Влияние средств массовой информации на становление личности подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2011 в 01:13, курсовая работа

Описание

Цель: Изучить влияния СМИ на процесс становление личности подростка

Задачи работы:

1) Изучение литературы по проблеме исследования

2) Рассмотреть роль СМИ в обществе.

3) Изучить влияние СМИ на социализацию личности.

Содержание

Введение….………………………………………………………………………….3

Глава 1. Информационные технологии как средство общения в современном мире …....……………………………………………………………7

1.1. Понятие информационных технологий………………………………………. 7

1.2. Современные информационные технологии ..………………………………12

1.3. Общение как объект изучения социальной психологии…………………….15

Глава 2. Становление личности в современном информационном пространстве ..…………………………………………………………………… 21

2.1. Становление личности в подростковом возрасте ………………..………… 21

2.2. Влияние современных СМИ на формирование личности ………………… 30

Заключение .……………………………………………………………………… 45

Список литературы……………………………………………………………… 48

Работа состоит из  1 файл

Влияние СМИ на формирование личности подростка.doc

— 201.50 Кб (Скачать документ)

     Первый  принцип связан с последовательным применением методологии системности  как необходимого исходного пункта в понимании диалектической целостности всех средств массовой информации в процессе соединения их в единую, четко скоординированную и действующую во имя достижения общих целей систему, основанную на взаимодополнении и взаимозависимости всех СМИ. Ежедневно люди слушают радио и смотрят телевизор, читают газеты и журналы. Поэтому каждое средство массовой информации как компонент общей коммуникационной инфраструктуры должно вместе с тем и в содержании, и в формах подачи информационных потоков выражать свою специфику. А это означает, что последовательное применение принципа системности как важного фактора повышения эффективности воздействия средств массовой информации на духовный мир личности связано с выяснением особенностей действия каждого из них. Для газеты, например, важен акцент на общую панораму мировых событий с выделением из нее локальных событий, особенно значимых для данной страны, данного региона или данной группы читателей [24, 225-226]. Если же речь идет о радио, то оно, давая столь же широкую информацию о мировых и локальных событиях, выполняет своеобразную роль   «сопровождающего» средства массовой информации, дающего определенный ориентир для избирательной интериоризации индивидом определенных видов сообщений из общего потока ин¬формации, проходящего через различные компоненты коммуникационной системы. Этот принцип предполагает наряду с пониманием единства информационно-идеологического процесса, осуществляемого сложной системой средств, четкое представление о реальной соотнесенности в общем потоке информации ее организованной(институализированной) и неорганизованной (неофициальной) информации. Под первым видом информации подразумеваются все сообщения, поступающие по различным каналам из институциональных источников — прессы, радио, телевидения. [22, 90-92]. Под вторым — сообщения, поступающие к индивиду стихийно, вне контроля общественных институтов (слухи, анекдоты, сведения из зарубежных источников информации и пропаганды). Точный учет этого аспекта позволяет определить зависимость объема и значение организованной информации для духовной жизни людей от ее направленности, научной обоснованности, связи с жизнью, объективности, наступательности, оперативности, а также в какой мере возрастает роль неорганизованной информации в тех случаях, когда институализированная информация не дает ответа на волнующие человека вопросы или же дает их с опозданием и без достаточной аргументированности.

     Второй  принцип повышения эффективности  средств массовой информации и пропаганды в расширении возможностей для гармоничной духовной жизни людей реализуется в комплексном подходе к исследованию места и роли печати, радио, телевидения, кинематографа, информационных агентств в процессе их скоординированной деятельности по пропаганде коммунистических идеалов, активного участия в коммунистическом воспитании трудящихся. Он предполагает дифференциацию интересов в получении того или иного вида информации различными социально-демографическими группами населения.[22, 95]

     Последовательное  применение принципа комплексности позволяет повышать информационную насыщенность публикуемых в газетах и журналах материалов, телевизионных и радиопередач, разнообразить жанры информационных потоков, усиливать воздействие, как на рациональную, так и на эмоциональную сферу личности, целенаправленнее и эффективнее влиять на ее духовный мир.

     Наряду  с принципом комплексности в  повышении эффективности влияния  средств массовой информации и пропаганды на духовную жизнь людей существенную роль играет принцип спецификации, ориентирующий на учет особенностей каждого из средств идеологического влияния, на поиск оптимальных воздействий присущих ему языка, форм и средств передачи материала на человека.[22, 96]

     Так, пресса использует графические знаки  кодировки содержания, телевидение  — звук, образ. Если в печатных материалах особое значение имеет аргументированность, точность, нестандартность мысли, то в телевизионных при сохранении значимости этих компонентов возрастает роль красочности языка, эмоциональности выступления, богатства оттенков голоса коммуникатора.

     Рациональное  применение именно специфических для  каждого средства массовой информации приемов и способов воздействия  наличность повышает эффективность  влияния всей совокупности средств  на совершенствование идейно-воспитательной работы, на гармонизацию духовной жизни людей.[22, 97]

     Четвертый принцип, играющий важную роль в усилении влияния средств массовой информации и пропаганды,— это необходимость  понимания того, что значение информационно-идеологического  потока не сводится лишь к информированию читателя, слушателя, зрителя, а определяется в возрастающей степени активным взаимодействием средств массовой информации и личности. Поэтому при разработке различных аспектов специальной теории духовного обогащения людей следует иметь в виду, что средства массовой коммуникации не только не являются единственным источником информации, но составляют своего рода «вторичное» образование, базирующееся на таких первичных системах социального информирования, как социальный опыт личности и неформальное межличностное общение.[22, 98]

     Наличие вокруг индивида сразу нескольких источников социального информирования порождает  его избирательность, определенную автономию по отношению к каждому  из источников, дает возможность различать, сопоставлять, выбирать, практически оценивать, воспринимать или отвергать соответствующую информацию. К тому же каждый источник взаимодействует с другими, источниками. Следовательно, изучение путей повышения эффективности воздействия средств массовой информации и пропаганды на духовный мир личности может быть продуктивным только при углубленном изучении с применением методов и средств конкретного социологического исследования, реальных процессов взаимодействия различных источников информации, в частности, взаимодействия средств массовой коммуникации, с одной стороны, с социальным опытом субъекта (личность, социальная группа и т. д.), а с другой — неформальным межличностным общением, которое может служить и простым транслятором уже переданных по средствам массовой информации сообщений, и интерпретатором этих сообщений, и «заменителем» их, когда средства массовой информации запаздывают с определенными видами сообщений, интересующими определенные, подчас широкие круги общественности, что может привести к возникновению слухов и кривотолков.[22, 101-103]

     При определении путей повышения  эффективности и деятельности средств  массовой коммуникации следует учитывать, что массовая коммуникация лишена такой  существенной черты, как ответ, идущий от реципиента (от публики) к источнику  информации. В тех же случаях, когда слушатели или зрители откликаются на ту или иную информацию, их ответ имеет либо частный характер (индивидуальные письма), либо обладает многоосмысленностью (в случае массовых откликов), что требует  дополнительного социологического анализа полученных материалов, сопоставления этого анализа с другими показателями распространенности средств массовой информации и пропаганды, тематической направленности их деятельности, содержания и формы подачи сообщений и др.

     Пятый принцип, позволяющий повысить роль средств массовой информации и пропаганды в расширении возможностей для гармоничной духовной жизни людей,— это принцип наступательности, последовательное прове¬дение которого предполагает органичное соединение активной поддержки всего нового, прогрессивного, рождающегося в социалистической действительности со столь же активной борьбой против того, что мешает нашему движению вперед, в том числе и против попыток пропагандистских средств классового противника усилить разлагающее воздействие на сознание советских людей.[22, 98]

     Шестой  принцип состоит в упрочении  прямых и обратных связей между всеми  компонентами системы духовной жизни  общества и всей системой идеологических средств, функционирующих в современном обществе.[22, 99]

     Таким образом, современное состояние в развитых странах связанное с воспитывающим воздействием средств массовой информации на воспитание и социализацию подростка во многом связано с новейшими разработками науки и техники и именно в этом плане его и необходимо, прежде всего, рассматривать, так как именно новые технологии средств массовой информации,  в большинстве своем, привлекают подростков, делая другие СМИ, не столь активно ведущие политику технологизации, неспособными влиять на развитие и становление подростка.    
 
 

Заключение

     В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций - преобразований общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации. Бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий послужило толчком к развитию общества, построенного на использовании различной информации и получившего название информационного общества.

     В информационном обществе изменятся  не только производство, но и весь уклад  жизни, система ценностей, возрастет  значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. благодаря современным информационным технологиям, помимо исторически сложившихся реалий, в конце XX века появляется своеобразная разновидность реалий - Виртуальная реальность (ВР), которая по-новому сочетает знаковые, предметные и социальные реалии.

     На  данный момент существует множество  различных психологических направлений, каждое их которых дает свое определение  общения, выделяя  ведущую детерминанту, обуславливающую возникновение, ход  и виды общения. Среди них можно выделить те, которые внесли наибольший вклад в разработку проблемы общения: отечественная психология: (московская и ленинградская школы), психоаналитическое направление, психогенетическое направление, нейролингвистическое  программирование

     Каждая  из этих теорий дает определение понятию. И каждая из теорий использует свой особый подход к раскрытию  сути этого понятия.

     Самый распространенный способ общения посредством  информационных технологий – общение  в сети Интернет. Наиболее  простой  мотив общения в Интернете – потребность в контакте с другими людьми, также присутствующими в данный момент в сети.

     Почти все российские исследователи Интернет выделяют ряд общих  характеристик, присущих всем названным формам общения:

     -Анонимность,  невидимость и ощущение безопасности.

     -В  Интернете люди создают себе  так называемые "виртуальные личности", описывая себя  определенным образом.  Создание виртуальной личности, часто абсолютно непохожей на  реальную, обусловлено опосредованностью  виртуального общения. Виртуальная личность наделяется именем, псевдонимом.

     - Ограниченное сенсорное переживание,  трудность выражения эмоций, что  частично компенсируется специально  разработанной знаковой системой  передачи эмоций и возможностью  задавать тон сообщения в строке  вывода сообщения

     - Виртуальное общение обладает  повышенной, по сравнению с обычными  социальными контактами эмоциональной  насыщенностью. Очень часто и  очень быстро между собеседниками  возникают близкие отношения,  часто переходящие во взаимную  приязнь, дружбу, а иногда в «виртуальные романы».

     Общение в сети Интернет на сегодняшний день является очень распространенным. Такого рода взаимодействие обладает спецификой, что в свою очередь влияет на сам  процесс общения среди молодежи.

     В отечественной социологии долгое время  молодёжь не рассматривалась как самостоятельная социально-демографическая группа. Выделение такой группы не укладывалось в существовавшие представления о классовой структуре общества, и противоречила официальной идеологической доктрине о его социально-политическом единстве.

     Одно  из первых определений понятия “молодёжь” было дано в 1968 г. В.Т. Лисовским: “Молодёжь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более  зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодёжи могут колебаться от 16 до 30 лет”.

     Позднее более полное определение было дано И.С. Коном: “Молодёжь - это социально- демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально- психологические особенности имеют социально- историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации”.

     Границы молодежного возраста подвижны. Они зависят от социально-экономического развития общества, достигнутого уровня благосостояния и культуры, условий жизни людей. Воздействие этих факторов реально проявляется в продолжительности жизни людей, расширении границ молодежного возраста от 14 до 30 лет.

     На  сегодняшний день наиболее распространенными  средствами общения в молодежной среде являются Интернет-пейдежеры  и социальные сети.  
 
 
 
 
 

Список  литературы

1) Асмолов  А.Г. Психология личности. – М., 2007. – 367 с.

2) Альянс  Цивилизаций: доклад Группы высокого уровня. 14 декабря 2009 // Безопасность Евразии. – 2007 – N2 – С. 203-229

3) Венгеров  А.Б. Информационная ситуация может способствовать как прогрессу, так и деградации общества // Компьютер и право, № 8, январь 2009.- С. 36 - 40

Информация о работе Влияние средств массовой информации на становление личности подростка