Игровое пространство дошкольников старшего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 21:59, дипломная работа

Описание

Одним из важнейших вопросов педагогики в настоящее время является вопрос
о формировании творческой личности. Психологические и педагогические
исследования доказывают, что развитие творческих способностей детей
берет свое начало в дошкольном возрасте, когда изменятся характер
деятельности ребенка (Б. Б. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко, А.Валлон,
Л.С.Выготский, М.И.Лисина, С.Л.Рубинштеййн, А.Н.Леонтьев, Н.Н.Подъяков,
Д. В. Менджерицкая, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин).
Этот вид деятельности Л. С. Выготский характеризует как переход к
творческой деятельности и формирование творческой личности с игры
ребенка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ ИГРОВОГО ПРОСТРАНСТВА
ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………..
1.1.Проблема создания игрового пространства детьми в
психолого-педагогической литературе………………………………………
1.2. Влияние взрослого на создание игрового пространства старшими
дошкольниками в сюжетно-ролевой игре…………..
1.3. Организация педагогом предметно-игровой среды как условие создания
игрового пространства детьми дошкольного возраста.
ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ ИГРОВОГО ПРОСТРАНСТВА ДЕТЬМИ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………………….
2.1. Методика опытно-экспериментальной работы…………………
2.2. Исследование уровня развития игры детей и игрового пространства.
Роль взрослого в развитии игры дошкольников на констатирующем этапе
исследования…………………………
2.3. Создание игрового пространства детьми старшего дошкольного возраста
в экспериментальных условиях…………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

диплом5.docx

— 91.12 Кб (Скачать документ)

 ненавязчиво и  непринужденно стимулировать их  к комбинированию и

 согласовыванию  разнообразных сюжетных событий;  причем придумывание,

 развертывание  общего сюжета не замаскированы  для детей предметными и

 ролевыми действиями, а открываются как бы в «чистом»  виде. Наиболее

 удобными для  такого «расшатывания» являются  сюжеты волшебных сказок

(например: «Иван-Царевич  и Серый Волк». Заменим Жар-птицы  другой, трудно

 достижимой для  Царя диковинкой – к примеру,  новогодней елкой. «Ребята,

 как вы считаете, что было бы дальше в сказке?»). 

2. Метод побуждения  детей к проявлению инициативы: постановка проблемных

 ситуаций. Ситуации  могут быть следующими: предложи  сказку, распредели

 роли, подбери  атрибуты и т.д. 

3. Использовать эмоциональную  оценку. При использовании эмоциональной

 оценки мы учитываем  индивидуальные особенности каждого  ребенка, чтобы не

 смущать детей,  словесными методами (например, «Какой  ты молодец! Как все

 здорово придумал!»). По поводу некоторых детей  следует использовать

 одобрение, выражая  его мимикой, жестами, т.е. невербальными  средствами

(например, улыбкой,  жест-поглаживание по плечу или  по голове).

 Эмоциональную  оценку в отношении ряда детей  следует выражать принятием

 их интересной  идеи для продолжения игры (например: «Умница, нам

 обязательно следует  использовать это в нашей сказке»). 

 Методика контрольного  эксперимента 

 Контрольный эксперимент  заключается в проведении наблюдений  за

 самостоятельной  игровой деятельностью детей  и оценке уровня развития у

 них игры. Сравниваются  данные, полученные в констатирующем  и контрольном

 эксперименте. Для  этого необходимо пронаблюдать  насколько в настоящий

 момент произошли  изменения в развитии творческой  игровой деятельности

 детей: создание  нового, оригинального, проявления  воображения,

 реализация своего  замысла, самостоятельности и  легкости нахождения

 средств для  его воплощения. 

 Контрольный эксперимент  будет осуществлять по методике  констатирующего

 эксперимента. 

2.2.ИССЛЕДОВАНИЕ  УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ИГРЫ ДЕТЕЙ  И ИГРОВОГО ПРОСТРАНСТВА.

 РОЛЬ ВЗРОСЛОГО  В РАЗВИТИИ ИГРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ  НА КОНСТАТИРУЮЩЕМ ЭТАПЕ

 ИССЛЕДОВАНИЯ 

 В данном параграфе  мы представим результаты констатирующего  эксперимента

 и дадим анализ  состояния предметно-игровой среды  в данной группе

 детского сада, и проанализируем деятельность  педагога и деятельность

 детей. 

 Базой для проведения  экспериментальной работы стал  ясли-сад «Подснежник»

 №39 г.Ельца Липецкой  области. Исследование проводилось  в старшей группе.

 В эксперименте  участвовало 10 детей в возрасте  от 5 до 6 лет. 

 В группе в  ходе нашего наблюдения дети  много времени проводили в  игровом

 уголке, где самостоятельно  играли в различные игры. Самостоятельная  игра

 детей во многом  зависит от предметно-игровой  среды и подбора

 соответствующего  материала. 

 Групповая комната  традиционно представляет собой  помещение прямоугольной

 формы, по периметру  которого располагается мебель, зона с детскими

 столиками для  занятий, настольных игр, приема  пищи. Все игровые зоны

 находятся на  коврике, предназначенной для  свободной деятельности детей.

 Остальные помещения  групповой ячейки – спальня,  раздевалка – не

 включаются в  групповое пространство. 

 В наблюдаемой  нами группе есть специальный  игровой уголок, он оборудован

 по принципу  подбора игр по игровым зонам:  «больница», «магазин»,

 «семья». В  отдельных нижних ящиках находится  строительный материал,

 которым дети  с удовольствием пользуются во  время игры. 

 В игровых зонах  находятся все атрибуты по  данной теме. Например, для

 игры в «больницу»  в наличии имеются и халат,  и медицинские приборы

(инструменты), всевозможные  пузыречки и коробочки от таблеток; для игры

 в «магазин»  – халат белый, деньги, игрушечные  деньги, весы, гири,

 изготовленные  из папье-маше (фрукты и овощи,  всевозможные конфеты,

 пирожные из  теста). 

 В игровом уголке  мы наблюдаем разнообразные сюжетные  игрушки (куклы,

 зверюшки, посуда, штурвалы, рули, телефоны), различные

 предметы-заместители,  которыми ребята восполняют недостающие  сюжетные

 игрушки. Также  дети располагают мелкими игрушками  (автомобили,

 солдатики, домики), которые ребенок может взять  с любое удобное место.

 Большое количество  игрового оборудования и материалов  для творческой

 деятельности  сделано руками воспитателей. 

 Из-за нехватки  средств детский сад не в  состоянии закупать новые

 игрушки, стараются  поддерживать старые игрушки  в должном состоянии.

 Некоторые дети  приносят свои любимые игрушки  из дома – это всевозможные

 роботы, куклы  Барби, динозавры. 

 Среди полифункциональных  предметов в группе детского  сада были выделены

 бумажные коробки  с плодами каштана, дуба (желуди), ели (шишки), но они

 используются  только на занятиях. 

 Наши наблюдения  показывают, что для активизации  самостоятельной игры

 детей старшего  дошкольного возраста необходимо  внесение взрослым

 «ключевых» игрушек.  Мы обнаружили тенденцию к  трафаретному

 воспроизведению  сюжетных коллизий, ролевых взаимодействий. Проведенный

 нами анализ  игрушек с точки зрения их  функции позволил дифференцировать

 их на полисюжетные (к ним, прежде всего, относятся  куклы, разнообразные

 звери, т.е.  игрушки-персонажи и такие сюжетные  игрушки, как телефон,

 машина и т.п.), которые дети используют в  разнообразных по тематическому

 содержанию играх,  и «ключевые», которые более или  менее жестко

 определяют, направляют  действие играющих (к примеру,  утюг, фонендоскоп,

 ружье и т.п.) 

 Управление игрой  при помощи игрового материала  может оказать

 существенное  влияние на снятие таких трафаретов  и творческое развитие

 сюжета. 

 В наблюдаемой  нами группе воспитатели не  ставят перед собой задачу

 специального  формирования у детей таких  умений, а уделяет основное

 внимание обогащению  содержания игры. Для этого подбирается  конкретная

 тема, связанная  с определенной сферой реальной  жизни и организуется игра

 по заранее  спланированному сюжету, включающему  роли, которые необходимо

 выполнить до  конца игры. Воспитатель стремится  сразу включить в игру

 ровно столько  участников, сколько он запланировал  ролей, хотя иногда

 оставляет и  запасные роли (например, в игре  «больница» запасная роль –

 еще один «пациент»,  в игре «магазин» – роль  очередного покупателя). 

 Стремясь к  такому «порядку» в игре, механически  отображающему порядок

 реальной жизни,  воспитатель убивает сам дух  игры, как свободной

 деятельности. 

 Были случаи, когда  воспитатель (2-3 детям) предлагал  поиграть, задавал

 сюжет игры, например, «Ребята, идите поиграйте в  «семью». На наш взгляд

 такое поведение  воспитателя неверно. Также воспитатель  слишком часто

 подсказывает  детям, что им делать, какие  игрушки можно взять, с какой

 полки. Например, дети играют в «продуктовый  магазин». 

- Из чего сделать  конфеты и хлеб? – рассуждают  дети между собой. 

- А вы возьмите  кубики или кирпичики из настольного  строительного

 материала, - предлагает  воспитатель.  

 В данном случае  игра теряет свою самостоятельность,  активность играющих

 притормаживается, нет возможности пофантазировать,  проявить творчество. 

 При выявлении  стиля общения взрослого с  ребенком в совместной

 деятельности  было установлено, что воспитатели  руководствуются

 либеральным стилем, но встречается и некоторые  элементы авторитарного

 стиля. Прослеживается  избирательное отношение к детям,  так с одними

 воспитатель активен,  более приветлив, старается считаться  с их мнением,

 поручает им  самые ответственные дела. С другими  детьми пассивен,

 старается меньше  обращать внимание, аргументируя  это тем, что ребенок

 бестолковый и  все равно ничего не поймет. 

 В процессе  беседы с воспитателями выявили  наиболее популярные темы игр

 детей, сред  них: «Дочки-матери», «Больница», «Магазин»,

 «Парикмахерская», используя для этого одни и  те же игрушки, обыгрывая

 одни и те  же сюжеты, повторяющиеся изо  дня в день и заученные до

 автоматизма.  Из имеющихся игрушек в группе  наиболее эффективными для

 развития творческих  способностей, по мнению воспитателей, являются

 атрибуты для  игр, строительные материалы,  мозаика. Для развития

 игрового творчества  воспитатели используют следующие  методы:

 демонстрация  способов игрового поведения;  игры-занятия; обогащение

 знаний путем  бесед, создание специальной обстановки (игровых зон на

 определенные  темы, например, «Парикмахерская», «Больница»  и т.д.);

 советы (по ролевому  поведению персонажей, по организации  игры,

 предложить тему); метод постановки игровой задачи. Исходя из таких

 ответов отмечено, что у воспитателей сформирован  традиционный подход к

 развитию творческих  способностей: 

 использование  методов, направленных на обогащение  содержания игры; 

 использование  игрушек, представленных в игровом  уголке; 

 включение воспитателя  в игру с целью выдачи новых  идей. 

 В своей деятельности  воспитатель опирается на принципы  наглядности,

 доступности,  последовательности. 

 Анализ проведенных  нами наблюдений за самостоятельной  игрой детей в

 группах из 3-4 участников, т.к. это наиболее  распространенная и

 предпочитаемая  детьми старшего дошкольного  возраста группа, показал

Информация о работе Игровое пространство дошкольников старшего возраста