Влияние средств массовой коммуникации на личность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 13:47, курсовая работа

Описание

Современное общество можно охарактеризовать как информационное общество, главным богатством которого является информация. Объективной закономерностью развития такого общества стала интенсификация информационных процессов: возрастают скорости передачи сообщении; увеличивается объем передаваемой информации; ускоряется ее обработка. Этот процесс может оказывать негативное влияние на человека, приводя к информационным перегрузкам, что в свою очередь ослабляет способность думать, размышлять.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие личности и социальной коммуникации……………………7
1.1. Личность. Я - концепция личности………………………………………...7
1.2. Понятие, модели и функции социальной коммуникации………………..14
Глава 2. Влияние СМК на личность……………………………………………21
2.1. Особенности влияние СМК…………….………………………………......21
2.2. Негативное влияние СМК…………….…………………………………….25
Заключение……………………………………………………………………….28
Список используемой литературы……………………………………………...30

Работа состоит из  1 файл

курсовая-балдина.doc

— 175.00 Кб (Скачать документ)

На сегодняшний  день пресса, радио и телевидение  стали неотъемлемыми атрибутами современной жизни, а в последнее время интернет и реклама.

Рассмотрим  структуру систем СМК.

Влияние прессы. Печатная продукция включает в себя различные виды изданий – газеты, журналы, альманахи, книги.

Носителем информации, распространяемой по каналам прессы, является отпечатанный текст. Это определяет некоторые особенности его влияния и восприятия массовой коммуникации:

Во-первых, читателю предоставляется возможность обзорного знакомства сразу со всем номером газеты или журнала, что позволяет ему определить приоритетность чтения того или иного материала. Наиболее важные публикации читатель может сохранить. Это позволяет ему создавать собственную базу тех или иных данных, собирать материал по интересующим его тем или иным тематическим направлениям.

Во-вторых, к печатному изданию можно  вернуться для повторного чтения, для более глубокого анализа  прочитанного ранее.

В-третьих, газету или журнал всегда можно взять  с собой или купить в киосках, реализующих печатные издания, что  способствует возможности чтения в перерывах, в транспорте, иными словами, не выделяя для этого специальное время досуга.

В-четвертых, пресса создает психологически комфортные условия для знакомства с информацией, ибо читатель имеет возможность  это делать в соответствии со своими склонностями к темпу чтения, к его ритму и последовательности.

Влияние радио. По времени возникновения в системе средств массовой коммуникации вторым является радио. Радио является устойчиво популярным СМК.

Во-первых, в структуре современных СМК радио является самым оперативным каналом информирования населения. Данное качество обеспечивается техническими особенностями производства и передачи информации, которые позволяют в любой момент времени выходить в эфир и вести репортажи прямо с места и с начало событий. Т.о., слушатели становятся как бы участниками происходящего, переживают все те эмоции, которые переживают и непосредственные участники события.

Во-вторых, в силу своей абсолютной распространенности радио стало первым международным  СМК. Оно способно вещать без границ и без применения особенной дорогостоящей техники для приемы информации, способствуя тем самым созданию мирового сообщества.

В-третьих, радио, ориентированное преимущественно на слуховое восприятие информации, оказывает ни с чем не сравнимое психологическое воздействие на личность, ибо в силу ассоциативности человеческого мышления слуховые образы переводятся в зрительные. При этом человек «видит» именно те образы, которые близки ему в силу его конкретного психического склада, что способствует определенной релаксации и самореализации личности. Иными словами, воспринимая информацию на слух, человек сам «творит» себе видеоряд, реализуя при этом весь свой психический и творческий потенциал. Эта особенность радио налагает определенные обязательства на радиожурналистов, которые только при помощи слова и звука должны уметь создать образ.

Влияние телевидение. Телевидение является последним по времени возникновения СМК. Оно охватывает самые разнообразные и широкие слои населения, многие из которых остаются вне влияния других СМК. Телевидение имеет ряд специфических особенностей.

Во-первых, возможность широкого единовременного охвата аудитории, возможность в зоне действия передачи проникать в любую точку пространства. Такое свойство специалисты в области телевидения иногда называют его вездесущностью.

Во-вторых, возможность применения аудиовизуальных  выразительных средств, т.е. наличие  движущегося изображения, сопровождаемого звуком, способствует тому, что телевизионные образы легко воспринимаются большинством людей. Это свойство называется экранностью.

В-третьих, возможность прямой передачи, прямого  эфира одновременно совместить само событие и его отображение  на экране называется непосредственностью  телевидения, которая тесно связана  с симультанностью телепередачи. Человек как бы приобщается к происходящему действию, не выходя из дома. Названные два качества имеют большое значение для психологического восприятия телевизионной информации, ибо вся телепрограмма, имеющая аудиовизуальное оформление и разворачивающаяся в режиме реального времени, обуславливает особую ее достоверность и, тем самым, повышает возможность информационного воздействия на массовое сознание.

Влияние интернета. Сегодня наряду с видеоиграми популярным времяпровождением является компьютерная сеть Интернет. Опыт развития мировых открытых сетей, особенно Интернета, позволяют говорить о начале новой эры в развитии средств и систем переработки информации. В таких сетях пользователь воспринимает себя и воспринимается другими как неотъемлемый компонент единого информационного сообщества.

Он представляет большую популярность среди представителей молодежи, т.к. несет в себе оттенки трех функций - связи (как источник коммуникаций), СМИ (как источник информации) и производства (как основы для бизнеса).

Сегодня на пути развития компьютерных информационных технологий почти полностью отсутствуют  какие-либо барьеры. Интернет - порожденная  этими технологиями система поиска и передачи информации, несомненно, в самом ближайшем будущем  приобретет абсолютный набор степеней свободы. Это явление открывает для молодого человека, стремящегося к саморазвитию, огромные возможности для творчества, обучения, моделирования и многих других областей, а виртуальные технологии, созданные и применяемые на основе понимания явления виртуальной реальности, принесут несомненную пользу как отдельно взятому человеку, так и государственной системе в целом.

Влияние рекламы. Реклама - оповещение различными способами для создания широкой известности чему-нибудь с целью привлечения потребителей, зрителей и т.п.

Реклама - это уже неотъемлемая часть нашей  жизни. Общественная потребность в рекламе появляется там, где потребитель имеет выбор, свободен делать его. Реклама развивается тем интенсивнее, чем шире становится  выбор товаров и услуг. Сейчас ее можно увидеть и услышать повсюду: по телевидению, радио, в печати, а так же через наружные средства массовой коммуникации.

СМК используют в рекламе такие глубинные мотивы влияния, как: чувство уверенности (домашние холодильники, кондиционеры воздуха); надёжность (мыло, патентованные фармацевтические средства); самоудовлетворение (экскаваторы: машинисты обижались на то, что их изображают едва видными по сравнению с машинами; продажа усилилась, когда на рекламе стали показывать машинистов хозяевами машин, а не придатком к ней); творческие наклонности; объекты любви; бессмертие (страхование жизни: женщин надо страховать, не напоминая им, что они стареют; мотивы настойчивости и пользы страхового агента, а также обеспеченности семьи после смерти застрахованного кормильца бессмысленны. Надо обещать застрахованному "надежду на бессмертие", достигаемое через гарантию от забвения: мужчина и после смерти будет руководить своей семьей - "герой, вечный защитник, кормилец, утешитель и руководитель").

В рекламной  деятельности обращение к положительным эмоциям является аксиомой. Кто и когда ее установил, не совсем ясно, а безапелляционный и долженствующий тон такого рода аксиом (реклама должна вызывать позитивные эмоции) вызывает, по крайней мере ,недоумение. Но, в ряде случаев откровенно сложно сделать «позитивную» рекламу.

Когда речь идет о эмоциях, необходимо помнить две важные вещи. Одну из них запомнить очень просто, ибо: любые сильные эмоции являются основой для долговременного запоминания.

Второй эмоциональный закон заключается в том, что в абсолютном большинстве случаев поведение человека организуется по принципу: поиск приятного, избегание неприятного.

Если  взять в целом особенности влияние СМК, то можно выделить несколько положительных моментов:

  1. СМК держит молодежь в курсе всех происходящих событий, таким образом, удаляя "информационный голод"
  2. Средства массовой информации повышает общую, в том числе и политическую культуру населения;
  3. Служит для взаимного информирования властей и населения;

снимают социальную напряженность.

Таким образом можно сказать, что благодаря СМК формируется общественное мнение – состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям действительности. Например, существует четко сформулированное общественное мнение в отношении таких глобальных общечеловеческих проблем, как предотвращение экологической катастрофы, термоядерной, биологической войны и т.д.

2.2. Негативное влияние  средств массовой  коммуникации.

Задача  СМК в процессе убеждения - создать прочное, устойчивое отношение к данному явлению. Благодаря своей биологической природе, человек подвержен внушению, подражательности и заразительности. Сама по себе деятельность СМК, ставящая задачей внушить что-либо обществу, является негуманной, поскольку люди не могут контролировать направленное на них воздействие и, соответственно, оказываются бессильными перед подобными внушениями.

За последнее  десятилетие накапливаются данные, свидетельствующие о все более деструктивном влиянии многих средств массовой коммуникации (СМК) на психическое здоровье населения. Это вызывает тревогу и озабоченность медицинской общественности и широких кругов общества.

Институтом  мировой литературы и администрацией Рязанской области в октябре 2002 году указывалось на необходимость противодействия СМК и прежде всего телевидению, воспитывающих культ силы, агрессивность, нравственную вседозволенность, растлевающих детские души, следствием чего является искаженное формирование личности, девиантные и делинквентные формы поведения детей и подростков. В средствах массовой коммуникации продолжается скрытая пропаганда жестокости и насилия», что подтверждается рядом социологов. Телевидение стало генератором насилия. Оно не только отражает реальную действительность, но и формирует ее. Практически во всех современных сериалах, фильмах, и даже мультфильмах существует насилие. Термин "телевизионное насилие" давно используется в научном лексиконе и объединяет в себе демонстрацию нанесения повреждения или ущербов персонажам телевизионных программ или фильмов. С одной стороны существует множество исследований, результаты которых свидетельствуют, что просмотр сцен насилия по телепрограммам и фильмам связанный с последующей агрессией. Было доказано, что теленасилие может стать причиной кратковременного возбуждения и так званых "эффектов моделирования"

СМК являются также источниками пошлой информации, порнографии. В телевидении транслируется  множество эротических фильмов, которые развращают, опошляют современную молодежь. Страшно то, что эту пошлость, нечистоту мы видим не только по телевидению, но и в газетах, журналах, в сети Интернет - везде. Можно проследить негативное воздействие телевидения на половую жизнь подростков. "Ценности, нормы и стереотипы половой жизни, которые транслируют СМК, очень часто далеки от реальности, ориентируют молодых людей на бесправные половые связи, которые не опираются на взаимные чувства любви и ответственности, провоцируют и стимулируют и без того повышенную подростковую сексуальность.

На телеэкранах  российского телевидения почти  ежедневно освещаются в подробностях «кладбищенские», по выражению «Московского комсомольца», новости, траурные события, катастрофы, убийства, несчастные случаи, жертвы, их плачущие родственники. Зрелище  смерти регулярно вводится почти в каждую квартиру, каждую семью. В силу психологического механизма сопереживания, эмпатии, эмоционального резонанса подобное зрелище вызывает у многих телезрителей чувство сострадания, снижение настроения, тревогу за своих близких, которые могут оказаться в кризисных или чрезвычайных ситуациях. Отрицательные эмоции, возникающие при просмотре указанных телепередач, в результате их накопления и суммации могут приводить к подрыву психического здоровья, повышению уровня тревожности, нарушениям сна, развитию предневротических и невротических расстройств.

Таким образом телевидение и другие СМК становятся источником и средством доставки в сознание людей разнообразных социально-стрессовых воздействий, многократно тиражируемых, что способствует развитию массовых социально-стрессовых расстройств в форме разнообразных невротических, депрессивных, тревожных, соматоформных, психосоматических расстройств. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

Исследование  показало, что средства массовой информации занимают огромное место в жизни отдельного человека и общества в целом. Телевидение, радио, печать, Интернет, реклама стали основными источниками информации, формирующими внутренний мир человека. Если всего столетие назад внутренний мир людей формировался на основе их личного общения, профессиональной деятельности, путешествий, то сегодня совсем не нужно быть очень активным человеком, чтобы узнать новости с другой стороны планеты, незачем выходить из дома для общения с людьми.

Информация о работе Влияние средств массовой коммуникации на личность