Игровое пространство дошкольников старшего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 21:59, дипломная работа

Описание

Одним из важнейших вопросов педагогики в настоящее время является вопрос
о формировании творческой личности. Психологические и педагогические
исследования доказывают, что развитие творческих способностей детей
берет свое начало в дошкольном возрасте, когда изменятся характер
деятельности ребенка (Б. Б. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко, А.Валлон,
Л.С.Выготский, М.И.Лисина, С.Л.Рубинштеййн, А.Н.Леонтьев, Н.Н.Подъяков,
Д. В. Менджерицкая, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин).
Этот вид деятельности Л. С. Выготский характеризует как переход к
творческой деятельности и формирование творческой личности с игры
ребенка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ ИГРОВОГО ПРОСТРАНСТВА
ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………..
1.1.Проблема создания игрового пространства детьми в
психолого-педагогической литературе………………………………………
1.2. Влияние взрослого на создание игрового пространства старшими
дошкольниками в сюжетно-ролевой игре…………..
1.3. Организация педагогом предметно-игровой среды как условие создания
игрового пространства детьми дошкольного возраста.
ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ ИГРОВОГО ПРОСТРАНСТВА ДЕТЬМИ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………………….
2.1. Методика опытно-экспериментальной работы…………………
2.2. Исследование уровня развития игры детей и игрового пространства.
Роль взрослого в развитии игры дошкольников на констатирующем этапе
исследования…………………………
2.3. Создание игрового пространства детьми старшего дошкольного возраста
в экспериментальных условиях…………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

диплом5.docx

— 91.12 Кб (Скачать документ)

 преодолеть их  недоступность. И в этом смысле  игра расширяет горизонты

 детской жизни,  позволяет активно воспроизводить  окружающее, лучше понять

 и усвоить смысл  человеческих отношений, ориентироваться  в предметных

 условиях. 

 Однако встает  вопрос: абсолютно ли свободен  и самостоятелен ребенок в

 игре? Безусловно, нет. Его свобода и самостоятельность  ограничены

 способами деятельности, которыми он владеет, знаниями, которые он имеет.

 Исследования  многих психологов и педагогов  показывают, что полноценная

 игра у ребенка  складывается очень медленно, если  он стихийно нащупывает

 и перенимает  способы игрового поведения [5; 25; 32; 46; 50]. 

 Развитие игры  происходит гораздо быстрее, если  воспитатель специально и

 целенаправленно  формирует ее. Как же воспитатель  должен осуществлять

 функции руководства  игрой, какие педагогические средства  использовать? 

 Под средствами  воспитания понимаются способы  организованного и

 неорганизованного  воздействия, при помощи которых  одни люди –

 воспитатели –  воздействуют на других людей  – воспитанников – с целью

 выработать у  них определенные психологические  качества и формы

 поведения. 

 Средствами воспитания  могу стать личный пример воспитателя,  образцы

 поведения, демонстрируемые  окружающими людьми, поступки, описываемые  как

 нормативные и  высоко оцениваемые в педагогической, художественной,

 публицистической  и другой литературе. Воспитательной  воздействие на

 человека как  личность может оказывать все  что так или иначе личностно

 затрагивает его  и способно повлиять на его  психологию поведения. 

 Средства воспитания  по характеру воздействия на  человека можно

 разделить на  прямые и косвенные. Прямые  методы включают в себя

 непосредственно  личностное воздействие одного  человека на другого,

 осуществляемое  в прямом общении друг с  другом. Косвенное же содержат

 воздействия,  реализуемые с помощью каких-либо  средств, без личных

 контактов друг  с другом воспитателя и воспитуемого. 

 В жизни далеко  не все, что хотел бы сказать  воспитатель, можно выразить

 словами. Поэтому  прямое воспитательное воздействие  расширяет возможности

 воспитателя.  Данное средство, кроме того, является  единственно возможным

 на ранних этапах  детского развития, когда ребенок  еще не понимает

 обращенную к  нему речь. Оно имеет большое  значение детей любого

 возраста. В педагогике  его называют воспитанием на  личном примере.

 Недостатком данного  средства воспитания является  персональная и

 временная ограниченность  его применения. Кроме того, воспитатель  далеко

 не всегда может  постоянно находиться в личном  контакте с воспитуемым.  

 Косвенное воспитательное  воздействие, осуществляемое через  игрушки и

 другие системы  кодирования и передачи информации  от одного человека к

 другому, может  быть разносторонним и сколько  угодно длительным. Его

 можно сохранять  и неоднократно воспроизводить, побуждая человека вновь и

 вновь обращаться  к материальным источникам воспитательных  влияний. Но

 такое воспитание  обычно лишено живой жизненной  эмоциональной силы,

 которой обладает  человек, оказывая прямое воспитательное  воздействие на

 другого. Кроме  того, такое средства воздействия  имеет и возрастные

 ограничения,  оно применимо лишь к детям,  уже владеющим речью, понимать

 нравственный  смысл сказанного. 

 Особый взгляд  на проблему творческого развития  ребенка имеет место в

 работах Н.Я.Михайленко. Автор не только сформулировала  свое отношение к

 косвенному руководству  игрой, но и сформулировала  основные способы

 построения игры, осваивая которые развивается  как сам ребенок, так и его

 игра. 

 У Н.Я.Михайленко  особый взгляд на работу с  детьми по развитию

 творчества. Ею  выделены основные принципы организации  сюжетно-ролевой

 игры. 

 Первый принцип  организации сюжетной игры заключается  в том, что решая

 задачи формирования  игровых способов деятельности, воспитатель выступает

 в такого рода  играх как руководитель, инициатор  и организатор. При этом

 он, как правило,  является непосредственным участником  игры. Совместная

 игра взрослого  с детьми только тогда будет  настоящей игрой, когда

 ребенок почувствует  не моральное превосходство воспитателя,  которому

 надо подчиняться,  а лишь «превосходство умеющего  интересно играть»

 партнера. 

 Второй принцип  организации сюжетной игры –  воспитатель должен играть с

 детьми на протяжении  всего дошкольного детства, но  на каждом возрастном

 этапе развертывать  игру особым образом, так чтобы  детьми сразу

 «открывался»  и усваивался новый, более сложный  способ ее построения.

 Взрослый как  можно раньше должен ориентировать  его на сверстника. 

 Отсюда следует  третий принцип организации сюжетной  игры: на каждом этапе

 дошкольного детства  необходимо при формировании  игровых умений

 одновременно  ориентировать ребенка как на  осуществление игрового

 действия, так  и на пояснение его смысла  партнерам – взрослому и

 сверстнику. 

 Выявленные принципы  организации сюжетной игры направлены  на формирование

 у детей игровых  способов, умений, которые позволяет  им развертывать

 самостоятельную  игру в соответствии с их  собственными желаниями и

 интересами. 

 По мнению Н.Я.Михайленко  роль педагога ограничивается  лишь созданием

 условий для  активизации игры. Одним из важных  условий активизации

 самостоятельной  игры детей является обеспечение  соответствующим игровым

 материалом, игрушками.  Старшие дошкольники руководствуются  внутренним

 замыслом при  игре и могут самостоятельно  организовать необходимую им

 игровую обстановку. 

 Опираясь на  факты, полученные в исследованиях  Н.Я.Михайленко, можно

 говорить о  том, что формирование игровых  умений происходит в совместной

 игре воспитателя  с детьми, а также в процессе  демонстрации взрослым

 образцов игрового  поведения. 

 Таким образом,  Н.Я.Михайленко, наряду с организацией  непосредственного

 «формирования»  игровой деятельности считает,  что у дошкольника в целях

 развития творчества  необходимо развивать позицию  субъекта деятельности. 

 Для творческого  воспроизведения детьми действительности  необходим

 системный подход  к формированию игры, комплексное  руководство ею. В

 настоящее время  в практике работы детского  учреждения успешно

 применяется методика  комплексного руководства игрой.  Она впервые был

 предложена Е.В.Зворыгиной, которая разработала специфику  ее

 использования  на этапе сюжетно-отобразительной  игры малышей. Применение

 методики комплексного  руководства на этапе сюжетно-ролевой  игры

 изучалась Н.Ф.Комаровой. 

 Метод комплексного  руководства игрой эффективен  при наличии и

 взаимосвязи следующих  педагогических условий: 

 Планомерное обогащение  жизненного опыта детей. 

 Совместные (обучающие)  игры педагога с детьми, направленные  на передачу

 детям игрового  опыта. 

 Своевременное  изменение предметно-игровой среды  с учетом обогащающегося

 жизненного и  игрового опыта детей. 

 Активизирующее  общение взрослого с детьми, направленное  на побуждение их

 к самостоятельному  применению в игре новых знаний, способов решения

 игровых задач,  которые способствовали бы вступлению  детей во

 взаимодействие  друг с другом. 

 Благодаря содержательной  взаимосвязи всех компонентов  комплексного

 метода руководства,  с первых этапов игра организуется  как

 самостоятельная  деятельность детей, становится  все более творческой и

 саморазвивающейся. 

 Для старших  дошкольников при правильном  руководстве их игровой

 деятельностью  типично стремление узнать как  можно больше о том, во что

 они играют. Очень  важно не пропустить возникших  у детей вопросов – они

 не всегда обращены  к взрослыми, но воспитатель  должен чувствовать

 познавательный  настрой играющих. Наблюдая за  играми детей, воспитатель

 должен уметь  подметить, о чем можно поговорить  с детьми, что более всего

 интересует их  в данный момент. 

 К сожалению,  дети сталкиваются не только  с хорошими людьми, с

 благородными  поступками, да и средства массовой  информации (телевидение,

 кино, радио) не  всегда положительно влияют на  развитие ребенка. Порой

 ребята затевают  игры, в которых изображают, например, пьяных, ссоры

 между соседями, войны. Нельзя допустить этого.  Необходимо отвлечь детей

 от такой игры, создать интерес к другой теме, а главное, вызвать у них

 отрицательное  отношение к дурному, чтобы  им сами не хотелось изображать

 это в игре. 

 Из приемов  руководства игрой следует исключить  всякого рода принуждение,

 никогда не  фантазировать за ребенка, не  придумывать за него игру. Нужно

 очень деликатно  влиять на развитие интересов,  на чувства детей,

 направлять работу  их мысли и воображения. Только  при таком руководстве

 развивается игровое  творчество. 

 Для того, чтобы  успешно руководить и управлять  игрой, воспитатель

 должен, прежде  всего, создать доброжелательную  атмосферу в группе

 детского сада. Для этого нужно отказаться  от функции строгих наставников

 во время игры, так как обстановка раскрепощенности  и непринужденности

 является надежным  залогом продуктивности мышления. Для этого педагог

 должен, прежде  всего, сам чувствовать себя  свободным и раскрепощенным. В

 группе должна  быть создана благоприятная обстановка  для игровых занятий,

Информация о работе Игровое пространство дошкольников старшего возраста