Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 18:05, курсовая работа
Цель исследования – изучить международное и государственное регулирование защиты иностранных инвестиций.
Задачи исследования:
- раскрыть содержание понятия «защита иностранных инвестиций» и показать его признаки;
- рассмотреть источники правового регулирования защиты иностранных инвестиций;
- охарактеризовать международно-правовые принципы и способы защиты иностранных инвестиций;
- представить двустороннее соглашение по защите инвестиций как основной способ защиты иностранных инвестиций и показать реализацию его на практике;
- показать регулирование защиты иностранных инвестиций в России.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАЩИТЫ ИНОСТРАННЫХ
ИНВЕСТИЦИЙ………………………………………………………………………5
Понятие иностранных инвестиций…………….........................................5
Источники правового регулирования защиты иностранных инвестиций……………………………….............................................................9
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАЩИТЫ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ ……………………………………………….14
2.1. Международно-правовые принципы и способы защиты иностранных
инвестиций………………………………………………………………………….14
2.2. Двустороннее соглашение по защите инвестиций как основной способ
защиты иностранных инвестиций и реализация его на практике………………20
2.3. Регулирование защиты иностранных инвестиций в России……………......27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ…………..39
Таким образом, согласно российскому Закону об иностранных инвестициях правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленной российским инвесторам, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами (п. 1 ст. 4).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Защита иностранного инвестора является важнейшим институтом международного инвестиционного права, призванным обеспечить надлежащий инвестиционный режим в соответствии с нормами национального законодательства и международными договорами в сфере иностранных инвестиций.
Под защитой иностранных инвестиций понимается беспрепятственное со стороны государственных и иных публичных органов осуществление иностранной инвестиционной деятельности.
Современное правовое регулирование в области защиты иностранных инвестиций осуществляется путем сочетания международно-правового и внутреннего (национального, государственного) регулирования.
В международном праве существует ряд принципов защиты иностранных инвестиций: равноправное и справедливое обращение с капиталовложениями (Fair and equitable treatment); принцип равноправия иностранных и отечественных инвесторов; принцип наиболее предпочитаемого народа (Most Favoured Nation, MFN-Doctrine); MFN-принцип. Кроме того, существуют следующие способы защиты инвестиций: страхование инвестиций; защита инвестиций в рамках международных договоров; дипломатическая защита.
В настоящее время двусторонние международные договоры содержат более подробное регулирование соответствующих отношений, а главное, именно в этих соглашениях формулируются исходные принципиальные положения, определяющие инвестиционный климат.
Главным правовым средством урегулирования межгосударственных интересов в области трансграничного перемещения капиталовложений с середины XX в. стали двусторонние соглашения о поощрении и защите инвестиций (СПЗИ).
Двусторонние соглашения о поддержке и защите инвестиции представляют собой систему договоров, компенсирующих отсутствие многосторонних соглашений. Двусторонние соглашения можно условно разделить на договоры, регламентирующие режим инвестирования, и соглашения, регламентирующие меры по защите инвестиций и разрешению инвестиционных споров.
Стандартами СПЗИ, регулирующими режим инвестиций, являются: право безотлагательного перевода в конвертируемой валюте как доходов от инвестиций, так и репатриируемого инвестированного капитала; компенсация убытков от вооруженных конфликтов и внутренних беспорядков обычно на общих основаниях с отечественными лицами и, возможно, с применением принципа наибольшего благоприятствования; поощрение инвестиций; право свободного найма инвестором персонала или использование местной рабочей силы, а также возможное «благоприятное рассмотрение» принимающей стороной вопросов въезда и пребывания в стране лиц в связи с инвестиционной деятельностью.
Специальное внутреннее законодательство об иностранных инвестициях имеется в немногих государствах. Прежде всего, это государства Азии, Африки и Латинской Америки, бывшие социалистические страны.
В большинстве западных государств (США, ФРГ, Франция, Великобритания, Япония и др.) нет специальных законодательных актов об иностранных инвестициях; к ним применяется общее законодательство, регулирующее хозяйственную деятельность, антитрестовское законодательство, налоговое, валютное, банковское и др.
Подробное регулирование
правового режима иностранных инвестиций
имеется в тех государствах (КНР,
Польша, Венгрия, Литва, Латвия, Эстония
и др.), которые проводят активную
политику привлечения иностранного
капитала и использования его
для решения задач экономическо
Во внутреннем
законодательстве не только России, но
и других стран СНГ проявляется
тенденция перехода от принятия специальных
законов об иностранных инвестициях
(законов о концессионных
С принятием в России в 1999 г. новых законов об иностранных инвестициях и об инвестиционной деятельности произошло сближение этих законодательных актов. Специальным действующим законом в РФ является Федеральный закон от 9 июля 1999 г. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Он определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов, его характерной особенностью является множество отсылочных норм, под которыми понимаются отсылки к другим законодательным и иным нормативным актам.
Таким образом, в рамках внутреннего (национального) законодательства осуществляется комплексное регулирование иностранных инвестиций. Их положение определяется нормами конституционного, административного, налогового, таможенного, гражданского, земельного и иного законодательства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
1.1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. – 2009. - № 4. - Ст. 445.
1.2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 30.11.2011) // СЗ РФ. -1994. - № 32. - Ст. 3301.
1.3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 30.11.2011) // СЗ РФ. – 1996. - № 5. - Ст. 410.
1.4. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 08.12.2011) // СЗ РФ. – 2002. - № 30. - Ст. 3012.
1.5. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»: Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ (ред. от 06.12.2011) // СЗ РФ. – 1999. - № 28. - Ст. 3493.
1.6. «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»: Федеральный закон от 29.04.2008 № 57-ФЗ (ред. от 16.11.2011) // Собрание законодательства РФ. – 2008. - № 18. - Ст. 1940.
1.7. Конвенция о защите права человека и основных свобод от 04.11.1950 г. // Действующее международное право /сост. Ю.М, Колосов, Э.С. Кривчикова. Том 2. – М.: Издательство Московского независимого института международного права, 1997. – С. 108-123.
1.8. Венская конвенция о дипломатических сношениях (заключена в г. Вене 18.04.1961) // Ведомости ВС СССР. - 1964 г. - № 18. - Ст. 221.
1.9. Венская конвенция о консульских сношениях (заключена в г. Вене 24.04.1963) // Сборник международных договоров СССР. Вып. XLV.- М., 1991. - С. 124-147.
1.10. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (UNCLOS) (заключена в г. Монтего-Бее 10.12.1982) (с изм. от 23.07.1994) // Собрание законодательства РФ. – 1997. - № 48. - Ст. 5493.
1.11. Конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (заключена в Сеуле в 1985 г.) // Библиотечка журнала «Вестник ВАС РФ». Специальное приложение к № 7. - М.: ЮРИТ-Вестник, 2001. - С. 92- 122.
1 Богуславский М.М. Международное частное право: Учебник. 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2010. – С. 357.
2 Фархутдинов И.З. Доступ и защита иностранных инвестиций в международном праве // Журнал российского права. – 2009. - № 2. – С. 19.
3 Там же.
4 Фархутдинов И.З. Указ. соч. – С. 20.
5 Фархутдинов И.З. Указ. соч. – С. 21.
6 Вашинтонгская конвенция 1965 г. вступила в смлу 14 декабря 1966 г. Российская Федерация подписала данную Конвенцию 16 июня 1992 гш., но до сих пор ее не ратифицировала.
7 Сеульская конвенция 1985 г. вступила в силу 12 апреля 1988 г., Россия ее ратифицировала 29 декабря 1992 г.
8 Богуславский М.М. Указ. соч. – С. 359.
9 Богуславский М.М. Указ. соч. – С. 360.
10 Там же. – С. 363.
11 Богуславский М.М. Указ. соч. – С. 367.
12 Богуславский М.М. Указ. соч. – С. 368.
13 Лашко Н. Международно-правовые принципы и способы защиты прямых иностранных инвестиций // Корпоративный юрист. – 2009. - № 1. – С. 21.
14 Там же.
15 Лашко Н. Указ. соч. – С. 22.
16 Там же.
17 BIT - Bilateral Investment Treaty - международный инвестиционный договор.
18 Конвенция о защите права человека и основных свобод от 04.11.1950 г. // Действующее международное право /сост. Ю.М, Колосов, Э.С. Кривчикова. Том 2. – М.: Издательство Московского независимого института международного права, 1997. – С. 108-123.
19 Европейская энергетическая хартия от 17.12.1991 // Действующее международное право /сост. Ю.М, Колосов, Э.С. Кривчикова. Том 3. – М.: Издательство Московского независимого института международного права, 1997. – С. 173-180.
20 Лашко Н. Указ. соч. – С. 23.
21 Лашко Н. Указ. соч. – С. 24.
22 Лашко Н. Указ. соч. – С. 24.
23 Венская конвенция о дипломатических сношениях (заключена в г. Вене 18.04.1961) // Ведомости ВС СССР. - 1964 г. - № 18. - Ст. 221.
24 Венская конвенция о консульских сношениях (заключена в г. Вене 24.04.1963) // Сборник международных договоров СССР. Вып. XLV.- М., 1991. - С. 124-147.
25 Лашко Н. Указ. соч. – С. 25.
26 Веселкова Е.Е. Двусторонние соглашения по защите инвестиций как основной способ защиты иностранных инвестиций // Законодательство и экономика. - 2012. - № 1. - С. 64.
27 Веселкова Е.Е. Указ. соч. - С. 64.
28 Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (UNCLOS) (заключена в г. Монтего-Бее 10.12.1982) (с изм. от 23.07.1994) // Собрание законодательства РФ. – 1997. - № 48. - Ст. 5493.
29 Веселкова Е.Е. Указ. соч. - С. 65.
30 Веселкова Е.Е. Указ. соч. - С. 65.
31 Веселкова Е.Е. Указ. соч. - С. 66.
32 Веселкова Е.Е. Указ. соч. - С. 66.
33 Конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (заключена в Сеуле в 1985 г.) // Библиотечка журнала «Вестник ВАС РФ». Специальное приложение к № 7. - М.: ЮРИТ-Вестник, 2001. - С. 92- 122.
34 «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»: Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ (ред. от 06.12.2011) // СЗ РФ. – 1999. - № 28. - Ст. 3493.
35 Пушкин А.В. Правовой режим иностранных инвестиций в Российской Федерации. - М.: Юрист, 2009. – С. 37.
36 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 06.12.2011) // СЗ РФ. – 1994. - № 32. - Ст. 3301.
37 в соответствии со статьей 1069 ГК РФ вред возмещается за счет казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.
38 статья 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 08.12.2011) // СЗ РФ. – 2002. - № 30. - Ст. 3012.
39 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. – 2009. - № 4. - Ст. 445.
Информация о работе Правовое регулирование инвестиционной деятельности