Влияние СМИ на молодёжь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 17:17, курсовая работа

Описание

Цель работы изучение фактов воздействия СМИ на молодежную аудиторию.
Цель работы может быть достигнута путем решения следующих задач:
- рассмотреть виды СМИ;
- выявить сущность влияния СМИ на сознание человека;
- выявить факторы влияния СМИ на сознание молодёжной аудитории.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1 Понятие, виды и функции СМИ………………………………………….…..4
1.1 Виды СМИ…………………………………………………………………...4
1.2 Функции средств массовой информации………………………………...10
2 Влияние СМИ на молодёжь…………………………………………………13
2.1 Методы и приёмы воздействия СМИ на сознание человека…………...13
2.2 Негативное влияние СМИ на молодёжь и методы решения проблемы..............................................................................................……..17
Заключение……………………………………………………………………..20
Список литературы……………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая по инф обеспечению.docx

— 37.50 Кб (Скачать документ)

     Отметим, что только "обеспечивает", то есть термин "Интернет" указывает  на технологию связи. А сама коммуникация проходит с помощью сервисов, которые  предоставляются Интернетом. Наиболее распространенными Интернет-сервисами  являются: хранение данных; передача сообщений  и блоков данных; электронная и  речевая почта; организация и  управление диалогом партнеров; предоставление соединений; проведение сеансов; видео-сервис. Все эти сервисы предоставляются  службами Интернета. Таким образом, Интернет является мощным средством  массовой коммуникации, позволяющим  связывать между собой группы пользователей, вне зависимости  от их географического расположения, пола, возраста, семейного положения  и других значимых социальных характеристик.

     Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Реклама - это часть нашей жизни. Она является предметом изучения исследователей во многих областях. Все пытаются провести анализ, каким же образом реклама может так воздействовать на потребителя, чтобы он подвергся внушению, принял на переосмысление стороннюю информацию и как результат. Эффективность рекламы зависит прежде всего от степени охвата аудитории, что обеспечивается симбиозом рекламы и СМК. Для современных СМК реклама - один из основных источников дохода. Однако это обстоятельство имеет один существенный отрицательный момент - чрезмерное использование рекламы, внушение мысли о том, что приобретение тех или иных товаров сделает человека более счастливым, более привлекательным или будет способствовать более высокому статусу в обществе, приводит к деформации системы ценностей человека, подменяя стимулы внутреннего, духовного развития стимулами потребления. 
 

     1.2 Функции средств массовой информации

     Разные  авторы и журналисты выделяют разные функции.

     Например, Е.П. Прохоров выделяет следующие шесть  функций журналистики:

     - коммуникативную - функцию общения с массовой аудиторией, которую автор называет исходной функцией журналистики;

     - непосредственно-организаторскую, где наиболее ярко проявляется журналистика, как «четвёртая власть»;

     - идеологическую (социально-ориентирующую), связанную со стремлением оказать глубокое влияние на мировоззренческие основы и ценностные ориентации аудитории, на самосознание людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведенческих актов;

     - культурно-образовательную, заключающуюся, по мнению автора, в том, чтобы, будучи одним из институтов культуры общества, участвовать в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных ценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию человека;

     - рекламно-справочную, связанную с удовлетворением утилитарных запросов в связи с миром увлечений разных слоев аудитории;

     - рекреативную (развлечения, снятия напряжения, получение удовольствия).

     С.Г. Корконосенко выделяет четыре сферы, на которые оказывают непосредственное влияние СМИ: экономическую, политическую, духовно-идеологическую и социальную.

     В каждой из этих сфер СМИ играют свои социальные роли:

     1. Производственно-экономическую;

     2. Регулирующую;

     3. Духовно-идеологическую;

     4. Информационно-коммуникативную.

     Так, в экономической области она  становится ресурсом, товаром, который  можно купить или продать. В социальном измерении главным является сбор, накопление, хранение, переработка  и распространение информации.

     В духовной сфере пресса выполняет  познавательную, образовательную, воспитательную функции.

     Таким образом, различные авторы по-разному  рассматривают функции средств  массовой информации. Самое простое  разделение функций можно встретить  в современных исследованиях:

     - гуманитарные функции СМИ - информирование, образование, развлечение и т.п.;

     - политические функции СМИ - формирование массового общественного сознания и/или направленное влияние на отдельные группы населения.

     Видимо, эти функции названы политическими, поскольку политическая власть воздействует на общественное мнение, формирует  определенную идеологию в массах, привлекает к политическим идеям различные группы лиц. Особенно сильно процесс влияния на общественное мнение происходит во время политических выборов, когда внедряются установки, стереотипы, навязываются свои цели и человек побуждается к определенному действию.

 

     

     2 Влияние СМИ на молодёжь

     2.1 Методы и приёмы воздействия СМИ на сознание человека

     Общественное  сознание - это отражение материального  отношения людей друг к другу  и к природе в процессе отношения  людей к действительности. Воздействуя  на общество в целом, СМИ воздействует на каждого человека по отдельности. Таким образом, средства массовой информации формируют общественное мнение - настроения массовой аудитории, её взгляды, отношение  к проблемам и событиям.

     Рассмотрим  три функции СМИ относительно их влияния на массовое сознание:

     Экспрессивная функция - самая широкая по своему значению. Общественное мнение всегда занимает определенную позицию по отношению  к различным политическим системам, государственной власти, какой-либо глобальной общегосударственной или  общемировой проблеме. Таким образом, в данной функции общественное мнение выступает в качестве некоей контролирующей силы по отношению к институтам власти, то есть обладает моральной властью, но и эта власть очень эффективна, поскольку назревающие процессы недовольства общества могут привести к серьезным последствиям, возможно, даже к неким государственным  изменениям.

     Вторая  функция - консультативная. Общество выражает свою точку зрения на какую-либо проблему и таким образом может заставить  институты власти действовать определенным образом в отношении решения  экономических, идеологических, политических проблем. Но эта функция будет  иметь влияние на институты власти лишь в том случае, если власть прислушивается к общественному мнению. Распространению  общественного мнения во многом способствует СМИ, распространяя мнения каких-либо людей.

     Третья  функция - директивная, проявляется  в том, что общественность выносит  решение по тем или иным проблемам  социальной жизни, которые имеют безусловные характер. Например, изъявление народного мнения при выборах - в данном случае народ не только оказывает степень доверия тому или иному кандидату, но и выражает свое мнение.

     Общественное  мнение во многом определяет общественную жизнь и направляет деятельность некоторых социальных институтов, в  том числе и деятельность СМИ. Поскольку СМИ стараются освещать значимые, актуальные для общества проблемы и во многом рассматривают  их с точки зрения общественного  мнения, можно сделать вывод, что  и общественное мнение может определять деятельность СМИ. Но и само общественное мнение формируется под воздействием различных факторов, в частности  из-за распространения идеологии  и пропаганды, чем могут заниматься и СМИ.

     В практике СМИ сегодня широко используются методы подсознательного воздействия, когда отношение общества к тем  или иным явлениям окружающего мира формируется с помощью стереотипных представлений, которые внедряются в поток новостей, автоматически  вызывая в массовом сознании либо отрицательную, либо положительную  реакцию на конкретное событие.

     Задача  прессы в процессе убеждения - создать  прочное, устойчивое отношение к  данному явлению. Благодаря своей  биологической природе, человек  подвержен внушению, подражательности и заразительности. А более всего  этому внушению подвержена молодёжь. Причиной этому сравнительно небольшой  жизненный опыт. Молодёжь зачастую не может правильно отфильтровать поступающую из СМИ информацию, разделяя её на достоверную и ложную. Это вполне нормальное явление, но тем не менее, это способствует тому, что молодёжь попадает под влияние СМИ, специально или непреднамеренно внушая им свои взгляды, убеждения и отношение к освещаемым проблемам.

     Внушением считают воздействие на личность, приводящее к появлению у человека помимо его воли и сознания определенных чувств и/или побуждающее человека к совершению определенных действий. Находясь под воздействием внушения, человек не контролирует направленное на него воздействие. Проще всего внушить человеку то, к чему он предрасположен в силу своих потребностей и интересов. Однако внушить что-то можно и вопреки его воле, вызывая определенные чувства и состояния, толкающие к совершению поступка, возможно, совершенно не следующего из принимаемых им норм и принципов поведения. Сама по себе деятельность СМИ, ставящая задачей внушить что-либо обществу, является негуманной, поскольку люди не могут контролировать направленное на них воздействие и, соответственно, оказываются бессильными перед подобными внушениями.

     Еще одним методом СМИ является - в  технике внушения поддержание мифов  играет огромную роль. Мифы внедряются в сознание, влияют на чувства и  поведение людей. Мифы очень жизнеспособны, и их жизненность объясняется  тем, что, опираясь на реальные факты  и события, они воспринимаются как  истина, догмат. В основе механизма  мифологизации лежат подтасовка, сокрытие фактов, событий, документов. Но мифы всегда имеют под собой  реальную основу, некое реально произошедшее событие, определенный свершившийся факт. Быстрому их распространению часто  способствует низкая информационная культура, склонность к некритическому восприятию действительности. Большое количество мифов порождается условиями  монополизации информации. Неосведомленность  граждан позволяет властным структурам оказывать через СМИ скрытое  воздействие на общественное мнение. Если раньше свободу печати ограничивало государство, то теперь тенденции к  монополизации определенными частными компаниями.

     Еще один метод, позволяющий влиять на общественное мнение - это имидж. Имидж - это искусственно сфабрикованный образ.

     Сложно  определить наиболее эффективный метод, поскольку каждый из них оказывает  определенное целенаправленное влияние. Все эти средства внушения оказывают  огромнейшее влияние на человеческое сознание, заставляя самого человека действовать и думать определенным образом. Стоит отметить, что многие СМИ ведут свою политику, грамотно сочетая эти методы воздействия на массовое сознание.

     Конечно, все зависит от пристрастности самого человека по отношению к средствам  массовой информации, но далеко не каждый будет критично воспринимать всю  информацию, обрушивающуюся с газет, радио и телевидения.

     Рассматривая  сущность влияния СМИ на массовое сознание, необходимо также рассмотреть  влияние рекламы на сознание целевой  аудитории.

     Реклама - это оплаченная, неперсонализированная коммуникация, осуществляемая идентифицированным спонсором и использующая средства массовой информации с целью склонить (к чему-то) или повлиять (как-то) на аудиторию.

     Реклама - это уже неотъемлемая часть нашей  жизни. Общественная потребность в  рекламе появляется там, где потребитель  имеет выбор, свободен делать его. Реклама  развивается тем интенсивнее, чем  шире становится выбор товаров и  услуг. Отсутствие нормальных рыночных отношений, разумеется, ставит под сомнение необходимость рекламы. Сейчас ее можно  увидеть и услышать повсюду: по телевидению, радио, в печати, а так же через  наружные средства массовой коммуникации. Реклама оказывает большое влияние  на потребителя в выборе товаров.

     Отдельно  стоит отметить влияние Интернета  на сознание современной молодёжи. Очень остро стоит проблема Интернет зависимости именно в этой возрастной категории, и многие врачи-наркологи  уже выделяют это, как отдельную  болезнь. В первую очередь, это зависимость от социальных сетей. Виртуальный мир, виртуальные друзья, виртуальное общение. На таких сайтах зарегистрированы миллионы молодых людей в возрасте от 13 до 25 лет. Эти социальные сети были созданы для общения, но превратились в «виртуальный дом», где молодёжь пропадает целыми днями. Сайты развиваются, проводят интересные акции, вроде «пригласи пять друзей и получи в подарок i-pod». Эти акции привлекают, заставляют находиться как можно дольше на своих сайтах, привлекать всё новых и новых пользователей.

Информация о работе Влияние СМИ на молодёжь