутреннее количественное регулирование, определяющее правила о смешивании переработке и т.п., не должны быть применены к товарам, национальным или иностранным, таким образом, чтобы защищать внутреннее производство. Эти положения распространяются на все сборы, включая сбор на выдачу лицензии, за регистрацию, статистические и гербовые сборы.

Другими словами, эта статья требует, применять национальный режим в отношении всех внутренних финансовых, административных, транспортных мер в той мере, в которой они могут сказаться на конкурентоспособности импортных товаров по сравнению с товарами национального производства.

Эта статья прямо  говорит, что товары, ввозимые из одной  страны в другую, не должны облагаться прямо или косвенно внутренними сборами любого рода, превышающими прямо или косвенно налоги и сборы, применяемые к аналогичным товарам отечественного производства. Ранее, в этой же статье (параграф 1) прямо говорится, что эти налоги и сборы не должны применяться таким образом, чтобы создавать защиту для внутреннего производства.

В примечании к  статье III особо подчеркивается, что «внутренний налог или другой внутренний сбор, или любой закон, правило или требование такого рода, которые применяются к импортному и аналогичному отечественному товару и которые взимаются или действуют в отношении импортного товара в момент или в месте ввоза, тем не менее должны рассматриваться как внутренний налог или внутренний сбор  и должны подчиняться требованиям статьи Ш14. Это исключительно важное уточнение жестко определяет категории сборов и налогов, квалифицируемые как внутренние.

Еще одно важное пояснение содержится в статье XXIV (параграф 12), где говорится, что каждая страна-участник должна принимать «имеющиеся в ее распоряжении разумные меры в целях обеспечения соблюдения положений ГАТТ региональными и местными правительствами на ее территории»15. Это положение статьи XXIV ГАТТ относится ко всем положениям ГАТТ, но примечание к параграфу 1 статьи III особо оговаривает, что оно касается налогов, установленных местными властями, при этом термин «разумные меры» означает, что налогообложение, установленное местными властями, должно постепенно быть приведено в соответствие с положениями статьи III. Таким образом, национальный режим в области всего комплекса внутреннего налогообложения – это ключевое положение ГАТТ.

Другое ключевое положение ГАТТ в отношении сборов и платежей любого характера (кроме таможенных пошлин и внутренних налогов, о которых говориться в статье III) касается величин, этих сборов и платежей. В статье VIII (параграф 1 а) говорится, что их величина должна быть ограничена примерной стоимостью оказанных услуг, платежом за которые они являются и не должна быт косвенным инструментом протекционизма или обложением экспорта или импорта в целях получения дохода (в фискальных целях).

Это положение  относится ко всем сборам, формальностям  и требованиям, установленным правительственными органами в связи импортом и экспортом товаров.

ГАТТ содержит и еще одно исключительно важное положение в отношении внутренних налогов и сборов. Оно было первоначально сформулировано в применении к статье XVI, а затем вошло в Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам. Это примечание говорит, что освобождение экспортируемого товара от обложения пошлинами, налогами и сборами, которыми облагаются аналогичные товары, предназначенные для внутреннего потребления, не квалифицируются как субсидии.

Таким образом, у Кыргызстана есть ряд инструментов, посредством которых она может либо повысить ставки таможенных пошлин либо применять нетарифные меры защиты внутреннего рынка и отечественной промышленности:

НДС и акцизные налоги. ВТО не запрещает повысит или понизить данные два налога или увеличивать количество продуктов, подлежащих обложению акцизными налогами, также как и Статья I (РНБ) и Статья III (Национального Режима) ГАТТ 1994 г.;

повторные переговоры по тарифам. ВТО не запрещает странам-членам проводить повторные переговоры относительно увеличения ставок связывания;

увеличение тарифа по причине дефицита платежного баланса (ПБ). ВТО не запрещает стране-члену ВТО увеличивать ставки связывания по причине ПБ, если увеличение проводится в рамках правовых положений ВТО (Статья XVII ГАТТ 1994 г.);

применение защитных, компенсационных и антидемпинговых мер против товара, который ввозится в Кыргызстан по демпинговым или субсидируемым ценам, или импорт которого возрос до таких объемов, что наносит серьезный ущерб внутренней промышленности;

процедуры лицензирования импорта и экспорта позволяют установить учет экспорта и импорта определенной категории товаров.

Лицензирование  импорта регулируется положениями  Соглашения по лицензирования импорта.

Санитарные и фитосанитарные меры принимаются с целью защиты:

жизни человека и животных от связанных с пищей  рисков;

здоровья человека от болезней, разносимых животными  и растениями;

животных и  растений от паразитов и заболеваний.

 

2.3. Последствия  вступления Кыргызстана в ВТО

Как, отмечали выше, уже 10 лет как Кыргызстан член ВТО, можно подвести некоторые итоги.

Наш экспорт, согласно Статьи II, получил режим наибольшего благоприятствования (РНБ). Если до вступления в ВТО Кыргызстану необходимо было заключать двусторонние соглашения с каждой страной, чтобы получить РНБ, то после вступления в ВТО он предоставляется автоматически. Теперь экспорт пользуется РНБ во всех 152 странах – членах ВТО, т.е. отпала необходимость заключать двусторонние соглашения с торговыми партнерами для получения РНБ16.

В результате доля стран-членов ВТО в общем объеме экспорта КР увеличилась с 12,3% (1996) до 38,6% (2007), а  без учета золота экспорт вырос  практически с нуля (1996) до 213 млн. долл. (2007). Товарооборот со странами-членами ВТО в 2007 году составил 1326,2 млн. долл. и вырос в три раза (1996). 

– товары,  происходящие из Кыргызской Республики, после прохождения таможенного оформления в импортирующей стране ВТО подпадают под национальный режим (НР, равный режим, что и отечественные товары импортирующей страны ВТО).

– внешнеторговый оборот увеличился почти в три  раза (рис.2), достигнув своих рекордных значений в текущем году, хотя год еще не подошел к завершению. 17

  Рис.2                                                                                            

Источник: Национальный статистический комитет, «Внешняя торговля КР» , 1997-2008 гг.   

До вступления в ВТО (1996 г.) доля стран – членов ВТО  в общем т/о Кыргызской Республики составляла 30 %, экспорте –12,3 %, импорте – 40,5 % (рис.3). В настоящее время доля стран-членов в общем т/о составляет 43,4%, экспорте - 43,5%, импорте - 43,3% ( по итогам 9 мес. 2008 г.).18

В географической структуре  внешней торговли Кыргызской Республики основными торговыми партнерами из стран СНГ являются Россия (34,0%) Казахстан (10,4%), Узбекистан (7,1%), из стран-ВТО Китай (12,8%), Швейцария (6,3%), Германия (5,6%), Япония (2,5%), Турция (2,3%), США (2,1%), Франция (1,9%), Корея (1,4%), и др.

Одним из основных преимуществ  является  проведение двусторонних переговоров по доступу на рынок товаров и услуг со странами, вступающими в ВТО, во время которых мы можем требовать от вступающей страны уступок для наших товаров, а также решать проблемы, которые имеются в торговле с этой страной

    Рис. 3                                                  

Источник: Национальный статистический комитет, «Внешняя торговля КР» , 1997-2008 гг.

 

Были проведены  двусторонние переговоры по вступлению в ВТО с 14 странами, такими как  Грузия, Молдова, Эстония, Хорватия, Албания, Оман, Иордания, Китай, Литва (1999-2001), Саудовская Аравия (2004 г.), Россия и Казахстан (2003 г.), в 2006 г. был подписан протокол с Беларусью, в 2007 – с Украиной (рис. 4). Наиболее важным для нас было проведение переговоров с основным торговым партнером и соседом Китаем. В ходе двусторонних переговоров с очень важным для нас торговым партнером – Китаем - Кыргызстан получил ряд значительных уступок для своих товаров (нулевые ставки таможенных пошлин на экспорт электроэнергии, цемент, ртуть, шерсть, стекло, шифер, трикотаж, сурьму, минеральную воду, лампы накаливания, электрооборудование, ковры и др.). На переговорах с Украиной удалось решить вопрос долга в межгосударственных расчетах, который стоял в повестке дня с 1993 года. В перспективе, пользуясь этим инструментом, мы можем решить в свою пользу проблемные вопросы, имеющиеся в торговле с Россией, Казахстаном, Узбекистаном.19

Кроме того, Кыргызстан завершил свои переговоры с Азербайджаном, в ходе которых Азербайджан подтвердил применение режима свободной торговли с Кыргызской Республикой, ранее азербайджанская сторона взимала пошлины с электрических ламп кыргызского производства.

Информация о работе Таможенная политика КР в рамках международного сотрудничества