Влияние средств массовой коммуникации на личность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 13:47, курсовая работа

Описание

Современное общество можно охарактеризовать как информационное общество, главным богатством которого является информация. Объективной закономерностью развития такого общества стала интенсификация информационных процессов: возрастают скорости передачи сообщении; увеличивается объем передаваемой информации; ускоряется ее обработка. Этот процесс может оказывать негативное влияние на человека, приводя к информационным перегрузкам, что в свою очередь ослабляет способность думать, размышлять.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие личности и социальной коммуникации……………………7
1.1. Личность. Я - концепция личности………………………………………...7
1.2. Понятие, модели и функции социальной коммуникации………………..14
Глава 2. Влияние СМК на личность……………………………………………21
2.1. Особенности влияние СМК…………….………………………………......21
2.2. Негативное влияние СМК…………….…………………………………….25
Заключение……………………………………………………………………….28
Список используемой литературы……………………………………………...30

Работа состоит из  1 файл

курсовая-балдина.doc

— 175.00 Кб (Скачать документ)

Ульяновский государственный университет

Факультет гуманитарных наук и социальных технологий

Кафедра социологии и политологии 
 
 

Курсовая  работа

Влияние средств массовой коммуникации на личность. 
 

Автор курсовой работы: _______             _______           Балдина Ю.М.

                                             (подпись)                                 (дата) 

Специальность: 040201 социология

Группа С-21

Руководитель  работы:

К. филос. н., доцент

Кафедры социологии и

политологии                    _______             _______           Алхасов А.Я.

                                             (подпись)                                 (дата) 
 
 
 
 
 

Ульяновск 2010

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Понятие  личности и  социальной коммуникации……………………7

1.1. Личность. Я - концепция личности………………………………………...7

1.2. Понятие, модели и функции социальной коммуникации………………..14

Глава 2. Влияние СМК на личность……………………………………………21

2.1. Особенности  влияние СМК…………….………………………………......21

2.2. Негативное влияние СМК…………….…………………………………….25

Заключение……………………………………………………………………….28

Список используемой литературы……………………………………………...30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

Влияние СМК в настоящее время огромное психологическое влияние на сознание и формирование личности человека оказывают средства массовой коммуникации (СМК). Роль СМК связана с их влиянием на различные этапы и стороны информационного процесса в обществе. Поток информации в современном мире настолько разнообразен и противоречив, что самостоятельно разобраться в нем не в состоянии ни отдельный человек, ни даже группа специалистов, поэтому сильное воздействие оказывают именно СМК.

Современное общество можно охарактеризовать как  информационное общество, главным богатством которого является информация. Объективной закономерностью развития такого общества стала интенсификация информационных процессов: возрастают скорости передачи сообщении; увеличивается объем передаваемой информации; ускоряется ее обработка. Этот процесс может оказывать негативное влияние на человека, приводя к информационным перегрузкам, что в свою очередь ослабляет способность думать, размышлять.

Живя  в современном мире, мы постоянно  сталкиваемся со средствами массовой коммуникации. Они настолько прочно основались в нашей повседневности, что мы даже представить себе не можем своего существования без них. Для нас стало, довольно, обыденным смотреть последние новости по любимому телеканалу, узнавать счёт футбольного матча на спортивном сайте через Интернет, слушать прогноз погоды на день на волнах полюбившейся FM - радиостанции. Значение средств массовой информации в жизни современного общества трудно переоценить. Начавшееся в середине 20-го столетия бурное развитие информационных технологий заложило основу формированию общества совершенно нового типа - информационного общества-Средства массовой коммуникации занимают в развитии общества особое место. Их воздействие на человека начинается в самом раннем возрасте и продолжается всю жизнь. По сути дела в современном мире средства массовой информации взяли на себя значительную часть функций по формированию сознания людей, воспитанию их вкусов, взглядов, привычек, предпочтений. Человек, ранее сам лично не сталкивавшийся с той или иной проблемой, благодаря возможностям средств массовой коммуникации (далее СМК), смог познакомиться с самыми разнообразными проявлениями общественной жизни, составить о них определённое представление и сформировать к ним определённое отношение.

Социологическое изучение СМК современной России является актуальной задачей в силу ряда обстоятельств: усложняется сама динамика развития СМК, они стали частью повседневной жизни миллионов россиян, определяя их взгляды и мнения; СМК являются одним из важнейших агентов социализации, определяющим характер взаимодействия людей с социальной и культурной средой; СМК утрачивают однородность в смысле производства единого, общего для всех знания. С началом кардинальной трансформации российского общества в конце прошлого столетия СМК становятся важным фактором в процессе реформирования других социальных институтов, формирования новых демократических, экономических и межгрупповых отношений; принципиально новым в развитии СМК становится нелинейность процессов, происходящих в них, что неизбежно приводит к тому, что одни СМК сумели адаптироваться к современным российским реформам, в то время как другие оказались столь не адаптивны, что, в конце концов, стали распадаться, иногда бесследно исчезая.

Кроме того, были изучены работы широкого круга современных социологов и  философов, так или иначе посвященные СМК как социальному фактору.

Несмотря  на то, что исследования, которые  мы сегодня относим к коммуникативным, проводились на протяжении всего  двадцатого века в рамках различных  социальных наук, после второй мировой  войны, одновременно с развитием  информационных наук и технологий, стали оформляться новые подходы к изучению феномена коммуникации. Характерным для этих подходов было рассмотрение коммуникации как передачи информации, где необходимыми составляющими признавались источник информации, сообщение, получатель информации, канал передачи и шум. Модель была модифицирована в коммуникативной литературе и получила широкое распространение как модель информационной трансмиссии. По сей день, несмотря на признанные ограничения, акцентирующие линейный, однонаправленный характер коммуникации, эта модель широко используется в коммуникативной теории и практике, особенно в массовой коммуникации и в публичных выступлениях

Следующий этап в становлении теории коммуникации, включающий и настоящее время, характеризуется  расширением системного подхода к анализу коммуникации. Коммуникация рассматривается как социальный процесс. Подчеркивается ее не просто интерактивный, но трансактный характер, заключающийся в том, что любой субъект коммуникации является отправителем и получателем сообщения не последовательно, а одновременно, и что любой коммуникативный процесс включает в себя, помимо настоящего (конкретной ситуации общения), непременно и прошлое (пережитый опыт), а также проецируется в будущее.

То, что средства массовой коммуникации оказывают огромное влияние на личность и, зачастую полностью, формируют общественное мнение, непреложный факт. Мы каждый день получаем из прессы новости и информацию, которая процентов на семьдесят не подлежит проверке. Мы однозначно не всегда можем сказать себе "Да, я там был, это правдивая информация", и поэтому должны просто принимать такие новости на веру, формируя свое мнение из увиденного или услышанного, что, к сожалению, не всегда бывает правдиво. Подрастающее поколение формирует свои мнения и вкусы практически на все сто процентов благодаря журналам, развлекательному телевидению и Интернету; взрослые люди, читающие газеты и считающие просмотр ежедневных телевизионных новостей обязательным, очень большой процент информации, поступившей к ним и переработанной в разговорах с семьей, друзьями или коллегами, постепенно начинают считать мнением собственным. Итог таков - средства массовой информации и коммуникации формируют практически восемьдесят процентов личного и общественного мнения.

Молодежь - это такая социальная группа, которая по максимуму использует СМИ и жадно черпает информацию разного содержания. Потому что молодые люди очень любознательны, и хотят быть в курсе всех событий, происходящих не только в их городе, но и во всём мире. Молодежь проявляет заинтересованность информацией и это - факт.

Но задумывались ли мы над тем, как могут изменить нас СМИ, которые стали неотъемлемой частью нашей жизни, или какое  влияние они на нас оказывают? Как сильно изменился мир! И эти  изменения непосредственно связаны с работой СМИ. С годами увеличивается напор в "трубах средств массовой информации", потому ее стает все больше и больше. Таким образом, естественно, возрастает информационное влияние. Именно этот вопрос я хотела бы проследить в своей курсовой работе.

Цель: изучение аспектов влияния современных средств массовой коммуникации на личность.

Объект  исследования: процесс влияния средств массовой коммуникации на личность.

Предметом исследования: СМК как инструмент воздействия на личность.

Задачи: рассмотреть виды современных СМК; выявить сущность влияния СМК на личность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Понятие личности и социальной коммуникации.

    1. Понятие о личности. Я – концепция личности.

Термин  «личность» (personality) стал обозначать спонтанные тенденции, характеризующие того или иного индивида. В древнегреческом языке слово «persona» обозначало маску, используемую актером для того, чтобы скрыть свою индивидуальность. Она представляла роль, исполняемую по ходу пьесы. Но сейчас понятие «личность» относится к тому, что скрывается за маской, к тому, что человек стал бы делать, если бы открылись благоприятные возможности. Однако до тех пор, пока такие возможности не возникают, каждый человек продолжает носить маску респектабельности — что бы это ни означало с точки зрения его эталонной группы.

Личность  чаще всего определяют в совокупности социальных, приобретенных качеств  человека. В понятие “личность” обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.

Так можно  сказать, что личность человека - это понятие, выражающее социальную сущность лица, комплекс характеризующих его признаков, свойств, связей, отношений, его нравственный и духовный мир, взятые в развитии, во взаимодействии с социальными и индивидуальными жизненными условиями. Можно выделить четыре основные стороны личности:

1) Физические  свойства: пол; возраст; особенности  физической конституции и др.

2) Социальные  свойства: к ним относятся проявления в различных сферах общественной жизни: труде, учебе, семье и др.

3) Психологические  свойства: к ним относятся соответствующие  свойства личности; возрастные особенности  психики и др.

4) Нравственно-психологические  свойства: к ним относятся: направленность личности (т.е. основная жизненная ориентация); мировоззрение (система взглядов на жизнь); интересы; устойчивая система мотивов поведения; моральные ценности принципы и нормы, которыми личность практически руководствуется в своей деятельности; правосознание данной личности; нравственные навыки и привычки личности; характер и уровень потребностей.

Так же личность формируется в Я-концепции.

Я-концепция - это обобщенное представление о  самом себе, система установок  относительно собственной личности или, как еще говорят психологи, Я-концепция - это "теория самого себя". Важно заметить, что Я-концепция является не статичным, а динамичным психологическим образованием. Формирование, развитие и изменение Я-концепции обусловлены факторами внутреннего и внешнего порядка.

Каждый  человек осуществляет биполяризацию  своих переживаний: какую-то долю он рассматривает как часть самого себя, а другую относит к тому, что существует вне его, однако обязательного пространственного или временного совпадения между границами его представления о самом себе и действительными границами его тела не существует. Каждый человек помещает самого себя как объект внутри своего символического окружения. Важно понять, что же человек считает самим собою.

Представление человека о самом себе, бесспорно, ассоциируется с его телом, оно не является прямым отражением того, что он есть, или того, что он делает. Я-концепция, как и все прочее в символическом окружении, конструируется путем избирательного восприятия и воображения. Ни один человек не может воспринять все, что происходит внутри его тела. Он избирательно реагирует на различные сигналы в различное время в зависимости от того, что он делает.

Так же как и в случае с другими  значениями, человек постигает самого себя с помощью лингвистических категорий и общих предпосылок своей культуры.

Поскольку отношение к человеку в известной  мере зависит от его физических качеств, последние оказываются важной основой для формирования Я-концепции. Все люди чувствительны к своей внешности. Иногда пластическая хирургия может осчастливить человека путем совсем небольшой операции. Следует отметить, однако, что отношение человека к своему телу зависит от избирательности восприятия.

Информация о работе Влияние средств массовой коммуникации на личность