Игровое пространство дошкольников старшего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 21:59, дипломная работа

Описание

Одним из важнейших вопросов педагогики в настоящее время является вопрос
о формировании творческой личности. Психологические и педагогические
исследования доказывают, что развитие творческих способностей детей
берет свое начало в дошкольном возрасте, когда изменятся характер
деятельности ребенка (Б. Б. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко, А.Валлон,
Л.С.Выготский, М.И.Лисина, С.Л.Рубинштеййн, А.Н.Леонтьев, Н.Н.Подъяков,
Д. В. Менджерицкая, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин).
Этот вид деятельности Л. С. Выготский характеризует как переход к
творческой деятельности и формирование творческой личности с игры
ребенка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ ИГРОВОГО ПРОСТРАНСТВА
ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………..
1.1.Проблема создания игрового пространства детьми в
психолого-педагогической литературе………………………………………
1.2. Влияние взрослого на создание игрового пространства старшими
дошкольниками в сюжетно-ролевой игре…………..
1.3. Организация педагогом предметно-игровой среды как условие создания
игрового пространства детьми дошкольного возраста.
ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ ИГРОВОГО ПРОСТРАНСТВА ДЕТЬМИ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………………….
2.1. Методика опытно-экспериментальной работы…………………
2.2. Исследование уровня развития игры детей и игрового пространства.
Роль взрослого в развитии игры дошкольников на констатирующем этапе
исследования…………………………
2.3. Создание игрового пространства детьми старшего дошкольного возраста
в экспериментальных условиях…………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

диплом5.docx

— 91.12 Кб (Скачать документ)

 следующее. 

 Как правило,  начиная игру, дети обозначают  лишь тему. Случаев

 предварительного  обсуждения направления разверты-сюжета  нам

 зафиксировать  не удалось. Наибольшее количество  споров, конфликтов

 возникает, по  нашим данным, на тот момент  выбора темы игры. Гораздо

 меньше конфликтов  возникает при последующем распределении  ролей. 

 В результате  констатирующего эксперимента нами  были выделены 3 уровня

 проявления творчества  в сюжетно-ролевых играх. 

 К высокому  уровню относятся дети, отличающиеся  в игре активностью, они

 знают разнообразные  игровые сюжеты, придумывают новые,  фантазируют,

 комбинируют свои  знания из окружающего мира  со своими фантазиями,

 воспринимают  воображаемую ситуацию. Они легко  разрешают задачи,

 трудности, возникающие  в игре, берут на себя главные  роли. Но по ходу

 игры подбирают  или заменяют необходимые предметы. Все дети используют в

 игре предметы-заместители  и предлагают свой вариант  замещения, играют с

 воображаемыми  предметами («Давай возьмем по  стулу – они будут

 космическими  кораблями… Будто мы уже прилетели  на Марс… А там

 человеки-пауки  н нас напали…). Эти дети составляют 30% (3 человека). 

 К среднему  уровню нами было отнесено 4 детей,  что составляет 40% из всех

 экспериментируемых. Эти дети эпизодически могут  выбирать тему игры, но

 чаще принимают  тему детей-лидеров, взрослого;  в своих играх не всегда

 реализуют свой  замысел. Самостоятельно предложить  сюжет до конца не

 могут, поэтому  берут на себя второстепенные  роли. Чаще все ролевые

 отношения разыгрываются  в ходе игры («Давайте играть  в летчиков?.. А

 давай меня  подбили… И я упал… Андрюша  К.). Их игры отличаются

 сыгранностью, шаблонностью, т.е. игра характеризуется отсутствием

 творческих проявлений (например, «А давайте играть в  «Дочки-матери», как

 в прошлый раз?  – Вероника Ж.) 

 И к низкому  уровню мы отнесли 3 детей, что  составляет 30%. Эти дети

 малообщительны, почти все во все играют  по одному. Эти дети затрудняются

 в придумывании  темы, сюжета, не могут дополнить  предложенный вариант, у

 них отсутствует  способность фантазировать, придумывать  что-то необычное,

 оригинальное. Играют  только в зоне игрового уголка, преимущественно с

 большими игрушками. 

 Таким образом,  мы выяснили, что большая заслуга  в организации игрового 

 пространства, создании  благоприятной атмосферы для  развития творчества

 принадлежит педагогу, уровень развития игровых умений  данной группы

 довольно низкий. 

2.3. СОЗДАНИЕ ИГРОВОГО  ПРОСТРАНСТВА ДЕТЬМИ СТАРШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО

 ВОЗРАСТА В  ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ 

 В данном параграфе  мы представим ход и особенности  проведения

 формирующего  эксперимента; дадим анализ как  деятельности взрослого, так

 и деятельности  детей; дадим сравнительный анализ  игровой деятельности

 ребят до и  после формирующего эксперимента. 

 В ходе эксперимента  мы апробировали методику Н.Я.Михайленко  по развитию

 игры и, соответственно, организации предметно-игровой среды,  дабы

 повысить творческую  активность в игре детей. Также  для активизации

 воображения,  творчества, повышения инициативы  всех участников игры в

 развертывании  сюжета, для направления игры  по определенному руслу,

 актуальному с  точки зрения воспитательных  задач была создана

 эмоционально-благоприятная  обстановка в группе. 

 В ходе эксперимента  использовались педагогические  условия: 

 возможность для  самостоятельной игровой деятельности; 

 организовать  развивающую предметно-игровую среду; 

 стимулировать  влияние взрослого на деятельность  детей. 

 Для того, чтобы  обогатить сюжеты игр, мы использовали  различные

 художественные  произведения, предметы изобразительного  искусства, так

 как они знакомят  детей с богатством человеческих  чувств, помогают глубже

 познать эмоциональный  мир человека. Такие произведения, как «Усатый

 полосатый» С.Маршака,  «Про зайчат» Е.Чарушина, «Бишка»  К.Ушинского,

 всевозможные  сказки. 

 Для поддержания  уверенности в собственные возможности  мы использовали

 чтение художественных  произведений (Н.М.Артюзова «Трусиха»,

 К.И.Чуковский  «Тараканище», Г.А.Ладощников «Самокат»,  Н.Н.Носов

 «Огурцы», «Мишкина  каша», В.Осеева «Почему» и  др.) 

 Хорошим дополнение  к чтению художественной литературы  являются картины с

 изображением  животных, природы, сюжетные картины  на различные бытовые

 темы. Так, например, содержание картины В.Маковского  «Дети, бегущие от

 грозы» ребята  связали с сюжетом сказки «Гуси-лебеди». 

 В своей работе  мы использовали невербальные  средства общения (улыбку,

 мимику, жесты), которые  способствовали налаживанию положительных

 отношений с  детьми. 

 В ходе эксперимента  мы выражали уверенность в  то, что дети справятся со

 всеми трудностями. (Например, «Какая ты умница, Юля»  Замечательную игру

 придумала» или  «Настя, какой прекрасный домик  ты организовала для своей

 семьи».) Снятие  эмоционального напряжения и  развитие игрового поведения

 способствовало  активизации детей, побуждало  их продолжать игру, делиться

 своими соображениями  и впечатлениями по поводу  развертывания сюжета. 

 Главным моментом  нашей работы явилось то, что  мы избегали критики в

 оценке деятельности  детей. Но если было необходимо, делали замечание в

 шутливом, доброжелательном  тоне, не задевая самолюбия детей.  Наиболее

 часто нам приходилось  использовать успокаивающие инструкции  и

 положительные  оценки любого успеха ребенка. («Максим, у тебя обязательно

 получиться эта  роль», «Умница, Наташа, отлично  справилась с ролью»,

 «Молодец, Кирюша, интересную игру придумал» и  т.д.) такое внимание со

 стороны экспериментатора  вызывало у детей бурю положительных  эмоций

(улыбку) – они  радовались, что у них получается, стремились придумать

 что-то новое. 

 С конфликтующими  детьми мы проводили специальную  работу по ориентации их

 деятельности  на сверстников, а также работу, направленную на

 совершенствование  их игры, на подведение ее к  уровню, соответствующему

 возрасту детей,  а именно на развитие ролевых  действий и ролевого

 диалога. 

 Совместные беседы, обсуждения картин, прочитанного, а  также каких-то

 событий, явлений,  участие взрослого в совместной  деятельности с детьми,

 преимущественно  игровой, все это было воспринято  детьми положительно.

 Некоторые из  них сразу проявили интерес  к новому лицу, то есть задавали

 вопросы, сообщали  новости, легко шли на контакт  со взрослым, но через

 некоторое время  уже все дети играли со взрослым  с удовольствием,

 советовались  с ним. Обращение взрослого  к каждому ребенку с личными

 вопросами о  его одежде, настроении, о доме, о  домашних животных и т.д.,

 проявление личной  заинтересованности в делах и  успехах ребенка – все это

 привело к благоприятной  атмосфере в группе, которая выражалась  в деловом

 сотрудничестве  экспериментатора с детьми и  между детьми.  

 После установления  требуемого стиля общения взрослого  с детьми

(демократического) мы начали целенаправленную работу  по развитию игровых

 умений, таких  как, умение создать замысел,  продумать сюжет игры,

 разнообразить  темы игр, использовать в игре  больше воображаемых

 предметов; предметов-заместителей. 

 Процедура проведения  эксперимента заключалась в следующем.  Дети по 2-3

 человека приглашались  в игровой уголок, где им предлагалось  поиграть.

 Игра строилась  как совместная деятельность  взрослого (экспериментатора)

 и ребенка.  До начала игры экспериментатор  проводил с детьми

 подготовительную  организационную работу. Эксперимент  проводился в двух

 сериях. 

 В первой серии  взрослый помогал детям выбрать  общую тему игры,

 спланировать  основные сюжетные коллизии и  распределить роли.

 Экспериментатор  принимал непосредственное участие  в самой игре, беря на

 себя какую-нибудь  эпизодическую роль. Отдельную работу  мы провели с

 детьми, у которых  низкий уровень развития игры. В игре с этими детьми

 экспериментатор  выполнял основную (постоянную) роль, а ребенок остальные

 роли, последовательно  их меняя. 

 Организационный  момент начинался с того, что  экспериментатор спрашивал:

 «Ребята, во  что вы собираетесь играть?»  В основном, дети отвечали: «В

 «Дочки-матери»,  в «Семью», в «Больницу», Денис  предложил поиграть в

 «Телепузиков».  Получив ответ, мы предлагали  детям поиграть вместе и

 придумать, как  интереснее играть по-новому. Отталкиваясь  от обозначенной

 детьми темы, мы  стимулировали их к внесению  двух-трех вариантов развития

 событий, в  случае когда дети не могли  справиться с этим, мы сами

 предлагали дополнительный  вариант (например, «Может быть  так … А может

 быть по-другому  … А как еще может быть?») 

 С дошкольниками  (Андрюшей К., Вероникой Ж., Антоном  А.), у которых менее

 развито ролевое  поведение, мы развертывали игру  по мотивам сказочных

 сюжетов, хорошо  им известных. При этом ребенок  играл главную роль, а

 экспериментатор  последовательно менял роль или  предлагал ее ребенку с

 высоким уровнем  развития игры: «Давай, Вероника, ты  будешь Дюймовочкой,

 а я Лягушкой…  А теперь я Жук …», Игра носила  характер импровизации, без

 точного повторения  текста сказки. Важно, лишь воспроизвести  общий смысл

 ролевых диалогов. Затем мы брали на себя роль  главного героя, а ребенку

 предлагали быть  всеми остальными, по очереди. (Давай  играть в

 «Приключения  Буратино». Я буду Буратино, а  ты папа-Карло. Согласен? А

Информация о работе Игровое пространство дошкольников старшего возраста