Игровое пространство дошкольников старшего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 21:59, дипломная работа

Описание

Одним из важнейших вопросов педагогики в настоящее время является вопрос
о формировании творческой личности. Психологические и педагогические
исследования доказывают, что развитие творческих способностей детей
берет свое начало в дошкольном возрасте, когда изменятся характер
деятельности ребенка (Б. Б. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко, А.Валлон,
Л.С.Выготский, М.И.Лисина, С.Л.Рубинштеййн, А.Н.Леонтьев, Н.Н.Подъяков,
Д. В. Менджерицкая, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин).
Этот вид деятельности Л. С. Выготский характеризует как переход к
творческой деятельности и формирование творческой личности с игры
ребенка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ ИГРОВОГО ПРОСТРАНСТВА
ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………..
1.1.Проблема создания игрового пространства детьми в
психолого-педагогической литературе………………………………………
1.2. Влияние взрослого на создание игрового пространства старшими
дошкольниками в сюжетно-ролевой игре…………..
1.3. Организация педагогом предметно-игровой среды как условие создания
игрового пространства детьми дошкольного возраста.
ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ ИГРОВОГО ПРОСТРАНСТВА ДЕТЬМИ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………………….
2.1. Методика опытно-экспериментальной работы…………………
2.2. Исследование уровня развития игры детей и игрового пространства.
Роль взрослого в развитии игры дошкольников на констатирующем этапе
исследования…………………………
2.3. Создание игрового пространства детьми старшего дошкольного возраста
в экспериментальных условиях…………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

диплом5.docx

— 91.12 Кб (Скачать документ)

 использовать  результаты художественной творческой  деятельности. 

 Совместные игры  требуют умения договариваться  друг с другом, понятно

 излагать свои  мысли. Овладеть коммуникативными  умениями помогает и

 специально оборудованная  игровая среда. Так, чтобы появились  ролевые

 высказывания, обращенные  к реальному и воображаемому  собеседнику, в

 игровом уголке  появляется игрушечный телефон  или телефонная будка. Такая

 игровая обстановка, побуждает детей к разговорам  с собеседником, дает

 возможность сосредоточиться,  а некоторым преодолеть стеснительность. 

 Объединению в  игре способствуют также специально  подобранные крупные

 игрушки, например, макет грузовой машины, теплохода,  а так же крупный

 строительный  материал. С.А.Новоселова рекомендует  использовать

 условный, крупный,  средообразующий материал для  организации обобщенной

 предметно-игровой  среды, например, крупные картонные  коробки, обшитые

 однотонной тканью  нескольких цветов [18]. 

 В исследованиях  многих авторов установлено, что  использование этих

 условных, крупных  предметов способствует активизации  функции замещения у

 детей в игре  и становится важным фактором  развития самодеятельных

 сюжетно-ролевых  игр [9; 12; 24; 28; 48]. Сюжетно-ролевые  игры в такой

 предметно-игровой  среде открывают более широкие  возможности для

 проявления интеллектуальной  инициативы детей в игре на  основе

 экстериоризации  его образного плана.  

 Также для игр  можно предложить средообразующие  модули, мебель-игрушку.

 Организация игры  с крупными, нейтральными по отношению  к любому

 содержанию игры, средообразуюшими предметами дает  возможность замещать

 не только один  конкретный необходимый предмет,  но и создавать целую

 предметную ситуацию, сомасштабную пространству игровой  комнаты.

 Средообразующие  модули объединяют детей в  общем деле, стимулируют их

 поисковую деятельность  и творчество, способствуют как  интеллектуальной,

 так и познавательной  активности. Крупные модули позволяют  не только

 представить игровое  действие, но и реально его  совершить (по-настоящему

 забраться в  пещеру или дом, подняться на  вершину мачты и т.д.). ПО ходу

 игры возникает  экспериментирование и в воображаемой  ситуации, и в

 реальном действии, в реальном движении на изменяющуюся  предметную среду.

 Детям нравятся  игры, в которых они преодолевают  физические затруднения

 при перемещении  предметов, при их сооружении. Они радуются, когда

 преодолевают  эти затруднения. 

 Современный дизайнер  и искусствовед Г.Н.Любимова, такие  известные ученые

 М.И.Лисина, Т.А.Репина, Л.А.Парамонова, С.Л.Новоселова предлагают

 использовать  «универсальные предметно-игровые  развивающие среды», такие

 системы еще  можно было бы назвать «игровыми  мирами». К числу таких

 современных игровых  миром с полным основанием  может быть отнесен

 универсальный  организующий игровое пространство  многофункциональный

 конструктор «Квадро», который является одной из  самых удачных и

 наукоемких разработок XX века для детей дошкольного  возраста. 

 Современные игрушки  и развивающие игровые среды  несут информацию,

 делающую и  его проводниками в мир современности,  незаменимым средством

 воплощения игровых  замыслов, средством не только  получения, но, что

 особенно важно  применения новых знаний на  практике, использования этих

 знаний и умений  в самостоятельной деятельности, в игре. Таковы широко

 известные развивающие  предметно-игровые среды «Лего» ), включая

 «Лего-Дупло», «Лего-Дакта»  и др.); «Фишертехник» (игрушечные  железные

 дороги); «Либерти»  (мягкие игрушки-животные); «Квадро»

(многофункциональный  конструктор), «Модуль-игра» (система  модулей для

 игр и занятий); «Акваплэй» (водяной конструктор  для игр и

 экспериментирования)  и другие наукоемкие современные  игровые средства

 для детей. 

 Современные требования  к созданию полноценного игрового  пространства

 отвечают реальности; в группой комнате нужно создавать  обстановку для

 проведения различных  игр, предусмотреть ее тематический  и сюжетный

 поворот, найти  для каждой игры только ей  присущий стиль игрового

 интерьера и  оборудования, что конечно же  не всегда возможно. 

 Так как сейчас  дети играют в основном стандартно, возникает

 психолого-педагогическая  задача побудить детей к творческому

 использованию  своего жизненного опыта в  игре, а не действовать по

 шаблону, диктуемому  стандартным предметным содержанием  игровых уголков.

 Инициатива детей  в игре часто бывает скована  заранее определенной

 педагогами тематикой  игр, наличием стабильных по  содержанию игровых зон

(уголков), толкающих  детей на воспроизведение одних  и тех же сюжетов игр

 во всех возрастных  группах. Так как тематические  игровые уголки,

 получившие широкое  распространение в практике организации  сюжетных игр

 детей младшего  дошкольного возраста, для старших  детей могут быть

 тормозом игровой  инициативы, потому что в этих  уголках, где

 соответствующим  образом расположено игровое  оборудование и игрушки, т.е.

 детям заранее  задается игровая задача. Но игра, прежде всего, должна

 быть творческой  и помехи на пути детского  творчества в игре следует

 устранять. 

 Это положение  дел в практике дошкольного  воспитателя необходимо

 преодолеть путем  такой организации игры, которая  побуждала бы детей к

 творческому отражению  действительности, рождала бы у  них познавательные

 интересы, инициативность  их деятельности. Возможность проявления

 ребенком творческой  инициативы в игре подготавливается  в процессе

 целенаправленного  педагогического руководства игровой  деятельностью.

 Руководство игрой  зависит от цели, которую преследует  педагог. Очевидно,

 что цели руководства  играми могут быть в каждом  конкретном случае

 различными, но  они должны быть разрозненными.  Определение цели

 педагогического  руководства с необходимостью  связано с пониманием

 педагогом функции  игры в дошкольном детстве.  Оно состоит в том, что

 игра, как «самостоятельная, самодеятельная», по выражению  А.В.Запорожца,

 активность ребенка  обеспечивает творческое присвоение  им общественного

 опыта превращение  его в средство созидания нового. Полноценно

 сформированная  игра является надежным средством  всестороннего

 творческого воспитания  личности ребенка-дошкольника. 

 Таким образом,  создание предметно-игровой среды  требует специальной

 заботы воспитателя.  Главный педагогический принцип  тут заключается в

 непременной связи  знаний, полученных детьми, с содержанием  игровой

 среды. Существенное  значение имеет и организация  внесения игрушек. Ее

 специфику раскрывают  многие педагоги [48; 24; 28]. Предметно-игровая 

 среда обязательно  должна гибко изменяться в  зависимости от содержания

 знаний, полученных  детьми, от игровых интересов  детей и уровня развития

 их игры. 

 Таким образом,  анализ психолого-педагогической  литературы, проведенный в

 данном параграфе,  позволил выяснить требования  к организации

 предметно-игровой  среды. С точки зрения различных  исследований, среди

 которых авторы  выделяют возрастную адресованность  игрушек, их

 разнообразие, но  при этом возможность использования  игрушек для

 различных игр,  то есть полифункциональность. Для  нас важно, что

 исследователи  выражают свою точку зрения  по поводу запрещения

 пользования игрушками,  считая, что это вредит проявлению  творчества

 ребенка. 
 
 

 ГЛАВА II. 

 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ  УСЛОВИЯ  

 СОЗДАНИЯ ИГРОВОГО  ПРОСТРАНСТВА  

 ДЕТЬМИ СТАРШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 

2.1. МЕТОДИКА ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ  РАБОТЫ 

 В данном параграфе  мы определим задачу опытно-экспериментальной  работы и

 подробно опишем  методику констатирующего, формирующего  и контрольного

 исследований. 

 Анализ психолого-педагогической  литературы позволил нам предположить,

 что организация  игрового пространства может  рассматриваться как условие

 развития игры  детей старшего дошкольного возраста, если педагог: 

 организует предметную  среду для развития игровых  замыслов детей; 

 создает эмоционально-благоприятную  атмосферу; 

 обеспечивает  руководство сюжетно-ролевой игрой  детей в целях развития

 творчества. 

 Выдвинутая гипотеза  определила задачи исследования: 

 Выявить особенности  предметно-игровой среды в группах  детского сада и

 уровень развития  игры детей старшего дошкольного  возраста. 

 Определить особенности  работы педагога по обогащению  предметно-игровой

 среды и руководству  игрой детей старшего дошкольного  возраста. 

 Педагогические  условия организации игрового  пространства детьми старшего

 дошкольного возраста  в экспериментальных педагогических  условиях. 

 Сравнительный  анализ результатов исследования. 

 Программа проведения  экспериментальной работы предусматривает  3 главных

 этапа: 

1 этап – констатирующий  эксперимент. 

2 этап – формирующий  эксперимент. 

3 этап – контрольный  эксперимент. 

 Для решения  поставленных задач нам необходимо: 

I. Описать предметную  игровую среду в группе детского  сада. В процессе

 описания предметно-игровой  среды нужно обращать внимание  на планировку

 групповой комнаты,  предметное оснащение и особенно  подробно остановиться

 на описании  игрушек, предметов, включаемых  в предметно-игровую

Информация о работе Игровое пространство дошкольников старшего возраста