Влияние СМИ на формирование мировоззрения подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 17:21, курсовая работа

Описание

Цель исследования – изучить влияние СМИ на формирование мировоззрения подростков.
Объект исследования - содержание и формы СМИ.
Предмет исследования - процесс влияния СМИ на мировоззрение подростков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4

1 РОЛЬ СМИ В ФОРМИРОВАНИИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
ПОДРОСТКОВ……………………………………………………………...7

1.1 СМИ на современном этапе развития общества………………7

Компьютерная и телевизионная зависимость как фактор
формирования сознания молодёжи и воздействия на
неё………………………………………………………………..19

2 ПРОФИЛАКТИКА НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ СМИ НА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ ПОДРОСТКОВ……………………….25
2.1 Исследование влияния СМИ на мировоззрение
подростков………….…………………………...25
Методические рекомендации по улучшению процесса
формирования мировоззрения подростков посредством
СМИ……………………………………………………………… 30



ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.3-ий курс.СМИ.doc

— 329.00 Кб (Скачать документ)

        4) В процессе исследования была проведена исследовательская работа, по итогам которой можно сделать следующие выводы.

                В настоящее время в обществе усиливаются агрессивные тенденции.     Поскольку агрессия начинает проявляться еще в детстве, актуальной становится проблема агрессивности у старших школьников. По полученным в исследовании результатам можно сказать, что первоначальная гипотеза о том, что уровень агрессивности во многом зависит от получаемой подростком информации, получила своё экспериментальное подтверждение.

            Можно сказать, что проявление подростковой агрессии в повышенной или высокой форме можно избежать, принимая во внимания все факторы, которые могут способствовать развитию подростковой агрессии.

       Таким образом, значительный вклад в формирование социальных стереотипов вносит информация, распространяемая СМИ. Она создаёт своего рода вторую реальность в субъективном мире человека и является одновременно выразителем и источником формирования стереотипных образов представителей больших социальных групп. Отсюда проистекает большое внимание к проблеме социальных стереотипов в исследованиях аудитории СМИ.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Бориснев, С.В. Социология коммуникации: учеб. пособие / С.В. Бориснев. – М., 2003.- 126 с.

 
2.  Братусь, Б.С. Психологические аспекты нравственного развития личности: учеб. пособие / Б.С. Братусь. -  М., 1977. – 208 с.

    3. Детская   практическая   психология:  учеб. пособие /  Т.Д. Марцинковской; под   ред. Т.Д. Марцинковской. - М: Гардарики, 2004. – 255 с.

    4. Аверин, В.А. Психология детей и подростков: учебно-методическое пособие / В.А. Аверин.  — СПб.: изд-во Михайлова В.А.,2000. – 520 с.

    5. Мухина, В.С. Детская психология: учебно-методическое пособие / B.C. Мухина. - М.:  ЭКСМО ПРЕСС, 2000. – 352 с.

    6. Буданцев, Ю.П. Социология массовой коммуникации: учеб. пособие / Ю.П. Буданцев. - М., 2001. – 187 с.

    7. Воспитательные функции    средств массовой коммуникации: сб. научн. тр./ В.С. Хелемендрик; отв. ред. В.С. Хелемендрик, Л.С. Школьник. - М., 2000. - 90 с.

    8. Назаров, М.М. Массовая коммуникация и общество: учебное пособие / М.М. Назаров. - М.: Аванти плюс, 2004. – 180 с.

    9. Федотова, Л.Н. Социология массовой коммуникации: учебно-методическое пособие / Л.Н. Федотова. - М.: Аспект Пресс, 2002. – 200 с.

    10. Федотова, Л.Н. Социология массовой коммуникации: учебно-методическое пособие / Л.Н. Федотова. -  СПб.: Питер, 2004. – 205 с.

    11. Федотова, Л.Н. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления: учебное пособие / Л.Н. Федотова. – М., 2000. – 254 с.

    12. Интернет в гуманитарном образовании: учеб. пособие / Е.С. Полат; под. ред. Е.С.Полат.- М.: Владос, 2001. - 272 с.

  1. Науменко, Т.В. Социология массовой коммуникации: учеб. пособие / Т.В. Науменко. - СПб.: Питер, 2005. - 288 с. I
  2. Дроздов, О. Ю. Массовая коммуникация как фактор агрессивного поведения / О.Ю. Дроздов // М.: Вестник Харьковского университета, сер. 3, Психология, 2000. - №483. - С. 51-53.
  3. Агрессия у детей и подростков: учебное пособие / Н.М. Платонова; под ред. Н.М. Платоновой. - СПб.: Речь, 2004. - 336 с.

    16. Айхорн, Т. А. Трудный подросток: учеб. пособие для вузов / Т.А. Айхорн. - М.: Академия, 2001. - 336 с.

    17. Артюхова, И. С. Ценности и воспитание/ И.С. Артюхова // Педагогика. - 1999. - №4. – С. 30-32.

    18.Архангельский, Н.В. Нравственное воспитание: учебное пособие / Н.В. Архангельский. - М.: Просвещение, 2000. – 201 с.

    19.Бакштановский, В.И. Моральный выбор личности: альтернативы и решения: учебно-методическое пособие / В.И. Бакштановский. - М., 2001. – 300 с.

    20. Грачёв, Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты: учеб. пособие / Г.В. Грачёв. - М.: изд-во РАГС, 2003. – 278 с.

    21. 3азнобина, Л.С. Медиаобразование в школе: учебно-методическое пособие / Л.С. Зазнобина. -  М., 1999. – 301 с.

    22. Аверин, В.А. Психология детей и подростков: учебное пособие / В.А. Аверин. - СПб.: изд-во Михайлова В.А.,1998.- 520с.

    23. Айхорн, Т.А. Трудный подросток: учеб. пособие для вузов / Т.А. Айхорн. - М.: Академия, 2001. — 336 с.

    24.Бондаренко, Е.А. Диалог с экраном: учебное пособие / Е.А. Бондаренко. - М.: SVR-Аргус, 2000. - 96 с.

    25. Бондаренко, Е.А. Экскурсия в мир экрана: учебное пособие для среднего и

    старшего школьного возраста / Е.А. Бондаренко. - М.: SVR-Аргус, 1999. - 64 с.

    26. Богомолова, Н.Н. Влияние средств массовой коммуникации на интересы детей: учеб. пособие / Н.Н. Богомолова. - М.: изд-во Академии педагогических наук, 2001. - 116 с.

    27. Дроздов, О. Ю. Агрессивное телевидение: социально - психологический анализ феномена / О.Ю. Дроздов // М.: СоцИс , 2001. - № 8. – С. 62-68.

    28.Дроздов, О. Ю. Массовая коммуникация как фактор агрессивного поведения / О.Ю. Дроздов // М.: Вестник Харьковского университета, серия 3, Психология. -  №483,  2000. - с.51

    29. Киященко, Н.Н. Современные концепции эстетического воспитания: учебно-методическое пособие / Н.Н. Киященко. — М.: ИФРАН, 1998. - 204 с.

    30. Медиаобразование: учебное пособие / Л.С. Зазнобина [и др.]; под ред. Л.С. Зазнобиной.- М.: МИПКРО, 1996.- 80 с. 

 

                                                                                                       ПРИЛОЖЕНИЕ 1

    Анкета для подростков. 

    Инструкция: «Ребята, ответьте, пожалуйста, на несколько следующих вопросов анкеты. Постарайтесь отвечать честно. Полученная информация будет использована сугубо в исследовательских целях». 

    1. В какое время суток вы смотрите TV?

    а) Утром  б) Днем     в) Вечером        г) Ночью 

    2. Какие передачи предпочитаете?

    а) Развлекательные б) Информационные в) С криминальным уклоном

    г) (свой вариант). 

    3.Чем они Вас привлекают? 
          (свой вариант)
     

  1. Фильмы, какого жанра Вы предпочитаете смотреть?

    а) Боевики б) Мелодрамы в) Ужасы г) Триллеры д) Комедии 

  1. Чем они Вас привлекают?

    а) Сюжетом б) Спецэффектами в)         (свой вариант) 

    6. Разрешают ли вам родители смотреть телевизор после 23.00? 
    а) Да        б) Нет
     

       7. Как Вы думаете, какое влияние оказывает TV на людей? Ответ 
    объясните.

    а) Положительное, потому что 

    б) Отрицательное, потому что 

          в) Свой вариант     

     

 

    ПРИЛОЖЕНИЕ 2  
     

        Фрагменты для наблюдения и  оценивания уровня агрессивности в рамках структуализированного наблюдения.

       1.Рассерженный.

       2.Держится в дали от взрослых, даже тогда, когда чем-то задет  или в чем то

       подозревается.

       3.Ведет себя подобно «настороженному  животному».

       4.Постоянно нуждается в помощи и контроле со стороны педагога.

       5.Рассказывает фантастические, вымышленные  истории с элементами насилия.

       6.В ответ на приветствие выражает  злость или подозрительность.

       7.Портит общественную и личную  собственность.

       8.Негативно относится к замечаниям.

       9.Раз или два был замечен  в воровстве сладостей, ценных  предметов.

       10.«Дикий взгляд». Смотрит исподлобья.

       11.Очень непослушен, не соблюдает  дисциплины.

       12.Кричит, угрожает, оскорбляет.

       13.Ведет себя непристойно.

       14.«Играет героя», особенно когда ему делают замечание.

       15.Подражает хулиганским проделкам  других.

       16.Прячет или уничтожает предметы, принадлежащие другим детям.

       17.Пристает к более слабым.

       18. Дерется  

 

    ПРИЛОЖЕНИЕ 3 
     

    Анкета  для родителей, разработанная Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М. в 1992 году. 
     

    ИНСТРУКЦИЯ: «Уважаемые родители, пожалуйста, ответьте на несколько вопросов, касающихся поведения Вашего ребенка!» 

    1. Временами кажется, что в него вселился злой дух. 

    Да__________________________________________________________ 

    Нет_________________________________________________________ 

    2.   Он не может промолчать, когда чем-то недоволен. 

    Да_________________________________________________________ 

    Нет_________________________________________________________

    3. Когда  кто-то причиняет ему зло, он  обязательно старается   отплатить  тем же. 

    Да_________________________________________________________ 

    Нет_________________________________________________________ 

    4.Иногда  ему без всякой причины хочется выругаться. 

    Да_________________________________________________________ 

    Нет_________________________________________________________ 

    5. Бывает, что он с удовольствием  что-то разбивает, ломает.  

    Да_________________________________________________________ 

    Нет_________________________________________________________ 

    6.Иногда  он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.  

    Да_________________________________________________________ 

    Нет_________________________________________________________ 

    7. Он  не прочь подразнить животных.  

    Да_________________________________________________________ 

    Нет_________________________________________________________ 

    8. Переспорить  его трудно. 

    Да_________________________________________________________ 

    Нет_________________________________________________________ 

    9. Очень  сердится, когда ему кажется, что  кто-то над ним подшучивает. 

    Да_________________________________________________________ 

    Нет_________________________________________________________ 

    10. Иногда  у него вспыхивает желание  сделать что-то плохое, шокирующее  окружающих. 

    Да_________________________________________________________ 

Информация о работе Влияние СМИ на формирование мировоззрения подростков