Правовое регулирование инвестиционной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 18:05, курсовая работа

Описание

Цель исследования – изучить международное и государственное регулирование защиты иностранных инвестиций.
Задачи исследования:
- раскрыть содержание понятия «защита иностранных инвестиций» и показать его признаки;
- рассмотреть источники правового регулирования защиты иностранных инвестиций;
- охарактеризовать международно-правовые принципы и способы защиты иностранных инвестиций;
- представить двустороннее соглашение по защите инвестиций как основной способ защиты иностранных инвестиций и показать реализацию его на практике;
- показать регулирование защиты иностранных инвестиций в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАЩИТЫ ИНОСТРАННЫХ
ИНВЕСТИЦИЙ………………………………………………………………………5
Понятие иностранных инвестиций…………….........................................5
Источники правового регулирования защиты иностранных инвестиций……………………………….............................................................9
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАЩИТЫ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ ……………………………………………….14
2.1. Международно-правовые принципы и способы защиты иностранных
инвестиций………………………………………………………………………….14
2.2. Двустороннее соглашение по защите инвестиций как основной способ
защиты иностранных инвестиций и реализация его на практике………………20
2.3. Регулирование защиты иностранных инвестиций в России……………......27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ…………..39

Работа состоит из  1 файл

KURSOVAYa_MChP.doc

— 196.50 Кб (Скачать документ)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1.  ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАЩИТЫ ИНОСТРАННЫХ

ИНВЕСТИЦИЙ………………………………………………………………………5

    1. Понятие иностранных инвестиций…………….........................................5
    2. Источники правового регулирования защиты иностранных инвестиций……………………………….............................................................9

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  ЗАЩИТЫ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ ……………………………………………….14

2.1. Международно-правовые  принципы и способы защиты  иностранных

инвестиций………………………………………………………………………….14

2.2. Двустороннее  соглашение по защите инвестиций  как основной способ

защиты  иностранных инвестиций и реализация его на практике………………20 

2.3. Регулирование защиты иностранных  инвестиций в России……………......27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..36

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ…………..39

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В соответствии с нормами международного права  каждое государство вправе поощрять частные и юридические лица другого  государства вкладывать свой капитал, использовать технологию и способности управления производством на своей территории и для этой цели применять систему допуска иностранных инвестиций.

Следует особо  отметить, что с вопросом доступа  тесно и неразрывно связана проблема защиты иностранных инвестиций. Ведь именно в ходе процедуры допуска закладываются правовые основы успешной (или не очень успешной) деятельности по осуществлению иностранного инвестиционного проекта в условиях иностранного государства.

В современных  условиях значение международных соглашений в регулировании иностранных инвестиций возросло, а в силу конституционных положений нормы этих соглашений и принципы международного права пользуются приоритетом.

В условиях интернационализации  хозяйственной жизни особое значение для создания благоприятного инвестиционного климата в странах переходной экономики приобрело соблюдение требований международных стандартов. Под стандартами понимаются международные правила, сформулированные в многосторонних и двусторонних соглашениях, в соответствии с которыми государство-участник берет на себя обязательство следовать предусмотренным в международном праве принципам правового регулирования иностранных инвестиций.

Для государств, заинтересованных в притоке иностранных  инвестиций, имеет определенное значение участие в многосторонних международных соглашениях, призванных обеспечить защиту прав инвесторов и уменьшить возможные риски в связи с капиталовложениями в других странах.

Тема  данной работы нашла отражение в  учебной и научной литературе. Авторами научных работ, посвященных защите иностранных инвестиций, являются Н.Н. Вознесенская, И.З. Фархутдинов и др.

Актуальные  аспекты защиты иностранных инвестиций нашли отражение на страницах  юридических периодических изданий  такими авторами, как Е.Е. Веселкова, Н.Г. Доронина, Н. Лашко, В.А. Трапезников, И.З. Фархутдинов и др.

Тем не менее, тема защиты иностранных инвестиций в  научной литературе разработана  недостаточно.

Объектом исследования  являются общественные отношения, связанные с защитой иностранных инвестиций.

Предметом исследования  является правовое регулирование защиты иностранных инвестиций.

  Цель исследования – изучить международное и государственное регулирование защиты иностранных инвестиций.

Задачи  исследования:

- раскрыть  содержание понятия «защита иностранных инвестиций» и показать его признаки;

- рассмотреть  источники правового регулирования  защиты иностранных инвестиций;

- охарактеризовать  международно-правовые принципы и способы защиты иностранных инвестиций;

- представить  двустороннее соглашение по защите инвестиций как основной способ защиты иностранных инвестиций и показать реализацию его на практике;

- показать  регулирование защиты иностранных инвестиций в России.

 

ГЛАВА 1.  ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАЩИТЫ ИНОСТРАННЫХ

ИНВЕСТИЦИЙ

 

    1. Понятие иностранных инвестиций

 

Обычно под  иностранными инвестициями понимаются материальные и нематериальные ценности юридических и физических лиц  одного государства, которые вывезены из этого государства на территорию другого государства с целью извлечения прибыли. Само слово «инвестиция» (англ. - investment) означает «капиталовложение»1.

Привлекая иностранные инвестиции, каждое государство  стремится эффективно использовать в экономике иностранные финансовые ресурсы, новые технологии, передовой  управленческий опыт, иностранное оборудование и т.п. Эти преимущества общеизвестны.

Под защитой  иностранных инвестиций понимается беспрепятственное со стороны государственных  и иных публичных органов осуществление  иностранной инвестиционной деятельности.

Осуществляя инвестиции в развивающиеся страны и страны переходной экономики со свойственной им политической и экономической нестабильностью, инвестор из другой - чаще всего западной страны - рискует тем, что в случае изменения политической ситуации его инвестиции могут быть национализированы, реквизированы или конфискованы без выплаты компенсации своевременно и в полном объеме. Кроме того, существует зачастую реальная опасность, что при введении жестких валютных ограничений государством - реципиентом инвестиций он не сможет конвертировать в валюту, имеющую свободное хождение, свою прибыль от участия в инвестиционном проекте и перевести ее за рубеж. Не исключена также ситуация, когда капиталы инвестора могут быть утрачены в результате военных действий или гражданских волнений2.

В специальном материале, подготовленном к Конференции ООН по торговле и развитию, выделены следующие виды принудительного изъятия иностранной собственности: прямая национализация, прямая национализация отрасли промышленности, изъятие государством земли в значительных масштабах, изъятие в специальных целях, ползучая экспроприация.

Ползучую экспроприацию  или национализацию можно определить как медленное косвенное вторжение  в сферы права собственности, уменьшающее ценность инвестиции. Правовой титул на собственность сохраняется за инвестором, но его права как собственника существенно ограничиваются в результате вмешательства государства.

В качестве мероприятий  такого рода принудительного изъятия  могут стать: дополнительное налогообложение, ужесточение общих правил осуществления инвестиционной деятельности, экспортно-импортные ограничения, вмешательство в ценовую политику, насильственное отчуждение акций, назначение внешнего управляющего, зональные законы, наложение ареста на банковские счета, отказ в доступе к местной рабочей силе и местным материалам, установление «сверху» чрезмерно высокой зарплаты и контроль за ходом перевода платежей. Кроме того, ползучая экспроприация может заключаться в угрозе искусственно навязанных местными властями цен на продукцию, выпускаемую в ходе инвестиционной деятельности3.

В современном  международном праве существуют различные доктрины по поводу национализации. Что касается развивающихся государств, то они придерживаются той, согласно которой право национализации - неотъемлемый атрибут национального суверенитета и осуществляется независимо от наличия или отсутствия интересов общества в национализации. В случае национализации компенсация выплачивается не на основе формулы «быстрая, адекватная и эффективная», а с учетом всех обстоятельств. На практике это означает использование аргументов типа «отсутствие достаточного количества твердой валюты, природных богатств страны, расхищение иностранными компаниями», в связи с чем, сумма выплачиваемой компенсации резко занижается. Эта доктрина нашла отражение во многих документах ООН, среди которых наибольшую известность приобрела Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 1805 «О национальном суверенитете над природными ресурсами».

Традиционная  западная доктрина тоже признает право  государства на экспроприацию, но требует, чтобы она осуществлялась:

а) в общественных интересах:

б) на законном основании;

в) без дискриминации;

г) сопровождалась «быстрой, адекватной, эффективной компенсацией»4.

В специальной литературе понятие «экспроприация» включает также конфискацию и национализацию. Экспроприация - это изъятие принимающим инвестиции государством собственности инвестора под предлогом «общественных интересов». Национализация может отличаться от экспроприации тем, что в первом случае речь идет, как правило, о принудительном изъятии иностранных капиталов из специфических сфер производства, таких как нефтедобыча, страховая и банковская система, рудная промышленность, в целях проведения социальных и экономических реформ.

Важнейшее значение в правовой защите зарубежных капиталовложений имеет гарантия перевода за границу платежей, полученных иностранным инвестором. По мнению некоторых специалистов, эту гарантию вообще следует поставить с практической точки зрения на первое место. Если исходить из того, что национализация представляет собой чрезвычайную ситуацию, гарантия переводов капитала и прибылей связана с повседневной инвестиционной деятельностью и составляет сердцевину соглашения.

Выделение условий  международных двусторонних договоров  о защите иностранных инвестиций относительно перевода платежей иностранному инвестору в отдельную группу гарантий связано с тем, что в большинстве стран сохраняют свое действие различные валютные ограничения. Кроме того, сильные ограничения в переводе сумм, связанных с инвестициями, в иностранную валюту могут быть приравнены по своей эффективности к мерам по национализации и экспроприации инвестиций.

Проблема свободного перевода капиталов и перемещения  полученных доходов с территории одного государства на территорию другого  в первую очередь касается беспрепятственного вывоза текущих доходов инвестора - дивидендов, процентов, роялти и др. сумм, выплачиваемых в погашение займов, вывоза первоначальных капиталовложений; денежных средств, возникающих при ликвидации или прекращении инвестиционной деятельности, частичной либо полной продаже капиталовложений; компенсации, получаемой инвестором в случае изъятия его собственности; любых других платежей в связи с капиталовложениями5.

Таким образом, защита иностранного инвестора является важнейшим институтом международного инвестиционного права, призванным обеспечить надлежащий инвестиционный режим в соответствии с нормами национального законодательства и международными договорами в сфере иностранных инвестиций.

 

 

    1. Источники правового регулирования защиты иностранных инвестиций

 

Современное правовое регулирование в области защиты иностранных инвестиций осуществляется путем сочетания международно-правового и внутреннего (национального, государственного) регулирования.

В современных  условиях значение международных соглашений в регулировании иностранных инвестиций возросло, а в силу конституционных положений нормы этих соглашений и принципы международного права пользуются приоритетом.

Важнейшим источником правового регулирования иностранных  инвестиций являются международные договоры. Среди них большое значение имеют международные договоры, разработанные Международным банком реконструкции и развития (Мировым банком) и направленные на защиту прямых иностранных инвестиций. Это Вашингтонская конвенция 1965 г. о порядке разрешения инвестиционных споров между государством и лицом другого государства6 и Сеульская конвенция 1985 г. об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МАГИ)7. Обе Конвенции формируют единую систему международно-правовой защиты частных инвестиций.

Вашингтонская конвенция, в которой участвует  более ста государств, как экспортеров, так и импортеров капитала, не только обеспечивает защитой иностранных  инвесторов в их спорах с государством - реципиентом инвестиций; нормы этой Конвенции содержат единообразно понимаемые категории инвестиционного права, в частности категории инвестиционных споров. Кроме того, Вашингтонская конвенция определяет способ решения конфликтов между инвестором и принимающим государством тогда, когда эти конфликты не могут быть погашены путем выплаты страховой премии Агентством, специализирующимся на страховании иностранных инвестиций.

В законодательстве об иностранных инвестициях, а также  международных договорах применяются  различные подходы к определению понятия режима иностранных инвестиций. В одном варианте речь идет о национальном режиме. В этом случае иностранным инвесторам предоставляется режим не менее благоприятный, чем отечественным инвесторам, иными словами, иностранные инвесторы приравниваются к отечественным. В другом варианте инвесторам одной страны предоставляется режим не менее благоприятный по сравнению с тем, который предоставляется инвесторам иного иностранного государства8. Возможно и одновременное применение обоих этих режимов (например, Соглашение России с Японией 1998 г.).

Предоставление  иностранным инвесторам соответствующего режима означает, и это прямо предусмотрено  в международных договорах, что  не должна допускаться дискриминация.

Информация о работе Правовое регулирование инвестиционной деятельности