Влияние СМИ на молодёжь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 17:17, курсовая работа

Описание

Цель работы изучение фактов воздействия СМИ на молодежную аудиторию.
Цель работы может быть достигнута путем решения следующих задач:
- рассмотреть виды СМИ;
- выявить сущность влияния СМИ на сознание человека;
- выявить факторы влияния СМИ на сознание молодёжной аудитории.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1 Понятие, виды и функции СМИ………………………………………….…..4
1.1 Виды СМИ…………………………………………………………………...4
1.2 Функции средств массовой информации………………………………...10
2 Влияние СМИ на молодёжь…………………………………………………13
2.1 Методы и приёмы воздействия СМИ на сознание человека…………...13
2.2 Негативное влияние СМИ на молодёжь и методы решения проблемы..............................................................................................……..17
Заключение……………………………………………………………………..20
Список литературы……………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая по инф обеспечению.docx

— 37.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

1 Понятие,  виды и функции СМИ………………………………………….…..4

1.1 Виды  СМИ…………………………………………………………………...4

1.2 Функции  средств массовой информации………………………………...10

2 Влияние  СМИ на молодёжь…………………………………………………13

2.1 Методы и приёмы воздействия СМИ на сознание человека…………...13

2.2 Негативное  влияние СМИ на молодёжь и методы решения проблемы..............................................................................................……..17

Заключение……………………………………………………………………..20

Список  литературы……………………………………………………….……21

 

     

     Введение

     На  сегодняшний день скорость обмена, производства, передачи и получения  информации растёт в геометрической прогрессии вместе с развитием информационных технологий. Наряду с этим появилась  проблема перегрузки информацией: обилие аудиовизуальных материалов в общественных местах, на улице, дома и на рабочем  месте определенным образом воздействуют на сознание и подсознание человека.

     Средства  массовой информации играют ведущую  роль в этом, как представляется исследователям, в первую очередь  негативном процессе. К сожалению, более  всего негативному влиянию СМИ  подвержена молодёжь. Разрушение культурных ценностей, волна немотивированной агрессии, понижение уровня культуры, снижение порога чувствительности, - одним  словом, деградация современной молодёжи является главным показателем.

     Выбранная тема актуальна, потому что сегодня  практически отсутствует контроль над рынком СМИ. Информация, производимая на нём, беспрепятственно поступает  всем категориям потребителей. Эта  информация часто оказывается недоброкачественной, ложной, антисоциальной или просто «пустой», неинформативной. Это негативно  сказывается на уровне культуры и  морально-нравственного воспитания массовой аудитории, и в особенности  подрастающего поколения.

     Объект  исследования СМИ как инструмент влияния на сознание молодых людей.

     Предмет исследования процесс формирования определенных установок молодежной аудитории под воздействием СМИ.

     Цель  работы изучение фактов воздействия СМИ на молодежную аудиторию.

     Цель  работы может быть достигнута путем  решения следующих задач:

     - рассмотреть виды СМИ;

     - выявить сущность влияния СМИ  на сознание человека;

     - выявить факторы влияния СМИ  на сознание молодёжной аудитории. 

     1 Понятие, виды и функции СМИ

     1.2 Виды СМИ

     Средства  массовой информации представляют собой  специальные учреждения, созданные  для открытой, публичной передачи с помощью специального инструментария сведений любым лицам. СМИ - это относительно самостоятельная система, характеризующаяся множественностью составляющих элементов: содержанием, свойствами, формой, методами и определенным уровнем организации. Отличительные черты СМИ - это публичность, специальное техническое обеспечение, непостоянный объем аудитории, варьирующийся в зависимости от подаваемого материала.

     Понятие «средств массовой информации» не следует  отождествлять с понятием «средств массовой коммуникации». СМК - это более  широкий спектр массовых средств. К  ним можно отнести так называемый энтертейнмент: театр, цирк, балет, оперу, кино - мероприятия, которые регулярно организовываются для контакта с массовой аудиторией. К СМК относятся также технические средства, при помощи которых производится контакт с массовой аудиторией: телефон, факс, телетайп, ICQ, скайп и так далее.

     Массовая  коммуникация как разновидность  человеческого общения, безусловно, обладает определенными специфическими особенностями, которые накладывают  свой отпечаток на сам процесс  общения и на его структурные  компоненты. Как и в любом виде общения, здесь можно выделить следующие  компоненты:

     - коммуникатор, т. е. тот, кто  сообщает информацию;

     - аудитория, т. е. те, кому говорят,  сообщают информацию;

     - канал, т. е. техническое средство, с помощью которого осуществляется  передача сообщения.

     Следует подчеркнуть особую роль канала в  массовой коммуникации, т. к. именно опосредованность общения техническими средствами задает, предопределяет основные специфические особенности массовой коммуникации как разновидности человеческого общения.

     Одной из отличительных особенностей массовой коммуникации, вытекающей из межгруппового  этого вида общения, является ее ярко выраженная социальная направленность.

     Если  межличностное общение в зависимости  от ситуации может иметь либо социальную, либо индивидуально-личностную направленность, то в массовой коммуникации - это  всегда социально-ориентированное  общение, в какой бы персонализированной  форме оно не выступало, ибо это  всегда сообщение не для одного конкретного  человека, а для больших социальных групп, для массы людей. Технические  средства дают людям возможность  передавать колоссальные объемы информации. Осуществление этого процесса немыслимо  без должной организации и  управления. Иначе говоря, невозможно ни собирать эту информацию, ни обрабатывать ее, ни обеспечивать ее распространение. Следовательно, использование технических  средств приводит к тому, что общение  в условиях массовой коммуникации носит  организованный характер.

     Деятельность  средств массовой коммуникации организуется и управляется специальными учреждениями - редакциями газет, радио, телевидения, иначе говоря, социальными институтами, которые в конечном итоге реализуют  интересы той или иной социальной группы, прежде всего интересы правящих классов общества. В этом институциональном  характере массовой коммуникации также  находит отражение тот факт, что  массовая коммуникация является по существу общением больших социальных групп. Следующая важная особенность массовой коммуникации заключается в том, что из-за опосредованности техническими средствами в ней отсутствует  прямой непосредственный контакт коммуникатора  и аудитории. Иначе говоря, в массовой коммуникации отсутствует непосредственная обратная связь. Надо отметить и такую  особенность общения в условиях массовой коммуникации как повышенную требовательность в обществе норм общения  по сравнению с межличностным общением. Это диктуется тем, что передаваемые сообщения должны быть максимально четкими понятными для самой широкой аудитории. Кроме того, отсутствие непосредственной обратной связи, как правило, не дает возможность сразу заметить и исправить допущенную оговорку или ошибку. Коммуникатор приобретает в массовой коммуникации как бы коллективный характер. Это объясняется тем, что в общении больших социальных групп, чем, по сути, является массовая коммуникация, каждый коммуникатор, сознает он это или нет, объективно выступает не только и не столько от своего имени, сколько от имени группы, которую он представляет. Итак, если суммировать особенности общения в условиях массовой коммуникации и сравнить с особенностями межличностного общения, то можно отметить существенные различия. Естественно, что все вышеуказанные особенности никогда не выступают в чистом виде, и между массовой коммуникацией и межличностным общением множество промежуточных форм. Так, например, разговор двух человек по телефону опосредован техническими средствами, но это не делает его разновидностью массовой коммуникации, т. к. в телефонном общении явно превалируют характеристики межличностного общения.

     Рассмотрим  три подсистемы СМИ: печать, радио  и телевидение. Все они напрямую связаны со средствами массовой коммуникации: В печати информация распространяется путём нанесения текста на бумагу при помощи специальных технических  средств в типографии. Радио вещает при помощи электромагнитных волн, которые расшифровываются радиоприёмником. Телевидение также распространяет информацию при помощи электромагнитных волн, но к звуку добавляется изображение. Сигнал принимается на телевизор.

     Если  сравнивать эти три подсистемы, то каждая имеет свои плюсы и свои минусы. Типологической особенностью печатных СМИ является статичность  изображения - печатный текст или  фотография находятся на странице, которую мы можем перевернуть, когда захотим, или вернуться назад. Но есть минус - печатные СМИ проигрывают электронным в оперативности подачи информации - что в современном мире является немаловажным фактором.

     Отчасти оперативность подачи информации зависит  от периодичности выхода печатного  ресурса (отсюда название - печатные СМИ). Есть ежедневные газеты, ежемесячные  журналы, альманахи, которые выходят  раз в полгода. Чаще, чем раз  в день выпускать газету на современном  рынке СМИ убыточно.

     Таким образом, пресса проигрывает в оперативности  информирования. Ведь невозможно избежать значительного разрыва во времени  между подготовкой номера, печатанием тиража, доставкой и получением его  «потребителем». Это особенно касается прессы, распространяемой по всей стране.

     К одному из чудес XX столетия по праву  причисляется телевидение, которое  играет весьма существенную роль в  развитии общества - его культуры, информированности, наконец, в формировании его политических симпатий. Столь существенная роль телевидения достигнута благодаря  прогрессу телевизионной техники  и базовых для нее научных  и инженерных отраслей.

     По-настоящему массовым средством электронной  информации телевидение становится в послевоенные годы. В это же время возникла проблема передачи программ от одних центров к другим, разделенных  часто большими расстояниями.

     Идеи  создания глобального телевизионного вещания ещё более осложняли  проблему доставки ТВ сигналов до абонента. Строительство наземных телекоммуникаций огромной протяжённости создавало  дополнительные трудности в достижении требуемого качества ТВ сигнала в  аналоговой форме из-за многочисленности ретрансляционных участков.

     Разрешением всех этих трудностей стала интеграция телевидения и космической техники - ещё одного чуда XX века.

     Телевидение зарождается на стыке радио и  кино, вобрав в себя положительные  особенности и того и другого. От радио телевидение вобрало  в себя возможность передавать звук в виде электромагнитных волн на расстояния, а от кино - возможность отображать на экране картинку (будь то подвижное  изображение, фотография, график, диаграмма  или просто печатный текст).

     Таким образом, печать, радио и телевидение  составляют три основных вида средств  массовой информации, каждое со своими достоинствами и недостатками, которые  проявляются в способе донесения  информации до целевой аудитории. То, что их объединяет - это их основная задача, то есть своевременно, оперативно и качественно донести до массовой аудитории актуальную и востребованную информацию. Печатные СМИ в виде текста и изображений, радио в  виде звуковой информации, телевидение - в виде кинематографического изображения.

     Отдельно  стоит выделить ещё два составляющих, относящихся к средствам массовой коммуникации - это реклама и Интернет.

     По  сравнению с другими средствами массовой коммуникации (газеты, журналы, листовки, брошюры и т.д.), информация, находящаяся в глобальной сети является более доступной (поскольку доступ к ней имеет любой человек, подключенный к сети Интернет), регулярно  обновляемой, не имеет ограничений  по объему, сопровождается большим  количеством графической информации (фотографии, видеоролики). На страницах  сайта могут быть размещены интерактивные  элементы, позволяющие наладить связь  между пользователем и владельцем сайта (гостевые книги, почтовые службы). Отсутствие пространственных границ делает информацию, размещенную в Интернет, доступной вне зависимости от местоположения пользователя.

     Все многообразие коммуникаций между производителями  и потребителями информации в  Интернете сводится к четырем  большим группам: а) асинхронная, не совпадающая во времени, коммуникация по типу "один-одному" (посредством  электронной почты); б) асинхронная  коммуникация по типу "многие-многим" (сервисы Usenet, доски объявлений, листы  рассылки); в) синхронная, совпадающая  во времени, коммуникация по типу "один-одному", "один-нескольким" или "один-многим", организованная вокруг определенной темы, ролевой игры (MUD), в чатах и  программах обмена сообщениями, например, в ICQ; г) асинхронная коммуникация, характеризующаяся  тем, что получателю необходимо найти  сайт для получения доступа к  нужной информации, и построенная  по принципу "многие-одному", "один-одному" или "один-многим" (Web-сайты, FTP-сайты).

Информация о работе Влияние СМИ на молодёжь