Влияние средств массовой информации на становление личности подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2011 в 01:13, курсовая работа

Описание

Цель: Изучить влияния СМИ на процесс становление личности подростка

Задачи работы:

1) Изучение литературы по проблеме исследования

2) Рассмотреть роль СМИ в обществе.

3) Изучить влияние СМИ на социализацию личности.

Содержание

Введение….………………………………………………………………………….3

Глава 1. Информационные технологии как средство общения в современном мире …....……………………………………………………………7

1.1. Понятие информационных технологий………………………………………. 7

1.2. Современные информационные технологии ..………………………………12

1.3. Общение как объект изучения социальной психологии…………………….15

Глава 2. Становление личности в современном информационном пространстве ..…………………………………………………………………… 21

2.1. Становление личности в подростковом возрасте ………………..………… 21

2.2. Влияние современных СМИ на формирование личности ………………… 30

Заключение .……………………………………………………………………… 45

Список литературы……………………………………………………………… 48

Работа состоит из  1 файл

Влияние СМИ на формирование личности подростка.doc

— 201.50 Кб (Скачать документ)

      • Вторая сторона общения - взаимодействие общающихся — обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. Совместная деятельность и общение протекают в условиях социального контроля, осуществляемого на основе социальных норм — принятых в обществе образцов поведения, регламентирующих взаимодействие и взаимоотношения людей, что позволяет человеку соотносить формы своего поведения с эталонами, отбирать нужные, социально одобряемые, направлять и регулировать свои отношения с другими людьми. Социальный контроль в процессах взаимодействия осуществляется в соответствии с репертуаром ролей, «используемых» общающимися людьми. Под ролью понимается нормативно одобряемый образец поведения, ожидаемый окружающими от каждого, кто занимает данную социальную позицию. Один и тот же человек, как правило, выполняет различные роли, входя в различные ситуации общения. Исполнение роли обязательно получает общественную оценку, и сколько-нибудь значительное отклонение от образца осуждается.[12, 53]

     • Третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга. Перцептивный аспект общения — это восприятие, понимание и оценка человека человеком. [12, 53-54]

     Познавая  других людей, индивид получает возможность  лучше, более надежно определить перспективы совместной деятельности с ними. Петровский выделяет три  важнейших механизма межличностного восприятия [25, 418-419]: идентификация, рефлексия и cтереотипизация.

     • Идентификация — это способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его характеристикам самого субъекта.

     • Осознание субъектом того, как он сам воспринимается партнером по общению, выступает в форме рефлексии.

     • Стереотипизация — классификация форм поведения и интерпретация их причин путем отнесения к уже известным или кажущимся известными явлениями, т.е. отвечающим социальным стереотипам. Стереотип — сформировавшийся образ человека, которым пользуются как штампом.

     Б. Г. Ананьев определяет общение как  механизм, посредством которого устанавливаются  и развиваются связи человека с «миром предметов» и «миром людей». [1, 301]

     Общение определяется им как ведущий вид  деятельности. Особой и главной характеристикой общения как деятельности является то, что через него человек строит свои отношения с другими людьми. Межличностное взаимодействие всегда определяется системой общественных отношений, в которую оно включено, но поскольку оно также постоянно выступает как межиндивидуальная связь и индивидуальная форма деятельности, в структуре и динамике общения невозможно отделить личное от общественного, провести резкую грань между ними. На любом уровне и при любой сложности поведения личности существует взаимозависимость между [1, 303]:

а) информацией  о людях и межличностных отношение;

б) коммуникацией  и саморегуляцией поступков человека в процессе общения;

в) преобразованием  внутреннего мира самой личности. Общественные отношения создают тип личных отношений общения (привязанности, вкусы и т. п.). На основе этих индивидуальных отношений общения и формируются коммуникативные черты характера.

     В отличие от отечественных психологов, западные психологи решали сугубо практические задачи, вырабатывали техники оптимизации общения. Каждое направление по-своему определяет природу общения, ведущие причины, препятствующие эффективному общению  и способы преодоления этих причин.

     Наиболее  полно процесс общения описан Э.Берном. Разрабатывая свою концепцию, Э. Берн опирался на психоанализ, гуманистическую психологию, мифологию, а также использовал идеи когнитивно-бихевиорального подхода. Им был разработан особый метод – метод транзактного анализа (далее ТА). ТА можно определить как уникальную теоретическую модель личности, ее внутренней и внешней коммуникации, в рамках которой была разработана система разнообразных практических технологий психологической коррекции взаимодействия. Цель ТА - понимание и действие, направленные на развитие и позитивные изменения человеческого взаимодействия. ТА раскрывает законы внутриличностного и межличностного взаимодействия. [3, 39-40]

     Стоит выделить еще одно направление, ориентированное  только на решение практических задач. Основная проблема, которой занимаются психологи в рамках нейролингвистического программирования (НЛП) - разработка продуктивной стратегии общения. НЛП рассматривает любые возможности человека как обыкновенные и доступные каждому навыки и открывает путь к их пониманию и освоению.

     В фокусе анализа лежит процесс взаимодействия как таковой, а не его содержание. Задача НЛП - разработать модель исключительно успешного поведения, которую можно было бы воспроизводить и использовать.[27, 26-28]

     НЛП - это технология коммуникации и  изменения, основанная на изучении структуры субъективного опыта человека, включающая в себя набор эффективных инструментов и методологию их использования.[27, 26]

     Таким образом, можно утверждать, что существует множество теорий, дающих определение  понятию «общение». И каждая из теорий использует свой особый подход к раскрытию этого понятия.

     В своем исследовании мы будем опираться  на исследования отечественных психологов, рассматривающих общение, как необходимое  условие бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом, как ведущий вид деятельности, посредством которого человек строит свои отношения с другими людьми. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ

2.1. Становление личности в подростковом возрасте

     На  вопрос, что такое личность, психологи  отвечают по-разному, и каждое определение  личности заслуживает того, чтобы  учесть его в поисках глобального  определения личности.

     Личность  чаще всего определяют в совокупности социальных, приобретенных качеств человека. В понятие “личность” обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.[25, 45]

     Изучению  проблемы личности уделяют пристальное  внимание представители различных  наук: философы и педагоги, писатели и социологи, психологи и юристы. Современная психология выделяет следующие  существенные понятия этого термина [1, 47]:

     1. Личность — это человек, обладающий определенными, лишь ему одному присущими физическими и психическими особенностями. Поэтому, говоря о конкретной личности, мы говорим и об индивидуальности. Индивидуальность — это неповторимое сочетание физических и психических особенностей, их сочетаний, форм, степени выраженности, отличающее данного человека от других людей. К индивидуальному своеобразию личности относится не только наличие или отсутствие какого-либо свойства, но и своеобразие степени выраженности данного свойства, и его различные сочетания с другими качествами личности.

     2. Личность — это представитель  определенного общества, гражданин.  Чем более полно личность выражает  в своих устремлениях, идеях, делах,  мировоззрении передовые идеи  общества, чем большими возможностями, знаниями, способностями она обладает, тем более положительной, прогрессивной, ценной она является. Отрицательные личности (воры, хулиганы и т.п.) выражают те консервативные, отживающие идеи, в борьбе с которыми происходит неизменное прогрессивное развитие новых общественных отношений и нового человека.

     3. Личностью называют человека-деятеля,  активно участвующего в жизни  общества, в его борьбе за решение  как больших, так и более  частных задач. Личностью является  человек, занятый общественным  трудом. Одной из наиболее существенных черт личности является ее активность. По тому, что человек делает и как делает, по его отношению к своей деятельности судят о степени общественной воспитанности личности.[1, 47]

     4. Особенности личности сказываются  на характере и протекании  психических процессов. Направленность  личности, ее интересы, установки,  придают всем психическим процессам  четкий избирательный характер. Особенности личности проявляются  и в том, как она отражает окружающее. Типологические особенности высшей нервной деятельности человека выступают в едином сплаве с приобретенными в процессе жизни чертами, образуя своеобразный внутренний облик, или характер человека.[1, 48]

     5. Личность обладает самосознанием.  Зрелый человек  не только познает окружающую жизнь и оценивает происходящие вокруг события, он знает и себя, умеет оценить свои поступки, намерения, поведение с позиций общественно признанных норм морали. Л.И. Божович считает, что личностью можно считать только такого человека, который достиг определенного уровня самопонимания, а все психические процессы и свойства приобрели известную структуру. При таких высоких требованиях личностью может быть назван только вполне сложившийся и воспитанный человек.[1, 50]

     Подростковый возраст называют трудным (11-14 лет). Действительно, этому возрасту свойственна крайняя неуравновешенность, резкость, быстрая смена настроений, он труден для окружающих своей чрезвычайной противоречивостью.[1, 58]

     Часто бывает трудным определить четкие границы этого периода. Конечно, наиболее надежным показателем наступления взрослости является эмоциональная зрелость, а не такие критерии, как половоззрелость, завершение образования, вступление в брак или появление детей.

     В подростковом и юношеском возрасте человек пытается приспособиться к социальному давлению и установить равновесие между внешними и внутренними ценностями. Подрастающее поколение очень чутко реагирует на окружающее общество — его ценности, экономические и политические противоречия, неписанные правила. Юноши и девушки формируют ожидания и строят планы по поводу собственного будущего; эти ожидания в какой-то степени зависят от культурной и исторической обстановки, в которой они живут.[7, 56-57]

     Период  отрочества-юности совпадает с рядом физиологических изменений, в результате которых тело ребенка превращается в тело взрослого человека. Возраст наступления половой зрелости колеблется в довольно широких пределах. В среднем этот процесс начинается в 11-12 лет. Изменения эти происходят резко и часто довольно внезапно, поэтому подросткам и членам их семей приходится быстро адаптироваться к новому образу, говорящему, что детство осталось позади.

     С физиологической точки зрения подростковый возраст по скорости биологических  изменений можно сравнить с фетальным периодом внутриутробного развития (с 3го месяца беременности до родов) и с двумя первыми годами жизни [20, 315-316]. Однако в отличие от младенцев подростки, наблюдая за этим процессом, испытывают горести и радости; они наблюдают за происходящим со смешанным чувством интереса, восхищения и ужаса.

     Биологическими  признаками наступления отрочества являются заметное увеличение скорости роста, быстрое развитие репродуктивных органов и появление вторичных  половых признаков. Некоторые изменения  встречаются у обоих полов, но большинство имеет половую специфику.

     Обычно  изменениям пубертатного периода предшествует увеличение жировых отложений в  организме; некоторые дети в этот период заметно поправляются. Также  в этот период резко возрастает количество гормонов, влияющих на рост подростков. Скорость развития у мальчиков и девочек различна. В среднем у девочек скачок роста и другие биологические изменения пубертатного периода происходят примерно на 2 года раньше, чем у мальчиков. Но существуют очень большие индивидуальные различия в скорости развития представителей одного пола. Также различны признаки созревания мальчиков и девочек.[20, 410-411]

     У мальчиков первым признаком пубертата  является ускорение роста яичек  и мошонки. Примерно через год  после этого наблюдается аналогичное ускорение роста пениса. Между этими двумя событиями начинают появляться волосы на лобке. Имеет место увеличение сердца и легких. В период от 11ти до 16ти лет происходит первое семяизвержение, наступающее либо при мастурбации, либо во сне (поллюции).[4,114]

     У девочек первым признаком полового созревания обычно является набухание  области сосков. Одновременно происходит развитие матки и влагалища вместе с заметным увеличением наружных половых органов. Менструации (менархе) — вероятно, самый драматичный и символичный признак изменения статуса девочки. Период появления месячных колеблется между 9,5 и 16,5 года.[4, 115]

Информация о работе Влияние средств массовой информации на становление личности подростка