Правоохранительная деятельность таможенных органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 22:44, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является определение функций таможенных органов и выявление основных направлений правоохранительной деятельности таможенных органов.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть систему таможенных органов;
-изучить функции таможенных органов;
-ознакомиться с правовой базой правоохранительной деятельности;

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Система таможенных органов РФ и ее функции.
1.1.Система таможенных органов РФ………………………………………….5
1.2.Функции таможенных органов……………………………………………..8
1.3.Правовые основы правоохранительной деятельности таможенных органов РФ………………………………………………………………………12
2.Правоохранительная деятельность таможенных органов.
2.1.Организация и проведение оперативно-розыскных мероприятий таможенными органами………………………………………………………..15
2.2. Осуществление таможенными органами дознания и неотложных следственных действий………………………………………………………..19
2.3. Взаимодействие таможенных органов с другими правоохранительными службами………………………………………………………………………..26
Заключение……………………………………………………………………..31
Список использованных источников и литературы…………………………33

Работа состоит из  1 файл

Функции таможенных органов.Взаимодействие с другими правоохранительными службами..docx

— 69.97 Кб (Скачать документ)

   Таможенные органы выполняют следующие основные функции:

1) осуществляют таможенное  оформление и таможенный контроль, создают условия, способствующие  ускорению товарооборота через  таможенную границу;

2) взимают таможенные  пошлины, налоги, антидемпинговые,  специальные и компенсационные  пошлины, таможенные сборы, контролируют  правильность исчисления и своевременность  уплаты указанных пошлин, налогов  и сборов, принимают меры по  их принудительному взысканию;

3) обеспечивают соблюдение  порядка перемещения товаров  и транспортных средств через  таможенную границу;

4) обеспечивают соблюдение  установленных в соответствии  с законодательством Российской  Федерации о государственном  регулировании внешнеторговой деятельности  и международными договорами  Российской Федерации запретов  и ограничений в отношении  товаров, перемещаемых через таможенную  границу;

5) обеспечивают в пределах  своей компетенции защиту прав  интеллектуальной собственности;

6) ведут борьбу с контрабандой  и иными преступлениями, административными  правонарушениями в сфере таможенного  дела, пресекают незаконный оборот  через таможенную границу наркотических  средств, оружия, культурных ценностей,  радиоактивных веществ, видов  животных и растений, находящихся  под угрозой исчезновения, объектов  интеллектуальной собственности,  других товаров, а также оказывают  содействие в борьбе с международным  терроризмом и пресечении незаконного  вмешательства в аэропортах Российской  Федерации в деятельность международной  гражданской авиации;

7) осуществляют в пределах своей компетенции контроль над валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования;

8) ведут таможенную статистику  внешней торговли;

9) обеспечивают выполнение  международных обязательств Российской  Федерации в части, касающейся  таможенного дела, осуществляют  сотрудничество с таможенными  и иными компетентными органами  иностранных государств, международными  организациями, занимающимися вопросами  таможенного дела;

10) осуществляют информирование  и консультирование в области  таможенного дела, обеспечивают  в установленном порядке государственные  органы, организации и граждан  информацией по таможенным вопросам;

11) проводят научно-исследовательские  работы в области таможенного  дела9.

Вклад таможенных органов  в формирование доходной части бюджета составляет более 40%, а ежедневные перечисления таможенных платежей в федеральный бюджет, по оценкам ряда авторов, составляют порядка 200 млн. долл. США.

 

1.3.Правовые основы правоохранительной  деятельности таможенных органов  РФ.

Одной из основных функций  таможенных органов является осуществление  правоохранительной деятельности. Таможенные органы ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, объектов интеллектуальной собственности, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Российской Федерации в деятельность международной гражданской авиации.

Правоохранительная деятельность- это государственная деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неукоснительном соблюдении установленного им порядка.

Государственные правоохранительные органы делятся на две группы: органы уголовной юстиции (судебная система, прокуратура, органы следствия и  дознания) и все иные правоохранительные органы: ФСБ, органы внутренних дел, внешняя  разведка, таможня, органы правительственной  связи и информации, служба ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, налоговая служба, органы юстиции, нотариат. Основными принципами деятельности этих органов являются следующие:

1.равенство граждан перед законом: лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств10;

2.охрана достоинства личности: никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию;  никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам;

3. свобода и личная  неприкосновенность: каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность;

4. обеспечение права на  неприкосновенность частной жизни,  личную и семейную тайну, защиту  чести и доброго имени, тайну  переписки, телефонных переговоров,  почтовых отправлений и иных сообщений;

5. неприкосновенность жилища: никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных, законодательством или на основании судебного решения;

6. гарантия государственной  и судебной защиты прав и  свобод: никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом; обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных законодательством11;

7. презумпция невиновности: обвиняемый считается невиновным, пока его виновность в совершении преступления не будет доказана в предусмотренном настоящим Кодексом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда12.

Законодательной базой правоохранительной деятельности таможенных органов являются следующие документы:

- Таможенный Кодекс Таможенного  Союза (ТК ТС);

- Уголовно- процессуальный  Кодекс РФ (УПК РФ);

-Уголовный Кодекс РФ (УК РФ);

-Федеральный Закон от 12 августа 1995 г. №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной  деятельности»;

-Кодекс РФ об административных  правонарушениях (КОАП).

ТК ТС определяет основные направления таможенных органов  при осуществлении ими правоохранительной деятельности, особенности оказания взаимной административной помощи таможенным органам государств-членов таможенного  союза.

КОАП устанавливает круг должностных лиц таможенных органов  и виды административных правонарушений, рассмотрение которых находится  в их компетенции. УК РФ устанавливает порядок производства неотложных следственных действий, а УПК РФ- виды наказания за преступление в сфере экономической деятельности, производство по которым отнесено к компетенции таможенных органов. 

 

2.Правоохранительная деятельность  таможенных органов. 

 

2.1.Организация и проведение  оперативно-розыскных мероприятий  таможенными органами.

 

Оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Задачами оперативно-розыскной деятельности являются:

1) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

2) осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

3)добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации. В таможенных органах оперативно-розыскная деятельность (ОРД) осуществляют следующими подразделениями (Рисунок 2):


 

 

 

 

 

Рисунок 2. Отделы, осуществляющие оперативно- розыскную деятельность в таможенных органах.

 

Таможенные органы РФ наделены правом осуществления оперативно-розыскной деятельности в целях выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, признаваемое российским законодательством преступлением, производство дознания по которому отнесено к компетенции таможенных органов, а также при запросах международных таможенных организаций, таможенных и иных компетентных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации по таможенному делу13.

Практика осуществления  оперативно-розыскной деятельности таможенных органов определяет следующие  направления ее развития:

-оперативно-розыскная деятельность в целях борьбы с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела;

-оперативно-розыскная деятельность в целях обеспечения безопасности таможенных органов, их должностных лиц и членов их семей.

Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий  являются:

-наличие возбужденного уголовного дела;

-информация о противоправном деянии, о лицах, скрывающихся от следствия, суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

-поручение следователя, указание прокурора или определение суда;

-запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств14.

В соответствии с нормами  Федерального закона «Об оперативно-розыскной  деятельности» при осуществлении  ОРД таможенные органы имеют право:

-проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия;

-сотрудничать с лицами, изъявившими желание содействовать таможенным органам;

-использовать в ходе оперативно-розыскных мероприятий служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства, иное имущество частных лиц;

-использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств таможенных органов, а также личность граждан сотрудничающих с этими органами на конфиденциальной основе;

-создавать предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для решения оперативно-розыскных задач.

К проводимым таможенными  органами оперативно-розыскным мероприятиям относятся: опрос граждан, наведение  справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочные закупки, исследование предметов и документов, наблюдение, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, прослушивание телефонных и иных переговоров, снятие информации с технических  каналов связи, оперативное внедрение, контролируемая поставка, оперативный  эксперимент.

Помимо прав, таможенные органы как субъекты оперативно-розыскной  деятельности имеют и определенные обязанности. Таковыми обязанностями  в силу закона являются:

-соблюдение мер по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности и обеспечению безопасности общества и государства;

-исполнение письменных поручений органов дознания и предварительного следствия, указания прокурора и решений суда о проведении оперативно-розыскных мероприятий;

-выполнение на основе договоров о правовой помощи запросов соответствующих международных правоохранительных организаций (Интерпола и др.);

-соблюдение правил конспирации.

Соблюдение правил конспирации  является важнейшим и неукоснительным  условием для обеспечения результативности оперативно-розыскной деятельности, поскольку, во-первых, тайным способам совершения преступления должна противопоставляется  тайная методика противодействия, а  во-вторых, конспиративность позволяет  избежать необоснованной или преждевременной  компрометации подозреваемых лиц.

Сами по себе данные, полученные в результате оперативно-розыскной  деятельности таможенных органов, доказательственного значения не имеют. Но они могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных действий, а также розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, либо уклоняющихся от исполнения наказания или лиц, без вести пропавших.

Информация о работе Правоохранительная деятельность таможенных органов