Игровое пространство дошкольников старшего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 21:59, дипломная работа

Описание

Одним из важнейших вопросов педагогики в настоящее время является вопрос
о формировании творческой личности. Психологические и педагогические
исследования доказывают, что развитие творческих способностей детей
берет свое начало в дошкольном возрасте, когда изменятся характер
деятельности ребенка (Б. Б. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко, А.Валлон,
Л.С.Выготский, М.И.Лисина, С.Л.Рубинштеййн, А.Н.Леонтьев, Н.Н.Подъяков,
Д. В. Менджерицкая, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин).
Этот вид деятельности Л. С. Выготский характеризует как переход к
творческой деятельности и формирование творческой личности с игры
ребенка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ ИГРОВОГО ПРОСТРАНСТВА
ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………..
1.1.Проблема создания игрового пространства детьми в
психолого-педагогической литературе………………………………………
1.2. Влияние взрослого на создание игрового пространства старшими
дошкольниками в сюжетно-ролевой игре…………..
1.3. Организация педагогом предметно-игровой среды как условие создания
игрового пространства детьми дошкольного возраста.
ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ ИГРОВОГО ПРОСТРАНСТВА ДЕТЬМИ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………………….
2.1. Методика опытно-экспериментальной работы…………………
2.2. Исследование уровня развития игры детей и игрового пространства.
Роль взрослого в развитии игры дошкольников на констатирующем этапе
исследования…………………………
2.3. Создание игрового пространства детьми старшего дошкольного возраста
в экспериментальных условиях…………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

диплом5.docx

— 91.12 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

 ЕЛЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ им. И.А.БУНИНА 

 ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ  И ПСИХОЛОГИИ ДОШКОЛЬНОЙ 

 КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОЙ  ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ 

 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ  УСЛОВИЯ  

 СОЗДАНИЯ ИГРОВОГО  ПРОСТРАНСТВА  

 ДЕТЬМИ СТАРШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 

 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ  РАБОТА 

 СТУДЕНТКИ 5 КУРСА 

 НИКУЛИНОЙ Ирины  Владимировны 

 Научный руководитель - 

 Павленко Г.В., 

 кандидат педагогических  наук, 

 доцент  

 Допущена к  защите 

 «____»__________ (протокол  №___) 

 Зав.кафедрой ___________________ 

 Елец 2001 г. СОДЕРЖАНИЕ 

 Стр. 

 ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………. 

 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ ИГРОВОГО  ПРОСТРАНСТВА

 ДЕТЬМИ СТАРШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………………….. 

1.1.Проблема создания  игрового пространства детьми  в

 психолого-педагогической  литературе……………………………………… 

1.2. Влияние взрослого  на создание игрового пространства  старшими

 дошкольниками  в сюжетно-ролевой игре………….. 

1.3. Организация педагогом  предметно-игровой среды как условие  создания

 игрового пространства  детьми дошкольного возраста. 

 ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ  УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ ИГРОВОГО ПРОСТРАНСТВА  ДЕТЬМИ

 СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА…………………………………………. 

2.1. Методика опытно-экспериментальной  работы………………… 

2.2. Исследование  уровня развития игры детей  и игрового пространства.

 Роль взрослого  в развитии игры дошкольников  на констатирующем этапе

 исследования………………………… 

2.3. Создание игрового  пространства детьми старшего  дошкольного возраста

 в экспериментальных  условиях………… 

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….. 

 БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………….. 

 ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………….. 

 ВВЕДЕНИЕ 

 Одним из важнейших  вопросов педагогики в настоящее  время является вопрос

 о формировании  творческой личности. Психологические  и педагогические

 исследования  доказывают, что развитие творческих  способностей детей

 берет свое  начало в дошкольном возрасте, когда изменятся характер

 деятельности  ребенка (Б. Б. Ананьев, Е.  Ф. Рыбалко, А.Валлон,

 Л.С.Выготский,  М.И.Лисина, С.Л.Рубинштеййн, А.Н.Леонтьев, Н.Н.Подъяков,

 Д. В. Менджерицкая, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин). 

 Этот вид деятельности  Л. С. Выготский характеризует  как переход к

 творческой деятельности  и формирование творческой личности  с игры

 ребенка. 

 Творчество и  игра выступают здесь как взаимосвязанные  понятия, поскольку

 у ребенка нет  иного пути личностного становления,  кроме творческого

 связанного с  развитием воображения (Л. С.  Выготский). 

 Психологи (Л.С.Выготский,  А.Н.Леонтьев) в своих работах,  посвященных

 проблеме творчества, рассматривают связь воображения  с

 действительностью.  По нашему мнению, эта связь  имеет первостепенное

 значение для  понимания того, как создается  ребенком игровое

 пространство. По  мнению Л.С.Выготского, игровое пространство  имеет

 особую форму,  часто не внешнюю, а игровую,  воображаемую, т. е.

 внутреннюю. 

 Психологи и  педагоги обращались к проблеме  игрового пространства (Г.

 Фейн, Р. И. Жуковская,  Д.В. Менджерицкая, А. П. Усова,  Запорожец).

 Однако игровое  пространство чаще всего связывается  с предметным

 пространством,  отождествляющимся с игровой  средой. 

 Опираясь на  исследования педагогов и психологов, мы попытались

 обозначить игровое  пространство детей, которое включает  не только

 предметы материального  мира, но и воображаемые предметы. 

 В психолого-педагогической  литературе большое внимание  уделяется

 изучению среды:  предметной, игровой, творческой (М.Я.Басов,

 П.П.Блонский, А.Б.Залкин, Д.Н.Узнадзе, Л.С.Выготский, Л. С.  Леонтьев,

 Д.Б.Эльконин). 

 Данные исследователи  доказывают, что среда – это  окружающие

 социально-бытовые,  общественные, материальные и духовные  условия

 существования  ребенка. Предметная среда выполняет  ответную функцию – она

 побуждает к  игре, формирует воображение. Она  как бы является

 материальной  средой мысли ребенка. Таким  образом, развитие ребенка

 зависит от  того, как его воспитывают, как  организовано воспитание, где,

 в каком окружении  он растет. Следовательно, в играх  происходит более

 глубокий, сложный  процесс преобразования и условия  того, что взято из

 жизни, т.е.  из окружающей ребенка среды. 

 Анализ психолого-педагогической  литературы показал, что развитие

 творчества ребенка  дошкольного возраста во многом  зависит от организации

 предметно-развивающей  среды в ДОУ. (Л.С.Выготский, Н.Т.Гринявичене,

 Д.В.Менджерицкая, Н.Я.Михайленко, Н.Н.Поддъков, Е.А.Флерина,

 С.Л.Новоселова  и др). Предметно развивающая среда  представляет собой

 систему материальных  объектов деятельности ребенка,  функционально

 моделирующая  содержание его духовного и  физического развития. В игровую

 предметно - развивающую  среду входят: крупное организующее  игровое поле,

 игровое оборудование, игрушки, игровая атрибутика разного  рода, игровые

 материалы, необходимые  для игровой деятельности детей.  Все эти игровые

 средства находятся  обычно не в каком-то абстрактном  игровом

 пространстве, а  в групповой комнате, игровом  зале, на площадке (веранде)

 участка детского  сада. 

 Часто в понятие  развивающая предметно-игровая среда  включаются те

 отношения, которые  складываются у ребенка со  взрослыми. В настоящее

 время доказано  значение демократического стиля  общения взрослого с

 ребенком для  развития творчества (Е. А. Аркин,  Д. В. Менджерицкая

 Л.С.Выготский,  А.Н.Леонтьев, Т. А. Репина, Р.Б.Степкина. В.А.Петровский,

 Л.М.Кларина, Л.А.Смывина,  Л.П. Стрелкова, А. П. Усова,  А. В. Запорожец).

 Именно этот  стиль позволяет сформировать  раскрепощенные отношения со

 взрослым, а значит  обеспечить создание им игрового  пространства. 

 На создание  детьми игрового пространства  оказывает влияние организация

 предметно-игровой  среды взрослым. Вопросами создания  и организации

 предметно-игровой  среды занимались С.Л.Новоселова, Д.Б.Эльконин, Д. В.

 Менджерицкая, Р.  И. Жуковская, Г. Фейн, А. П.  Усова и другие. По мнению

 данных исследователей  предметно-игровая среда должна  объективно через

 свое содержание  и свойства создавать условия  для творческой деятельности

 каждого ребенка. 

 Развитие творчества  детей во многом зависит от  позиции взрослого к игре

 ребенка. Поэтому  перспектива научно-педагогического  поиска исследователи

 связывают с  изучением особенностей, косвенных  методов педагогического

 руководства.  Так как косвенные методы дают  возможность использовать в

 развивающих детское  творчество целях специфику структуры  сюжетно-ролевой

 игры, не подавляя  самостоятельные творческие проявления  детей, а

 поддерживая и  стимулируя их (Л.А. Венгер, Р.И.Жуковская,  Е. В.

 Зворыгина, Д.  В. Менджерицкая, В. Я. Воронова, Н.Я.Михайленко, С. Л.

 Новоселова, И.  Г. Саморукова). 

 Специального  исследования педагогических условий  создания игрового

 пространства  детьми дошкольного возраста  изучено недостаточно. Не

 разработанность  этой проблемы приводит к снижению  уровня развития

 творческих способностей  в сюжетно-ролевой игре детей. 

 В практике  детского сада педагоги не  понимают значимости создания

 педагогических  условий для организации детьми  игрового пространства

 игре. Часто эта  работа ведется интуитивно, отираясь  на личный опыт.

 Анализ психолого-педагогической  литературы показывает, что воспитатели

 либо не руководят  игрой или игра слишком "заорганизована" до

 автоматизма. 

 Выше сказанное  определило проблему нашего исследования: какие

 педагогические  условия способствуют созданию  игрового пространства

 детьми дошкольного  возраста в сюжетно-ролевой игре. Решение проблемы

 стало целью  исследования. 

 Объектом исследования  выступает сюжетно-ролевая игра  детей дошкольного

 возраста. 

 Предметом исследования  являются педагогические условия,  способствующие

 развитию творчества  в сюжетно-ролевой игре. 

 В соответствии  с проблемой, предметом, объектом  и целью исследования

 поставлены следующие  задачи: 

 раскрыть психолого-педагогическое  содержание понятия "игровое

 пространство", сюжетно-ролевая игра детей старшего  дошкольного возраста; 

 выявить значение  педагога для создания детьми  игрового пространства в

 сюжетно-ролевой  игре; 

 определить и  проверить в опытно-экспериментальной  работе педагогические

 условия, необходимые  для создания детьми игрового  пространства в игре; 

 В основу исследования  положена гипотеза, согласно которой  создание

 игрового пространства  детьми старшего дошкольного  возраста может быть

 успешным, если  педагог: 

 организует предметную  среду для развития игровых  замыслов детей; 

 создает эмоционально-благоприятную  атмосферу; 

 обеспечивает  руководство сюжетно-ролевой игрой  детей в целях развития

 творчества. 
 
 

 ГЛАВА I. 

Информация о работе Игровое пространство дошкольников старшего возраста