Таможенная политика КР в рамках международного сотрудничества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 22:07, дипломная работа

Описание

Выпускной работе особое внимание уделяется методам развития внешнеэкономической деятельности через механизм таможенных тарифов, роли и влиянию факторов социально-экономической интеграции на становление и развитие рыночных отношений в Кыргызской Республике. Анализируется механизм регулирования внешнеэкономической деятельности, его правовая база, экономическая природа таможенного тарифа и его функциональное назначение в системе мер государственного регулирования ВЭД.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ---------------------------------------------------------------------------- 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТАМОЖЕННО- ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Методы государственного регулирования внешнеэкономической
Деятельности ------------------------------------------------------------------ 4
Таможенный тариф – основной инструмент регулирования внешнеэкономической деятельности-----------------------------------
Необходимость интеграции Кыргызстана во Всемирную торговую организацию-----------------------------------------------------------------

ГЛАВА 2. ПОЛОЖЕНИЯ ВТО, КАСАЮЩИЕСЯ ТАМОЖЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ
2.1. Основные статьи соглашения, касающиеся таможенно-тарифного
регулирования внешней торговли---------------------------------------
2.2. Положения ГАТТ в отношении внутренних налогов, сборов и
правил, относящихся к внутренней торговле--------------------------
2.3. Последствия вступления Кыргызстана в ВТО------------------------

ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННО - ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РЕСПУБЛИКИ
Позиция Кыргызской Республики в отношении нового раунда переговоров в рамках ВТО------------------------------------------------
Совершенствование торгово-таможенного регулирования Кыргызской Республики -------------------------------------------------
Перспективные направления развития таможенно-тарифной
политики республики ----------------------------------------------------

ЗАКЛЮЧЕНИЕ-------------------------------------------------------------------

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ-------------------------

Работа состоит из  1 файл

11112Дипл[1].12pol.doc

— 1.47 Мб (Скачать документ)

Также с помощью  тарифов можно также воздействовать:

- на формирование  активного сальдо внешнеторгового  баланса;

- на увеличение  притока валюты;

- на развитие  отдельных регионов страны, особенно если речь идет о создании в них зон свободного предпринимательства.

          Другой, основной элемент таможенного  тарифа – это ставка таможенной пошлины.

      Так, в соответствии с Налоговым Кодексом под налоговой ставкой понимается величина налога на единицу обложения. То есть, другими словами, скажем ставка налога на прибыль с юридических лиц был равен 20%, с 2006 г. равен 10% и един по всей территории республики. 

      Ставки таможенных пошлин тоже являются едиными по всей территории республики и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу Кыргызской Республики, но ставка таможенной пошлины может меняться в некоторых случаях, предусмотренных таможенным законодательством республики:

- в виде освобождения  от уплаты таможенной пошлины;

- снижения ставки  пошлины;

- или возврата  ранее уплаченной пошлины.

      Согласно ТК КР в целях защиты экономических интересов КР применяются:

  • особые виды пошлин:

1) специальные,  применяются в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию КР в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров;                                                

2) антидемпинговые,  применяется в случаях, если  цены ввозимых товаров ниже  внутренней цены на аналогичный  товар на национальном рынке  страны-производителя;

3) компенсационные,  применяются в случаях ввоза  на таможенную территорию КР  товаров, при производстве которых или вывозе их прямо или косвенно использовались субсидии и если такой ввоз наносит или угрожает нанести ущерб отечественным производителям подобных товаров в КР.

Также кроме  особых пошлин, согласно, Таможенного  Кодекса Кыргызской Республики применяются:7

- сезонные виды  пошлин, применяемые для оперативного  регулирования ввоза отдельных  видов товаров на таможенную  территорию Кыргызской Республики  или их вывоза с этой территории. Срок действия сезонных пошлин  не больше шести месяцев. 

  Согласно Таможенного Кодекса Кыргызской Республики в республике применяются следующие виды таможенных пошлин:8

1) адвалорные, начисляемые  в процентах к таможенной стоимости  облагаемых товаров;

2) специфические,  начисляемые в установленном  размере за единицу облагаемых товаров;

3) комбинированные,  сочетающие оба вышеназванных  вида таможенного обложения.

  И как было уже сказано выше, право определять размер ставок таможенных пошлин, согласно, таможенного законодательства  имеет Правительство КР. Предложения же для Правительства КР по установлению ставок таможенных пошлин готовит Таможенно –тарифный Совет на основании материалов, подготовленных ГТИ и министерствами.

      Особую группу составляют преференциальные ставки пошлин, установление которых имеет цель создание особо благоприятного таможенного режима между двумя или несколькими государствами. В КР преференциальные ставки таможенных пошлин применяются в рамках преференциального режима в виде полного освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе товаров:

- происходящих  из стран, образующих с КР  зону свободной торговли или  таможенный союз. На сегодняшний  день к ним относятся 12 стран-участниц  СНГ: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова,  Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина;

-  происходящих  из наименее развитых среди  развивающихся стран.

       КР имеет собственную схему преференций, которая включает в себя три основных элемента:

1) перечень развивающихся  стран;

2) перечень наименее  развитых стран;

3) список товаров, на которые преференциальный режим не распространяется.

       Для предоставления преференциального режима необходимо точно знать, в какой стране был произведен товар. Принципы определения страны происхождения товара основываются на международной практике. Страной происхождения товара считается страна, в которой товар полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в соответствии с критериями, установленными ТК КР. В удостоверение происхождения товаров необходимо представит сертификат о происхождении товара

       Политика государства направлена на получение максимального  совокупного дохода от внешнеэкономической  деятельности и от национального руководства.

      Ориентация на повышение эффективности экономики и рост совокупного дохода общества, на охрану нравственного и физического здоровья населения страны и улучшения ее экологического состояния как на главный критерий оценки эффективности ввозных таможенных пошлин требует высокого уровня качественного анализа и применения сложного математического аппарата при решении практических вопросов, возникающих при пересмотре ввозных пошлин на конкретные товары. Этими средствами еще не вооружены наши государственные органы, решающие эти проблемы. Зачастую на практике используются более частные критерии оценки эффективности изменения пошлин на отдельные товары.

      В качестве указанных критериев на практике зачастую используются доходы государства и национальные внутренние цены. Эффективность системы ввозных пошлин и мероприятий по их изменению определяются по тому, в какой мере они влияют на динамику отечественного производства соответствующих отраслей, доходов государственного бюджета от внешней торговли и динамику внутренних цен.

      Изменение ввозных таможенных пошлин сказывается на состоянии внутреннего производства, поскольку пошлины регулируют импорт товаров. Снижение пошлин усиливает давление иностранных конкурентов на отечественное производство, вытесняет отечественных производителей с внутреннего рынка. Но вместе с тем, оно служит мощным фактором, побуждающим отечественных товаропроизводителей повышать эффективность и конкурентоспособность своего производства, снижать издержки производства и улучшать качество выпускаемых товаров.   Противоречивость последствий изменения пошлин очевидна. Проблема состоит в том, чтобы при их пересмотре было найдено оптимальное решение, которое, с одной стороны, поддерживало бы на должном уровне состояние  конкуренции на внутреннем рынке, побуждая отечественных товаропроизводителей совершенствовать производство, улучшать качество и снижать издержки производства, а с другой – не приводило бы к вытеснению отечественных товаропроизводителей с внутреннего рынка.

      Со вступлением Кыргызской  Республики во Всемирную Торговую Организацию дальнейшее снижение импортных пошлин будет диктоваться требованиями этой международной организации. Но это снижение целесообразно осуществлять поэтапно, давая отечественному товаропроизводителю  возможность постепенно адаптироваться к более низким ввозным пошлинам и более жесткой конкуренции со стороны иностранных фирм. Вместе с тем должна быть исключена возможность консервации технической и организационной отсталости отечественного производства.

Сосредоточение  в развитых странах значительных возможностей по регулированию ВЭД потребовала создания определенного механизма международного сотрудничества и контроля в целях предотвращения взаимно уничтожающей конкуренции в области регулирования международной торговли.

Механизмами на сегодняшний день служат: Всемирная  торговая организация (ВТО), Международный валютный фонд (МВФ), Всемирная таможенная организация, на европейском уровне — Европейский союз.

В основу деятельности ВТО, сменившего в 1995 г. ГАТТ положены принципы свободной торговли и  национального режима.      ГАТТ—многостороннее международное соглашение об основных принципах, нормах и правилах государственного регулирования взаимной торговли стран-участниц, а также одна из крупнейших международных организаций, в рамках которой происходят переговоры, консультации, неформальные контакты по выработке согласованной внешнеторговой политики; одновременно оно является международно-правовым соглашением в сфере внешней торговли и таможенного дела различных государств.     Всемирная торговая организация является единственной правовой основой Всемирной торговой системы. ВТО занимается также торговлей услугами и связанными с торговлей аспектами интеллектуальной собственности. Основные положения ГАТТ запрещали дискриминацию в отношениях между его членами. Страны-участницы должны предоставлять друг другу режим наибольшего благоприятствования (РНБ). Он распространяется на экспортные, импортные и транзитные торговые операции, а также на международные платежи по экспортным и импортным операциям. Ключевым положением всей системы ГАТТ, не дискриминационной мерой, является принцип национального режима. Он устанавливает, что страны-участницы должны предоставлять товарам иностранного происхождения тот же режим, что и национальным товарам, в области налогов и сборов, а также в отношении национальных законов, распоряжений и правил, регулирующих внутреннюю торговлю.     Основные принципы ГАТТ: предсказуемый и расширяющийся доступ к рынкам, содействие справедливой конкуренции, защита посредством таможенных пошлин и поощрение развития и экономических реформ.       Целью деятельности ВТО является понижение торговых барьеров и облегчение обмена товарами и услугами между странами. Этим целям соответствует отстаиваемая ВТО политика постепенного снижения ввозных пошлин и постепенного устранения иных торговых барьеров. Вместе с тем ВТО разрешает вводить защитные меры в тех случаях, когда иностранная конкуренция наносит существенный ущерб определенным отраслям национальной экономики. ВЭД стимулирует развитие экспортного производства и экспорта 
наукоемкой продукции и продукции, получаемой на основе применения передовых технологий, глубокой переработки сырья.

ВЭД обеспечивает первоочередное удовлетворение жизненно важных потребностей страны и ее населения, не включает импорт экологически опасных, вредных для здоровья людей товаров, морально устаревшей техники, продукции, подрывающей нравственные устои общества.   

  Этот подход необходимо соблюдать и в тех случаях, когда возникает необходимость временного повышения таможенных  ввозных  пошлин на некоторые товары для защиты отечественных товаропроизводителей. Нельзя допускать того, чтобы эта защита стала постоянной. Целесообразно при повышении ввозных таможенных пошлин подчеркивать временной характер этой меры и указывать сроки действия повышенных пошлин.

      Пересмотр таможенных пошлин изменяет доходы государства от внешнеэкономической  деятельности. Фискальная оценка пересмотра таможенных  пошлин неизбежна: государство должно знать заранее, как повлияет изменение ввозных пошлин на его доходы. К сожаленью, фискальный подход зачастую играет решающую роль при оценке качества работы таможенных органов, что не оправдано.

      Таможенные органы отвечают за полноту сборов таможенных пошлин, НДС и акцизов, но не за уровень их ставок.

      Ввозные пошлины оказывают влияние на уровень и динамику национальных цен. Ввозные пошлины являются тем элементом цены, который служит базой для расчета акциза, НДС, оптово-сбытовых и торговых наценок. Следовательно, эти элементы цены изменяются прямо пропорционально изменению ставок ввозных пошлин. Но под влиянием спроса и предложения пропорции между изменением пошлин и изменением этих элементов цены могут быть нарушены. 

Ввозные пошлины  влияют на объемы импорта национального  производства, на баланс спроса и предложения. Это влияние зависит от ряда факторов и принимает сложные формы, что может быть обусловлено спецификой производства и реализации товаров.    

Уровень пошлин оказывает влияние и на динамику внутренних издержек производства товаров. Динамика ввозных пошлин влияет на объем внутреннего производства, определяя тем самым влияние эффекта масштаба производства на динамику внутренних издержек.

      На самом деле, между таможенными ввозными   пошлинами и ценами существуют весьма сложные связи и количественные зависимости.

      Во-первых, ввозные таможенные  пошлины являются тем элементом цены, который служит базой для расчета ряда других элементов цены – акциза, НДС, оптово-сбытовых и торговых наценок. Эти элементы цены изменяются, как правило, прямо пропорционально изменению ставок ввозных таможенных  пошлин. Но под влиянием спроса и предложения пропорции между изменениями пошлин и изменениями этих элементов цены могут быть нарушены:

- при благоприятном  для продавцов соотношении между  спросом импорта и предложением, рост цен может опередить рост пошлин и прочих элементов цены, базой для расчета которых являются пошлины;

- при превышении  предложения над спросом рост  внутренних цен может быть  минимальным и не обеспечивать  роста зависящих от пошлин элементов цены пропорционально росту пошлин.

      Следовательно, прямая зависимость между изменением пошлин и внутренних цен, несомненно, существует, она не всегда принимает форму прямой пропорциональности.

      Во-вторых, ввозные пошлины влияют на объемы импорта и национального производства, на баланс спроса и предложения. Это влияние зависит от ряда факторов и принимает сложные формы, что может быть обусловлено спецификой производства и реализации товаров.

      Например, некоторые товары могут не производиться в стране и потребность в них обеспечивается исключительно за счет импорта.

      Уровень пошлин и их изменения влияют на размеры импорта, соответственно на баланс спроса и предложения. Но в большинстве случаев импортируемый товар может производиться и на национальных предприятиях внутри страны.

     Таможенные  пошлины влияют на спрос импорта предложение двояко:

- таможенные  пошлины регулируют масштабы  ввоза;

- таможенные  пошлины оказывают влияние на  динамику внутреннего производства.

     В-третьих, уровень пошлин оказывает влияние и на динамику внутренних издержек производства товаров. Динамика ввозных пошлин влияет на объем внутреннего производства, определяя тем самым влияние эффекта масштаба производства на динамику внутренних издержек. Этот фактор имеет очень важное значение при оценке влияния пошлин на состояние внутреннего производства и его эффективность, от которых в конечном счете зависят национальные издержки и цены.

      Уровень и динамика внутренних цен определяются, как показала мировая практика, состоянием и эффективностью национальной экономики.

      Страны могут применять механизмы таможенно-тарифного регулирования  для защиты своей экономики. Такими мерами могут быть более высокие пошлины на импортные товары, затрудняющие сбыт важных для страны аналогичных товаров отечественного производства. А также сочетание тарифных методов защиты с нетарифными: низких тарифов в пределах импортных квот и более высоких – на товары, завозимые сверх квот.

      Система таможенных  пошлин призвана всемерно содействовать целям и задачам внешнеэкономической деятельности. При этом возможны такие ситуации, когда система пошлин, на первый взгляд, по отдельно взятым критериям соответствует интересам страны, но по другим критериям противоречат им и наносит ущерб, а в целом оказывает негативное воздействие на социально-экономическое состояние общества. Поэтому  среди экспертов существуют мнения, что в текущих условиях при принятии решений защитная функция тарифных методов с одной стороны сильно преувеличена, с другой - на практике малоэффективна, т.е. не выполняет защитные функции в той мере в какой это предполагается при принятии решений3.

Информация о работе Таможенная политика КР в рамках международного сотрудничества