Влияние средств массовой коммуникации на личность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 13:47, курсовая работа

Описание

Современное общество можно охарактеризовать как информационное общество, главным богатством которого является информация. Объективной закономерностью развития такого общества стала интенсификация информационных процессов: возрастают скорости передачи сообщении; увеличивается объем передаваемой информации; ускоряется ее обработка. Этот процесс может оказывать негативное влияние на человека, приводя к информационным перегрузкам, что в свою очередь ослабляет способность думать, размышлять.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие личности и социальной коммуникации……………………7
1.1. Личность. Я - концепция личности………………………………………...7
1.2. Понятие, модели и функции социальной коммуникации………………..14
Глава 2. Влияние СМК на личность……………………………………………21
2.1. Особенности влияние СМК…………….………………………………......21
2.2. Негативное влияние СМК…………….…………………………………….25
Заключение……………………………………………………………………….28
Список используемой литературы……………………………………………...30

Работа состоит из  1 файл

курсовая-балдина.doc

— 175.00 Кб (Скачать документ)

По мнению одного из виднейших представителей современной коммуникативистики, профессора Амстердамского университета Дэ-ниса МакКуэйла, сам термин «массовая коммуникация» возник в конце 30-х годов XX в., фиксируя распространение новых способов массовой передачи социальной информации — развитие радиовещания (20-е годы), позже телевидения (40-е годы) и их все возрастающую роль в обществе. Это объединенное расширенное понятие для обозначения прессы и вещания отразило новый этап в развитии общества — появление современных масс-медиа.

В современном  научном и повседневном языке, наряду с понятием массовая коммуникация используется понятие "медиа". Понятие имеет  латинское происхождение. В современном  словаре можно найти следующие определения родственных терминов: mediate- середина, сердцевина; medianus - находящийся посреди; mediator - посредник4. Применительно к обсуждаемой нами предметной области о медиа можно говорить в различных аспектах - "среднего положения" и "опосредованности".

Средства  коммуникации занимают среднее, промежуточное  положение в коммуникационной цепочке  отправитель — канал — получатель сообщения. Медиа представляют собой  механизм связи между отправителем и получателем сообщения. Посредством медиа замыкается цикл информационного обмена, создаются условия для реализации массовой коммуникации.

Сегодня массовая коммуникация рассматривается  как процесс передачи информации большим группам людей с помощью специальных средств — масс-медиа (mass media) или средств массовой информации (СМИ).

Существует  несколько возможностей изучения такого явления, как массовая коммуникация. Прежде всего это медиаориентированный подход, исходящий из посылки об относительной автономности средств массовой коммуникации в обществе. Его используют преимущественно представители самих средств массовой коммуникации, которые склонны к преувеличению собственной роли в обществе, подчеркиванию всеобъемлющего характера и чуть ли не всемогущества современных СМИ. При этом в качестве определяющих факторов рассматриваются либо технологические возможности массовой коммуникации, либо особенности ее содержания.

Используемый  автором подход может быть определен  как социально ориентированный, рассматривающий массово-коммуникативные процессы как зависимые и определяемые процессами более общего порядка, прежде всего социально-политическими и экономическими. В этом смысле теория массовой коммуникации является, по сути, приложением к теориям более высокого уровня, но не в оценочном смысле (выше значит лучше), а в отношении степени обобщения.

Основные  функции массовой коммуникации в  обществе

I. Информационная функция:

• информирование о событиях и условиях жизни в  обществе и

мире;

• информационное обеспечение инновационных процессов;

II. Функция социальной связи:

• интерпретация  происходящего;

• поддержка  существующих норм и властных отношений;

социализация;

• координация  разнонаправленной социальной активности,

• формирование общественного согласия;

III. Функция обеспечение преемственности:

• выражение  образцов доминирующей культуры, "узнавание"

• субкультур, новых культурных направлений;

• поддержание  общности социальных ценностей;

IV. Рекреативная функция:

• создание возможностей для отдыха и развлечения;

• снижение социальной напряженности;

V. Функция мобилизации:

• организация  кампаний в связи с актуальными  целями в политике, экономике, социальной сфере.  

В соответствии с нижеприведенными функциями СМК  по отношению к индивидуальным потребностям сформулируйте вопросы для анкеты, чтобы выяснить как распределяются студенты группы С-21 по охвату их данными функциями. Например «Какие передачи телевидения Вы смотрите?», «Какие газетные статьи Вы читаете?» и т.д. 
 

На  индивидуальном уровне функции СМК  предполагают удовлетворение следующих  потребностей индивида:

I. Информационная функция:

• получение информации о событиях и условиях жизни непосредственного  окружения, общества, мира в целом;

• обучение и самообразование;

• поиск советов, необходимой информации для принятия решений;

II. Функция личностной идентификации:

• подкрепление индивидуальных ценностей;

• получение сведений о моделях  и нормах поведения;

• идентификация с ценностями других;

• достижение понимания самого себя;

III. Функция интеграции в обществе и общения:

• формирование основы для диалога, социального общения;

• помощь в реализации социальных ролей, понимания положения другого, переживания;

• возможность общения с семьей, друзьями, обществом;

IV. Функция развлечения:

• эмоциональная разрядка;

• заполнение свободного времени;

• эскапизм, уход от проблем;

• получение эстетического наслаждения;

• сексуальное возбуждение.

    Говоря  о дисфункциях (т.е. нарушении в  деятельности системы ) СМК, будем иметь в виду, что это "измерение" отражает ситуацию несоответствия реализации определенных функций на различном уровне. Т.е. для реализации целей, выдвигаемых на уровне общества, необходимо их определенное функциональное соответствие на уровне индивида. Дисфункциональность в деятельности СМК может проявляться, например, в том, что информационная функция приобретает форму дезинформации; функция развлечения может перерождаться в функцию "контроля сознания"; функция мобилизации при определенных условиях способствовать насилию и т.п..

Особенности различных видов коммуникации

    Параметры коммуникации Межличностная

    коммуникация  в

    традиционном

    обществе

    Массовая

    коммуникация  в

    современном

    обществе

    Источник  сообщения Семья, соседи Институт
    Канал распространения "Лицом к лицу" Предполагает

    технологии

    распространения

    Время передачи Непосредственное Непосредственное  или с задержкой во времени
    Расстояние Минимальное, замкнутое Значительное, в  пределе — неограниченное
    Приемник Семья, соседи,

    непосредственное

    окружение

    Анонимная,

    разнородная

    аудитория

    Обратная  связь Возможность непосредственной реакции адресата Преимущественно «отложенная» реакции адресата (в некоторых  случаях — прямая)
    Характер  регулирования Личный, индивидуальный С использованием систем правил и контроля

В СМК  так же рассматриваются некоторые  модели:

Моделью коммуникации обычно называют абстрактное представление процесса коммуникации, выражающее взаимосвязь его основных элементов. Два основных способа видения массовой коммуникации, которые получили свое концептуальное оформление в моделях МК.

Первый  тип моделей относится к т.н. "трансмиссионным", "передающим". Акцент делается на том, что массовая коммуникация это прежде всего процесс передачи информации (зачастую однонаправленный) от передатчика к приемнику. Исходные предпосылки для этой модели были связаны с работами основоположника современной математической теории связи К. Шеннона и его коллег. Предложенная в середине XX века схема коммуникации выглядела следующим образом..

Модели  второго типа определяются как "символические" — основным здесь является представление  о массовой коммуникации как акте общения, некотором "символическом" обмене, в который передающая и приемная стороны включены в более или менее равной степени.

Также в моделях коммуникации изучаются проблемы "кодирования" и "декодирования", вне которых невозможна коммуникация как одна из форм социального взаимодействия. В техническом плане под кодированием обычно понимается перевод сообщений на язык (или в коды) необходимые для процесса передачи. Декодирование предполагает обратный перевод — восстановление смысла сообщения после его приема.

Если  говорить о "человеческой" составляющей кодирования и декодирования, то важно принять во внимание интерактивную природу коммуникации.

Участвуя  в акте коммуникации, каждый из нас  создает сообщение, кодирует его (переводит в форму, возможную для передачи) и, соответственно, декодирует ответ. Важным условием успешной коммуникации является "пересечение" пространства социального опыта взаимодействующих. Таким образом, кодирование / декодирование предполагает постоянный процесс интерпретации субъектов коммуникации, происходящий в конкретном социо-культурном контексте. Именно на этом делается акцент в моделях "символического" типа.

Очевидно, что предложенная схема в большей степени относится к коммуникации межличностной. Несмотря на серьезные различия моделей, целесообразно, по нашему мнению, рассматривать их в качестве взаимодополняющих. Все зависит от типа вопросов, которые будут ставиться в связи с анализом массовой коммуникации.

Итак, основное содержание теории массовой коммуникации Г. Лассуэла:

  1. возможности воздействия массовой коммуникации на индивида безграничны;
  2. индивид полностью уязвим перед пропагандистскими манипуляциями.
  3. «мишенью» СМИ является изолированный индивид, управляемый по принципу «подкожного впрыскивания».

Средства  массовой коммуникации – мощная сила воздействия на сознание людей, средство оперативного донесения информации в разные уголки мира, наиболее эффективное средство влияния на эмоции человека, способное убеждать реципиента наилучшим образом. Особенно четко это проявляется в отношении электронных СМК. По мере расширения технических возможностей  их роль возрастает. А по эмоциональному воздействию на чувства и сознание людей они остаются пока непревзойденными и собирают самую большую аудиторию. В средствах массовой информации, а особенно на телевидении вопросы повышения эффективности выступлений тесно связаны с уровнем организации творческого процесса, форм и средств социально-политического воспитания журналистского, художественного и технического персонала. Прежде всего, это отбор проблем, решение которых может быть поддержано и подсказано аудиторией, и создание перспективных планов работы СМК, их включающих.

Глава 2. Влияние средств массовой коммуникации на личность.

2.1. Особенности влияние средств массовой коммуникации.

Окружающая  нас реальность постоянно и кропотливо систематизируется мозгом: новые  знания и навыки, новая информация и новые события каждый день включаются либо в уже созданные ранее  структуры, либо образуют новые. Нам  постоянно приходиться собирать и обрабатывать поступающую информацию. Сначала это деление примитивно – на приятное и неприятное, но по мере «роста» информация принимает самые различные значения. Зачастую человек, получивший ту или информацию в большом масштабе по какому-либо конкретному объекту, не способен сам определить значение этой информации. Тогда на помощь и приходят СМК. СМК освещают различные актуальные общественные проблемы и тем самым влияют на мнения и поведение людей как в обществе, так и индивидуально.

Различные способы информирования граждан предпринимались во все периоды существования общества, однако возникновение массовой коммуникации как социального института оказалось возможным лишь с возникновением книгопечатания.

Информация о работе Влияние средств массовой коммуникации на личность