Правоохранительная деятельность таможенных органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 22:44, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является определение функций таможенных органов и выявление основных направлений правоохранительной деятельности таможенных органов.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть систему таможенных органов;
-изучить функции таможенных органов;
-ознакомиться с правовой базой правоохранительной деятельности;

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Система таможенных органов РФ и ее функции.
1.1.Система таможенных органов РФ………………………………………….5
1.2.Функции таможенных органов……………………………………………..8
1.3.Правовые основы правоохранительной деятельности таможенных органов РФ………………………………………………………………………12
2.Правоохранительная деятельность таможенных органов.
2.1.Организация и проведение оперативно-розыскных мероприятий таможенными органами………………………………………………………..15
2.2. Осуществление таможенными органами дознания и неотложных следственных действий………………………………………………………..19
2.3. Взаимодействие таможенных органов с другими правоохранительными службами………………………………………………………………………..26
Заключение……………………………………………………………………..31
Список использованных источников и литературы…………………………33

Работа состоит из  1 файл

Функции таможенных органов.Взаимодействие с другими правоохранительными службами..docx

— 69.97 Кб (Скачать документ)

Лицо, полагающее, что действия таможенного органа, осуществляющего  ОРД, привели к нарушению его  прав и свобод, может обжаловать эти действия в вышестоящий орган, прокуратуру или в суд.

 

 

 

 

2.2. Осуществление таможенными  органами дознания и неотложных  следственных действий.

 

В соответствии с ТК ТС, таможенные органы государств - членов таможенного союза являются органами дознания по делам о контрабанде, об уклонении от уплаты таможенных платежей и иных преступлениях, производство по которым в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза отнесено к ведению таможенных органов.

Дознание, как и предварительное  следствие, представляет собой деятельность по раскрытию уголовных преступлений, которая проводится в процессуальных формах, установленных законом. Основное различие двух этих видов предварительного расследования заключается в  компетенции органов, их осуществляющих.

Закон дает исчерпывающий перечень органов дознания. Никакие иные государственные организации и учреждения, их должностные лица, также частные детективные (охранные) предприятия и их представители органами дознания не являются15.

В соответствии с действующим  законодательством таможенные органы России производят дознание по делам, отнесенным к их компетенции, в частности:

1.контрабанде;

2.незаконному экспорту технологий, научной информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники;

3.невозвращению на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран;

4.невозвращению из-за границы средств в иностранной валюте;

5.уклонению от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица16.

В первом полугодии 2010 года таможенными органами Российской Федерации  возбуждено 2531 уголовное дело (в  аналогичном периоде прошлого года - 3224). На протяжении первого полугодия 2010 года в структуре таможенных преступлений преобладала контрабанда, доля которой в общем количестве возбужденных уголовных дел составила 89% [14]. Уголовные дела были возбуждены по следующим преступлениям (Рисунок 3):

 

Рисунок 3. Количество уголовных  дел, возбужденных в связи с нарушением таможенного законодательства.

При уклонении от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, проведение предварительного следствия необязательно, и дознание проводится таможенными органами в полном объеме, то есть вплоть до передачи материалов в суд.

Закон различает два вида дознания:

1) дознание по делам,  по которым предварительное следствие  обязательно;

2) дознание по делам,  по которым предварительное следствие  не обязательно.

В первом случае дознание включает возбуждение уголовного дела и производство неотложных следственных действий для  установления и закрепления следов. Об обнаруженном преступлении и начатом  дознании орган дознания немедленно уведомляет прокурора. Не позднее 10 суток  со дня возбуждения уголовного дела орган дознания обязан передать его  следователю по подследственности.

Во втором случае дело расследуется полностью, органом дознания предпринимаются  все предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу.

Срок дознания, по общему правилу, не может превышать 1 месяца со дня возбуждения, включая в этот срок составление обвинительного заключения либо постановления о прекращении или приостановлении дела. Этот срок может быть продлен прокурором, непосредственно осуществляющим надзор, но не более чем на 1 месяц, а в исключительных случаях и на больший срок.

Для проведения дознания в таможнях, оперативных таможнях и Управлении таможенных расследований и дознания ФТС России созданы отделы дознания. Непосредственно дознание проводят должностные лица этих подразделений по поручению начальника соответствующего таможенного органа.

Возбуждение уголовного дела - это первая стадия уголовного процесса, в которой дознаватель, орган дознания, следователь и прокурор принимают и проверяют заявление или сообщение о совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной уголовно-процессуальным кодексом, выносят решение о необходимости производства предварительного расследования по уголовному, либо об отказе в возбуждении уголовного дела, либо о передаче заявления по подследственности, а по уголовным делам частного обвинения – в суд17.

Поводами к возбуждению  уголовного дела являются:

  • непосредственное обнаружение органом дознания признаков преступления;
  • заявления и письма граждан;
  • сообщения предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц о преступлениях;
  • сообщения общественных организаций о преступлениях;
  • статьи, заметки и письма о преступлениях, опубликованные в печати;
  • явка с повинной.

Чаще всего поводом  к возбуждению уголовного дела служат сведения о совершенном правонарушении, которыми располагают таможенные органы. Такие сведения, как правило, получают в ходе осуществления таможенного  контроля, при досмотре транспорта, грузов, личном досмотре, при проверке документов.

После получения сообщения  должностное лицо таможенного органа в трехдневный срок проводит проверку. В исключительных случаях срок проверки может быть продлен до десяти дней.

После проведения проверки начальник таможенного органа или  его заместитель обязаны принять  одно из следующих решений:

1) о возбуждении уголовного  дела;

2) об отказе в возбуждении  уголовного дела (выносится мотивированное  постановление, о чем уведомляется  лицо, предприятие, учреждение, организация,  от которых поступило заявление  или сообщение, и разъясняется  их право на обжалование этого  постановления);

3) о передаче протокола  и других материалов о преступлении  по подследственности (если в  поступившем заявлении содержатся  сведения о преступлении, не подлежащем  расследованию дознавателями таможенных  органов).

Кроме того, до возбуждения  уголовного дела возможно проведение оперативно-розыскных мероприятий.

Постановление о возбуждении  уголовного дела выносит дознаватель  и утверждает начальник органа дознания. В нем указываются время и  место его вынесения, должность, звание, фамилия лица, вынесшего  постановление, повод и основание  к возбуждению уголовного дела, статья уголовного законодательства. Дознаватель, которому поручено производство дознания, выносит постановление о принятии дела к своему производству18.

В целом деятельность дознавателя  таможенных органов определяется УПК  РФ и ничем не отличается от деятельности дознавателей и следователей других органов предварительного расследования  и дознания.

Некоторые отличия определяются лишь самим предметом преступления, характерного для преступлений, отнесенных к компетенции ФТС России. Так, например, при расследовании таможенных преступлений весьма характерно назначение различного рода экспертиз. В этом случае дознавателем выносится постановление, в котором указываются объекты, подлежащие экспертному исследованию, формулируется задание (вопросы) эксперту и указывается, кому поручается производство экспертизы (экспертному учреждению или конкретному сведущему лицу). Постановление (определение) является основанием для производства экспертизы.

По окончании дознания по делам 1-4 дознаватель таможенных органов составляет постановление о передаче уголовного дела следователю. В постановлении должны быть кратко изложены обстоятельства дела. Выносится постановление дознавателем и утверждается начальником таможенного органа или лицом, его замещающим. Таможенный орган не вправе приостановить и прекратить уголовное дело о вышеуказанных преступлениях. После передачи дела следователю таможенный орган как орган дознания может производить следственные действия по этому делу только по поручению следователя.

По окончании дознания по делам о преступлениях по уклонению от уплаты таможенных платежей, по которым предварительное следствие необязательно, дознаватель таможенного органа, признав собранные доказательства достаточными для составления обвинительного заключения, знакомит обвиняемого, а в необходимых случаях и его защитника, со всеми материалами дела, рассматривает ходатайства обвиняемого и его защитника о производстве следственных действий, истребовании и приобщении к делу доказательств и по всем иным вопросам, имеющим значение для дела.

Далее дознаватель таможенного органа составляет обвинительное заключение - процессуальный акт, завершающий дознание и формирующий его итоги, на основании которого обвиняемый подлежит преданию суду. После составления обвинительного заключения все материалы дознания представляются прокурору на утверждение. Прокурор утверждает обвинительное заключение либо прекращает его по основаниям, предусмотренным законом.

После утверждения или  составления обвинительного заключения прокурором уголовное дело направляется в суд.

По делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, орган дознания проводит неотложные следственные действия (Рисунок 4):

 

 


 

 

 

 

Рисунок 4. Виды неотложных следственных действий.

 

Дознаватель производит по возбужденному уголовному делу осмотр места происшествия, местности, помещении, предметов и документов в целях  обнаружения следов преступления и  других вещественных доказательств, выяснения  обстановки происшествия, а равно  и иных обстоятельств, имеющих значение для дела. В случаях, не терпящих отлагательства, осмотр места происшествия может быть произведен до возбуждения уголовного дела. В этих случаях, при наличии к тому оснований, уголовное дело возбуждается немедленно после проведения осмотра места происшествия. Осмотр производится в присутствии понятых, о производстве осмотра составляется протокол.

Дознаватель вправе провести освидетельствование подозреваемого, обвиняемого, свидетеля для установления на их теле следов преступления или  наличия особых примет, если при  этом не требуется судебно-медицинской  экспертизы (СМЭ).

В случае, когда имеются  достаточные основания полагать, что в каком-либо помещении или  ином месте, или у лица находятся  орудия преступления, предметы и ценности, добытые преступным путем, а также  другие предметы или документы, могущие иметь значение для дела, дознаватель производит обыск для их отыскания и изъятия. Обыск может производиться и для обнаружения разыскиваемых лиц. Обыск производится по мотивированному постановлению, утвержденному начальником органа дознания и санкционированному прокурором. Постановление составляется в двух экземплярах.

В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по данному уголовному делу.

Таможенные органы как  органы дознания вправе задерживать  лицо, подозреваемое в совершении преступления, совершенное в сфере  таможенного дела, только при наличии  одного из следующих оснований: 
а) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

б) когда очевидцы прямо  укажут на данное лицо как на совершившее преступление;

в) когда на подозреваемом  или на его одежде, при нем или  в его жилище будут обнаружены явные следы преступления19.

 
2.3. Взаимодействие таможенных  органов с другими правоохранительными  службами.

 

Таможенные органы Российской Федерации в целях решения  задач таможенного дела взаимодействуют  с иными правоохранительными  органами и другими государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами. Государственные органы и их должностные лица обязаны оказывать содействие таможенным органам Российской Федерации в решении возложенных на них задач, в том числе путем создания надлежащих условий для этого.

Взаимодействие развивается в следующих направлениях: разработка на основе анализа оперативной обстановки и проведение совместных мероприятий по предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений в данной сфере; осуществление обмена информацией об источниках и каналах незаконного поступления на внутренний рынок, а также о возможном вывозе за рубеж оружия, наркотиков, валюты, культурных ценностей и сырьевых ресурсов, крупных партий промышленных изделий и товаров народного потребления; выявление лиц, занимающихся перемещением через государственную границу РФ предметов контрабанды, нарушающих порядок проведения внешнеэкономических операций, осуществление совместных мер по документированию их преступной деятельности; оказание взаимной помощи в осуществлении научных исследований и подготовке кадров; проведение совместных рабочих встреч, совещаний, обобщение итогов проделанной работы, подготовка предложений по совершенствованию совместной деятельности.

Информация о работе Правоохранительная деятельность таможенных органов