Игровое пространство дошкольников старшего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 21:59, дипломная работа

Описание

Одним из важнейших вопросов педагогики в настоящее время является вопрос
о формировании творческой личности. Психологические и педагогические
исследования доказывают, что развитие творческих способностей детей
берет свое начало в дошкольном возрасте, когда изменятся характер
деятельности ребенка (Б. Б. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко, А.Валлон,
Л.С.Выготский, М.И.Лисина, С.Л.Рубинштеййн, А.Н.Леонтьев, Н.Н.Подъяков,
Д. В. Менджерицкая, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин).
Этот вид деятельности Л. С. Выготский характеризует как переход к
творческой деятельности и формирование творческой личности с игры
ребенка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ ИГРОВОГО ПРОСТРАНСТВА
ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………..
1.1.Проблема создания игрового пространства детьми в
психолого-педагогической литературе………………………………………
1.2. Влияние взрослого на создание игрового пространства старшими
дошкольниками в сюжетно-ролевой игре…………..
1.3. Организация педагогом предметно-игровой среды как условие создания
игрового пространства детьми дошкольного возраста.
ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ ИГРОВОГО ПРОСТРАНСТВА ДЕТЬМИ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………………….
2.1. Методика опытно-экспериментальной работы…………………
2.2. Исследование уровня развития игры детей и игрового пространства.
Роль взрослого в развитии игры дошкольников на констатирующем этапе
исследования…………………………
2.3. Создание игрового пространства детьми старшего дошкольного возраста
в экспериментальных условиях…………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

диплом5.docx

— 91.12 Кб (Скачать документ)

 уровень шума  должен контролироваться, нежелательные  и отвлекающие

 действия ограничиваться, а сопутствующие материалы должны  содержаться

 таким образом,  чтобы они не мешали игре  и в то же время были доступны

 детям. Очень  важно, чтобы воспитатель чувствовал  себя уверенно и

 спокойно во  время игры детей, а также  ощущал подконтрольность ситуации.

 Уверенность в  своих силах позволяет педагогу  вести наблюдения за ходом

 игры, с пользой  взаимодействовать с детьми и  подавать пример творческого

 подхода. 

 Проблема педагогического  общения занимает одно из центральных  мест в

 психолого-педагогической  науке [2; 5; 10; 21; 34; 37; 46]. Это связано  с

 осознанием исключительной  роли процесса педагогического  общения в

 воспитании подрастающего  поколения. В ряде случае ни  семья, ни

 пребывание ребенка  в общества сверстников не  могут обеспечить целиком

 нравственную  сторону формирования его личности. Парила поведения и

 личностные качества  детей в многом определяются  характером

 педагогического  общения воспитателя детского  сада с дошкольниками. 

 А.Н.Леонтьев не  случайно воспитателя детского  сада включает в «малый,

 интимный круг»  общения ребенка-дошкольника. «Известно,  как своеобразны

 отношения детей  этого возраста к воспитательнице, - пишет он, - как

 необходимо для  ребенка ее внимание к нему  и как часто он прибегает  к ее

 посредству в  своих отношениях со сверстниками». 

 Таким образом,  анализируя работы известных  педагогов и психологов о

 взаимоотношениях  детей со взрослыми, мы пришли  к выводу, что эта

 проблема тесно  связана с развитием творческой  личности ребенка.

 Психология отношений,  изучая личность ребенка, выходит  на проблему

 творчества (В.В.Давыдов,  М.И.Лисина и др.). И развитие  это, в наибольшей

 степени, определяется  характером его взаимодействия  с окружающими его

 людьми. Основой  такого взаимодействия является  общение. 

 Общение, по  нашему представлению, - специфический  вид непосредственного

 взаимодействия. Оно, в отличие от предметного  взаимодействия,

 осуществляется  с помощью разнообразных коммуникативных  средств: речевых,

 мимических и  пантомимических, общение не тождественно  взаимоотношениям,

 ядром которых  являются избирательные, направленные  чувства. В общении,

 как правило,  взаимоотношения актуализируются  и формируются. 

 Под педагогическим  общением мы понимаем коммуникативное  воздействие

 воспитателя на  детей с целью воспитания и  обучения, направленное на

 установление  межличностных отношений как  педагога с детьми, так и детей

 друг с другом  и на регуляцию психологического  микроклимата. Оно может

 быть слито  с другими видами педагогического  воздействия

 некоммуникативного  характера, а может выступать  и как самостоятельный

 процесс. 

 От установления  правильных отношений педагога  с воспитанниками, от

 особенностей  его общения с ними во многом  зависит эффективность

 педагогического  воздействия на детей. К.Левин  выделяет несколько стилей

 руководства,  стилей общения педагога с  детьми – это авторитарный,

 демократический  либеральный стили. 

 Общение педагога  с дошкольниками во многом  определяется его ценностными

 ориентациями  в сфере воспитания. По-видимому, в зависимости от того, что

 он считает  главным в воспитании детей,  на что направляет педагогические

 умения, какие  качества личности в первую  очередь хочет видеть в детях,  и

 строится его  общение с ними. 

 Общение взрослого  с ребенком нацелено на формирование  характерных для

 каждого возрастного  периода способов решения игровых  задач.

 Отличительной  чертой сюжетно-ролевой игры является  наличие

 взаимодействия  детей со взрослыми и сверстниками. Совместные игры

 требуют умения  ставить и принимать игровые  задачи, поставленные

 сверстниками, договариваться  друг с другом о способах  и средствах

 решения игровых  задач, понятно излагать свои  мысли, тактично

 отказываться, если  игровая задача не интересна  ребенку. Игровое общение

 становится содержательным, если ребята хорошо владеют  ролевым поведением

(наделяют персонажей  характерными действиями, интонацией, речью) и

 способны свободно  применять все средства игрового  замещения: действия с

 игрушками, с  разнообразными предметами-заместителями,  с воображаемыми

 предметами; пользоваться  выразительным жестом и словом. Особое значение

 в старшем дошкольном  возрасте приобретает согласование  замыслов,

 помогающее выстраивать  общую сюжетную линию в коллективных  играх. Это, в

 свою очередь,  связано с умением образно  мыслить, комбинировать

 впечатления,  полученные из разных источников, фантазировать. 

 В процессе  развертывания сюжета дошкольники  могут усваивать различные

 типы взаимоотношений  и некоторые формы поведения.  Усвоение норм и правил

 поведения с  помощью игровых ролей не происходит  стихийно, так как

 ребенку трудно  самостоятельно выделить нравственную  сущность

 человеческой  деятельности. В этом случае требуется  помощь взрослого.

 Разный уровень  воспитанности, жизненного и игрового  опыта делает иногда

 трудным выбор  темы игры, согласование ролей  и т.п. На этом фоне могут

 возникнуть конфликты  при сговоре о совместной игре  или в процессе

 реализации ее  сюжета. В этом случае воспитатель  сталкивается с

 реальными взаимоотношениями,  негативные проявления которых  он снимает

 путем организации  здоровой в нравственном плане  жизни детского

 коллектива. 

 Роль взрослого  в самостоятельных играх старших  дошкольников специфична.

 С одной стороны,  он внимательно и тактично  наблюдает за играющими,

 бережно относится  к замыслам детей. С другой  стороны, он аккуратно

 направляет замысел  и действия детей, используя  в основном косвенные

 приемы руководства  (совет, подсказка, вопрос и  др.) Создавая проблемные

 ситуации, воспитатель  гибко влияет на замысел способов  отображения

 действительности. При этом, выступая как равноправный  партнер, он может

 включаться в  игру для связи отдельных игровых  моментов, или подавать со

 стороны реплики-советы  по содержанию игры для коррекции  ролевых

 отношений.  

 Большое влияние  на творческое поведение детей  оказывает поведение

 взрослых, которые  являются примером во всем  для детей. Педагог должен

 быть уважаем  детьми, предохранять их от стрессового  состояния. В силу

 этого необходимо  воздержаться от оценок в ходе  творческих начинаний

 детей. Недопустим  критический настрой по отношению  к деятельности детей.

 Важно поощрять  детей за высказывание оригинальных  замыслов.

 Руководствуясь  тем, что подкрепление увеличивает  вероятность их

 появления. 

 Еще одним важным  аспектом стимулирующей творческой  деятельности педагога

 является то, что  она как бы дает толчок застенчивым  детям принять

 участие в той  или иной активности. Такие дети  очень часто нуждаются в

 примере. Задав  тон какой-нибудь активности, и  видя, что дети, даже самые

 робкие, принимают  в ней участие, воспитатель  может незаметно выйти из

 игры, предоставить  тем самым детям полную самостоятельность. 

 Из всего выше  сказанного мы пришли к следующему  выводу, что при условии

 целенаправленного  формирования игровых способов  деятельности и

 педагогического  управления самостоятельной сюжетно-ролевой  игрой она

 приобретает статус  ведущей деятельности в дошкольном  возрасте. Игра

 становится формой  организации детской жизни, она  обеспечивает

 возникновение  и функционирование «детского  общества», которое является

 мощным фактором, определяющим развитие общественных  качеств личности,

 факторов социализации  детей на ступени дошкольного  детства. Игровые

 формы обучения  социальным и практическим навыкам  вызывают у детей

 желание экспериментировать  и заниматься игровой деятельностью  ради

 самого процесса, который доставляет им удовольствие. 

 При благоприятных  условиях, созданных во время  игры, дети могут

 развивать гибкость  и способность разрабатывать  и уточнять свои замыслы. 

 Следовательно,  игра, будучи внутренне мотивированной  деятельностью, таит

 в себе огромный  потенциал для развития творческих  способностей у детей 

 старшего дошкольного  возраста. 

 Таким образом,  в данном параграфе представлен  анализ различных точек

 зрения на проблему  влияния взрослого на сюжетно-ролевую  игру. Для нас

 важно то, что,  с одной стороны, ребенку, во-первых, должна быть

 предоставлена  самостоятельность и свобода.  А с другой стороны,

 необходимо педагогическое  руководство сюжетно-ролевой игрой  в целях ее

 дальнейшего развития, а значит и развития в ней  творчества.

 Исследователи  доказывают необходимость косвенного  руководства ею,

 недопустимость  прямого вмешательства в игру  старших дошкольников. Прямое

 вмешательство  разрушает созданное детьми игровое  пространство. Наша же

 задача – сохранить  его, не позволить ему разрушиться.  Среди наиболее

 важных условий  развития игры исследователи  выделяют осуществление такого

 руководства игрой,  которое способствовало бы развитию  творчества

 ребенка, проявлению  им инициативы, через особый стиль  общения взрослого

 с ребенком, педагог  должен создать эмоционально-благоприятные  условия

 для развития  творчества. 

1.3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГОМ  ПРЕДМЕТНО-ИГРОВОЙ СРЕДЫ КАК УСЛОВИЕ  СОЗДАНИЯ

 ИГРОВОГО ПРОСТРАНСТВА  ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 

Информация о работе Игровое пространство дошкольников старшего возраста