Влияние средств массовой информации на становление личности подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2011 в 01:13, курсовая работа

Описание

Цель: Изучить влияния СМИ на процесс становление личности подростка

Задачи работы:

1) Изучение литературы по проблеме исследования

2) Рассмотреть роль СМИ в обществе.

3) Изучить влияние СМИ на социализацию личности.

Содержание

Введение….………………………………………………………………………….3

Глава 1. Информационные технологии как средство общения в современном мире …....……………………………………………………………7

1.1. Понятие информационных технологий………………………………………. 7

1.2. Современные информационные технологии ..………………………………12

1.3. Общение как объект изучения социальной психологии…………………….15

Глава 2. Становление личности в современном информационном пространстве ..…………………………………………………………………… 21

2.1. Становление личности в подростковом возрасте ………………..………… 21

2.2. Влияние современных СМИ на формирование личности ………………… 30

Заключение .……………………………………………………………………… 45

Список литературы……………………………………………………………… 48

Работа состоит из  1 файл

Влияние СМИ на формирование личности подростка.doc

— 201.50 Кб (Скачать документ)

     И.В. Роберт под средствами современных информационных и коммуникационных технологий понимает программные, программно-аппаратные и технические средства, а так же устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам компьютерных сетей (в том числе глобальных).[7, 126-130] К средствам современных информационных и коммуникационных технологий относятся ЭВМ, ПЭВМ, комплекты терминального оборудования для ЭВМ всех классов, локальные вычислительные сети, устройства ввода-вывода информации, средства ввода и манипулирования текстовой и графической информацией, средства архивного хранения больших объемов информации и другое периферийное оборудование современных ЭВМ; устройства для преобразования данных из графической или звуковой формы представления данных в цифровую и обратно; средства и устройства манипулирования аудиовизуальной информацией (на базе технологий Мультимедиа и «Виртуальная реальность»); системы искусственного интеллекта; системы машинной графики, программные комплексы (языки программирования, трансляторы, компиляторы, операционные системы, пакеты прикладных программ и пр.) и др.; современные средства связи, обеспечивающие информационное взаимодействие пользователей как на локальном уровне (например, в рамках одной организации или нескольких организаций), так и глобальном (в рамках всемирной информационной среды). [14, 25]

     Бурное  развитие компьютерной техники и  информационных технологий послужило  толчком к развитию общества, построенного на использовании различной информации и получившего название информационного общества.

     Мануэль Кастельс в своей работе «Информационная  эпоха: экономика, общество и культура»  пишет о том, что новое общество возникает, когда (и если) наблюдается структурная реорганизация в производственных отношениях, отношениях власти и отношениях опыта. Эти преобразования приводят к одинаково значительным модификациям общественных форм пространства и времени и к возникновению новой культуры.[12, 431]

     В этой новой системе производства труд переопределен в своей роли производителя и резко дифференцирован в соответствии с характеристиками рабочих. Существует большое различие между тем, что я называю родовым' трудом, и самопрограммируемым трудом. Ключевым критерием разделения этих двух видов труда является образование и возможность доступа к более высоким уровням образования, т. е. включенные в структуру труда знания и информация. Понятие образования должно быть определено посредством навыков. Навыки могут быстро стать устаревшими в связи с технологическими и организационными изменениями. Образование (как нечто отличное от воспитания детей и студентов) - это процесс, посредством которого люди (т. е. рабочая сила) приобретают способность постоянно изменять необходимые навыки для данной задачи и обращаться к источникам для обучения этим навыкам. Всякий получающий образование в адекватном организационном климате может перепрограммировать себя в соответствии с бесконечно изменяющимися задачами процесса производства.[16, 75]

     Фундаментальными  социальными разломами в информационную эпоху являются: во-первых, внутренняя фрагментация рабочей силы на информациональных  производителей и заменяемую родовую  рабочую силу; во-вторых, социальное исключение значительного сегмента общества, состоящего из сброшенных со счетов индивидов, чья ценность как рабочих/потребителей исчерпана, и чья значимость как людей игнорируется; и, в-третьих, разделение рыночной логики глобальных сетей потоков капитала и человеческого опыта жизни рабочих. [8, 100-101]

     Трансформация отношений опыта связана главным  образом с кризисом патриархальности, глубоким переосмыслением семьи, отношений  полов, сексуальности и, как следствие, личности. Структурные изменения (связанные  с информациональной экономикой) и социальные движения (феминизм, женские движения, сексуальная революция) бросают вызов патриархальной власти по всему миру, хотя и в разных формах и различной остроты в зависимости от культурных/институциональных контекстов. Будущее семьи неопределенно, но с патриархальностью все ясно: она может выжить только под защитой авторитарных государств и религиозного фундаментализма.[15, 48-49]

     Таким образом, благодаря современным  информационным технологиям, помимо исторически  сложившихся реалий, в конце XX века появляется своеобразная разновидность реалий - Виртуальная реальность (ВР), которая по-новому сочетает знаковые, предметные и социальные реалии.

     Технология  — это комплекс научных и инженерных знаний, реализованных в приемах  труда, наборах материальных, технических, энергетических, трудовых факторов производства, способах их соединения для создания продукта или услуги, отвечающих определенным требованиям. Поэтому технология неразрывно связана с машинизацией производственного или непроизводственного, прежде всего, управленческого процесса.[24, 314] Управленческие технологии основываются на применении компьютеров и телекоммуникационной техники.

     Согласно  определению, информационная технология — это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Сами информационные технологии требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их введение должно начинаться с создания математического обеспечения, формирования информационных потоков в системах подготовки специалистов. [24, 316] 

1.2. Современные информационные технологии

     Современное материальное производство и другие сферы деятельности все больше нуждаются  в информационном обслуживании, переработке  огромного количества информации. Универсальным техническим средством обработки любой информации является компьютер, который играет роль усилителя интеллектуальных возможностей человека и общества в целом, а коммуникационные средства, использующие компьютеры, служат для связи и передачи информации. Появление и развитие компьютеров - это необходимая составляющая процесса информатизации общества.[5, 26-28]

     Информатизация  общества является одной из закономерностей  современного социального прогресса. Этот термин все настойчивее вытесняет широко используемый до недавнего времени термин «компьютеризация общества». При внешней похожести этих понятий они имеют существенное различие.

     При компьютеризации общества основное внимание уделяется развитию и внедрению технической базы компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов переработки информации и ее накопление.[6, 209]

     При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования  достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности.

     Таким образом, «информатизация общества»  является более широким понятием, чем «компьютеризация общества», и  направлена на скорейшее овладение  информацией для удовлетворения своих потребностей. В понятии «информатизация общества» акцент надо делать не столько на технических средствах, сколько на сущности и цели социально-технического прогресса. Компьютеры являются базовой технической составляющей процесса информатизации общества.

     Информатизация  на базе внедрения компьютерных и телекоммуникационных технологий является реакцией общества на потребность в существенном увеличении производительности труда в информационном секторе общественного производства, где сосредоточено более половины трудоспособного населения. Так, например, в информационной сфере США занято более 60% трудоспособного населения, в СНГ — около 40%.[3, 36]

     С современной точки зрения использование телефона в первые годы его существования выглядит довольно смешно. Руководитель диктовал сообщение своему секретарю, который затем отправлял его из телефонной комнаты. Телефонный звонок принимали в аналогичной комнате другой компании, текст фиксировали на бумаге и доставляли адресату. Потребовалось много времени, прежде чем телефон стал таким распространенным и привычным способом сообщения, чтобы его стали, использовать, так, как мы это делаем сегодня: сами звоним в нужное место, а с появлением сотовых телефонов – и конкретному человеку.[10, 54]

     В наши дни компьютеры, в основном, применяются как средства создания и анализа информации, которую затем переносят на привычные носители (например, бумагу). Но теперь, благодаря широкому распространению компьютеров и созданию Интернета, впервые можно при помощи своего компьютера общаться с другими людьми через их компьютеры. Необходимость использования распечатанных данных для передачи коллегам устраняется подобно тому, как бумага исчезла из телефонных переговоров. Сегодняшний день, благодаря использованию Web, можно сравнить с тем временем, когда люди перестали записывать текст телефонных сообщений: компьютеры (и их связь между собой посредством Интернета) уже настолько широко распространены и привычны, что мы начинаем использовать их принципиально новыми способами. WWW – это начало пути, на котором компьютеры по – настоящему станут средствами связи.

     Интернет  предоставляет беспрецедентный  способ получения информации. Каждый, имеющий доступ к WWW, может получить всю имеющуюся на нем информацию, а также мощные средства ее поиска. Возможности для образования, бизнеса и роста взаимопонимания между людьми становятся просто ошеломляющими [19, 10-11]. Более того, технология Web позволяет распространять информацию повсюду. Простота этого способа не имеет аналогов в истории. Для того чтобы сделать свои взгляды, товары или услуги известными другим, больше нет необходимости покупать пространство в газете или журнале, платить за время на телевидении и радио. Web делает правила игры одинаковыми для правительства и отдельных лиц, для малых и больших фирм, для производителей и потребителей, для благотворительных и политических организаций. World Wide Web (WWW) на Интернете – это самый демократичный носитель информации: с его помощью любой может сказать и услышать сказанное без промежуточной интерпретации, искажения и цензуры, руководствуясь определенными рамками приличия. Интернет обеспечивает уникальную свободу самовыражения личности и информации.[23, 110]

     Подобно использованию внутренних телефонов  компаний для связи сотрудников  между собой и внешним миром, Web применяется как для связи внутри организации, так и между организациями и их потребителями, клиентами и партнерами. Та же самая технология Web, которая дает возможность небольшим фирмам заявить о себе на Интернете, крупной компанией может использоваться для передачи данных о текущем состоянии проекта по внутренней интрасети, что позволит ее сотрудникам всегда быть более осведомленными и, значит, более оперативным по сравнению с небольшими, проворными конкурентами. Применение интрасети внутри организации для того, чтобы сделать информацию более доступной для своих членов, также является шагом вперед по сравнению с прошлым. Теперь, вмело того, чтобы хранить документы в запутанном компьютерном архиве, появилась возможность (под контролем средств защиты) легко производить поиск и описание документов, делать ссылки на них и составлять указатели. Благодаря технологии Web бизнес, равно как и управления, становится более эффективным.[23, 111-113]

1.3. Общение как объект изучения социальной психологии

     На  данный момент существует множество различных психологических направлений, каждое их которых дает свое определение общения, выделяя  ведущую детерминанту, обуславливающую возникновение, ход и виды общения. Среди них можно выделить те, которые внесли наибольший вклад в разработку проблемы общения[1, 120-122]:

         Отечественная психология: (московская и ленинградская школы)

         Психоаналитическое направление

         Психогенетическое направление

         Нейролингвистическое  программирование

А. А. Бодалев  дает следующее определение общения:

     «Общение  — это взаимодействие людей, при  котором они познают друг друга, вступают в те или иные взаимоотношения  и при котором между ними устанавливается  определенное взаимообращение».[13, 81]

     Бодалев рассматривает межличностное общение  как необходимое условие бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Общение может быть самостоятельным видом деятельности, но чаще всего оно оказывается вплетенным в ту или иную деятельность  и тогда оно модифицируется согласно условиям этой деятельности. На общение влияют характеристики общности, где протекает общение, и главная для данной общности деятельность. Общности, к которым принадлежит человек, формируют эталоны общения, задают образцы поведения, которым личность приучается следовать при взаимодействии с другими людьми. [16, 93-94]

     А.В. Петровский рассматривает общение  как многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый  потребностями совместной деятельности.[12, 53]

Петровский  выделяет три стороны процесса общения [12, 54-55]:

      • Первая - обмен информацией между участниками совместной деятельности, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Человек, адресующий информацию другому человеку (коммуникатор), и тот, кто ее принимает (реципиент), для осуществления целей общения и совместной деятельности должны пользоваться одной и той же системой кодификации и декодификации значений. Обмен информацией становится возможен, если значения, закрепленные за используемыми знаками, известны участвующим в общении лицам, т.е. они используют общий язык.

Информация о работе Влияние средств массовой информации на становление личности подростка