Влияние средств массовой информации на становление личности подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2011 в 01:13, курсовая работа

Описание

Цель: Изучить влияния СМИ на процесс становление личности подростка

Задачи работы:

1) Изучение литературы по проблеме исследования

2) Рассмотреть роль СМИ в обществе.

3) Изучить влияние СМИ на социализацию личности.

Содержание

Введение….………………………………………………………………………….3

Глава 1. Информационные технологии как средство общения в современном мире …....……………………………………………………………7

1.1. Понятие информационных технологий………………………………………. 7

1.2. Современные информационные технологии ..………………………………12

1.3. Общение как объект изучения социальной психологии…………………….15

Глава 2. Становление личности в современном информационном пространстве ..…………………………………………………………………… 21

2.1. Становление личности в подростковом возрасте ………………..………… 21

2.2. Влияние современных СМИ на формирование личности ………………… 30

Заключение .……………………………………………………………………… 45

Список литературы……………………………………………………………… 48

Работа состоит из  1 файл

Влияние СМИ на формирование личности подростка.doc

— 201.50 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО  «Калужский государственный университет

им. К.Э. Циолковского»

Институт  социальных отношений

Кафедра социальной педагогики и организации  работы с молодежью 
 
 

Влияние средств массовой информации на становление личности подростка 
 

Курсовая  работа

Студентки 3 курса

Отделения организации работы с молодежью

Группы  ОРМ-31: Морозовой А.М.

Научный руководитель:

Д.п.н., проф. Макарова В.А. 
 

Калуга, 2011г.

Содержание

Введение….………………………………………………………………………….3

Глава 1. Информационные технологии как средство общения в современном мире …....……………………………………………………………7

1.1. Понятие информационных технологий………………………………………. 7

1.2. Современные информационные технологии ..………………………………12

 1.3. Общение как объект изучения социальной психологии…………………….15

Глава 2. Становление личности в современном информационном пространстве ..……………………………………………………………………  21

2.1. Становление личности в подростковом возрасте ………………..………… 21

2.2. Влияние современных СМИ на формирование личности ………………… 30

Заключение .……………………………………………………………………… 45

Список  литературы……………………………………………………………… 48 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Человеческое  общество эволюционировало от первобытной  общины до информационного общества. Вместе со способом организации изменялись орудия, техника. Часто освоение нового орудия являлось детерминантой эволюции (освоение предком человека палки, совершенствование рубил до топоров и т.п.), т.к. это позволяет освоить новый вид деятельности или усовершенствовать старый.

     Таким образом, появление компьютерных технологий явилось объективным закономерным следствием развития науки. Сначала компьютер предназначался исключительно для ускорения вычислений, решая узкий круг задач, но уже через 10-20 лет он стал необходимым условием для осуществления многих видов деятельности.  

     Скорость  обработки и передачи данных, легкость освоения и использования позволили  применить компьютер для общения. Телефон, телеграф, почта казалось, полностью удовлетворяли потребность  в общении, но они не обладали такой  скоростью, простотой и удобством как Интернет.

     Т.е. человечество не испытывало острой потребности  в новом средстве связи, но оно  появилось, независимо от чьей-либо воли, как случайное изобретение, и  быстро обрело популярность. У людей  есть выбор: они могут использовать традиционные средства связи, но при этом они не достигнут высоких результатов или, же потратят гораздо больше времени.

     Основной  тенденцией общественного развития в ХХ веке стал рост городов. Численность  населения и его высокая концентрация создают особые законы общественной жизни, задают ей более высокий ритм. Для мегаполисов характерна ситуация, когда в течение дня горожанин встречается с множеством людей, которых совершенно не знает. Из-за обилия информации человек постоянно испытывает перегрузки, что заставляет его сужать входы для информации. Создается так называемый «эффект большого города», когда нормой становится максимальное невмешательство в жизнь другого человека (С. Милграм «Опыт городской жизни: психологическое исследование»), а значит возникают затруднения  при переходе к более серьезным и глубоким отношениям из-за боязни нарушить «право личной жизни». В итоге получается парадоксальная ситуация: чем больше город, тем больше процент одиноких людей. Норма максимального невмешательства ведет к затруднению в сближении, так как любое проявление внимания может быть истолковано как попытка «влезть в чужую жизнь». Человек нуждается  в таком общении, в ходе которого он мог бы: поделиться важными для него мыслями, идеями, чувствам, переживаниями, обретя полное понимание со стороны другого, получить поддержку, достичь  безусловного доверия, не встретив при этом критики, осуждения. Информационные технологии предоставляют такую возможность.

     Информационные  технологии (ИТ, от англ. information technology, IT) — широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, в том числе, с применением вычислительной техники.

     В последнее время под информационными  технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, ИТ имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации.

     Согласно  определению, принятому ЮНЕСКО, ИТ —  это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы

     XXI век станет для человечества  веком информационным. Традиционные черты социальной и биологической жизни человека заменяются новыми, а на смену различным формам общественной организации постепенно приходит информационное сообщество.

     Более того, Homo Sapience превращается в Homo Informaticus: изменяются традиционные способы социализации индивида обществом, возникает потребность в иных нормах, установках и ценностях.

     Возникает новый, «виртуальный» мир, с собственными законами, всеобщей доступностью информации, правом на свободу самовыражения и своими проблемами. Однако, сегодня, этот мир и его новые законы и различные влияния остаются мало изученными.

     Молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, их специфических интересов и ценностей, сегодня становятся и исследователями виртуального мира, и его поселенцами, и его создателями, и его жертвами.

     Актуальность  исследования: XXI век кардинальным образом  преобразует предметный, знаковый и  социальный мир новыми знаковыми  системами, что особенно ярко проявляет  себя в сфере информационных технологий. Изменение условий уже определяет характер влияния на особенности развития новых поколений, особенно на развитие стиля самопрезентации и самобытия реальной личности в условиях виртуального мира.

     Особую  актуальность приобретает изучение влияния поля информационных технологий на общение в молодежной среде. В настоящее время 37-38 % аудитории российского Интернета составляют юноши в возрасте от 17 до 25 лет (www.internet.ru, www.yandex.ru, Ассоциация РЕЛАРН), при этом количество молодежи, общающейся и ищущей новую информацию в Интернете растет чрезвычайно быстро.  Интернет специфичен и мало напоминает реальное общение и именно поэтому требует подробного исследования.

     Вышеперечисленные факторы формируют проблему преобразование общения среди молодежи под влиянием современных информационных технологий.

     В данной работе мы попытаемся раскрыть и выявить каким образом и  на сколько СМИ влияют на становление  личности.

Цель: Изучить влияния СМИ на процесс становление личности подростка

Задачи  работы:

       1) Изучение литературы по проблеме исследования

        2) Рассмотреть роль СМИ в обществе.

        3) Изучить влияние СМИ на социализацию личности.

Методы: обзор и теоретический анализ литературы по проблеме

Объект  - Процесс формирования личности

Предмет - Влияние СМИ на процесс формирования личности

Структура: работа состоит из введения двух глав и заключения. 
 
 
 
 

Глава 1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

1.1. Понятие информационных технологий

     Современный период развития цивилизованного общества характеризует процесс информатизации.

     Информатизация  общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит  в том, что доминирующим видом  деятельности в сфере общественного  производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена. Информатизация общества обеспечивает [18, 10]:

    • активное использование постоянно расширяющегося интеллектуального потенциала общества, сконцентрированного в печатном фонде, и научной, производственной и других видах деятельности его членов;

    • интеграцию информационных технологий в научные и производственные виды деятельности, инициирующую развитие всех сфер общественного производства, интеллектуализацию трудовой деятельности;

    • высокий  уровень информационного обслуживания, доступность любого члена общества к источникам достоверной информации, визуализацию представляемой информации, существенность используемых данных.

     Применение  открытых информационных систем, рассчитанных на использование всего массива  информации, доступной в данный момент обществу в определенной его сфере, позволяет усовершенствовать механизмы управления общественным устройством, способствует гуманизации и демократизации общества, повышает уровень благосостояния его членов. Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно-технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала индивида. [21, 128-135]

     Одно из направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования - процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных или, как их принято называть, новых информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания.

     Процесс информатизации так же затронул и  экономические отрасли. Их радикальное  усовершенствование и приспособление к современным условиям стало  возможным благодаря массовому  использованию новейшей компьютерной и телекоммуникационной техники, формирование на ее основе высокоэффективных информационно-управленческих технологий. Средства и методы прикладной информатики используются в менеджменте и маркетинге. Новые технологии, основанные на компьютерной технике, требуют радикальных изменений организационных структур менеджмента, его регламента, кадрового потенциала, системы документации, фиксирования и передачи информации. [23, 110-111]

     Новые информационные технологии значительно  расширяют возможности использования информационных ресурсов в различных отраслях промышленности, а так же в образовании спектром стандартных программных продуктов разного назначения. В связи с переходом на микропроцессорную базу существенным изменениям подвергаются и технические средства бытового, культурного и прочего назначений.

     В последние годы термин «информационные  технологии» часто выступает  синонимом термина «компьютерные  технологии», так как все информационные технологии в настоящее время, так или иначе связаны с применением компьютера. Однако, термин «информационные технологии» намного шире и включает в себя «компьютерные технологии» в качестве составляющей. При этом, информационные технологии, основанные на использование современных компьютерных и сетевых средств, образуют термин «Современные информационные технологии».[9, 92-93]

Информация о работе Влияние средств массовой информации на становление личности подростка